Уроки Розова: за шедеврами поедем туда, где тепло и много бедного люда

Есть мнение. Оно носится в воздухе и очень многим кажется чем-то вроде математической аксиомы — вполне самоочевидной истиной. Дома — в Москве или в любом другом городе нашей Родины — снимать нечего. Что тут может быть красивого или интересного? Тут, как любят говаривать некоторые наши профессиональные репортеры, «люди на улицах не живут». Вот в Индии живут. А у нас не живут!

Текст и фото: Георгий Розов.

Фото 1. Диалектика.

Камера Olympus OM-D E-M5

Объектив M. ZUIKO DIGITAL ED 60mm 1:2.8 MACRO

Чувствительность 200 ISO

Выдержка 1/25 с

Диафрагма f/5,9

Экспокоррекция –0,3 EV

 Фокусное расстояние 120 мм пленочного стандарта.

Поэтому за шедеврами предлагается ездить туда, где тепло, где много бедного люда в живописных лохмотьях и древних развалин с фактурными стенами. Или в горы, к сияющим вершинам. Или «в Париж, срочно». Там достаточно поднять камеру и нажать на спуск — успех обеспечен.

Вот, наверное, почему дорогие камеры всю зиму отдыхают, набираются сил, чтобы потом за две недели отпуска отработать затраченные на них деньги: обеспечить хозяина «лайками» социальных сетей на долгие месяцы вперед.

Должен признаться, что мне когда-то давно тоже казалось, что за красотой надо сначала долго-долго ходить, истоптать несколько пар сапог, прежде чем она покажет свой прекрасный лик. Но с годами пришел к выводу, что красота (как и деньги) лежит под ногами. Надо просто научиться видеть и не лениться поднимать.

В студиях такую схему освещения используют для съемки гламурных портретов. Два рисующих источника сзади справа и слева.

Но тут правый задний направлен непосредственно на ручку. Его рефлекс потому и выглядит совершенно белым и очень ярким. Левый источник света — отраженные от листьев березы лучи солнца. Этот свет уже не белый, а слегка желто-зеленый, и он не так ярок, как правый. Вот почему рефлекс от левой ручки выглядит потухшим.

Заполняющий источник — свет, отраженный от стен и потолка комнаты. Он слегка подсвечивает затененные части кадра, которые в противном случае остались бы совсем черными. Это позволило сохранить детали в тенях, снизив контрастность сюжета. Для этого снимка очень важно было, на мой взгляд, сохранить цветные полосочки пространства рядом с самими рамами. Без такой «мелочи» картинка была бы вырвана из жизненного контекста и потеряла бы признаки документальности.

Александр Исаевич Солженицын не был фотографом, но сразил меня наповал примерно такой мудростью, которая относится к нам напрямую: без упражнения органы отмирают! Конечно, он имел в виду совсем другие органы. Но я предлагаю оценить правильность этой максимы, применяя ее ко всему комплексу умений фотографа.

Если снимать две недели в году, то никогда не научишься отличать контрастный свет от мягкого и чувствовать красоту сочетаний того и другого в одном кадре. Трудно на уровне почти полного автоматизма выбирать фокусное расстояние оптики, необходимое в том или другом случае. Трудно почувствовать момент, когда лучше нажать на кнопку спуска, чтобы остановить то самое решающее мгновение, о котором говорят, что оно прекрасно…

Словом, снимать нужно постоянно — если заниматься фотографией всерьез, рассчитывая на реализацию творческого потенциала.

Я знаю, как сложно осуществить все, что требует систематического повторения. Это что-то вроде утренней гимнастики. Все знают, что ее надо делать, что кроме пользы — никакого вреда, но только пинки судьбы заставляют делать то, что идет нам же на благо. А еще я знаю, что чужой опыт мало кому идет впрок, но все-таки расскажу, где нахожу красивые картинки, не покидая своего спального района, больше того, даже не выходя из квартиры. Происходит это просто, буднично, однако доставляет массу удовольствий от обретения находок. Словно опустил голову и сто рублей нашел.

У меня этот процесс часто связан с освоением чего-то новенького. Нового процесса, новой схемы освещения, новой аппаратуры. Она сейчас меняется быстро и, не успевая отработать даже трети заложенного ресурса, морально устаревает. И вот я, собираясь купить или уже купив что-то новенькое, неважно что — аппарат, объектив, фильтр, бленду, радиопусковое устройство, должен сначала это новенькое испытать и освоить.

Справа от рабочего стола — окно. Не просто окно, а палочка-выручалочка. Достаточно повернуть голову, чтобы увидеть пластиковые ручки, достойные восхищения. Не потому, что они сами по себе такие очаровательные. Свет сделал их волшебно одушевленными. Они заговорили языком визуальных символов.

Я увидел оптимизм и пессимизм, плюс и минус, разницу потенциалов, сияние и серость, молодость и старость, единство и борьбу противоположностей — и еще множество других смыслов почудились мне в этом готовом к употреблению непридуманном натюрморте. А ведь я всего только хотел испытать макрообъектив для «Олимпуса». Оставалось не упустить момент. Солнце ведь могло спрятаться за тучей, а рисунок переотражений световых пятен испариться, как утренний туман. Жди потом такого стечения обстоятельств (фото 1).

 

Фото 2. Тень.

Это тень решетки на занавеске того же окна, возле моего рабочего стола. Один из первых тестовых кадров, сделанных новой камерой. Обесцвечен снимок потому, что занавеска была однотонной.

Камера Sony DSC RX1

Объектив — встроенный 35/2,0

Чувствительность 125 ISO

Выдержка 1/200 с

Диафрагма f/5,6

Экспокоррекция +0,67 EV 

Фото 3. Робот.

Робот встретился в двухстах метрах от дома. Он поднимался по бетонным ступенькам. Рубленная на кубики форма человеческой фигурки напоминает живопись кубистов. Пришлось постоять немного рядом с лестницей, чтобы дождаться подходящего по комплекции героя. Картинку пришлось конвертировать в черно-белое ради усиления графичности: синие тени на сером бетоне отвлекали внимание от формы самих теней.

Камера Sony DSC RX1

Объектив — встроенный 35/2,0

Чувствительность 200 ISO

Выдержка 1/1000 с

Диафрагма f/5,6

Фото 4. Сирень.

Утреннее солнце подарило мне тенюшку в соседней комнате. Отдельное спасибо — любимой жене и неизвестному дизайнеру ткани, рисунок которой стал неотъемлемой частью сюжета. Большое значение имеет цвет стеклянной вазы. Она красная, а любое красное пятно почти автоматически становится центром притяжения взгляда зрителя.

Камера Olympus OM-D E-M5

Объектив M. ZUIKO DIGITAL 45mm 1:1.8

Чувствительность 200 ISO

Выдержка 1/25 с

Диафрагма f/5,9

Экспокоррекция –0,3 EV

Фокусное расстояние 120 мм пленочного стандарта. 

Sony RX1 попала ко мне случайно: фирма дала протестировать. Камера была со мной круглосуточно два месяца. Маленькая, легкая и очень удобная в обращении. О качестве ее картинки даже говорить ничего не надо: перехвалить невозможно. Само присутствие такой игрушки в кармане приводило к тому, что я не проходил даже мимо тенюшек, хватавших меня за глаз (фото 2, 3 и 4).

Впрочем, я люблю снимать не только само окошко, но и то, что из него вижу. В целом там не бывает ничего особенного — такого, что хотелось бы тормознуть и законсервировать. Но жизнь и природа постоянно что-то меняют. Есть даже песенка про это: «А за окном то дождь, то снег, и спать пора»…

Да, хорошо снимать проливной дождик именно из окна, совсем не рискуя залить оптику. И картинки красивы, и сам сухой. И пургу из окошка тоже снимать хорошо: камера не мерзнет, аккумулятор не садится, оптика не потеет, а картинка сиреневых сумерек радует глаз (фото 5, 6 и 7).

Фото 5. Ливень (из серии «Спальный район»).

Мне очень понравилось дымка, возникшая из-за дождя: она светилась, подсвеченная контровым светом утреннего солнца. То есть прямого света не было, но сквозь облака лучи солнца все-таки просачивались. Отсюда почти глянцевый блеск зелени на газонах. А вот мостовые выглядят матовыми, потому что пузыри в лужах скрывают отражения, какие обычно бывают на влажном асфальте. Конечно, я не стал бы показывать вам эту картинку, если бы не удалось снять убегающих от дождя девочек. Они очень оживили фотографию. Точнее, именно они и сделали ее.

Камера Olympus OM-D E-M5

Объектив M. ZUIKO DIGITAL ED 12mm 1:2.0

Чувствительность 640 ISO

Выдержка 1/40 с

Диафрагма f/4 

 Фото 6. Зазимок.

После первого снега, который пал на зеленые, еще не жухлые листья берез, случился мелкий моросящий дождь с туманом. Я выглянул в кухонное окошко. Контраст сияющей в свете фонаря веселенькой зелени и сумеречной синевы показался мне удивительно красивым. А фотокамера всегда рядом. Октябрь. Время в Москве 18:09.

Камера Nikon D800

Объектив AF-S Nikkor 70–200/2,8 G ED IF VR

Чувствительность 1000 ISO

Выдержка 1/30 с

Диафрагма f/2,8

Экспокоррекция – 0,67 EV

Фокусное расстояние 70 мм 

 

Фото 7. Пурга.

В то же самое кухонное окно, но уже в начале марта, почти в то же время, при свете того же фонаря, я сделал еще одну вечернюю картинку. Согласитесь, совсем другое настроение! Кстати, снимать в такую погоду на улице — врагу не пожелаешь. Оптика мгновенно покрывается каплями влаги. Это гарантированный брак.

