Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 2 - как снять собаку, пока она не убежала?

 

Процесс обучения на мастер-классе Игоря Сахарова иногда превращался в коммерческую съемку прямо на глазах учеников. Тут, например, в один день были сняты кошка и собака. Причем пса снимали при двух вариантах освещения и на черном и на белом фоне. Наблюдая практическую работу, всегда узнаешь попутно множество полезностей, до которых самому не додуматься, — жизни не хватит! В предыдущей публикации мы представили первую часть репортажа Георгия Розова о мастер-классе известного рекламного фотографа Игоря Сахарова. Она закончилась рассказом о том, как Игорь снимал пса на белом фоне. Ниже читайте продолжение этой фотосессии.

Текст и фото: Георгий Розов

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка вылетает не туда? 

Фото 1. Игорь Сахаров. Мастер-класс в Москве.

Камера Nikon D4 
Объектив AF-S Nikkor 14–24/2,8 ED 
Чувствительность 10 000 ISO 
Выдержка 1/50 с 
Диафрагма f/2,8 
Экспокоррекция –0,67 EV 
Фокусное расстояние 14 мм

 

Cъемка пса на белом фоне

Я тут подсмотрел, как Сахаров использует записанные диктофоном мобильника голоса щенков и кошек, чтобы привлечь внимание живности и удержать ее от попыток сбежать с площадки от слепящего света и незнакомых людей.

Рисующий свет для съемки собаки передний верхний. Источник — большой стрип. Обратите внимание: той же фирмы Broncolor. Он действительно большой и потому дает обволакивающий объемный свет, но еще об одном его достоинстве я скажу особо.

Эти приборы снабжены своего рода блендами, только в отличие от тех, которые надеваются на объективы фотоаппаратов, — матерчатые. Впрочем, роль у этих приспособлений одинаковая: мешать паразитному свету (то есть свету, не участвующему в создании изображения) просочиться к матрице фотоаппарата.

Простая вроде бы полоска ткани, но как же облегчает жизнь фотографу! Особенно когда нужно придвинуть стрип вплотную к объекту съемки (фото 12 и 13).

 

Фото 12. 
Пес на белом фоне 
(фото Игоря Сахарова)

 

Фото 13. Пес на белом фоне.

Фон — софтбокс 150×150 см. Стрип — рисует. Тени слегка заполняются светом, отраженным от крашенной белой краской циклорамы.

Камера: Nikon D4 
Объектив: Nikkor 24–70/2,8 
Чувствительность 5000 ISO 
Выдержка: 1/320 с 
Диафрагма: f/2,8 
Экспокоррекция: –1,33 EV 

Фокусное расстояние: 24 мм

Съемка пса на черном фоне

Сменили фон на черную бумагу. Рисующий свет остался прежним, но, чтобы обрисовать контуры собачьей фигуры, позади повесили такой же длинный стрип, как и спереди. Обратите внимание на то, что контровой стрип стоит под углом примерно 35 градусов, а не горизонтально. Это не случайность, а один из излюбленных приемов Игоря. Таким образом можно регулировать и зоны, и яркость подсветки контуров фигуры собаки. Отражение от белого пола заполняло провалы в тенях спереди.

Как и предупреждал Игорь, на черном фоне объект выглядит «богаче».

 

Фото 2.

Много времени при съемке животных в студии уходит на то, чтобы удержать модель от попыток удрать куда-нибудь подальше от фотографа. Вот почему снимать надо быстро, ловить мгновения, когда ласковая рука хозяйки уже не в кадре, а собака еще не успела на это среагировать.

 

Фото 3.

Пес на черном фоне. Фото Игоря Сахарова.

Камера Nikon D4 
Объектив AF-S Nikkor 24–70/2,8 G ED IF N 
Чувствительность 2000 ISO 
Выдержка 1/60 с 
Диафрагма f/2,8 
Экспокоррекция –1,33 EV 
Фокусное расстояние 36 мм 

 

Часы на черном фоне

Часы с черным циферблатом на черном фоне. Мне это напоминает сказочку-страшилку: «В черной-черной комнате на черном-черном столе стоял черный-черный гроб, а в нем лежал черный-черный шкелет». А еще легендарные фотографии черной кошки в угольном ящике.

Съемка этого сюжета отняла довольно много времени. Сначала часы положили на кусочек черной бархатной бумаги. Камеру Игорь поставил под углом к часам и потому наклонил переднюю стенку камеры вперед (тильт). Такой наклон позволяет почти полностью загнать часы в зону резкости. Съемка обычной зеркалкой, даже с хорошим макрообъективом и основательно зажатой диафрагмой, такой глубины резкости дать не может (фото 5).

В качестве источника рисующего света использовалась почти метровая тарелка с пластиковым рассеивателем. Это ее поверхность отражается от поверхности часов. Получается деликатнейшая, но очень фактурная прорисовка любой впадинки на поверхности мелких деталей.

Для оконтуривания корпуса часов слева Игорь использовал лист пластика и две вспышечных головки с сотами. Это их свет отражается в металле корпуса. Справа, заметно ниже уровня часов, стоял длинный стрип. Он тоже оконтуривал корпус, но со своей стороны.

Для подсветки теней передней, ближней к камере кромки часов и кожаного ремешка Игорь переотразил свет рисующего источника. Сделал он это, повертев в руках картонку, оклеенную мятой фольгой. Так управляют солнечными зайчиками, когда играют с котенком (фото 4–7).

 

Фото 4. 

Крепление объекта съемки и выстраивание кадра.

Камера Nikon D4 
Объектив AF-S Nikkor 24–70/2,8 G ED IF N 
Чувствительность 2000 ISO 
Выдержка 1/60 с 
Диафрагма f/2,8 
Экспокоррекция –1,33 EV 
Фокусное расстояние 36 мм

 

Фото 5.

Те же часы, но снятые зеркалкой. Идеальная резкость только в середине часов. Спереди и сзади — зоны нерезкости.

Камера Nikon D4 
Объектив 
AF Micro-Nikkor 105/2,8 
Чувствительность 100 ISO 
Выдержка 1/250 с 
Диафрагма f/16 
Экспокоррекция –0,67 EV 
Фокусное расстояние 36 мм

 Фото 6.

Установка рисующего света. Большая площадь источника и его круглая форма как нельзя лучше подходят для получения фактурной проработки деталей циферблата часов и в то же время не создают резко очерченных теней.

Камера Nikon D4 
Объектив AF-S Nikkor 24–70/2,8 G ED IF N 
Чувствительность 4000 ISO 
Выдержка 1/25 с 
Диафрагма f/2,8 
Экспокоррекция –0,67 EV 
Фокусное расстояние 24 мм

 

Фото 7. Фото Игоря Сахарова.

Часы на черном фоне. 

 

Скелетон. Прозрачные часы на цветном фоне

Скелетон — это часы с открытым для глаз часовым механизмом. Известны со времен Реформации в Европе. Тогда власти усиленно боролись с роскошью и украшения носить запрещали. Но часы называть излишеством не решались: они не роскошь, а прибор для измерения времени! С тех пор часы — ювелирное изделие.

Снимать скелетон сложно вдвойне, потому что механизм спрятан между двумя стеклами, которые стремятся стать зеркалами и плодят отражения полированных металлических деталей. Схему крепления часов и освещения сюжета можно понять, рассматривая фото 8. Надо только иметь в виду, что в момент, когда я снял эту иллюстрацию, Игорь еще не до конца придумал, как светить. По ходу дела у него возникло несколько идей, часть которых была отвергнута. А на моем снимке не хватает синего пятна на фоне в трех метрах от часов. И лайтбар справа на моем снимке не горит (фото 8 и 9).

 

Фото 8. Так снимали скелетон.

Камера Nikon D4 
Объектив AF-S Nikkor 24–70/2,8 G ED IF N 
Чувствительность 4000 ISO 
Выдержка 1/200 с 
Диафрагма f/4 
Экспокоррекция –1,00 EV 
Фокусное расстояние 38 мм

Слева, за пластиком — две головки с сотами, свет которых отрисовывает контуры часов и деталей механизма. Справа для той же цели поставлен лайт-бар. Он стоит боком к часам, и потому его свет похож на свет стрипа. Срабатывает только в момент спуска затвора. Контровой стрип сзади и сверху нужен для создания бликов на верхней кромке корпуса часов и шестеренок.

Для получения блика на нижней кромке корпуса Игорь использовал мятую фольгированную картонку. Боковой свет, попадая на поверхность стекол, отражался, но согласно закону отражения эти отражения в объективе камеры практически не видны.

  

Фото 9. Скелетон. Фото Игоря Сахарова.

 

Печка для ресторанов

Еще один коммерческий заказ, выполненный на глазах учеников. Большущая СВЧ-печка для общепита снята два раза. Сначала так, как на фото 10. Потом в нее положили кур и открыли дверку (фото 11).

 

Фото 10. Освещение СВЧ-печки.

Слева — белая стена студии. В кадр она не вошла, но в нее светят две вспышечные головки (это их свет отражается на левой стенке печки). Справа от печки — лист белого пластика. Он насквозь просвечивается одной головкой, а потом отражается в дверке печки. Фон подсвечен еще одной головкой.

Для съемки финального варианта с курами внутри схема света была дополнена источником направленного света, который Сахаров держал в руках в момент съемки. Его свет направлен сверху в щель приоткрытой двери, непосредственно на зажаренных кур. Круглое пятно света этого спота с полосатыми тенями решетки хорошо видно в глубине печки, на задней стенке.

Камера Sony DSC RX1 
Объектив — встроенный 35/2 
Чувствительность 1600 ISO 
Выдержка 1/80 с 
Диафрагма f/8 

Фото 11. СВЧ-печь. Фото Игоря Сахарова

 

Шляпка

Схема освещения проста, но эффектна. Рисующий свет исходит от софт-бокса слева. По сути, он направлен прямо в объектив, а к модели повернут боком, что превращает его по рисунку в стрип. У меня такое чувство, что мастеру не хотелось тратить время на замену источника: повернуть быстрее. Но снимать против такого мощного источника затруднительно, и Сахаров прикрывается прямоугольным флагом. Теперь свет скользит по лицу модели, по ее груди и заодно изнутри подсвечивает шляпу. Для шляпы этот свет — контровой, и потому белая ткань начинает светиться.

Справа стоят две головки с сотами. Одна гладит скользящим светом ткань шляпки, а вторая отрывает от фона левое плечо модели.

И, наконец, еще одна такая же головка рисует светлое пятно на фоне.

 

Фото 12. Девушка в шляпке. Схема освещения.

Камера Sony DSC RX1 
Объектив — встроенный 35/2 
Чувствительность 4000 ISO 
Выдержка 1/40 с 
Диафрагма f/4,5 

Фото 13. Шляпка. Фото Игоря Сахарова.

Перстень на черном фоне

Для съемки нужно использовать только новые ювелирные изделия или, на худой конец, после профессиональной чистки. Использованные вещи лучше не снимать: ретушь будет стоить дороже съемки. Работать с украшениями, стеклом и полированным металлом нужно в перчатках.

Бутон висел вниз головой, и потому светить на него надо было снизу. Зато кольцо зафиксировалось надежно, сползти некуда. Рисующий источник света — рефлектор с мягким светом, дополненный рассеивающим фильтром. Обратите внимание: цветок висит не над центром тарелки. Свет словно скользит вдоль поверхности цветка и перстня, выделяя любую неровность и переотражаясь в гранях камня. Справа от камеры — уже знакомый нам лист пластика с пятнами света от двух «горшков». Дальнее от камеры пятно отражается в боковой поверхности бутона и перстня. Вот почему на финальном снимке так хорошо прорисованы контуры именно слева. Цветок после съемки перевернут: то, что на фото 14 было справа от камеры, на финальном снимке оказалось слева (фото 16).

Свет головки, создавшей второе пятно на пластике, отразился на металле кольца. Оставалось позаботиться о той части поверхности кольца, на которую не попал свет рисующего источника. Игорь подсветил это место с помощью мятой фольги прямо в момент съемки.

 

Фото 14. Схема освещения.

Обратите внимание: в руке Игоря картонка, оклеенная фольгой. Ее Игорь мог использовать то для отражения света, то как маленький флаг, чтобы прикрыть объект съемки и избавиться от вредного блика.

Камера Nikon D4 
Объектив AF-S Nikkor 24–70/2,8 G ED IF N 
Чувствительность 4000 ISO 
Выдержка 1/200 с 
Диафрагма f/4 
Экспокоррекция –1,00 EV 
Фокусное расстояние 38 мм

Фото 15. Подготовка объекта к съемке.

Особое внимание уделено подготовке объекта. Капли делаются из смеси воды с глицерином. Такая пульпа образует красивые большие капли и может висеть на объекте месяцами. Для фотографа это очень важно. Наносятся капли с помощью пульверизатора. При этом кольцо прикрывалось салфеткой, но все же несколько капель попали на камень. Их пришлось удалять чистой салфеткой.

Камера Nikon D4 
Объектив AF-S Nikkor 24–70/2,8 G ED IF N 
Чувствительность 4000 ISO 
Выдержка 1/200 с 
Диафрагма f/4 
Экспокоррекция –1,00 EV 
Фокусное расстояние 38 мм

 

Фото 16. Перстень. Фото Игоря Сахарова.

Как «мазать» воду в студии

Съемка льющейся воды при свете вспышек осложнена тем, что обычные моноблоки не имеют функции регулировки длины свечения. Долгота импульса вспышки зависит от длины самой импульсной лампы и фактически равна выдержке. В длинной лампе электрическая дуга горит дольше, если лампа короткая, то и вспышка оказывается короткой.

Однако некоторые студийные генераторы имеют функцию управления длиной «пыха». Если снимать в мокрой студии с обычными вспышками (длина импульса около 1/500 секунды), то легко можно получить вместо изображения воды стаю взлетающих головастиков. И происходит это оттого, что вспышка загорается быстро и мощно, а гаснет медленно (фото 17).

Я на съемке этого мокрого сюжета не присутствовал, поэтому приходится полагаться на рассказы коллег.

Сахаров решил проблему размазывания капель с помощью полутораметровых стрипов, светивших на воду из-за спины модели, и увеличения длины импульса до 1/90 с. Генераторы Broncolor, которые он использовал, могут регулировать длину импульса в очень широком диапазоне.

Рисующий свет создан той же тарелкой с софт-фильтром, которой освещались часы на черном фоне. Только на сей раз тарелка светила прямо в лицо девушки слева и сверху. Чтобы выделить сережку, Игорь применил спот, который узким лучиком светит только на серьгу слева. А справа на ухо попадает часть светового потока от стрипа, которым подсвечены контур шеи, плеча и фонтанчики брызг. Кстати, в этом месте плечо модели поливали из чайника.

 

Фото 17.

Летающие головастики. Вода при стандартной длине импульса вспышки.

Камера Nikon D2X 
Объектив AF-S Nikkor 17–55/2,8 G ED 
Чувствительность 100 ISO 
Выдержка 1/40 с 
Диафрагма f/5 
Фокусное расстояние 80 мм пленочного стандарта

 

Фото 18. Русалка. Фото Игоря Сахарова.

Цунами и парфюм

У меня, к сожалению, нет финальной фотографии Игоря Сахарова, и у него эти файлы тоже не сохранились. Вот почему приходится использовать одну из своих репортажных зарисовок. Она дает представление о том, чего добивался автор, но заодно по ней можно понять, как из двух стаканов воды сделать бурю.

