О визуальной свободе, или ретроспективный взгляд на панорамные жанры

Благодаря цифровым технологиям панорамы в настоящее время стали доступны фотографам любого уровня. В аналоговую эпоху панорамная фотография была весьма трудоемким занятием. Сначала — сделать грамотно серию снимков с перекрытием, уже понимая, как она (серия) впоследствии будет собрана в панораму. Потом — обработать пленку и напечатать снимки. И, наконец, орудуя линейкой, ножницами и скотчем, собрать бумажную панораму. Максимальный эффект достигался, когда гости, рассматривая снимки в семейном фотоальбоме, неожиданно обнаруживали сложенную гармошкой панораму. Каждое раскрытие панорамы сопровождалось коллективным «Ах!». Это были минуты славы фотографа-любителя. На создание подобных панорам решались немногие.

Автор: Сергей Семёнов

01

Немного облегчил процесс создания панорам компьютер. Я хорошо помню, как в конце 1990-х годов фотографы снимали панорамы на пленочную компактную камеру, обрабатывали пленки в лаборатории, потом сами их сканировали и пытались в программе Photoshop собрать серию в панораму. Процесс был очень трудоемким, и он меня никак не вдохновлял.

Потом в 2006 году появилась первая панорамная программа Panorama Tools. Сборка панорамы была слишком сложной даже для профессионального пользователя. Потом специалист Joost Nieuwenhuijse, больше известный под ником USED, создал для нее относительно комфортный пользовательский интерфейс (новое название продукта - PTGui), процесс стал развиваться. Народ стал постепенно подсаживаться на панорамы.

Нужно понимать, что на том этапе панорама рассматривалась как технологический результат, а не как произведение фотографического искусства. Главное было «сшить», а что именно, особой роли не играло. И вот я как раз пришел в панорамную фотографию именно на этой волне.

В 2008 году появляется программа Kolor Autopano, появляется функция в программе Photoshop и Lightroom. Но в целом примерно до 2010 года панорамные технологии были уделом профессионалов и продвинутых любителей, которые ничем, по сути, не отличались от профессионалов аналоговой эпохи, снимавших на «Зениты». Технологии все изменили, простой инструментарий появился в камерах и смартфонах.

02

Панорама это всегда свобода эмоций. Когда снимаешь на обычный кадр, то ограничиваешь себя углом обзора. Панорамный снимок не может заменить никакой, сделанный сверхширокоугольником - он выглядит ограниченно. Каждый раз после нажатия на спуск остается ощущение незавершенности. Справа и слева что-то есть. Как все это включить в кадр? На помощь приходит панорама - она позволяет передать больше эмоций, обеспечивает больше визуальной свободы.

С другой стороны, иногда из-за панорамы происходит подмена понятий. Ее охват провоцирует фотографа на то, чтобы не задумываться над фотоизображением, не применять композиционные приемы, не работать над кадром. Снял панораму, и сразу все показал. В результате многие панорамы выглядят информативно, но в них нет авторского участия, с художественной точки зрения, они неинтересны. В настоящее время я просматриваю много панорам и могу отметить, что лишь редкие поражают своей оригинальностью.  

03

С другой стороны, при всех достоинствах панорам не так много профессиональных фотографов и любителей, которые снимают только панорамы. В чем причина? Что касается профессионалов, то у них особый подход. Если не снимают панорамы, значит, считают, что это не их направление. А вот, например, я, наоборот, специализируюсь в области панорамной съемки. Есть еще мнение, что панорама плохо ложится в фотоальбом.

Для любителей панорамная съемка представляет определенную сложность. Они приезжают в новое место, вокруг много интересных сюжетов, а времени мало. Тут не до панорамы, которая, как минимум, требует установки штатива. Иными словами, это всегда чуть больше усилий, по сравнению с обычным кадром. А ведь отснятые кадры потом нужно еще собрать на компьютере.

04

Правда, есть еще режим панорамы, когда камерой нужно только провести перед собой, после чего автоматика сама все склеит и выдаст готовый результат. Увы, это все несерьезно... Но даже в случае с автопанорамой любители не задумываются о композиции. Как правило, снимают только задние планы. А где передний? Где средний? Потому что с планами работать сложно. Творческого подхода очень мало. И в результате получается тот же технологический результат. 

Когда говорят о панорамах, то всегда имеют в виду горизонтальное изображение. А ведь есть ее вертикальные панорамы, или верторамы. Результаты очень интересные, но их мало. С одной стороны, про верторамы мало кто вспоминает. С другой, эти сюжеты сложно обнаружить. Все обусловливает поведение человека. Мы смотрим справа налево — крутим головой. И мы хотим показать увиденное с помощью фотоизображения. Но мы редко смотрим снизу вверх — мы не качаем головой, для нас это неестественно. Соответственно, сюжеты для вертикальных панорам мало кто видит.

Развитие панорамы как жанра привело к появлению виртуальных панорам 360 градусов. Это не планарная, (на плоскости) а уже виртуальная панорама (чтобы смотреть, нужен компьютер). Многим она очень нравится, особенно работы проекта Airpano. Здесь нужно уточнить, что виртуальная панорама это не виртуальная реальность. В виртуальной реальности человек выбирает, куда ему перемещаться. В виртуальной панораме все уже предопределено автором изображения.

05

Панораму 360 градусов можно еще назвать сферической панорамой. Судите сами. Все пространство вокруг нас это сфера. «Глобус», внутри которого мы находимся. И сферическая панорама это по сути «обложка глобуса». Например, карта мира это тоже сферическая панорама, только разложенная на плоскости

Последнее технологическое достижение — это сферические (360 градусов) видеопанорамы. В проекте AirPano мы очень активно работаем в этом направлении. Вообще у этого жанра большое будущее: реклама, образовательные программы, любая задача, где человека необходимо погрузить в другую реальность. В то же время не считаю, что планарные панорамы исчезнут. Театр, кинематограф, телевидение, интернет — различные способы представления информации существуют в современном мире, при этом аудитории перетекают из одной области в другую. Фотопанорама, а таковой считается изображение с минимальным соотношением сторон 1:2, никогда не исчезнут. Даже такая панорама обеспечивает визуальную свободу. А свобода будет цениться всегда.

Источник: https://www.sony.ru/alphapro/articles/o-vizualinoj-svobode-ili-retrospektivnyj-vzglyad-na-panoramnye-zhanry
Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Техника съемки1 год назад
Вы когда-нибудь попадали в ситуации, когда глубины резко изображаемого пространства (или просто ГРИП...
Видеокурс Даниила Коржонова: найдите волшебный свет пейзажа!

Видеокурс Даниила Коржонова: найдите волшебный свет пейзажа!

Техника съемки2 мес. назад
Этот пробел на фоторынке я ощущал всей душой. Основательно подучиться предметной съемке или фуд-фото...
Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Техника съемки3 года назад
Что может быть прекраснее звезд? Только их фотографии! Тема нашей новой Магистратуры Nikon — одна из...
СЪЕМКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦВЕТНЫХ ГЕЛЕВЫХ ФИЛЬТРОВ

СЪЕМКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦВЕТНЫХ ГЕЛЕВЫХ ФИЛЬТРОВ

Техника съемки2 года назад
Иногда я ловлю себя на мысли, что во время аналогичных съемок использую наработанные схемы и установ...
Уроки Розова: макароны на фотокухне Максима Полубояринова

Уроки Розова: макароны на фотокухне Максима Полубояринова

Техника съемки5 лет назад
Студия Максима Полубояринова расположилась, понятное дело, в полуподвале. Даже в названии хозяин обы...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Техника съемки1 год назад
Известно, что панорамная съемка применяется в том случае, когда угол обзора объектива недостаточен д...
Как создать эффект парящей еды на фотографии

Как создать эффект парящей еды на фотографии

Техника съемки1 год назад
Фотографии парящей еды выглядят довольно эффектно и, на первый, взгляд кажутся сложными в исполнении...
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 2  - как снять собаку, пока она не убежала?

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 2 - как снять собаку, пока она не убежала?

Техника съемки5 лет назад
Процесс обучения на мастер-классе Игоря Сахарова иногда превращался в коммерческую съемку прямо на г...
Откройте! Делимся секретами идеального боке

Откройте! Делимся секретами идеального боке

Техника съемки1 год назад
Этот совет посвящен съемкам на открытых диафрагмах. Хорошего боке может добиться не каждый фотограф!...
Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Техника съемки2 года назад
Большую часть своих последних опубликованных снимков я сделал в «панорамной» технике, т.е. сшивал вм...
Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка ночного города

Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка ночного города

Техника съемки5 мес. назад
Когда нет возможности выехать куда-то за город, а погода не позволяет сделать фотографии с красивыми...
Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть I

Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть I

Техника съемки5 лет назад
Удивительная все-таки вещь — свадебная фотография! Кипение страстей, которое разворачивается вокруг ...
Экспериментируем с Nikon

Экспериментируем с Nikon

Техника съемки1 год назад
«Совсем скоро наступит зима, а значит, и время фотографировать бенгальские огни, каждый из которых в...
Съемка мужского портрета

Съемка мужского портрета

Техника съемки1 год назад
Этот совет от Nikon посвящен съемкам мужского портрета. Для создания мужского портрета нет особых о...
Создание эффекта подводной съёмки

Создание эффекта подводной съёмки

Техника съемки1 год назад
Чтобы сделать фотографии под водой не обязательно иметь специальное снаряжение и выезжать к водоёму....
О визуальной свободе, или ретроспективный взгляд на панорамные жанры
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить