О визуальной свободе, или ретроспективный взгляд на панорамные жанры

Благодаря цифровым технологиям панорамы в настоящее время стали доступны фотографам любого уровня. В аналоговую эпоху панорамная фотография была весьма трудоемким занятием. Сначала — сделать грамотно серию снимков с перекрытием, уже понимая, как она (серия) впоследствии будет собрана в панораму. Потом — обработать пленку и напечатать снимки. И, наконец, орудуя линейкой, ножницами и скотчем, собрать бумажную панораму. Максимальный эффект достигался, когда гости, рассматривая снимки в семейном фотоальбоме, неожиданно обнаруживали сложенную гармошкой панораму. Каждое раскрытие панорамы сопровождалось коллективным «Ах!». Это были минуты славы фотографа-любителя. На создание подобных панорам решались немногие.

Автор: Сергей Семёнов

01

Немного облегчил процесс создания панорам компьютер. Я хорошо помню, как в конце 1990-х годов фотографы снимали панорамы на пленочную компактную камеру, обрабатывали пленки в лаборатории, потом сами их сканировали и пытались в программе Photoshop собрать серию в панораму. Процесс был очень трудоемким, и он меня никак не вдохновлял.

Потом в 2006 году появилась первая панорамная программа Panorama Tools. Сборка панорамы была слишком сложной даже для профессионального пользователя. Потом специалист Joost Nieuwenhuijse, больше известный под ником USED, создал для нее относительно комфортный пользовательский интерфейс (новое название продукта - PTGui), процесс стал развиваться. Народ стал постепенно подсаживаться на панорамы.

Нужно понимать, что на том этапе панорама рассматривалась как технологический результат, а не как произведение фотографического искусства. Главное было «сшить», а что именно, особой роли не играло. И вот я как раз пришел в панорамную фотографию именно на этой волне.

В 2008 году появляется программа Kolor Autopano, появляется функция в программе Photoshop и Lightroom. Но в целом примерно до 2010 года панорамные технологии были уделом профессионалов и продвинутых любителей, которые ничем, по сути, не отличались от профессионалов аналоговой эпохи, снимавших на «Зениты». Технологии все изменили, простой инструментарий появился в камерах и смартфонах.

02

Панорама это всегда свобода эмоций. Когда снимаешь на обычный кадр, то ограничиваешь себя углом обзора. Панорамный снимок не может заменить никакой, сделанный сверхширокоугольником - он выглядит ограниченно. Каждый раз после нажатия на спуск остается ощущение незавершенности. Справа и слева что-то есть. Как все это включить в кадр? На помощь приходит панорама - она позволяет передать больше эмоций, обеспечивает больше визуальной свободы.

С другой стороны, иногда из-за панорамы происходит подмена понятий. Ее охват провоцирует фотографа на то, чтобы не задумываться над фотоизображением, не применять композиционные приемы, не работать над кадром. Снял панораму, и сразу все показал. В результате многие панорамы выглядят информативно, но в них нет авторского участия, с художественной точки зрения, они неинтересны. В настоящее время я просматриваю много панорам и могу отметить, что лишь редкие поражают своей оригинальностью.  

03

С другой стороны, при всех достоинствах панорам не так много профессиональных фотографов и любителей, которые снимают только панорамы. В чем причина? Что касается профессионалов, то у них особый подход. Если не снимают панорамы, значит, считают, что это не их направление. А вот, например, я, наоборот, специализируюсь в области панорамной съемки. Есть еще мнение, что панорама плохо ложится в фотоальбом.

Для любителей панорамная съемка представляет определенную сложность. Они приезжают в новое место, вокруг много интересных сюжетов, а времени мало. Тут не до панорамы, которая, как минимум, требует установки штатива. Иными словами, это всегда чуть больше усилий, по сравнению с обычным кадром. А ведь отснятые кадры потом нужно еще собрать на компьютере.

04

Правда, есть еще режим панорамы, когда камерой нужно только провести перед собой, после чего автоматика сама все склеит и выдаст готовый результат. Увы, это все несерьезно... Но даже в случае с автопанорамой любители не задумываются о композиции. Как правило, снимают только задние планы. А где передний? Где средний? Потому что с планами работать сложно. Творческого подхода очень мало. И в результате получается тот же технологический результат. 

Когда говорят о панорамах, то всегда имеют в виду горизонтальное изображение. А ведь есть ее вертикальные панорамы, или верторамы. Результаты очень интересные, но их мало. С одной стороны, про верторамы мало кто вспоминает. С другой, эти сюжеты сложно обнаружить. Все обусловливает поведение человека. Мы смотрим справа налево — крутим головой. И мы хотим показать увиденное с помощью фотоизображения. Но мы редко смотрим снизу вверх — мы не качаем головой, для нас это неестественно. Соответственно, сюжеты для вертикальных панорам мало кто видит.

Развитие панорамы как жанра привело к появлению виртуальных панорам 360 градусов. Это не планарная, (на плоскости) а уже виртуальная панорама (чтобы смотреть, нужен компьютер). Многим она очень нравится, особенно работы проекта Airpano. Здесь нужно уточнить, что виртуальная панорама это не виртуальная реальность. В виртуальной реальности человек выбирает, куда ему перемещаться. В виртуальной панораме все уже предопределено автором изображения.

05

Панораму 360 градусов можно еще назвать сферической панорамой. Судите сами. Все пространство вокруг нас это сфера. «Глобус», внутри которого мы находимся. И сферическая панорама это по сути «обложка глобуса». Например, карта мира это тоже сферическая панорама, только разложенная на плоскости

Последнее технологическое достижение — это сферические (360 градусов) видеопанорамы. В проекте AirPano мы очень активно работаем в этом направлении. Вообще у этого жанра большое будущее: реклама, образовательные программы, любая задача, где человека необходимо погрузить в другую реальность. В то же время не считаю, что планарные панорамы исчезнут. Театр, кинематограф, телевидение, интернет — различные способы представления информации существуют в современном мире, при этом аудитории перетекают из одной области в другую. Фотопанорама, а таковой считается изображение с минимальным соотношением сторон 1:2, никогда не исчезнут. Даже такая панорама обеспечивает визуальную свободу. А свобода будет цениться всегда.

Источник: https://www.sony.ru/alphapro/articles/o-vizualinoj-svobode-ili-retrospektivnyj-vzglyad-na-panoramnye-zhanry
Объективы Canon для фуд-фотографии

Объективы Canon для фуд-фотографии

Правильно снятая еда — от блестящих кусков сочного мяса до нежных десертов — может не только пробуди...
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка вылетает не туда?

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка выл...

Техника съемки5 лет назад
Вся фотографическая премудрость по Сахарову укладывается в несколько афористичных фраз и рассчитана,...
Уроки Розова: что такое вспышка. Часть 1

Уроки Розова: что такое вспышка. Часть 1

Техника съемки5 лет назад
Вспышка — это стеклянная колба (прямая, спиральная, подковообразная или даже в форме кольца), из кот...
Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Техника съемки2 года назад
Что может быть прекраснее звезд? Только их фотографии! Тема нашей новой Магистратуры Nikon — одна из...
Интерес для фотографа, или в поиске источника вдохновения

Интерес для фотографа, или в поиске источника вдохновения

Техника съемки2 дн. назад
Меня часто спрашивают, где я нахожу таких моделей? Да, вот прямо с ударением на «таких». «Каких?» - ...
Обработка пейзажа с помощью яркостных масок

Обработка пейзажа с помощью яркостных масок

Техника съемки1 год назад
В предыдущем материале мы разобрали, как подготовиться и снять красивый ночной пейзаж, а сейчас мы н...
Уроки Розова: что такое вспышка? Часть 2

Уроки Розова: что такое вспышка? Часть 2

Техника съемки5 лет назад
Впервые я столкнулся с этим явлением, когда стал снимать со студийными вспышками. Счастливый молодой...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Техника съемки1 год назад
Известно, что панорамная съемка применяется в том случае, когда угол обзора объектива недостаточен д...
Спортивная съемка

Спортивная съемка

Техника съемки3 мес. назад
Сегодня мы поговорим об одном из интереснейших видов репортажа — спортивной съемке. Мы разберём, как...
Пейзаж - самый сложный жанр. Подготовка и съемка.

Пейзаж - самый сложный жанр. Подготовка и съемка.

Техника съемки2 года назад
Многие начинающие фотографы считают, что снимать студийный портрет сложно. И спорт тоже снимать слож...
Окольцованные: практика применения кольцевых вспышек

Окольцованные: практика применения кольцевых вспышек

Техника съемки6 дн. назад
Кольцевые вспышки - не вчерашнее изобретение. Их применение началось более полувека назад, в начале ...
Советы по фотосъемке влюбленной пары

Советы по фотосъемке влюбленной пары

Техника съемки6 дн. назад
Обычно я снимаю влюбленные пары, которые имеют слабое представление о том, как должна происходить фо...
Семь масок гобо, которые можно найти у себя дома.

Семь масок гобо, которые можно найти у себя дома.

Техника съемки1 год назад
Маски гобо - это модификаторы света, которые выполнены в виде трафарета с определённым рисунком. Они...
Создание эффекта подводной съёмки

Создание эффекта подводной съёмки

Техника съемки2 мес. назад
Чтобы сделать фотографии под водой не обязательно иметь специальное снаряжение и выезжать к водоёму....
Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 1

Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 1

Техника съемки5 лет назад
Что же такое пейзаж? В свое время в поисках ответа на этот вопрос я перелистал множество фотолитерат...
О визуальной свободе, или ретроспективный взгляд на панорамные жанры
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить