Антон Агарков: съемка архитектуры

Среда обитания - основа нашей жизни. То, где мы живем, очень сильно определяет наше сознание. Может быть, именно поэтому архитектура является важной частью любого travel-репортажа. И сегодня мы с вами обсудим, как красиво и интересно снять архитектуру.

Текст и фото Антона Агаркова.

dsc_0960_jpg

Крепость Ичан-Кала в Хиве, Узбекистан, на рассвете. В мягких рассветных лучах она смотрится особенно интересно

Nikon Z7, Nikkor Z 24-70 f/4S, 26mm f/11, 1/160, ISO 160 

Давайте начнем с того, что любая архитектура - это в каком-то смысле пейзаж, а, значит, и снимать его надо, исходя из всех правил пейзажа. Гармоничная композиция, которая подводит взгляд зрителя к главному героя кадра - зданию. Никаких лишних объектов, отвлекающих внимание от нашего героя. И, конечно же, красивый свет, при котором наш главный герой будет выглядеть максимально выигрышно.

Вы можете снять здание в полдень. Свет будет плоским, холодным и контрастным. Но куда лучше выбрать время, когда солнце сядет пониже, и его свет станет не таким жестким и более теплым. В таком свете наш герой будет выглядеть гораздо интереснее.

Мечеть Хазрет-Хызыр в Самарканде, Узбекистан. Примерно 9 часов утра - рано, но недостаточно. Свет неплохой, но не идеальный. Впрочем, это все-таки лучше, чем снять это же здание в полдень, когда свет становится совсем жестким.

dsc_5417_jpg

Nikon Z7, Nikkor 70-200mm f/2.8G ED AF-S VR II @ 160mm, f/8, 1/500, ISO 125

 

Но и это еще не все. После заката, свет дня начнет стремительно меркнуть - начнутся сумерки или, как принято говорить у фотографов, синий час. Именно в синий час яркость света уходящего дня будет равняться с яркостью архитектурной подсветки. Это идеальное время, чтобы эту самую подсветку снять. В это время нужно действовать без промедления - синий час конечно называют часом, но, в зависимости от широты, длится он может от получаса до нескольких минут. В этот момент вы должны быть уже на точке в полной боевой готовности. 

dsc_5360-hdr_jpgМечеть Хазрет-Хызыр в Самарканде с ночной подсветкой, снятая в синий час. Яркость синего неба идеально сбалансирована с яркостью подсветки

Nikon Z7, Nikkor Z 24-70 f/4,  54mm, f/13, 1sec, ISO 64

 

Естественно, это требует подготовки. Как и любой природный пейзаж, архитектурная фотография требует разведки. Постарайтесь понять, где и во сколько произойдет рассвет и закат, откуда лучше всего снимать подсветку так, чтобы отдельные яркие фонари не слепили глаза, куда нужно мчаться на съемки синего часа.

dsc_5399-hdr_jpg

Та же самая мечеть, снятая слишком поздно - небо стало очень темным, подсветка - слишком яркой. Лучше до такого не доводить. Чтобы получить приемлемый результат, мне пришлось снять четыре кадра с разной выдержкой - от 1/6 до 30 секунд, и потом сшивать их в редакторе

Nikon Z7, Nikkor Z 24-70 f/4,  24mm, f/13, ISO 64

 

Любой город очень интересно смотрится с высоты, так что советую заранее посмотреть, есть ли в округе доступные смотровые площадки, можно ли подняться туда на рассвете или закате и остаться на синий час.

dsc_1092_jpg

Вид на Хиву с небольшого минарета у самых городских стен

Nikon Z7, Nikkor Z 24-70 f/4,  37mm, f/4,5, ISO 100

 

Но при всех сходствах с классическим пейзажем есть у архитектурной фотографии и одна важная особенность. Перспектива. Если мы снимаем здание снизу вверх, то из-за перспективных искажений вертикальные линии будут визуально сходиться к центру. Здания будут выглядеть наклоненными. Есть несколько вариантов, как с этим бороться.

Первый - снимать с учетом обработки. Не очень сильные искажения можно поправить на постобработке. А как именно, я расскажу в другом уроке.


dsc_2976_jpg

Мечеть Калян в Бухаре снята с небольшого приступка на противоположном здании. Этого оказалось недостаточно, чтобы полностью избавиться от перспективных искажений, поэтому их пришлось исправлять на постобработке

Nikon Z7, AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED,  14mm, f/5, 1/15, ISO 64

 

Второй - снимать с возвышения. Перспективные искажения появляются от того, что мы смотрим на вертикали под углом, отличным от 90 градусов. И чем больше этот угол, тем сильнее “завалы”. Если мы будем снимать здание издалека на длиннофокусный объектив, то мы без всякой обработки сможем свести искажения к минимуму.

Либо мы можем найти точку повыше, на которую мы сможем подняться и посмотреть на здание под тем самым углом 90 градусов, не поднимая и не опуская головы. Это может быть, например, балкон здания напротив. Конечно, чтобы попасть на такой балкон, нужно еще получить разрешение владельца этого самого балкона, но на что не пойдешь ради хорошей фотографии.

 

dsc_0746_jpg

Эта фотография сделана так, чтобы оптическая ось находилась под 90 градусов к фасаду здания. Это позволило избавиться от перспективных искажений. Обычно чтобы добиться этого, снимая с уровня земли, приходится включать в снимок “тяжелый” передний план, который занимает нижнюю треть или даже половину кадра

Nikon Z7, Nikkor Z 24-70 f/4,   24mm, f/4, 1/200, ISO 200

 

И еще один вариант - драматизировать искажения, довести их до абсолюта. А это сделать очень просто. Достаточно поставить широкоугльний объектив, подойти к объекту съемки поближе и посмотреть на него снизу вверх. Вы сразу увидите, как все вертикали устремятся в небо.

 

dsc_0887_jpg

Nikon Z7, Nikkor Z 24-70 f/4,   24mm, f/9, 1/100, ISO 160

 

То же самое касается не только съемки интерьеров, но и экстерьеров. Я очень люблю снимать интерьеры, особенно восточные, на широкоугольный объектив, играть с линиями.

 

dsc_5268_jpg
Nikon Z7, AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED @ 14mm, f/4, 1/20, ISO 1250

 

Если вы снимаете в подобном стиле, то для вас очень важно идеально отцентровать фотографию. Посмотрите, насколько более гармонично смотрится правая фотография по сравнению с левой.

 

Nikon Z7, AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED,  14mm, f/5, 1/20, ISO 800

 

Либо вы можете драматизировать эту асимметрию, довести ее до абсолюта, превратить архитектурный кадр в абстракцию. Чтобы зритель какое-то время думал, а что же вы ему тут показываете. Это заставит его дольше смотреть на фотографию, разглядывая детали.

 

dsc_5561_jpg

Nikon Z7, AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED,  14mm, f/5, 1/25, ISO 800

 

Кстати, о деталях. Уделите внимание и им. Помните, ваш зритель, как и вы, захочет рассмотреть все эти резные двери, плитки и орнаменты

Nikon Z7, различные объективы

 

Ну и последнее. Большинство фотографов старается сделать так, чтобы снимки архитектуры выглядели как фотографии из интерьерных журналов и каталогов недвижимости. Минимум людей, максимум прямых линий. Это неплохо, если вы хотите продать дом. А если хотите показать быт страны, куда вы приехали - не лучший выбор. Постарайтесь включить в кадр людей, которые занимаются своими делами, идут куда-то. Помните, любой город живет в первую очередь благодаря своим людям.

 dsc_0729_jpg

dsc_0938_jpg

dsc_1206_jpg

Nikon Z7 + Nikkor Z 24-70 f/4 S

Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Практика2 года назад
Хотите проверить, сколько отдельных фотографий камера сделала за весь срок эксплуатации? Вот руковод...
Почему просветление оптики важно для фотографии

Почему просветление оптики важно для фотографии

Практика2 года назад
В последние годы некоторые производители разработали новые просветляющие покрытия для своих объектив...
От чего зависит качество изображения?

От чего зависит качество изображения?

Практика2 года назад
Количество мегапикселей камеры часто рассматривается потребителями как эталонное число для определен...
Авиаспоттинг (советы начинающим)

Авиаспоттинг (советы начинающим)

Практика2 мес. назад
Авиаспоттинг (съёмка летательных аппаратов) ровно на столько распространён среди фотолюбителей, на с...
Альтернативные способы печати

Альтернативные способы печати

Практика11 лет назад
Интерес к старым технологиям съемки и печати в последние годы значительно вырос. Доказательство тому...
Взгляд на мир «рыбьим глазом»

Взгляд на мир «рыбьим глазом»

Практика12 лет назад
За время, прошедшее с того дня, когда человек впервые получил фотографическое изображение, техника д...
Таинство цвета: «Паспорта» цветов

Таинство цвета: «Паспорта» цветов

Практика11 лет назад
В этой статье мы продолжим разговор о цветовой гармонии и композиции. Совершенно очевидно, что в фот...
Съёмка на крупноформатную плёнку

Съёмка на крупноформатную плёнку

Практика3 года назад
Крупноформатная съёмка - это наиболее результативный и одновременно увлекательный способ создания фо...
Используйте уличные фонари, чтобы улучшить свои фотографии

Используйте уличные фонари, чтобы улучшить свои фотографии

Практика3 года назад
Ночная уличная и городская фотография на самом деле может быть не такой сложной. Помощниками здесь м...
Как сделать портретную тарелку из подручных материалов

Как сделать портретную тарелку из подручных материалов

Практика6 лет назад
Портретная тарелка или Beauty Dish один из основных модификаторов света, используемых фотографами пр...
Памятка для туриста, или как фотографу найти общий язык с местным населением

Памятка для туриста, или как фотографу найти общий язык с местным населением

Практика5 лет назад
Многие профессиональные фотографы и любители, выезжая в далекие заморские страны, зачастую сталкиваю...
Естественные эмоции или как начать путь в фотоанималистике

Естественные эмоции или как начать путь в фотоанималистике

Практика2 года назад
Хорошая фотография дикой природы всегда вызывает у зрителей яркие и позитивные эмоции. Насколько мно...
Что делает фотографию кинематографичной

Что делает фотографию кинематографичной

Практика2 года назад
Я уверен, что за последние несколько лет все мы, фотографы, так часто слышали слово «кинематографиче...
МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка в лесу

МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка в лесу

Практика6 лет назад
Лес порадует не только свежим воздухом и сочными оттенками, но и интересными сюжетами для фотографий...
Сколько мегапикселей вам действительно нужно?

Сколько мегапикселей вам действительно нужно?

Практика2 года назад
Вначале 2000-х погоня производителей камер за самым высоким разрешением датчика превратилась, чуть л...
Антон Агарков: съемка архитектуры
Антон Агарков

Комментарии

Отправить