Камера Nikon D4

Объектив AF-S Nikkor 16–35/4 ED

Чувствительность 2500 ISO

Выдержка 1/60 с

Диафрагма f/5,6

Экспокоррекция –1,33 EV

Фокусное расстояние 16 мм

 

Не подумайте, что я только и делаю, что сижу у окошка и веду дневник происшествий для местного комиссара Мегрэ. Иногда я даже гулять выхожу. Камера, понятное дело, всегда со мной. Даже когда моют машину на местном сервисе, я нахожу дивные сюжеты для фотографирования. Не говоря уже о кошках, собачках, детях в луна-парке, пьяницах, стариках, торговцах…

Если камера со мной, без хорошей картинки я домой не возвращаюсь. И когда приходит день долгожданной поездки «в Париж, срочно», я натренирован и готов к любым неожиданностям (фото 8, 9 и 10).

Фото 8. Осень в спальном районе (из серии «Спальный район»).

Камера Nikon D4

Объектив AF-S Nikkor 16–35/4 ED

Чувствительность 2500 ISO

Выдержка 1/60 с

Диафрагма f/5,6

Экспокоррекция –1,33 EV

Фокусное расстояние 16 мм

 

Фото 9. Шеф-повар в желтых тонах (из серии «Спальный район»).

Камера Olympus OM-D E-M5

Объектив M. ZUIKO DIGITAL ED 75–300mm 1:4/6.7–8

Чувствительность 1000 ISO

Выдержка 1/250 с

Диафрагма f/5,8

Экспокоррекция +0,3 EV

Фокусное расстояние 328 мм пленочного стандарта.

 

Фото 10. Еще раз про любовь.

Очень сложные объекты для съемки — забавные маленькие собачки. Они вертлявы и непоседливы, как младенцы, только что вставшие на ноги, но к тому же еще пугливы и агрессивны. Зато хороши для тренировки скорости реакции и оперативных навыков фотографа.

КамераOlympus OM-D E-M5

Объектив M. ZUIKO DIGITAL ED 75–300mm 1:4/6.7–8

Чувствительность 1600 ISO

Выдержка 1/250 с

Диафрагма f/5,8

Экспокоррекция +0,3 EV

Фокусное расстояние 468 мм пленочного стандарта.

 

Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Техника съемки2 года назад
Что может быть прекраснее звезд? Только их фотографии! Тема нашей новой Магистратуры Nikon — одна из...
Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Техника съемки1 год назад
Вы когда-нибудь попадали в ситуации, когда глубины резко изображаемого пространства (или просто ГРИП...
Просветим про свет: что же брать, чтобы не «перебрать»?

Просветим про свет: что же брать, чтобы не «перебрать»?

Техника съемки2 мес. назад
Понимая естественное стремление новичка в фотографии быстрее "взять быка за рога" (а перед...
Композиция в предметной съемке

Композиция в предметной съемке

Техника съемки2 года назад
Представляем вам экспертов: наш специальный гость, один из лучших предметных фотографов России Игорь...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Техника съемки1 год назад
Известно, что панорамная съемка применяется в том случае, когда угол обзора объектива недостаточен д...
Семь масок гобо, которые можно найти у себя дома.

Семь масок гобо, которые можно найти у себя дома.

Техника съемки4 мес. назад
Маски гобо - это модификаторы света, которые выполнены в виде трафарета с определённым рисунком. Они...
Съемка мужского портрета

Съемка мужского портрета

Техника съемки4 мес. назад
Этот совет от Nikon посвящен съемкам мужского портрета. Для создания мужского портрета нет особых о...
Смотрите шире. Снимаем и склеиваем панораму

Смотрите шире. Снимаем и склеиваем панораму

Техника съемки2 года назад
Вам когда-нибудь казалось, что фотографии со стандартным для зеркалок соотношением сторон 2:3 какие-...
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка вылетает не туда?

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка выл...

Техника съемки4 года назад
Вся фотографическая премудрость по Сахарову укладывается в несколько афористичных фраз и рассчитана,...
Как снять звездочку на небе?

Как снять звездочку на небе?

Техника съемки1 год назад
Видели когда-нибудь фотографии звездного неба с миллионом звезд и млечным путем через всю фотографию...
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 2  - как снять собаку, пока она не убежала?

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 2 - как снять собаку, пока она не убежала?

Техника съемки4 года назад
Процесс обучения на мастер-классе Игоря Сахарова иногда превращался в коммерческую съемку прямо на г...
Фотосъёмка на объектив, с линзой из куска кристально-чистого льда

Фотосъёмка на объектив, с линзой из куска кристально-чистого льда

Техника съемки1 мес. назад
Фотограф и видеооператор Матьё Стерн (Mathieu Stern) любит использовать в своей работе странные и не...
Уроки Розова: главное в кадре. Часть 1

Уроки Розова: главное в кадре. Часть 1

Техника съемки4 года назад
Композиционная грамотность таланта не заменяет. Ее можно сравнить с мастерством оратора, заставляюще...
В путь с камерой. Тревел-фотография

В путь с камерой. Тревел-фотография

Техника съемки2 года назад
Путешествие. Есть что-то магическое в этом слове. Огромный мир за дверью дома. Невероятные пейзажи, ...
Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть I

Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть I

Техника съемки4 года назад
Удивительная все-таки вещь — свадебная фотография! Кипение страстей, которое разворачивается вокруг ...
Уроки Розова: за шедеврами поедем туда, где тепло и много бедного люда
Георгий Розов

Комментарии

Отправить