Техника Владимира Морозова: съемка с мультиэкспозицией

В этой статье из серии «Как это сделать» я собираюсь рассказать о съемке натюрморта с использованием мультиэкспозиции. Как технический приём, мультиэкспозиция не является чем- то новым; время от времени он был более или менее популярен среди фотографов. В чем смысл этого спецэффекта? Все просто: в эпоху аналоговой фотографии один и тот же кадр плёнки экспонировался два и более раз. Объединение нескольких  объектов на одном кадре давало иногда интересные результаты.

Большой набор для спецэффектов Condor

1

В современной цифровой студийной съёмке такой эффект можно получить с помощью нескольких импульсов света при длительной выдержке. Почему длинная выдержка? Поскольку мы снимаем на цифровую камеру и, как правило, не имеем прямой возможности сделать несколько экспозиций на одном «кадре», мы просто создаём несколько световых импульсов, пока затвор открыт. Все, что нам нужно, это полная темнота в студии и дистанционное управление студийным освещением.

Оборудование

2

Генератор D4 мощностью 4800 Вт/с. является лучшим универсальным генератором в линейке Profoto. Он позволяет использовать четыре независимых асимметричных гнезда и благодаря своей мощности один D4 может облегчить работу практически любой установки.

Что еще важно для меня в этом генераторе, так это возможность управления им через ПК. Это очень удобно, особенно если фотограф имеет тенденцию снимать прямо на жесткий диск вместо флеш-карты. В этом случае вы видите не только изображение, но и световую картину в целом. Это выглядит примерно так:

3

Для дополнительного удобства я обычно использую два монитора, Macbook показывает данные с генератора, а большой - с камеры. Однако можно одновременно держать оба окна открытыми на одном мониторе или открывать их одно за другим по очереди.

Световая схема

Я кратко объясню световую схему, которая была принята, как наиболее успешная для этого конкретного натюрморта после многих испытаний и попыток.

4

1. Смоляной фон 1 × 1,5 м, коричневый

2. Генераторная головка с насадкой Small Spot. Эта насадка предназначена в основном для работы со стандартными M-размерными (66 мм) гобо. Для нашего натюрморта мы сделали маску вручную, вырезав ее из плотной фольги. В дополнение к этому мы подрезали желтый гелевый фильтр по размеру маски, чтобы объект имел более теплый оттенок на коричневом фоне.

5

3. В качестве основного (рисующего) источника света используется Striplight M. Этот осветитель дает очень узкий, равномерно распределенный и в то же время мягкий блик на бутылке, а также осветляет бочку.

6

Мне нравится StripLight, потому что он позволяет добавлять в изображение очень яркие блики благодаря равномерному распределению света. Обычный SoftStrip, как правило, не имеет такой однородности, поэтому, чтобы сохранить белые пятна в центре кадра, его следует делать менее ярким.

4. Это желтый гелевый фильтр, который закрывает часть осветителя StripLight, освещающего бочку. Это помогает нам получить яркий белый свет на бутылке и мягкий теплый свет на бочке от одного источника.

5. Большой (1 х 2 м) прозрачный экран. Как таковой, он смягчает картинку с правой стороны, то есть наполняет её светом.

6. Кроме того, в качестве подсветки выступает световая головка с насадкой Френеля, которая освещает и этот экран. На мой взгляд, линза Френеля идеально подходит для подсветки, так как встроенная диафрагма позволяет получить световое пятно любого размера. Эта насадка очень удобна в использовании с мощными генераторами, поскольку даже при меньших апертурах вы можете получать достаточно мощный свет.

7

7. Генератор Profoto D4 Air, управляемый через ПК с помощью программного обеспечения Profoto Studio Air.

8. Камера Hasselblad с системой tilt-shift. Камера находится в значительно более низком положении по отношению к бутылке, а система tilt-shift позволяет нам получать резкость именно в нужной нам плоскости, не закрывая диафрагму и не расширяя DOF, то есть, не делая кадр полностью резким.

Процесс съёмки

Сперва у меня родилась идея, поэтому я, хотя бы приблизительно, смог представить нужный мне результат. С технической стороны мне оставалось только поставить бочку в нужное место в моей студии и разместить на ней бутылку виски со стаканом.

Совет: для упрощения постобработки все манипуляции с бутылкой и стаканом следует выполнять в перчатках из мягкой ткани, чтобы избежать отпечатков пальцев.

Световая схема была описана выше, поэтому сейчас я собираюсь перейти к последовательности действий.

Мы помещаем немного льда в стакан и осторожно, избегая любых следов на стекле, заливаем ликер. Вы можете использовать настоящий продукт, но также подойдёт подкрашенная вода (или, лучше, водка). Красота светового рисунка на стекле зависит скорее от положения льда внутри стакана, а не от его количества. Здесь нужно не лениться и поиграть с расположением льда, может быть, даже добавить несколько дополнительных кубиков. Если вы найдете лучшее положение, вы будете удивлены тем, насколько резко изменится картина.

После всех этих манипуляций мы делаем окончательную коррекцию света и, сделав несколько пробных снимков, получаем основу для нашего натюрморта, который мы собираемся запечатлеть, используя технику мультиэкспозиции.

8

С самого начала я предполагал, что мы получим что-то более или менее подобное. Выглядит совсем неплохо, но этому изображению не хватает души, если позволите, оно слишком изыскано. Необходимо создать некоторую мягкость и воздушность, сохранив резкость вверху кадра и не нарушив восприятие. Это значит, что нам нужен волшебный свет.

Я всегда вспоминаю о технике мультиэкспозиции, когда снимаю натюрморты. В чём её суть? Вкратце, мы разделяем источники света на две группы, экспонируя их поочередно на длинной выдержке. Хитрость в том, что одна группа экспонируется как есть, а при экспонировании другой я накладываю софт- фильтр на объектив. В результате мы получаем четкое и мягкое изображение в одном кадре. Причем, как правило, оба изображения очень красиво объединяются в одно.

Я разделяю свет на две группы следующим образом:

- Рисующий свет экспонируется как есть, чтобы подчеркнуть текстуру света, бочки и, конечно же, бутылки.

9

- Задний свет и подсветка фона экспонируются с применением софт-фильтра на объективе, что придаёт приятную мягкость фону и бликам на бутылке и стекле.

91

Затем все, что нам нужно будет сделать, это объединить две эти экспозиции с  одной длительной экспозицией. Для этого, включаются все источники света в студии и, управляя световыми головками через ПК, создаются два длительных импульса, пока затвор камеры открыт. При этом в одном случае необходимо использовать софт-фильтр на объективе.  Восьми секунд для всего этого будет вполне достаточно.

Совет: При съемке таких сцен крайне важно использовать крепкий штатив, стоящий на твердой поверхности, чтобы наложенные снимки не смещались  друг относительно друга.

Финальный результат

Все прошло, как и планировалось, и мы получили следующую красивую картину.

92

Как вариант, чтобы наполнить наш натюрморт винокуренным настроением, можно добавить немного дыма.

 93

Совет: такие съемки могут проводиться и без мощных генераторов с дистанционным управлением. Последовательность импульсов света можно настроить вручную, используя простейшие импульсные лампы, а недостаток мощности можно устранить с помощью нескольких вспышек или более высокого значения ISO.

Желаю вам удачи в вашем собственном творческом эксперименте!

------------------------------------------------------------------------------

Большой набор для спецэффектов Condor

В набор для спецэффектов входят:

Эффект Condor "Дым-Пар" 2 бал.x25 ml - позволяет получить эффект пара на любой поверхности. 

Эффект Condor "Замороженные ледяные кубики" 10 куб - имитирует белый иней на поверхности льда, только что вынутого из морозильника. 

Эффект Condor "Иней" аэрозоль 400 ml - визуально не отличается от настоящего морозного инея, покрывающего замороженные предметы.

Эффект Condor "Капли"DROP EFFECT 50 ml - имитирует капли воды, которые не высыхают и не испаряются.

Эффект Condor "Морозные узоры" аэрозоль120 ml - имитирует замороженное оконное стекло с причудливым рисунком. 

Эффект Condor "Паутина" аэрозоль 400 ml - нанести паутину можно почти на любой объект, включая стены, окна, бутылки, книги и прочее. 

Эффект Condor "Пена" флакон 2x30 ml - создаёт эффект не оседающей свежей пены на поверхность любого продукта, включая кружку с пивом. 

Эффект Condor "Роса" аэрозоль 120 ml - иллюзию запотевшей бутылки можно создать на любом предмете. Капли, работающие длительное время, не впитываются и не испаряются.

Эффект Condor "Снег" 1000 ml - позволяет создавать композиции со снегом, который не тает в тёплых студиях. 

Эффект Condor антибликовый аэрозоль 400 ml - устраняет бликовые отражения при съёмке зеркал, стёкол, металлов и других зеркально-отражающих поверхностей. 

Интернет-магазин PhotoSale

Источник: http://vladimirmorozov.ru/publications/multiple-exposure-profoto-d4-air/
Спортивная съемка

Спортивная съемка

Техника съемки1 год назад
Сегодня мы поговорим об одном из интереснейших видов репортажа — спортивной съемке. Мы разберём, как...
Тревел-фото или съемка в путешествии

Тревел-фото или съемка в путешествии

Техника съемки1 год назад
Сегодня мы поговорим о съемке в путешествиях — тревел-фото. Надеемся, наш сегодняшний урок поможет в...
Откройте! Делимся секретами идеального боке

Откройте! Делимся секретами идеального боке

Техника съемки1 год назад
Этот совет посвящен съемкам на открытых диафрагмах. Хорошего боке может добиться не каждый фотограф!...
Видеокурс Даниила Коржонова: найдите волшебный свет пейзажа!

Видеокурс Даниила Коржонова: найдите волшебный свет пейзажа!

Техника съемки5 мес. назад
Этот пробел на фоторынке я ощущал всей душой. Основательно подучиться предметной съемке или фуд-фото...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Техника съемки2 года назад
Известно, что панорамная съемка применяется в том случае, когда угол обзора объектива недостаточен д...
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка вылетает не туда?

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка выл...

Техника съемки5 лет назад
Вся фотографическая премудрость по Сахарову укладывается в несколько афористичных фраз и рассчитана,...
Создание эффекта подводной съёмки

Создание эффекта подводной съёмки

Техника съемки1 год назад
Чтобы сделать фотографии под водой не обязательно иметь специальное снаряжение и выезжать к водоёму....
Простой и доступный способ нарисовать свой собственный фон

Простой и доступный способ нарисовать свой собственный фон

Техника съемки1 год назад
Если вы хотите, чтобы фон идеально подходил для вашей фотосессии и при этом экономил бюджет – вы мо...
Правильный штатив (головка) для съемки панорам / пейзажей

Правильный штатив (головка) для съемки панорам / пейзажей

Техника съемки2 года назад
Небольшое видео, о кастомной панорамной головке, которую я собрал из разных частей за 8 лет занятия ...
Панорамная съёмка

Панорамная съёмка

Техника съемки3 года назад
Съёмка панорам — один из наиболее часто используемых в пейзажной фотографии приёмов. Если не ограни...
Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Техника съемки3 года назад
Что может быть прекраснее звезд? Только их фотографии! Тема нашей новой Магистратуры Nikon — одна из...
МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка портрета на улице

МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка портрета на улице

Техника съемки4 мес. назад
Лето — сезон съемок под открытым небом. Но при планировании фотопрогулки многие задаются вопросами: ...
Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Техника съемки2 года назад
Вы когда-нибудь попадали в ситуации, когда глубины резко изображаемого пространства (или просто ГРИП...
Техника Владимира Морозова: вино и блики

Техника Владимира Морозова: вино и блики

Техника съемки1 год назад
Иногда при съемке натюрморта вы можете получить интересный изобразительный эффект, добавив лёгкий ш...
Лоренц Холдер: история создания снимка, объединяющего в себе архитектуру и спорт

Лоренц Холдер: история создания снимка, объединяющего в себе архитектуру и спорт

Техника съемки1 год назад
«Я не занимаюсь традиционной съемкой динамичных видов спорта. Я бы сказал, что я работаю в стиле худ...
Техника Владимира Морозова: съемка с мультиэкспозицией
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить