Как управлять солнцем или секреты съемки с естественным освещением

Осваивая новое умение, мы, как правило, сталкиваемся с ограничениями и помехами, которые, кажется, мешают нашему занятию. Однако научившись преодолевать преграды, нередко обнаруживаем в них неожиданный потенциал и новые возможности для продвижения вперед. Ключевое условие для фотографии - свет. Потому что именно он лежит в ее основе, ведь фотография — это светопись. Одной из разновидностей фотографического света является естественное освещение. 

Автор: Владимир Нескромный

00

Дмитрий Куликов. «Друзья». Колумбия, 2019. «Я снимал закатное солнце и искал интересный передний план для силуэта. Увидев на соседнем дереве цаплю, обошел его и занял контрпозицию. Через какое-то время прилетела птица поменьше и села в метре от цапли. Походив несколько минут, я, наконец, смог совместить их обеих в кадре на фоне солнечного диска». Снято на Sony RX10M4.

Неуправляемый солнечный свет

Занимаясь пейзажной, жанровой или портретной съемкой под открытым небом, мы сталкиваемся с тем, что отсутствует какая-либо возможность... настроить этот свет. Его можно только дожидаться и слегка модифицировать. Естественное освещение не очень сложное по схеме. Направленный свет от Солнца и объемный от атмосферы — своеобразный большой параболический рефлектор в залитой светом студии с генераторами дыма. Но - неуправляемый. Последнее усложняет съемку и заставляет ради достижения цели разбираться в механике естественного освещения и учиться прогнозировать эффект.

В свою очередь, природа щедро компенсирует наши усилия, предлагая в качестве бонусов разнообразные оптические и погодные феномены - радуги, гало, тучи, молнии, рассветное и закатное время.

01

Елена Шумилова. «Танец с птицами». Город Голд-Кост, Австралия, 2018. «Было красивое закатное освещение, и я захотела получить максимально естественный результат. Подобные кадры сложно запланировать, их приходится только терпеливо ждать, поскольку они случаются всегда неожиданно. В них удачно сочетаются все факторы: локация, свет, герои, настроение фотографа». Снято на Sony A7R III и Sony FE 85 мм F1.4 GM.

Правило f/16

Благодаря громадным габаритам небесного осветителя, легко настроить экспозицию по освещенности. Хотя современный фотограф и предпочитает доверять настройке экспозиции по яркости объекта съемки, ему не помешает держать в уме такую полезную особенность естественного освещения, как равномерность по пространству. В результате для установки корректной экспозиции для любого объекта на обширной территории можно воспользоваться простым «правилом f/16».

Его суть заключается в том, что в ясный солнечный день (в дневное время) для объектов, освещенных солнцем, при установке выдержки, равной обратному значению светочувствительности (к примеру, 1/100 сек. для ISO 100), нужно закрыть диафрагму до f/16. Чтобы при желании установить другие значения светочувствительности, выдержки и диафрагмы, нужно просто пересчитать эту тройку параметров на другую — эквивалентную.

02

Сергей Семенов. «Гонконг в розовом свете». Гонконг, 2018. «Забрался на Пик Виктория. Закат был просто потрясающий! Лучи заходящего солнца подсветили дневную дымку, и она буквально погрузила город в розовое облако. Потом подул ветер, начали подсвечиваться облака повыше и появляться первые огни города. Волшебство! К сожалению, предугадать подобные атмосферные явления невозможно». Снято на Sony A7R III и Sony FE 24–70 мм F2.8 GM.

У правила есть целый ряд поправок. К примеру, для пасмурной погоды нужно добавить 3 ступени. При съемке в тени - 0,5-2 ступени. Во время съемки на пляже или заснеженной местности следует уменьшить экспозицию на одну ступень.

Кроме таких случайных поправок, есть и регулярные. На широту местности — добавить 2 ступени на каждые 10 градусов широты от базовой (40-45 градусов). На время года - до 2 ступеней разницы для летних и зимних месяцев в средних широтах в полдень. В летнее время в течение 5-6 околополуденных часов поправка не требуется. Но уже через 3 часа после полудня (или до него) нужно увеличить экспозицию на ступень, а через (или до) 5-6 часов - уже на две. Для зимних месяцев одна ступень экспозиции от полудня нарастает через 2 часа, а 2 ступени - через 3 часа.

03

Магомед Шапиев. «Фактура крыш». Село Кубачи, Дахадаевский район, Дагестан, 2017. «Из-за природных особенностей, село почти всегда погружено в облако тумана. Этот снимок я сделал утром, когда солнечный свет освечивает дома сбоку и не проходит сквозь туман, рассеиваясь в нем. В качестве точки съемки я выбрал старую сторожевую башню. Нужный мне свет продолжался до семи часов утра.Сюда можно приезжать в любое время года, и даже зимой. Интересные фотографии получаются и на рассвете, и на закате». Снято на Sony A7R II и Sony FE 28 мм F2.

Конечно, сейчас нет нужды использовать описанную методику. В каждой камере имеется экспонометр и умный калькулятор. Однако на пути к качественной и выразительной фотографии нельзя обойтись без понимания того, как работает дневное освещение. И многое можно взять из правила f/16 и его поправок.

Во-первых, это скорость падения освещенности по мере удаления времени от полудня. Во-вторых, соотношение освещенности солнечного света и рассеянного света атмосферы. По поправке на тени можно оценить эту разницу в ясный полдень в одну ступень - свет, рассеянный атмосферой, слабее направленного. Разобравшись с общей экспозицией, посмотрим на такие нюансы естественного света, как его направленность и цвет.

04

Сергей Гаврилов. «Ромашки». Модель Тома Колединцева. Съемка на пленэре. Московская область, 2016. «Я использовал рассеянный мягкий свет от вечернего облачного неба, который создавал идеальный светотональный рисунок. Чтобы уменьшить тени на лице (под носом, под глазами), я разместил серебряный отражатель (заполняющий свет). Даже если свет не слишком благоприятен, попробуйте поискать такое положение модели (стоя, сидя, лежа), в котором он превратится в вашего союзника». Снято на Sony A7R II и Sony FE 24–70 мм F2.8 GM.

Направленность света и цвет

Если правильная экспозиция исключает грубые ошибки и гарантирует получение хоть какого-то снимка, попадающего в экспозиционную широту фотоматериала, то понимание направленности позволит выбрать место и время съемки для проработки объекта съемки, для получения выразительного светотеневого рисунка. Ну, а понимание цветовой схемы позволит не только соблюсти корректный цветовой баланс, но и воспользоваться небом как красивым фоном.

Стоит отметить, что эти нюансы более чувствительны к стараниям фотографа, чем общая экспозиция. И при наличии отражателей, рассеивающих экранов, светофильтров и вспышки можно существенно улучшить результат.

Направленность естественного освещения, модулированная направлением восход-запад, сильно зависит от времени суток. Еще до появления Солнца над горизонтом утренняя заря начинает работать как атмосферный светорассеиватель и отражатель. Аналогичное явление (симметричное по времени) наблюдается и вечером.

05

Александр Доринов. Без названия. Местечко Папоа, город Пенише, Португалия, 2017. «В изображении присутствует очень красивое закатное освещение. Во время съемки я пытался поймать лучи солнца в волнах, чтобы вода приобрела золотистый оттенок, и мне это удалось. Получилась очень красивая фактура воды. И даже брызги подсвечены красиво. Попробуйте в своих работах поэкспериментировать с солнечным светом. Ну, и, конечно, помните про «золотой час», когда освещение самое благоприятное для фотосъемки». Снято на Sony A7S II и Sony Carl Zeiss Planar T* FE50 мм F1.4 ZA.

С восходом Солнца к этому заполняющему осветителю добавляется более сильный (существенно более сильный утром и вечером и лишь немного сильнее в полдень) по экспозиции источник направленного света.

Суммарный уровень освещенности постепенно усиливается по мере подъема Солнца к зениту. При этом синхронно меняется соотношение мощности рассеянного и направленного света и цветовой состав. Направленный свет поворачивается от горизонтального через вертикальный к горизонтальному в течение светового дня. У рассеянного света примерно такая же по характеру диаграмма направленности, но повернутая на 90 градусов (он сильнее подсвечивает с боков от направленного, как и положено заполняющему свету) и существенно менее выраженная.

06

Юрий Афанавьев. «Сиреневый закат. Приключения в небе». Город Oлюдениз/Ölüdeniz, Турция, 2017. «Закат состоялся строго по расписанию. Начало в 18:39 - завершение в 19:34. Теплый воздух напоен влагой. Дымка испарений от теплого моря пытается скрыть от любопытных зрителей все происходящее. В то же время она придает плоской картинке, спрессованной телевиком, максимальный объем. При съемке подобных сюжетов очень важно поймать тот короткий момент, когда в небе после захода солнца возникают нежные цветовые переходы». Снято на Sony A7R II и Sony FE 70-300mm F4.5-5.6 G OSS.

А что происходит с цветом? Поскольку неоднородности воздуха в большей степени рассеивают преимущественно короткие волны, свет атмосферы - более синий, холодный. Теплый (условно красный) свет — это остатки от солнечного света после того, как коротковолновая составляющая была рассеяна в атмосфере (и окрасила небо в синий). После восхода атмосфера будет эффективно работать как объемный рассеиватель, создавая холодный свет. А проходящие сквозь нее солнечные лучи по отношению к этому рассеянному свету будут более теплыми.

Чем ближе Солнце к зениту, тем через меньшую толщу атмосферы проходят лучи (видимые наблюдателем в конкретном месте), и его свет меньше теряет синей составляющей и выглядит холоднее. Наиболее выразительна (как инструмент) конфигурация «Солнце-атмосфера» утром и вечером, когда светило находится над горизонтом. В это время цветовой контраст направленного и рассеянного света наиболее силен. В полдень же контраст по цвету минимален.

07

Антон Уницын. «Поцелуй». Нью-Йорк, США, 2017. «Закат - потрясающее время для фотографии. Большую часть этой съемки было пасмурно, и только перед самым заходом солнца, к нам пробились его лучи. Получился золотистый, магический свет. Это длилось какие-то минуты, но этого хватило, чтобы сделать кадр». Снято на Sony A9 и Sony Carl Zeiss Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA.

Как управлять природой

Как можно управлять общей экспозицией дневного света? В инструментарии фотографии для этого имеются нейтральные фильтры. Если нужно управлять светом локально (портрет), поможет диффузный рассеиватель или отражатель. Для управления соотношением направленного и рассеянного света применяются поляризационные фильтры, а локально - те же отражатели (нейтральные или цветные, если нужно усилить цветовой контраст). В черно-белой фотографии кроме поляризационных могут применяться цветные фильтры, пропускающие или блокирующие синий цвет неба.

 Небо как фон

Небесный свод служит не только источником света для натурной съемки, но и фоном. К сожалению, при хорошей погоде только в утренние и вечерние часы Солнце освещает воздушный слой локально, что позволяет найти на небе такой участок, который по яркости будет близок к яркости снимаемого объекта, освещенного солнечным светом. Днем же небо выжигает на снимке белую дыру, если экспозиция подбирается по объекту съемки. Для балансировки по экспозиции (чтобы на снимке были проработаны и небо, и объект) приходится подсвечивать объект отражателем, вспышкой (для портретистов особенно полезна вспышка с режимом скоростной синхронизации), применять для притемнения неба поляризационный фильтр.

08

Сергей Семенов. Национальный парк Чиинкве-Теерре. Город Манарола, Италия, 2015. «Мы приехали сюда на майские праздники и приходили на точку за 30 минут до рассвета. В процессе съемки я использовал нейтрально-серый фильтр ND-400». Снято на Sony A7 и Sony Carl Zeiss Vario-Tessar T* FE 16-35 мм F4 ZA OSS.

Инструменты непогоды

Хотя непогода потому так и названа, что создает дискомфорт, для фотографа любые атмосферные явления — отличные средства для управления атмосферным светом и способ использования атмосферы в качестве фона. Облака, от локальных до сплошных, представляют собой естественные модификаторы, которые меняют и световой баланс (направленный-рассеянный свет), и цветовой баланс. Например, часто рекомендуют облачную погоду как решение проблемы высококонтрастного освещения.

Но облака могут работать и как шторки, направляя свет и эффектно подсвечивая ландшафт яркими лучами. Кроме того, облака могут формировать и фоны совершенно разных типов. В зависимости от их характера, времени суток (высоты Солнца над горизонтом), облака могут быть разными по яркости - от высоких белых, до низких и темных до черноты. Капли воды и кристаллы льды, из которых состоят облака, не только рассеивают свет, но и переотражают его. Поэтому и цвет облаков может быть разным - от синего (для рассеянного света) до красного (для проходящего и отраженного).

09

Влад Шутов. «Одиночество». Модель Мария. Московская область, 2017. «Снимок сделан во второй половине дня. Серое небо — свет практически мертвый. Я сразу понял, что буду переводить цветное изображение в черно-белое. Именно это пасмурное освещение позволило хорошо выделить ноги, которые контрастируют с белой блузкой и черными волосами. И всю эту композицию обрамляет серый фон — трава. Появляется даже «пленочное» ощущение. Используйте пасмурное освещение. У него есть свои преимущества, которыми, правда, надо уметь пользоваться. Например, в этом случае при более ярком свете контраст между голенью и бедрами был бы слишком сильным, и композиция могла бы развалиться». Снято на Sony A7R II и Sony FE 24–70 мм F2.8 GM.

Заключение

К сожалению, полноценно управлять всем этим богатством природы невозможно. Наверное, фотографу нужно стать немного метеорологом, чтобы разобраться в преобладающих погодах для места съемки в определенный сезон и время суток.

При планировании съемки на местности частично поможет анализ чужих снимков. Благодаря разнообразным сервисам публикации снимков с отображением геоданных, можно не только подсмотреть хорошие ракурсы, но и время (сезон и время суток) для съемки.

Таким образом, не стоит полагаться на авось. Постепенно придет понимание, что, когда и как снимать. Конечно, фотограф не сможет управлять природой, но максимально использовать ее характеристики — вполне.

Источник: https://www.sony.ru/alphapro/articles/kak-upravlyati-solncem-ili-sekrety-siemki-s-estestvennym-osvescheniem
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Техника съемки2 года назад
Известно, что панорамная съемка применяется в том случае, когда угол обзора объектива недостаточен д...
Видеокурс Даниила Коржонова: найдите волшебный свет пейзажа!

Видеокурс Даниила Коржонова: найдите волшебный свет пейзажа!

Техника съемки1 год назад
Этот пробел на фоторынке я ощущал всей душой. Основательно подучиться предметной съемке или фуд-фото...
МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка портрета на улице

МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка портрета на улице

Техника съемки1 год назад
Лето — сезон съемок под открытым небом. Но при планировании фотопрогулки многие задаются вопросами: ...
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 2  - как снять собаку, пока она не убежала?

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 2 - как снять собаку, пока она не убежала?

Техника съемки6 лет назад
Процесс обучения на мастер-классе Игоря Сахарова иногда превращался в коммерческую съемку прямо на г...
Съемка мужского портрета

Съемка мужского портрета

Техника съемки2 года назад
Этот совет от Nikon посвящен съемкам мужского портрета. Для создания мужского портрета нет особых о...
Композиция в предметной съемке

Композиция в предметной съемке

Техника съемки3 года назад
Представляем вам экспертов: наш специальный гость, один из лучших предметных фотографов России Игорь...
Тревел-фото или съемка в путешествии

Тревел-фото или съемка в путешествии

Техника съемки1 год назад
Сегодня мы поговорим о съемке в путешествиях — тревел-фото. Надеемся, наш сегодняшний урок поможет в...
Семь масок гобо, которые можно найти у себя дома.

Семь масок гобо, которые можно найти у себя дома.

Техника съемки2 года назад
Маски гобо - это модификаторы света, которые выполнены в виде трафарета с определённым рисунком. Они...
Панорамная съёмка

Панорамная съёмка

Техника съемки4 года назад
Съёмка панорам — один из наиболее часто используемых в пейзажной фотографии приёмов. Если не ограни...
Спецэффекты для предметной съемки: Победа будет за нами!

Спецэффекты для предметной съемки: Победа будет за нами!

Техника съемки1 год назад
Итак, друзья, делюсь небольшой личной приятностью! На ресурсе PhotoSky не так давно прошёл конкурс "...
Техника Владимира Морозова: съемка с мультиэкспозицией

Техника Владимира Морозова: съемка с мультиэкспозицией

Техника съемки1 год назад
В этой статье из серии «Как это сделать» я собираюсь рассказать о съемке натюрморта с использованием...
Спортивная съемка

Спортивная съемка

Техника съемки1 год назад
Сегодня мы поговорим об одном из интереснейших видов репортажа — спортивной съемке. Мы разберём, как...
Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Техника съемки2 года назад
Вы когда-нибудь попадали в ситуации, когда глубины резко изображаемого пространства (или просто ГРИП...
Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Техника съемки2 года назад
Большую часть своих последних опубликованных снимков я сделал в «панорамной» технике, т.е. сшивал вм...
Черно-белый взгляд на цветной мир

Черно-белый взгляд на цветной мир

Техника съемки1 год назад
Мир полон парадоксов. В пленочную эпоху советские фотолюбители снимали, в основном, только черно-бел...
Как управлять солнцем или секреты съемки с естественным освещением
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить