Размышления на тему портрета

Наверное, я неправильный портретист, если задаюсь вопросом: «Зачем снимать портреты?». Мы же не задумываемся, зачем нам дышать, есть, спать. Творить - такая же естественная потребность для человека. У меня она выражается в желании создавать эти самые портреты. До недавнего времени не было никаких «зачем», а сейчас эти вопросы появились. Давайте вместе разберемся.

Автор: Даниил Контрович

00

Портрет как способ общения

Кому и зачем нужен портрет? Разумеется, тем, кто его создает. Порой истинный мотив - не само достижение результата, а процесс съемки, общения. Фотография - это удобный способ знакомиться, коммуницировать с людьми.

Портрет как самопознание автора и человека в кадре

Человек в кадре находится в центре внимания. А фотограф не хуже психолога способен раскрыть, показать портретируемого с новой для него стороны или передать естество человека, что может благотворно повлиять на его самооценку, борьбу с внутренними комплексами. Также создавая образ, автор может посмотреть со стороны и на себя, сделать автопортрет через другого. Это немаловажная составляющая для самоанализа. Особенно когда автор при съемке способен обратиться к бессознательному, а затем проанализировать получившийся результат.

01

Портрет как осознание себя во времени

Созерцая фотографию, портретируемый становится зрителем и получает образ самого себя в конкретный момент времени. Часто вследствие искаженного представления о себе, человек не ценит, чем обладает. Но через несколько лет снимок становится более ценным документом, воспоминанием.

02

Портрет как история

Какую задачу ставит перед собой автор, создавая портрет? Сделать фотографию ради фотографии, оперируя только технической и визуальной составляющей кадра?

На мой взгляд, задача более высокая: отобразить, оставить что-то во времени, а не показывать себе и сверстникам: "Как я могу". Когда автор задумывается над этим, как раз и начинается череда резонных вопросов: “О чем ты повествуешь? Что нового ты можешь внести? Или насколько фотография отражает твоих современников, время, в котором ты живешь?”. Возьмите интересного вам человека и расскажите его историю, - это уже будет не просто портрет, а фотоэссе. Оно может содержать в себе и предметы быта, окружения, атмосферы, присущей человеку. Еще возможно социальное исследование, когда портреты разных людей объединены общей тематикой, проблематикой. Такие истории будут интересны и сейчас, и сквозь время. Только это уже не будет портрет в привычном понимании.

03

А как же фотосайты и модели?!

Мы живем в век потребления. Фотографам, как и не-фотографам хочется обладать. Например, полуобнаженной девушкой или просто ее красивым личиком. В таких работах модель часто безмолвно говорит: "Посмотрите на меня, я красивая/я показываю". Это больше похоже на рекламу, чем на человека, которому хочется сопереживать и узнать ближе. Формально эта работа все же остается портретом.

04

Как же научиться отличать хороший портрет?

Хорошая портретная фотография должна транслировать что-то настоящее, актуальное и для модели, и для фотографа. Тогда она приобретает краски жизни.Для меня существуют два главных критерия в портретной фотографии.

Первый - присутствие Человека. Наличие человека в кадре не говорит о том, что он там есть. Не исключено, что перед нами очень качественная копия, манекен. Такое бывает, когда модель стремится что-то показать, не переживая это, надевает маску. Сопереживание возникает при зрительном контакте с человеком, испытывающим внутреннюю эмоцию. Только так фотография будет показывать Человека, а не куклу, пусть и очень реалистичную. В то же время даже при отсутствии человека в кадре, только одни предметы, характеризующие его, передающие атмосферу, могут создать полноценный портрет.

05

Второй критерий - образность или характер, типаж. Чем больше ассоциаций можно придумать к вашему портретируемому, тем лучше! Зритель найдет свое родство, воспоминания, вызванные вашей фотографией. Изображенный человек не будет казаться чужим, если в его образе есть что-то схожее с тем, что зритель уже видел.

06

***

Подводя итог, вполне разумно поставить вопрос: какой портрет нужен именно вам?

Источник: https://www.sony.ru/alphapro/articles/razmyshleniya-na-temu-portreta
Композиция в предметной съемке

Композиция в предметной съемке

Техника съемки2 года назад
Представляем вам экспертов: наш специальный гость, один из лучших предметных фотографов России Игорь...
Как оформить еду перед съёмкой: приёмы и советы

Как оформить еду перед съёмкой: приёмы и советы

Техника съемки3 мес. назад
В этой статье фуд-фотограф Эд Рудольф из Лос-Анджелеса даёт 10 советов по оформлению еды перед съёмк...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Техника съемки1 год назад
Известно, что панорамная съемка применяется в том случае, когда угол обзора объектива недостаточен д...
Семь масок гобо, которые можно найти у себя дома.

Семь масок гобо, которые можно найти у себя дома.

Техника съемки1 год назад
Маски гобо - это модификаторы света, которые выполнены в виде трафарета с определённым рисунком. Они...
Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Техника съемки1 год назад
Вы когда-нибудь попадали в ситуации, когда глубины резко изображаемого пространства (или просто ГРИП...
Tilt-Shift объективы

Tilt-Shift объективы

Техника съемки1 год назад
Мы привыкли, что оптика различается фокусным расстоянием, светосилой, наличием зума. Но, что же тако...
Откройте! Делимся секретами идеального боке

Откройте! Делимся секретами идеального боке

Техника съемки1 год назад
Этот совет посвящен съемкам на открытых диафрагмах. Хорошего боке может добиться не каждый фотограф!...
Создание эффекта подводной съёмки

Создание эффекта подводной съёмки

Техника съемки5 мес. назад
Чтобы сделать фотографии под водой не обязательно иметь специальное снаряжение и выезжать к водоёму....
Фишай vs ширик для панорам: почему samyang 8mm must have

Фишай vs ширик для панорам: почему samyang 8mm must have

Техника съемки2 года назад
Сегодня видео о том, что фишай круче всего для съемки панорам и почему я считаю Samyang 8mm 3.5 umc ...
Рентгеновское излучение поможет восстановить старинные фотографии

Рентгеновское излучение поможет восстановить старинные фотографии

Техника съемки1 год назад
Исследователи из Университета Западного Онтарио в Канаде во главе с Мадаленой Козачук использовали с...
Эффектный новогодний фон из мишуры.

Эффектный новогодний фон из мишуры.

Техника съемки5 мес. назад
Если в вашей коробке с новогодними игрушками есть мишура, то вы можете не только украсить ей ёлку, н...
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка вылетает не туда?

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка выл...

Техника съемки5 лет назад
Вся фотографическая премудрость по Сахарову укладывается в несколько афористичных фраз и рассчитана,...
Панорамная съёмка

Панорамная съёмка

Техника съемки3 года назад
Съёмка панорам — один из наиболее часто используемых в пейзажной фотографии приёмов. Если не ограни...
Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Техника съемки3 года назад
Что может быть прекраснее звезд? Только их фотографии! Тема нашей новой Магистратуры Nikon — одна из...
Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Техника съемки2 года назад
Большую часть своих последних опубликованных снимков я сделал в «панорамной» технике, т.е. сшивал вм...
Размышления на тему портрета
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить