Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 2 - как снять собаку, пока она не убежала?
Процесс обучения на мастер-классе Игоря Сахарова иногда превращался в коммерческую съемку прямо на глазах учеников. Тут, например, в один день были сняты кошка и собака. Причем пса снимали при двух вариантах освещения и на черном и на белом фоне. Наблюдая практическую работу, всегда узнаешь попутно множество полезностей, до которых самому не додуматься, — жизни не хватит! В предыдущей публикации мы представили первую часть репортажа Георгия Розова о мастер-классе известного рекламного фотографа Игоря Сахарова. Она закончилась рассказом о том, как Игорь снимал пса на белом фоне. Ниже читайте продолжение этой фотосессии.
Текст и фото: Георгий Розов
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка вылетает не туда?
Фото 1. Игорь Сахаров. Мастер-класс в Москве.
Камера Nikon D4
Объектив AF-S Nikkor 14–24/2,8 ED
Чувствительность 10 000 ISO
Выдержка 1/50 с
Диафрагма f/2,8
Экспокоррекция –0,67 EV
Фокусное расстояние 14 мм
Cъемка пса на белом фоне
Я тут подсмотрел, как Сахаров использует записанные диктофоном мобильника голоса щенков и кошек, чтобы привлечь внимание живности и удержать ее от попыток сбежать с площадки от слепящего света и незнакомых людей.
Рисующий свет для съемки собаки передний верхний. Источник — большой стрип. Обратите внимание: той же фирмы Broncolor. Он действительно большой и потому дает обволакивающий объемный свет, но еще об одном его достоинстве я скажу особо.
Эти приборы снабжены своего рода блендами, только в отличие от тех, которые надеваются на объективы фотоаппаратов, — матерчатые. Впрочем, роль у этих приспособлений одинаковая: мешать паразитному свету (то есть свету, не участвующему в создании изображения) просочиться к матрице фотоаппарата.
Простая вроде бы полоска ткани, но как же облегчает жизнь фотографу! Особенно когда нужно придвинуть стрип вплотную к объекту съемки (фото 12 и 13).
Фото 12.
Пес на белом фоне
(фото Игоря Сахарова)
Фото 13. Пес на белом фоне.
Фон — софтбокс 150×150 см. Стрип — рисует. Тени слегка заполняются светом, отраженным от крашенной белой краской циклорамы.
Камера: Nikon D4
Объектив: Nikkor 24–70/2,8
Чувствительность 5000 ISO
Выдержка: 1/320 с
Диафрагма: f/2,8
Экспокоррекция: –1,33 EV
Фокусное расстояние: 24 мм
Съемка пса на черном фоне
Сменили фон на черную бумагу. Рисующий свет остался прежним, но, чтобы обрисовать контуры собачьей фигуры, позади повесили такой же длинный стрип, как и спереди. Обратите внимание на то, что контровой стрип стоит под углом примерно 35 градусов, а не горизонтально. Это не случайность, а один из излюбленных приемов Игоря. Таким образом можно регулировать и зоны, и яркость подсветки контуров фигуры собаки. Отражение от белого пола заполняло провалы в тенях спереди.
Как и предупреждал Игорь, на черном фоне объект выглядит «богаче».
Фото 2.
Много времени при съемке животных в студии уходит на то, чтобы удержать модель от попыток удрать куда-нибудь подальше от фотографа. Вот почему снимать надо быстро, ловить мгновения, когда ласковая рука хозяйки уже не в кадре, а собака еще не успела на это среагировать.
Фото 3.
Пес на черном фоне. Фото Игоря Сахарова.
Камера Nikon D4
Объектив AF-S Nikkor 24–70/2,8 G ED IF N
Чувствительность 2000 ISO
Выдержка 1/60 с
Диафрагма f/2,8
Экспокоррекция –1,33 EV
Фокусное расстояние 36 мм
Часы на черном фоне
Часы с черным циферблатом на черном фоне. Мне это напоминает сказочку-страшилку: «В черной-черной комнате на черном-черном столе стоял черный-черный гроб, а в нем лежал черный-черный шкелет». А еще легендарные фотографии черной кошки в угольном ящике.
Съемка этого сюжета отняла довольно много времени. Сначала часы положили на кусочек черной бархатной бумаги. Камеру Игорь поставил под углом к часам и потому наклонил переднюю стенку камеры вперед (тильт). Такой наклон позволяет почти полностью загнать часы в зону резкости. Съемка обычной зеркалкой, даже с хорошим макрообъективом и основательно зажатой диафрагмой, такой глубины резкости дать не может (фото 5).
В качестве источника рисующего света использовалась почти метровая тарелка с пластиковым рассеивателем. Это ее поверхность отражается от поверхности часов. Получается деликатнейшая, но очень фактурная прорисовка любой впадинки на поверхности мелких деталей.
Для оконтуривания корпуса часов слева Игорь использовал лист пластика и две вспышечных головки с сотами. Это их свет отражается в металле корпуса. Справа, заметно ниже уровня часов, стоял длинный стрип. Он тоже оконтуривал корпус, но со своей стороны.
Для подсветки теней передней, ближней к камере кромки часов и кожаного ремешка Игорь переотразил свет рисующего источника. Сделал он это, повертев в руках картонку, оклеенную мятой фольгой. Так управляют солнечными зайчиками, когда играют с котенком (фото 4–7).
Фото 4.
Крепление объекта съемки и выстраивание кадра.
Камера Nikon D4
Объектив AF-S Nikkor 24–70/2,8 G ED IF N
Чувствительность 2000 ISO
Выдержка 1/60 с
Диафрагма f/2,8
Экспокоррекция –1,33 EV
Фокусное расстояние 36 мм
Фото 5.
Те же часы, но снятые зеркалкой. Идеальная резкость только в середине часов. Спереди и сзади — зоны нерезкости.
Камера Nikon D4
Объектив
AF Micro-Nikkor 105/2,8
Чувствительность 100 ISO
Выдержка 1/250 с
Диафрагма f/16
Экспокоррекция –0,67 EV
Фокусное расстояние 36 мм
Фото 6.
Установка рисующего света. Большая площадь источника и его круглая форма как нельзя лучше подходят для получения фактурной проработки деталей циферблата часов и в то же время не создают резко очерченных теней.
Камера Nikon D4
Объектив AF-S Nikkor 24–70/2,8 G ED IF N
Чувствительность 4000 ISO
Выдержка 1/25 с
Диафрагма f/2,8
Экспокоррекция –0,67 EV
Фокусное расстояние 24 мм
Фото 7. Фото Игоря Сахарова.
Часы на черном фоне.
Скелетон. Прозрачные часы на цветном фоне
Скелетон — это часы с открытым для глаз часовым механизмом. Известны со времен Реформации в Европе. Тогда власти усиленно боролись с роскошью и украшения носить запрещали. Но часы называть излишеством не решались: они не роскошь, а прибор для измерения времени! С тех пор часы — ювелирное изделие.
Снимать скелетон сложно вдвойне, потому что механизм спрятан между двумя стеклами, которые стремятся стать зеркалами и плодят отражения полированных металлических деталей. Схему крепления часов и освещения сюжета можно понять, рассматривая фото 8. Надо только иметь в виду, что в момент, когда я снял эту иллюстрацию, Игорь еще не до конца придумал, как светить. По ходу дела у него возникло несколько идей, часть которых была отвергнута. А на моем снимке не хватает синего пятна на фоне в трех метрах от часов. И лайтбар справа на моем снимке не горит (фото 8 и 9).
Фото 8. Так снимали скелетон.
Камера Nikon D4
Объектив AF-S Nikkor 24–70/2,8 G ED IF N
Чувствительность 4000 ISO
Выдержка 1/200 с
Диафрагма f/4
Экспокоррекция –1,00 EV
Фокусное расстояние 38 мм
Слева, за пластиком — две головки с сотами, свет которых отрисовывает контуры часов и деталей механизма. Справа для той же цели поставлен лайт-бар. Он стоит боком к часам, и потому его свет похож на свет стрипа. Срабатывает только в момент спуска затвора. Контровой стрип сзади и сверху нужен для создания бликов на верхней кромке корпуса часов и шестеренок.
Для получения блика на нижней кромке корпуса Игорь использовал мятую фольгированную картонку. Боковой свет, попадая на поверхность стекол, отражался, но согласно закону отражения эти отражения в объективе камеры практически не видны.
Фото 9. Скелетон. Фото Игоря Сахарова.
Печка для ресторанов
Еще один коммерческий заказ, выполненный на глазах учеников. Большущая СВЧ-печка для общепита снята два раза. Сначала так, как на фото 10. Потом в нее положили кур и открыли дверку (фото 11).
Фото 10. Освещение СВЧ-печки.
Слева — белая стена студии. В кадр она не вошла, но в нее светят две вспышечные головки (это их свет отражается на левой стенке печки). Справа от печки — лист белого пластика. Он насквозь просвечивается одной головкой, а потом отражается в дверке печки. Фон подсвечен еще одной головкой.
Для съемки финального варианта с курами внутри схема света была дополнена источником направленного света, который Сахаров держал в руках в момент съемки. Его свет направлен сверху в щель приоткрытой двери, непосредственно на зажаренных кур. Круглое пятно света этого спота с полосатыми тенями решетки хорошо видно в глубине печки, на задней стенке.
Камера Sony DSC RX1
Объектив — встроенный 35/2
Чувствительность 1600 ISO
Выдержка 1/80 с
Диафрагма f/8
Фото 11. СВЧ-печь. Фото Игоря Сахарова
Шляпка
Схема освещения проста, но эффектна. Рисующий свет исходит от софт-бокса слева. По сути, он направлен прямо в объектив, а к модели повернут боком, что превращает его по рисунку в стрип. У меня такое чувство, что мастеру не хотелось тратить время на замену источника: повернуть быстрее. Но снимать против такого мощного источника затруднительно, и Сахаров прикрывается прямоугольным флагом. Теперь свет скользит по лицу модели, по ее груди и заодно изнутри подсвечивает шляпу. Для шляпы этот свет — контровой, и потому белая ткань начинает светиться.
Справа стоят две головки с сотами. Одна гладит скользящим светом ткань шляпки, а вторая отрывает от фона левое плечо модели.
И, наконец, еще одна такая же головка рисует светлое пятно на фоне.
Фото 12. Девушка в шляпке. Схема освещения.
Камера Sony DSC RX1
Объектив — встроенный 35/2
Чувствительность 4000 ISO
Выдержка 1/40 с
Диафрагма f/4,5
Фото 13. Шляпка. Фото Игоря Сахарова.
Перстень на черном фоне
Для съемки нужно использовать только новые ювелирные изделия или, на худой конец, после профессиональной чистки. Использованные вещи лучше не снимать: ретушь будет стоить дороже съемки. Работать с украшениями, стеклом и полированным металлом нужно в перчатках.
Бутон висел вниз головой, и потому светить на него надо было снизу. Зато кольцо зафиксировалось надежно, сползти некуда. Рисующий источник света — рефлектор с мягким светом, дополненный рассеивающим фильтром. Обратите внимание: цветок висит не над центром тарелки. Свет словно скользит вдоль поверхности цветка и перстня, выделяя любую неровность и переотражаясь в гранях камня. Справа от камеры — уже знакомый нам лист пластика с пятнами света от двух «горшков». Дальнее от камеры пятно отражается в боковой поверхности бутона и перстня. Вот почему на финальном снимке так хорошо прорисованы контуры именно слева. Цветок после съемки перевернут: то, что на фото 14 было справа от камеры, на финальном снимке оказалось слева (фото 16).
Свет головки, создавшей второе пятно на пластике, отразился на металле кольца. Оставалось позаботиться о той части поверхности кольца, на которую не попал свет рисующего источника. Игорь подсветил это место с помощью мятой фольги прямо в момент съемки.
Фото 14. Схема освещения.
Обратите внимание: в руке Игоря картонка, оклеенная фольгой. Ее Игорь мог использовать то для отражения света, то как маленький флаг, чтобы прикрыть объект съемки и избавиться от вредного блика.
Камера Nikon D4
Объектив AF-S Nikkor 24–70/2,8 G ED IF N
Чувствительность 4000 ISO
Выдержка 1/200 с
Диафрагма f/4
Экспокоррекция –1,00 EV
Фокусное расстояние 38 мм
Фото 15. Подготовка объекта к съемке.
Особое внимание уделено подготовке объекта. Капли делаются из смеси воды с глицерином. Такая пульпа образует красивые большие капли и может висеть на объекте месяцами. Для фотографа это очень важно. Наносятся капли с помощью пульверизатора. При этом кольцо прикрывалось салфеткой, но все же несколько капель попали на камень. Их пришлось удалять чистой салфеткой.
Камера Nikon D4
Объектив AF-S Nikkor 24–70/2,8 G ED IF N
Чувствительность 4000 ISO
Выдержка 1/200 с
Диафрагма f/4
Экспокоррекция –1,00 EV
Фокусное расстояние 38 мм
Фото 16. Перстень. Фото Игоря Сахарова.
Как «мазать» воду в студии
Съемка льющейся воды при свете вспышек осложнена тем, что обычные моноблоки не имеют функции регулировки длины свечения. Долгота импульса вспышки зависит от длины самой импульсной лампы и фактически равна выдержке. В длинной лампе электрическая дуга горит дольше, если лампа короткая, то и вспышка оказывается короткой.
Однако некоторые студийные генераторы имеют функцию управления длиной «пыха». Если снимать в мокрой студии с обычными вспышками (длина импульса около 1/500 секунды), то легко можно получить вместо изображения воды стаю взлетающих головастиков. И происходит это оттого, что вспышка загорается быстро и мощно, а гаснет медленно (фото 17).
Я на съемке этого мокрого сюжета не присутствовал, поэтому приходится полагаться на рассказы коллег.
Сахаров решил проблему размазывания капель с помощью полутораметровых стрипов, светивших на воду из-за спины модели, и увеличения длины импульса до 1/90 с. Генераторы Broncolor, которые он использовал, могут регулировать длину импульса в очень широком диапазоне.
Рисующий свет создан той же тарелкой с софт-фильтром, которой освещались часы на черном фоне. Только на сей раз тарелка светила прямо в лицо девушки слева и сверху. Чтобы выделить сережку, Игорь применил спот, который узким лучиком светит только на серьгу слева. А справа на ухо попадает часть светового потока от стрипа, которым подсвечены контур шеи, плеча и фонтанчики брызг. Кстати, в этом месте плечо модели поливали из чайника.
Фото 17.
Летающие головастики. Вода при стандартной длине импульса вспышки.
Камера Nikon D2X
Объектив AF-S Nikkor 17–55/2,8 G ED
Чувствительность 100 ISO
Выдержка 1/40 с
Диафрагма f/5
Фокусное расстояние 80 мм пленочного стандарта
Фото 18. Русалка. Фото Игоря Сахарова.
Цунами и парфюм
У меня, к сожалению, нет финальной фотографии Игоря Сахарова, и у него эти файлы тоже не сохранились. Вот почему приходится использовать одну из своих репортажных зарисовок. Она дает представление о том, чего добивался автор, но заодно по ней можно понять, как из двух стаканов воды сделать бурю.
Схема света строилась так. Флакончики с духами стоят на зеркале. За ними, в двадцати сантиметрах, лист белого пластика. Он одновременно служит и фоном, и источником контрового рисующего света, поэтому подсвечивается сзади головкой вспышки с сотами. Только так и можно красиво снять стекло и содержащуюся в нем жидкость.
Для подсветки металлизированных крышек флаконов использован вертикальный стрип. Он справа от камеры. А слева свет стрипа отражается листом молочного пластика.
Фото 19. Цунами и парфюм.
Камера Nikon D4
Объектив AF-S Nikkor
24–70/2,8 G ED IF N
Чувствительность 10 000 ISO
Выдержка 1/160 с
Диафрагма f/2,8
Экспокоррекция –1,33 EV
Фокусное расстояние 48 мм
Комментарии