Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 6

Сколько раз, не будучи экстремальным фотографом, я попадал в ситуации, когда не то что фотографировать, но и нос высунуть на улицу страшно. Но тяга к искусству практически всегда побеждает над разумом, и вот ты еле стоишь под ураганным ветром и пытаешься подобрать выдержку для очередной метели.

Текст: Александр КИЦЕНКО

 

 

Данил Коржонов (Россия, Шатура). «Коралл»

Nikon D80, Tamron 17–55/2,8, f/13

Озеро Святое. Самое красивое зимнее зрелище — иней — чудесно дополнен причудливой геометрией дерева и фактурой прибрежных камней.

 

У природы нет плохой погоды. Для фотографа.

Для себя я давно уже переиначил известное высказывание «Что русскому хорошо, то…» в пословицу «Что фотографу хорошо, то другим… не очень».

 Самые яркие, эмоциональные и запоминающиеся фотографии получаются именно в «плохую» погоду, будь то туман, заморозки, снегопад, мороз за минус 20, сильный ветер.

Или более типичная ситуация: приходится бродить несколько часов по жуткой холодине под моросящим дождем, утешаясь единственной мыслью, что не всегда же должно везти с погодой.

Летом, попадая на съемку в периоды сильных гроз, имейте в виду, что до и после грозы небо бывает удивительно красивым и эффектным.

Конечно же, не всегда приходится снимать в таких сложных погодных условиях. Я до сих пор остаюсь под громадным впечатлением от пасхального утра на заливном лугу, когда сквозь туман доносились перезвоны церквей, а солнечные лучи, пробивающиеся сквозь молодую листву, можно было потрогать руками.

Можно еще вспомнить тихие майские вечера, закатный свет, нежно обволакивающий окружающий ландшафт, — наверное, прекраснее и комфортнее погоды для фотосъемки и не придумаешь.

По моим многолетним наблюдениям, для пейзажной фотосъемки наиболее подходят периоды резкой смены погоды, но, к сожалению, они очень скоротечны.

Устоявшиеся состояния обычно более скучны и банальны — к примеру, летние безоблачные деньки или затянувшаяся пасмурная погода.

Запомните, что одним из самых главных рецептов получения хорошего снимка является наличие красивого небосвода (или эффектного света для кадров, не включающих в себя неба).

 

Немного о цвете

Наравне, а, может, и в большей степени, нежели композиция, на восприятие зрителя оказывает влияние цвет. Условно каждому цвету приписывают ряд свойств: успокаивающее, возбуждающее, тонизирующее и многие другие.

В зависимости от преобладания одной из цветовых гамм фотография как бы принимает определенный характер. Помимо этого, цвета также можно охарактеризовать по цветовой температуре: теплые, холодные, нейтральные.

Так как фотограф, в отличие от художника, сам не создает цвет на снимке, то его основная задача — умение увидеть то сочетание цветов, которое создала сама природа, выделить наиболее гармоничные сюжеты, или наоборот — обыграть цветовые контрасты.

К примеру, поразительно красиво выглядит фотография с желтыми теплыми листьями берез и покрытой холодным инеем травой. Более подробно о цвете было написано в одном из прошлых выпусков журнала, поэтому предлагаю рассмотреть его полное отсутствие.

 

Черно-белое волшебство

В настоящее время большинство пейзажных фотографий создается и публикуется в цветном исполнении. Но цветная фотография редко бывает так лаконична и в то же время красноречива, как черно-белая.

 Если цвет может хоть как-то завуалировать изъяны композиции, отвлечь на себя внимание, то черно-белый снимок сразу представляет нам все свои сильные и слабые стороны. Поэтому для создания хорошего черно-белого пейзажа надо уметь видеть мир без красок и приложить максимум усилий для создания идеальной композиции.

Мир разноцветных оттенков уступает место игре света и тени, призрачным образам или, наоборот, высококонтрастной выразительности. Для черно-белого пейзажа очень важно наличие в кадре различных форм и текстур, к примеру, особенно красиво выглядит небо, покрытое фактурными облаками.

Зачастую черно-белые фотографии несут в себе в большей мере философскую составляющую, нежели художественную или документальную. 

 

Городские и сельские виды

Человек зачастую любит то, что создает сам, что запомнил и впитал в себя с самого детства. Конечно же, я имею в виду родные места, где в основном и проходит наша жизнь: города, села, деревни.

Городские парки, площади, архитектурные ансамбли, околицы деревень, поселковые улицы — все может послужить материалом для создания урбанизированных пейзажных снимков.

Даже заводские окраины и индустриальные гиганты могут служить источником вдохновения для фотографа. И несмотря на огромные различия по сравнению с природным, городской пейзаж (равно как и другие его подвиды) подчиняется тем же законам построения снимка.

Одной из самых больших сложностей при съемке населенных мест является все возрастающее количество транспорта и прохожих, так и норовящих «влезть» и разрушить с трудом найденный кадр.

 

Итак, как же сделать пейзажный снимок ?

Итак, мы подошли к концу нашего повествования о пейзажной съемке. Конечно, осталось много всего, что хотелось бы еще рассказать, чем я мог бы еще поделиться. Материала хватило бы на целую книгу!

Ловлю себя на мысли, что я даже представить не мог, насколько сложно пытаться буквально «впихивать» красоту и душу в эти строчки. Более глубокое изучение теории практически ни на шаг не приблизило меня к природе, и я очень благодарен авторам фотографий за чудесные пейзажи, разбавившие пресный текст песнями и сказками.

«А как же тогда сделать пейзажный снимок?» — спросите вы? Рецепт хорошего пейзажа довольно прост: нужно взять как можно больше любви к природе, смешать с поэзией, живописью и музыкой, взглянуть на это все глазами ребенка — и сфотографировать.

 

 

Данил Ромодин (Россия, Южный Урал). «Золото Большой Сатки».

Canon EOS 50D, EF 17–40L/4,0 USMб, f/6,3, 1/150 c

Незамерзающее место на реке Большая Сатка, и, конечно же, сопутствующие минус 35 — что еще нужно для отличного пейзажного снимка?

 

 

Данил Коржонов (Россия, Алтай). «Шавлинское озеро». 

Nikon D80, Tamron 17–55/2,8, f/13 

Снимок сделан при самых «благоприятных» условиях для пейзажного фотографа: гроза, дождь, под ногами — скользкий камень.

 

Андрей Шумилин (Россия, Сибирь). «Под звездами». 

Nikon D200, Nikkor 12–24/2,8 

Четыре кадра с разной экспозицией. Помимо великолепного чарующего зрелища этот снимок сочетает в себе титанический труд и умение автора. Если не верите — попробуйте повторить.

 

P.S.

Надеюсь, этот обзор о пейзажной съемке поможет начинающим фотографам собрать и систематизировать тот нужный материал, без которого довольно тяжело делать первые шаги в пейзажной фотографии. 

На прощание пожелаю всем успехов в творчестве и как можно чаще оказываться в нужное время в нужном месте.

Искренне ваш, Александр Киценко.

 

Огромное спасибо за предоставленные снимки:

Данилу Коржонову, Антону Петрусю, Данилу Ромодину, Андрею Шумилину, Леониду Титу.

 

 

Вернуться к первой публикации о пейзажной съемке 

Визуальные этюды в низком ключе. Темная тональность в фотографии.

Визуальные этюды в низком ключе. Темная тональность в фотографии.

Техника съемки3 года назад
Предлагаю поговорить о тональности фотографического изображения. Это как в музыке, где одни композиц...
В зоне холода. Как фотографировать зимой?

В зоне холода. Как фотографировать зимой?

Техника съемки6 лет назад
Каждое время года требует от фотографа разных навыков и разного подхода к съемке. И самой требовател...
Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка репортажа.

Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка репортажа.

Техника съемки5 лет назад
Репортаж — сложный жанр. При съемке репортажа необходимо передать атмосферу мероприятия, сфотографир...
Панорамная съёмка

Панорамная съёмка

Техника съемки8 лет назад
Съёмка панорам — один из наиболее часто используемых в пейзажной фотографии приёмов. Если не ограни...
Мобильная фотография: 19 советов для успеха

Мобильная фотография: 19 советов для успеха

Техника съемки5 лет назад
Лоукостеры и хостелы подарили людям возможность экономно путешествовать на любые расстояния, а Insta...
МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка портрета на улице

МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка портрета на улице

Техника съемки5 лет назад
Лето — сезон съемок под открытым небом. Но при планировании фотопрогулки многие задаются вопросами: ...
Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Техника съемки7 лет назад
Большую часть своих последних опубликованных снимков я сделал в «панорамной» технике, т.е. сшивал вм...
Как создавать первоклассные снимки на спортивных мероприятиях

Как создавать первоклассные снимки на спортивных мероприятиях

Техника съемки5 лет назад
За свою 40-летнюю карьеру спортивный фотограф Дэйв Роджерс сделал несколько легендарных снимков в ис...
Уроки Розова: что такое вспышка. Часть 1

Уроки Розова: что такое вспышка. Часть 1

Техника съемки10 лет назад
Вспышка — это стеклянная колба (прямая, спиральная, подковообразная или даже в форме кольца), из кот...
Съемка мужского портрета

Съемка мужского портрета

Техника съемки6 лет назад
Этот совет от Nikon посвящен съемкам мужского портрета. Для создания мужского портрета нет особых о...
Простой и доступный способ нарисовать свой собственный фон

Простой и доступный способ нарисовать свой собственный фон

Техника съемки5 лет назад
Если вы хотите, чтобы фон идеально подходил для вашей фотосессии и при этом экономил бюджет – вы мо...
Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Техника съемки8 лет назад
Что может быть прекраснее звезд? Только их фотографии! Тема нашей новой Магистратуры Nikon — одна из...
Черно-белый взгляд на цветной мир

Черно-белый взгляд на цветной мир

Техника съемки5 лет назад
Мир полон парадоксов. В пленочную эпоху советские фотолюбители снимали, в основном, только черно-бел...
Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка ночного города

Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка ночного города

Техника съемки5 лет назад
Когда нет возможности выехать куда-то за город, а погода не позволяет сделать фотографии с красивыми...
Приемы создания репортажной фотографии с помощью цифровой зеркальной камеры EOS

Приемы создания репортажной фотографии с помощью цифровой зеркальной камеры EOS

Техника съемки5 лет назад
Как правило, фотожурналисты используют разнообразные типы камер для съемки событий — от профессионал...
Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 6
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить