Когда и целого солнца мало...

Путешествия ставят перед фотографом самые разные задачи. И самая главная из них: хорошо и интересно передать историю, которую вы хотите рассказать своим зрителям. И часто бывает так, что для этой истории вам просто недостаточно того света, который предоставляет вам мир. Представьте себе: вы пришли на съемки, рассчитывая на теплый солнечный свет. И он был. Три минуты. Конечно, что-то вы успели снять, какие-то кадры получили. И вам очень повезло, если за это ничтожное время вы смогли раскрыть свою историю. Но не всем и не всегда так везет. Короче, надо брать дело света в свои руки.

Текст: Антон Агарков

 

  

  В каждой поездке со мной кроме стандартного фото-рюкзака ездит техничка - небольшой кофр, в который я складываю все дополнительное оборудование, которое может потребоваться в    путешествии. Почетное место в этой техничке занимают вспышки. 

 Несколько раз вспышки выручали меня в сложной ситуации. Помните, я писал про свет, который появился на пару минут и тут же пропал? Именно так и случилось на острове Гуам, куда меня занесло в июне 2016 года. Мы поднялись рано утром для съемки традиционной рыбалки народа чаморро - народа, который утратил очень многое из своей культуры, и теперь старается возродить старые традиции. Мы нашли интересных героев, шикарное место на берегу моря, были полностью готовы к рассвету. И даже увидели и смогли снять первые солнечные лучи. Они же стали и последними. Солнце ушло в тучи. Пришлось расчехлять вспышки и снимать с искусственным светом, что дало снимкам еще больше фактуры и драматизма.

   Но вслед за тучами пришел тропический дождь. Пара кадров, и ассистенты побежали в укрытие. Надеюсь, что они заботились именно о вспышках :)

Вспышка, по сути, позволяет вам полностью или почти полностью уйти от света дня, либо эффектно его дополнять. И это очень мощный инструмент, который позволяет вам влиять на восприятие истории. В тревел-фотографии это может быть особенно важно, ведь вся суть тревел-фотографии - в интересно рассказанной истории. 

В путешествии по Алтайскому краю я хотел поснимать небольшой народ кумандинцев и сфокусировался на их кухне и обрядах, к сожалению, в современное время забытых. В каждой истории важно настроение, и я люблю создавать тяжелую, драматичную атмосферу в сложных историях при помощи контрового света, так получилось и в этот раз. Мой ассистент аккуратно сел со вспышкой за моим героем (да-да, очень важно иметь на съемках субтильного ассистента :) и подсветил вспышкой дым от очага и трубки.

Но вот я все время говорю про ассистентов. На Гуаме мне помогало два человека, один из которых согласился зайти в море. На Алтае моя ассистентка умещалась в микроскопические норы и умудрялась, как тень, следовать за героями, не влезая в кадр и, в то же время, освещая сцену так, как это было нужно. Хороший помощник на вспышке - это большая ценность. Человек, который поймет вас с полуслова, даже по полужесту, сможет сделать вашу съемку быстрой и комфортной. 

А что если вам не повезло, и вы путешествуете в одиночку, и нет никого, кто бы подержал вспышку? В таких ситуациях приходится выкручиваться. Мне помогли жуткие инопланетяне с другой планеты - Joby GorillaPod Focus. Маленькие суставчатые штативы, которые занимают мало места в рюкзаке, могут скрутиться как угодно и зацепиться за ветку дерева, стул или потолочную балку. Примерно так, как на картинке ниже. От этих мелких спрутов можно взять только ноги (резьба 1/4, переходник на 3/8 в комплекте), или сразу купить их с шаровой головой. Я пробовал работать без головы, это возможно, но не очень удобно.

Именно при помощи горилла-пода я снял цикл портретов горцев в Дагестане. Одна вспышка была установлена на балке и давала жесткий боковой свет, вторая - на окне сзади справа по камере, и давала контровой свет.

Нужно понимать, что тревел - это не студийная фотография, и вывезти с собой полноценное студийное оборудование просто невозможно. У вас не будет доступа к розетке, а часть оборудования вам придется таскать на себе или навьючивать на лошадей. Поэтому приходится экономить на весе и габаритах. Если позволяет вес и транспорт, то я стараюсь возить с собой в путешествия три вспышки. С недавнего времени я перешел на вспышки Nissin (нет, это не внебрачное дитя Nikon и Nissan, это вполне самостоятельная японская контора). Я выбрал для себя комплект из трех Nissin Di700A и радиосинхронизатора Nissin Air1. Это компактные вспышки с ведущим числом 48 (ISO 100), зуммированием от 28 до 200 мм, синхронизацией по центральному контакту и даже разъемом для внешнего питания. Но самое главное другое - во всех этих вспышках установлен радиосинхронизатор. То есть никаких пилотных импульсов от встроенной вспышки, инфракрасных портов и прочей чуши. Только стабильный радиоканал. И еще никаких дополнительных приборов и проводов, только микроскопический Air1, установленный на камере. Причем вспышки для Nikon будут синхронизироваться от синхронизатора Canon, вспышки от Sony подожжет Air1 для микро 4/3 или Fuji.

Без ложки дегтя дело тоже не обошлось. Самый большой минус для меня - индикаторы на вспышках и синхронизаторе слишком бледные, и если вы будете использовать их в солнечный день, то нужно будет очень сильно постараться, чтобы настроить оборудование. Но если, например, вы решите использовать вспышки ночью или в помещении, то с подобными проблемами не столкнетесь. 

Кстати, о ночной съемке. Вот что мы снимали с этими вспышками в Киргизии. Представляете, какое расстояние было от камеры до вспышек, которые я расставил на стене каньона при помощи тех же самых GorillaPod Focus? Минимум метров 50. И на таком расстоянии радиосинхронизация работала качественно и стабильно.

Еще один потенциальный минус вспышек Nissin - отсутствие в комплекте поставки фильтров для компенсации температуры света. Я для себя эту проблему, равно как и проблему модификаторов на вспышки решил при помощи модификаторов MagMod. Это штука настолько монументальная, что про нее стоит делать отдельный пост. Пока скажу только, что это модификаторы, которые можно ставить совершенно на любую вспышку. А дальше начинается полная магия - рассеиватели, решетки, конусные насадки, цветные фильтры ставятся на вспышку при помощи небольших мощных магнитов. Полная система на две вспышки весит совсем немного и умещается в небольшой кофр, полностью (кроме фильтров) сделана из резины и не боится ударов и деформации - как сомнется, так и вымнется обратно. Заинтриговал? Скоро будут фотографии и подробное описание. Пока же скажу, что вот эту фотографию я сделал при помощи решетки и цветного фильтра MagMod. Вспышка установлена слева по камере, чтобы давать жесткий боковой свет. 

Ну и, наконец, источники питания для всего этого добра. С обычных батареек я решил перейти на аккумуляторы. Батарейки - удобные, дешевые и доступные, конечно неплохи, но когда ты много снимаешь со вспышками, то видишь, насколько много их уходит. Вначале задумываешься о семейном бюджете. Потом - о том, что все эти батарейки надо утилизировать, а с этим делом в России пока не очень хорошо. Так что аккумуляторы стоят на страже экологии и семейного бюджета. 

Во всех моих вспышках стоят аккумы Panasonic Eneloop. Они продаются заряженными, хорошо держат заряд даже при больших сроках простоя, и, по заверениям производителей, потеряют что-то около четверти заряда после пяти лет активного использования.

Для путешественников - отдельный бонус. Аккумуляторы Eneloop стабильно работают при температурах до -25, что совсем круто, потому что я с такими температурами периодически сталкиваюсь. Равно как и с необходимостью снимать истории в таких условиях.

Эти же аккумуляторы стоят у меня в синхронизаторе Nissin Air1, налобном фонарике, тактическом фонарике, который я использую в качестве световой кисти. Вот какие картины можно нарисовать такой кисточкой.

Это первый текст, в котором я рассказал про оборудование, которое использую в путешествиях. Впереди будет еще много всего интересного - и про супер-темные фильтры, и про рюкзаки, и еще про много чего интересного!

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Техника съемки1 год назад
Известно, что панорамная съемка применяется в том случае, когда угол обзора объектива недостаточен д...
Просветим про свет: что же брать, чтобы не «перебрать»?

Просветим про свет: что же брать, чтобы не «перебрать»?

Техника съемки1 мес. назад
Понимая естественное стремление новичка в фотографии быстрее "взять быка за рога" (а перед...
Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Техника съемки2 года назад
Что может быть прекраснее звезд? Только их фотографии! Тема нашей новой Магистратуры Nikon — одна из...
Композиция в предметной съемке

Композиция в предметной съемке

Техника съемки2 года назад
Представляем вам экспертов: наш специальный гость, один из лучших предметных фотографов России Игорь...
МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка уличного портрета.

МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка уличного портрета.

Техника съемки3 года назад
Хотите снять лучший уличный портрет в вашей жизни? Тогда новая обучающая Магистратура Nikon специаль...
Обработка пейзажа с помощью яркостных масок

Обработка пейзажа с помощью яркостных масок

Техника съемки1 год назад
В предыдущем материале мы разобрали, как подготовиться и снять красивый ночной пейзаж, а сейчас мы н...
Съемка мужского портрета

Съемка мужского портрета

Техника съемки4 мес. назад
Этот совет от Nikon посвящен съемкам мужского портрета. Для создания мужского портрета нет особых о...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка салюта

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка салюта

Техника съемки1 год назад
Если вы давно мечтаете пополнить свое портфолио яркими снимками салюта, то эта новая обучающая Магис...
Правильный штатив (головка) для съемки панорам / пейзажей

Правильный штатив (головка) для съемки панорам / пейзажей

Техника съемки1 год назад
Небольшое видео, о кастомной панорамной головке, которую я собрал из разных частей за 8 лет занятия ...
Фишай vs ширик для панорам: почему samyang 8mm must have

Фишай vs ширик для панорам: почему samyang 8mm must have

Техника съемки1 год назад
Сегодня видео о том, что фишай круче всего для съемки панорам и почему я считаю Samyang 8mm 3.5 umc ...
Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Техника съемки1 год назад
Вы когда-нибудь попадали в ситуации, когда глубины резко изображаемого пространства (или просто ГРИП...
Управление экспозицией

Управление экспозицией

Техника съемки2 года назад
Экспозиция — это значение количества света, которое попадает на датчик изображения камеры и определя...
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка вылетает не туда?

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка выл...

Техника съемки4 года назад
Вся фотографическая премудрость по Сахарову укладывается в несколько афористичных фраз и рассчитана,...
Tilt-Shift объективы

Tilt-Shift объективы

Техника съемки2 мес. назад
Мы привыкли, что оптика различается фокусным расстоянием, светосилой, наличием зума. Но, что же тако...
Фотосъёмка на объектив, с линзой из куска кристально-чистого льда

Фотосъёмка на объектив, с линзой из куска кристально-чистого льда

Техника съемки1 мес. назад
Фотограф и видеооператор Матьё Стерн (Mathieu Stern) любит использовать в своей работе странные и не...
Когда и целого солнца мало...
Антон Агарков

Комментарии

Отправить