Неуловимая красота поздней осени: съемка пейзажа на Nikon D5500 в самое сложное время года

С конца октября по середину декабря для пейзажиста начинается темное и грустное время. Золотая осень уже отполыхала, деревья стоят голые и мрачные, а пестрая листва медленно перемешивается с вездесущей грязью. На небе что-то невнятное, под ногами хлюпает, солнце показывается на пару минут, да и то по большим праздникам. Добро пожаловать в позднюю осень, когда снимать не хочется, да и, вроде как, нечего. Или все не так уж и плохо?

Текст и фото: Антон Агарков

Простая лужа может неплохо сыграть на переднем плане. Ищите лужи, играйте на их форме, расположении и отражениях в стоячей воде 

Позднюю осень особенно в средней полосе России действительно можно смело назвать самым сложным временем года для пейзажных съемок. В моем фото-архиве за последние пять-шесть лет наберется с десяток достойных работ, которые я сделал в это время.

История хорошей фотографии в это время года - это в большей степени история удачи. Погода в это время непредсказуемая, и положиться на прогнозы практически бессмысленно. Монотонно серое небо может внезапно приоткрыться на пару минут, и эффектный луч солнца высветит голые деревья и подчеркнет мрачность пейзажа. Но к таким световым вспышкам надо быть готовым. Снимать пейзаж поздней осенью надо всегда, а не только в каноническое для пейзажистов рассветное и закатное время. Света в это время слишком мало, чтобы им пренебрегать. Но можно смело сказать, что в это время даже луч полуденного солнца может сделать совершенно скучный пейзаж невероятным.

Выбравшись на съемки, следите за облаками. Постарайтесь понять, где небо может приоткрыться, откуда ждать вспышки света. Все-таки посмотрите прогноз погоды. Есть вероятность дождя, а на небе набухают сизые тучи? Самое время идти на съемки. В такие моменты можно поймать очень интересный свет - когда небо становится темнее земли. Ближе к декабрю свинцово-черные тучи, которые раньше несли дожди, становятся предвестниками снега. Ранний снегопад - отличная возможность сделать эффектные кадры. Снег может придать контраст деревьям, «раскрасив» и подчеркнув их текстуру. Тонкая пелена снега создаст нежную тоновую перспективу и закутает объекты заднего плана в дымку. Не ленитесь вставать по утрам, чтобы поймать туманы, хотя в это время года вы сможете их увидеть не только утром, но и вечером и даже в полдень. А туман, как известно, делает любой пейзаж лучше.

Вообще не бойтесь плохой погоды. Начался дождь? Отлично, надо идти снимать! Пошел снегопад? Еще лучше, есть возможность сделать интересные кадры. Камеру, конечно, тоже нужно беречь, но не забывайте, что именно для поздней осени особенно актуален принцип «чем хуже погода тем лучше фотографии». И никогда не откладывайте съемки на потом - поздней осенью все очень скоротечно. Снег стает, свет уйдет, дождь превратит аккуратные лужи в грязные совершенно неаппетитные болота.

Ищите какие-либо сюжетообразующие элементы. Одинокая графичная береза в темном лесу, дорога, идущая через запорошенные первым снегом поля. Возьмите с собой на съемки телеобъектив, чтобы выхватывать из общий картины подобные детали. Первый снег на склонившихся к воде деревьях, легкий ледок, отражения голых деревьев в спокойной реке, отражение неба в лужах на дороге. Да и сами лужи могут обеспечить интересный передний план. Все эти элементы могут сыграть в кадре даже без яркого света. 

Постарайтесь найти интересное место для съемки. Жителям Москвы я рекомендую выбраться на выходные в Калужскую или Тульскую область, где много красивых извилистых речек и холмов. 

Редкие вспышки света и большая разница по освещенности между небом и землей - серьезное испытание для камеры. Часто подобные сюжеты просто не умещаются в динамический диапазон. В этом случае гораздо важнее сохранить информацию в светах, а тени можно и недодержать, так что поставьте на камере отрицательную коррекцию экспозиции вплоть до -1 EV. Всегда оценивайте получившийся результат по гистограмме. И включите функцию D-Lighting, которая поможет расширить динамический диапазон. То, что автоматически не вытянула камера, можно поправить на постобработке, так что снимайте в RAW. Тогда вы сможете в редакторе подчеркнуть драматизм пейзажа - повысить контраст, затемнить пасмурное небо или добавить виньетирование.

Если говорить о технической подготовке к съемке, то кроме камеры и комплекта объективов возьмите с собой штатив и нейтральный фильтр большой плотности - от 3 стопов и выше - он поможет удлинить выдержку, размыть бегущие облака или падающий снег. С ролью нейтрального фильтра средней плотности может справиться и поляризационный фильтр - он поможет удлинить выдержку в четыре раза. Возьмите с собой запасной аккумулятор - поздняя осень не самое теплое время года, а на холоде аккумуляторы разряжаются существенно быстрее. Еще на съемках пригодится тряпочка из микрофибры - протирать попавшие на объектив капли дождя или снежинки. 

И помните самое главное - хороший пейзаж это всегда настроение. Настроение поздней осени это легкая грусть и меланхолия. Постарайтесь прочувствовать это состояние природы и передать его на фотографиях. И может быть тогда ваши фотографии смогут вызвать у зрителей не тоску, а нежную любовь к этому самому сложному времени года.

Поздней осенью может совершенно внезапно выпасть снег, который создаст легкую пелену в кадре

Очень часто поздней осенью может повиснуть туман. Ищите его на реках и озерах, чтобы уловить полупрозрачные матовые оттенки нетронутой природы.

Поздней осенью погода крайне нестабильная и непредсказуемая. Плотные облака могут в любую секунду приоткрыться и луч солнца оживит скучный пейзаж.

Обязательно поработайте над получившимися фотографиями в графическом редакторе. Идеально, если вы будете снимать в RAW - этот формат дает возможности глубокой обработки снимка без ухудшения его качества. Повысьте контраст, наложите цифровой градиент на светлое небо, увеличьте насыщенность теплых цветов - все это придаст снимку больше жизни.

Раз нет цвета, делайте ставку на контрастные объекты, например, белые березы на фоне черного леса.

Поздняя осень - время крайне тяжелое для съемок. Помимо всех прочих сложностей в это время года очень сложно найти интересный и опрятный передний план. Ищите примятые первым снегом волны травы или льдинки на озерах 

Поздняя осень - время тихой грусти и меланхолии. Постарайтесь в своих фотографиях подчеркнуть это состояние природы. Покажите первые снежные шапки на камнях или стволах деревьев посреди озер.

Если вам повезет, то вы увидите перелетных птиц - постарайтесь включить их в пейзаж.

Поздняя осень - очень графичное время. Постарайтесь искать эту графику во всем - в изгибах деревьев, линии первого льда на озере. Подчеркните эту графичность в редакторе, повысив контраст и микроконтраст фотографии (ползунок Clarity в Adobe Camera RAW).

Выпавший первый снег придаст пейзажу особую графичность, подчеркнет деревья, которые без снега сливаются в темную массу.

Снимайте отражения деревьев в реках и озерах. Стоячая вода даст зеркально четкие отражения, а текущая - искаженные, подернутые рябью.

Включите в кадр человека как символ одиночества. Усильте этот эффект в графическом редакторе, понизив контраст фотографии, сделав ее практически бесцветной, монохромной

Советы по фотосъемке с эффектом боке: руководство для начинающих

Советы по фотосъемке с эффектом боке: руководство для начинающих

Практика2 года назад
Термин «боке» в японском означает «размытие» и используется для описания того, как выглядит часть из...
Взгляд на мир «рыбьим глазом»

Взгляд на мир «рыбьим глазом»

Практика10 лет назад
За время, прошедшее с того дня, когда человек впервые получил фотографическое изображение, техника д...
Фотограф Дмитрий Гущин: как человек с фотоаппаратом становится фотографом

Фотограф Дмитрий Гущин: как человек с фотоаппаратом становится фотографом

Практика6 лет назад
Каждую неделю мне приходится общаться со множеством людей, которые хотят научиться снимать (я препод...
Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Практика1 год назад
Хотите проверить, сколько отдельных фотографий камера сделала за весь срок эксплуатации? Вот руковод...
Профессиональная съемка автоспорта. Советы начинающим фотографам

Профессиональная съемка автоспорта. Советы начинающим фотографам

Практика1 год назад
Многие мечтают стать профессиональным фотогграфом автогонок, но с чего начать и как добиться успеха?...
Третий глаз: «Камера видит больше, чем глаз»

Третий глаз: «Камера видит больше, чем глаз»

Практика10 лет назад
Фотография из профессии стремительно превращается в общепринятое средство коммуникации, становится н...
Свадебный день с Артуром Погосяном

Свадебный день с Артуром Погосяном

Практика1 год назад
Как снимать свадьбы так, чтобы запомниться? Как запечатлеть традиционные моменты праздника в своем с...
Альтернативные способы печати

Альтернативные способы печати

Практика10 лет назад
Интерес к старым технологиям съемки и печати в последние годы значительно вырос. Доказательство тому...
Съёмка на крупноформатную плёнку

Съёмка на крупноформатную плёнку

Практика2 года назад
Крупноформатная съёмка - это наиболее результативный и одновременно увлекательный способ создания фо...
Как обустроить собственную домашнюю студию

Как обустроить собственную домашнюю студию

Практика2 года назад
Для создания безупречных студийных снимков, не отличающихся от профессиональных, не обязательно нужн...
Сделайте свой собственный диффузионный фильтр

Сделайте свой собственный диффузионный фильтр

Практика2 года назад
Если вам нравится эффект мягкой расфокусировки, который создаёт диффузионный фильтр, вы можете воспо...
Фотограф Патрик Садовски  рисует ночные пейзажи с помощью дрона

Фотограф Патрик Садовски рисует ночные пейзажи с помощью дрона

Практика1 год назад
Фотографы применяют различные стратегии для правильного освещения ночного пейзажа, но в последнее вр...
Съемка на фуршете NIKON DF: меньше света - больше вина?...

Съемка на фуршете NIKON DF: меньше света - больше вина?...

Практика9 лет назад
Профессиональная репортерская фотокамера высшего класса специально создается для работы в любых усло...
Урок портретной съемки от Дмитрия Исхакова: работа с постоянным и импульсным светом, особенности использования насадок гобо

Урок портретной съемки от Дмитрия Исхакова: работа с постоянным и импульсным све...

Практика1 год назад
Всем интересно узнать, как профессиональный фотограф сделал тот или иной кадр. Особенно это касается...
Как сделать портретную тарелку из подручных материалов

Как сделать портретную тарелку из подручных материалов

Практика4 года назад
Портретная тарелка или Beauty Dish один из основных модификаторов света, используемых фотографами пр...
Неуловимая красота поздней осени: съемка пейзажа на Nikon D5500 в самое сложное время года
Антон Агарков

Комментарии

Отправить