Схема света строилась так. Флакончики с духами стоят на зеркале. За ними, в двадцати сантиметрах, лист белого пластика. Он одновременно служит и фоном, и источником контрового рисующего света, поэтому подсвечивается сзади головкой вспышки с сотами. Только так и можно красиво снять стекло и содержащуюся в нем жидкость.

Для подсветки металлизированных крышек флаконов использован вертикальный стрип. Он справа от камеры. А слева свет стрипа отражается листом молочного пластика.

Фото 19. Цунами и парфюм.

Камера Nikon D4 
Объектив AF-S Nikkor 
24–70/2,8 G ED IF N 
Чувствительность 10 000 ISO 
Выдержка 1/160 с 
Диафрагма f/2,8 
Экспокоррекция –1,33 EV 
Фокусное расстояние 48 мм

Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Техника съемки1 год назад
Вы когда-нибудь попадали в ситуации, когда глубины резко изображаемого пространства (или просто ГРИП...
Правильный штатив (головка) для съемки панорам / пейзажей

Правильный штатив (головка) для съемки панорам / пейзажей

Техника съемки1 год назад
Небольшое видео, о кастомной панорамной головке, которую я собрал из разных частей за 8 лет занятия ...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Техника съемки1 год назад
Известно, что панорамная съемка применяется в том случае, когда угол обзора объектива недостаточен д...
Панорамная съёмка

Панорамная съёмка

Техника съемки2 года назад
Съёмка панорам — один из наиболее часто используемых в пейзажной фотографии приёмов. Если не ограни...
Фишай vs ширик для панорам: почему samyang 8mm must have

Фишай vs ширик для панорам: почему samyang 8mm must have

Техника съемки1 год назад
Сегодня видео о том, что фишай круче всего для съемки панорам и почему я считаю Samyang 8mm 3.5 umc ...
Зеркало для моей камеры

Зеркало для моей камеры

Техника съемки2 года назад
Зеркала позволяют быстро и легко получить интересные эффекты на портретных снимках. Ознакомьтесь с н...
В путь с камерой. Тревел-фотография

В путь с камерой. Тревел-фотография

Техника съемки2 года назад
Путешествие. Есть что-то магическое в этом слове. Огромный мир за дверью дома. Невероятные пейзажи, ...
Съемка мужского портрета

Съемка мужского портрета

Техника съемки4 мес. назад
Этот совет от Nikon посвящен съемкам мужского портрета. Для создания мужского портрета нет особых о...
Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть I

Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть I

Техника съемки4 года назад
Удивительная все-таки вещь — свадебная фотография! Кипение страстей, которое разворачивается вокруг ...
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка вылетает не туда?

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка выл...

Техника съемки4 года назад
Вся фотографическая премудрость по Сахарову укладывается в несколько афористичных фраз и рассчитана,...
Человек в кадре.

Человек в кадре.

Техника съемки2 года назад
Джонни Хаглунд (Johnny Haglund) − норвежский фотограф, которого всегда привлекали дикие, удаленные о...
Как создать эффект парящей еды на фотографии

Как создать эффект парящей еды на фотографии

Техника съемки5 мес. назад
Фотографии парящей еды выглядят довольно эффектно и, на первый, взгляд кажутся сложными в исполнении...
Как сделать цилиндрический осветитель для выездной съёмки

Как сделать цилиндрический осветитель для выездной съёмки

Техника съемки3 мес. назад
Примерами такого осветителя являются модели LitePipe P и SaberStrip, которые используется при съёмке...
Композиция — несущий каркас фотографии

Композиция — несущий каркас фотографии

Техника съемки6 лет назад
Лавинообразная популярность фотографии и интенсивный круговорот фотографической информации на наших ...
Уроки Розова: Поцелуй на фоне селфи. Часть 2

Уроки Розова: Поцелуй на фоне селфи. Часть 2

Техника съемки4 года назад
В этом номере мы продолжаем публикацию серии статей Георгия Розова о трэвел-фотографии. Они готовятс...
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 2 - как снять собаку, пока она не убежала?
Георгий Розов

Комментарии

Отправить