Nikon D5500: хороший репортаж - это всегда история

Первое и самое важное, что нужно раз и навсегда запомнить о любой репортажной съемке - хороший репортаж это всегда история. Все приемы съемки, выбор ракурсов и планов - все это должно работать на раскрытие той самой истории. Так что начинать съемки любого репортажа стоит с понимания, а о чем же история. Для съемок этого материала я отправился в Калужскую область, деревню Никола-Ленивец, где уже десяток лет существует уникальный для России природно-ландшафтный парк архитектора Николая Полисского. О Никола-Ленивце уже рассказано много историй и снято немало репортажей, но большинство журналистов и блогеров фокусируются на видимой части айсберга - удивительных скульптурах и ландшафтных арт-объектах Никола-Ленивца.

Текст и фото: Антон Агарков

Мало кто знает, что Бобур, Вселенский разум, Штурм неба, Сельпо и многие другие арт-объекты сделаны руками местных никола-ленивецких мужиков. Которые вроде как деревенские мужики, но могут за пару движений бензопилы или дрели превратить неказистую коряжку в голову птицы, черепаху или обезьяну. И все это под музыку Криса Ри и Стинга на фоне заброшенной церкви XIX века. Полный сюр. Вот его-то и надо передать.

Итак, с сюжетом мы разобрались, теперь надо выбрать формат. Есть такие истории, которые помещаются в одну фотографию - в одном снимке можно целиком и полностью раскрыть весь сюжет, даже подписи не понадобится. Но чаще для раскрытия истории потребуется от десяти до двадцати пяти фотографий. Больше лучше не набирать, потому что после второго десятка снимков у зрителя уже начинает рассеиваться внимание.

Постарайтесь выделить для себя главных героев истории. Это могут быть как люди, так и вещи. Главным героем может быть даже город, и вам придется вывести на передний план жизнь этой махины, а не людей в нем. Но это уже высший пилотаж, мы начнем с темы попроще. Если ваш главный герой человек, то постарайтесь пообщаться с ним, узнать о его привычках, характере, предпочтениях в еде и музыке. Эти знания помогут вам лучше раскрыть персонажа на фотографиях. Сделайте его портрет, причем вовсе не обязательно использовать для этого портретный объектив вроде 85-мм. Неплохой портрет можно сделать за рабочим местом на широкоугольник. И да, не стесняйтесь просить своего героя вам позировать - пусть он сядет за рабочий стол, покажет часть процесса. Если он, к примеру, мастер резьбы по дереву или гончар, пусть покажет, как работает.

В общем и целом советы по съемке хорошего репортажа одинаковы для социального, промышленного или событийного репортажа. Снимайте разные планы. Начните с общего плана, который поможет показать место действия и оценить обстановку, количество людей и даже погоду. Используйте для этого широкоугольный объектив. Снимите средний план на умеренный широкоугольник или штатник, чтобы показать отдельные действия, часть большой сцены. И обязательно снимайте крупные планы, уделяйте внимание деталям. В этом вас поможет телевик.

Набор инструментов, кавардак или, напротив, идеальный порядок на рабочем столе, свалка отбракованных заготовок или горка изорванной бумаги - все это может стать частью истории, нужно только понять, что именно важно и сделать на этом упор. Обязательно снимайте руки, одежду, украшения - они могут рассказать о человеке очень многое. На рынках и базарах снимайте крупно продукты, на барахолках - отдельные вещи на лотках продавцов. Все эти детали имеют ключевое значение для хорошего репортажа.

Постарайтесь найти оригинальный ракурс. Поднимайте камеру над головой и опускайте к самой земле - благо, поворотный экран Nikon D5500 позволяет комфортно снимать с подобных ракурсов. Используйте отражения в зеркалах и лужах, чтобы визуально расширить пространство и совместить какие-либо несовместимые объекты в одном кадре. Ищите «порталы» - открытые двери, окна, дыры в стенах и отверстия в любых других предметах (вроде оригинальных скульптур или значков на машинах), и снимайте реальность по другую сторону этих «порталов». Но не стоит забывать, что это не должно быть приемом ради приема - постарайтесь передать некий смысл или конфликт, объединяя или противопоставляя подобный «портал» с тем, что видно сквозь него. 

Отдельная задача - снять людей в репортаже. Если вы заранее договорились о съемке, то, скорее всего, сложностей возникнуть не должно. На крупных мероприятиях люди, как правило, тоже готовы к тому, что их будут снимать, и спокойно реагируют на камеру. Но если речь идет о городском репортаже, то съемка людей может стать сложнейшей задачей. Например, в России люди очень плохо реагируют на направленную в их сторону камеру. За такое можно очень легко получить в лучшем случае нелестный отзыв о своей персоне. Люди попроще будут сразу бить лицо. Конечно, всегда можно подойти и попросить сфотографироваться, но тогда будет разрушена естественность сцены. В ряде случаев сделать незаметный портрет поможет тот же откидной дисплей. Люди не будут реагировать на вас как на фотографа, если не увидят камеру на уровне вашего лица. Откинув экран и держа камеру на уровне пояса можно снимать людей хоть в метро в час пик - никто и не заметит.

Очень часто снимать репортажи приходится в помещениях, где света не очень много. В этом случае лучше использовать светосильные объективы, а светочувствительность выставлять как можно выше, чтобы достигнуть выдержки, равной единице деленной на фокусное расстояние. Подобная выдержка позволит вам снимать статичные объекты без возникновения шевеленки. Но для подвижных объектов, а в репортаже что-то всегда куда-то движется, выдержка должная быть еще короче. Кроме светосилы можно также вводить отрицательную поправку экспозиции и снимать в RAW. Данный формат позволит вам не только выставить значение баланса белого на уже готовой фотографии, но и вытянуть недодержанный или шумный кадр. 

Но даже если кадр получился технически не самым совершенным не стоит отправлять его в корзину. Не забывайте, что в репортаже гораздо важнее сюжет, а не достижение технического идеала. При правильном построении композиции и сильном сюжете даже смазанный пересвеченный кадр может получиться шедевральным, а все технические огрехи будут восприниматься как художественный прием.


Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Практика2 года назад
Хотите проверить, сколько отдельных фотографий камера сделала за весь срок эксплуатации? Вот руковод...
Фотографическая композиция: живая плоть фотографии

Фотографическая композиция: живая плоть фотографии

Практика11 лет назад
Композиция на латыни означает «соединение» — имеется в виду соединение в нечто цельное всех частей, ...
Почему просветление оптики важно для фотографии

Почему просветление оптики важно для фотографии

Практика2 года назад
В последние годы некоторые производители разработали новые просветляющие покрытия для своих объектив...
Отмыть! Обзор технологий очистки фототехники

Отмыть! Обзор технологий очистки фототехники

Практика3 года назад
За основу этого материала я взял статью, написанную почти 20 лет назад. С тех пор, конечно, многое и...
Естественные эмоции или как начать путь в фотоанималистике

Естественные эмоции или как начать путь в фотоанималистике

Практика2 года назад
Хорошая фотография дикой природы всегда вызывает у зрителей яркие и позитивные эмоции. Насколько мно...
Тернистый путь к облакам или как фотографу подготовиться к полету

Тернистый путь к облакам или как фотографу подготовиться к полету

Практика3 года назад
Фотографы любят путешествовать. Потому что происходит смена обстановки, обнаруживаются новые сюжеты ...
Ключевые элементы композиции: свет и взаимосвязь форм

Ключевые элементы композиции: свет и взаимосвязь форм

Практика2 года назад
Фотографы, от начинающих до самых опытных, постоянно ищут способы улучшить свои композиции. Чтобы до...
Авиаспоттинг (советы начинающим)

Авиаспоттинг (советы начинающим)

Практика3 мес. назад
Авиаспоттинг (съёмка летательных аппаратов) ровно на столько распространён среди фотолюбителей, на с...
Портрет на природе

Портрет на природе

Практика3 года назад
Лето — идеальная пора для фотосъемки на природе. Цветущие сады и парки, обилие зелени и сочных красо...
Негативное пространство: как добавить что-то из ничего

Негативное пространство: как добавить что-то из ничего

Практика2 года назад
Негативное (отрицательное) пространство - это мощная концепция в искусстве и фотографии, которая поз...
Съёмка на крупноформатную плёнку

Съёмка на крупноформатную плёнку

Практика3 года назад
Крупноформатная съёмка - это наиболее результативный и одновременно увлекательный способ создания фо...
Основные принципы съёмки на инфракрасную плёнку

Основные принципы съёмки на инфракрасную плёнку

Практика3 года назад
Инфракрасная фотография всегда была уникальным и нишевым видом искусства, позволяющим фотографу созд...
Памятка для туриста, или как фотографу найти общий язык с местным населением

Памятка для туриста, или как фотографу найти общий язык с местным населением

Практика5 лет назад
Многие профессиональные фотографы и любители, выезжая в далекие заморские страны, зачастую сталкиваю...
Пересмотрите свои фотографии и подход к фотографии в 2016 году

Пересмотрите свои фотографии и подход к фотографии в 2016 году

Практика8 лет назад
Февраль может быть очень тоскливым. Хоть это и самый короткий месяц в году, по-прежнему очень ветрен...
Урок портретной съемки от Дмитрия Исхакова: работа с постоянным и импульсным светом, особенности использования насадок гобо

Урок портретной съемки от Дмитрия Исхакова: работа с постоянным и импульсным све...

Практика3 года назад
Всем интересно узнать, как профессиональный фотограф сделал тот или иной кадр. Особенно это касается...
Nikon D5500: хороший репортаж - это всегда история
Антон Агарков

Комментарии

Отправить