Городской пейзаж: как снимать этот странный город, где (как говорят) еще бродят медведи?


Съемка городского пейзажа, в том числе архитектуры, предоставляет фотографу большое количество вариантов для творчества. У каждого города есть свое неповторимое лицо, и задача фотографа – суметь передать индивидуальность городского пространства. Я люблю старые дома, классическую архитектуру, прямые линии зданий, поэтому не использую сверхширокоугольные объективы с их геометрическими искажениями. Отправившись с камерой Nikon D600 на съемку в огромном московском мегаполисе, я поставил себя на место приезжего туриста, желающего познать загадочную русскую душу, этот странный город, по улицам которого (как говорят) до сих пор ходят медведи.

Мастер-класс - Андриан КОЛОТИЛИН.

 

Начнем свой путь от Тверской улицы, пройдем переулками вокруг Бульварного кольца и закончим  путешествие поздней ночью на Красной площади. У меня в рюкзаке два объектива, которые желательно иметь владельцу полноформатной камеры – AF-S Nikkor 24-70 2,8 G ED и 80-200 мм. Второй объектив можно заменить более современным стеклом 70-200 мм. f/2,8 G ED-IF AF-S VR. Такой набор позволяет быть готовым к съемке городских сюжетов в любых световых условиях. 

Современный большой российский мегаполис не дает нам возможность перенестись в прошлое, в кадр часто попадают припаркованные машины или потоки людей. Поэтому  лучшее время для съемки большого города – когда его жители отдыхают до или после большого праздника. Начнем с давно известных приемов - попробуем совместить в кадре старинную церковь и современные бизнес-центры, сжимающие храм в тисках ограниченного пространства (Фото 1).

 

Фото 1. Старинная церковь и современный бизнес-центр.

 

Холодные тона сплошных стеклянных покрытий, их жесткую прямолинейную геометрию противопоставим плавным обводам золотого купола, его красивым женственным формам, а в качестве дополнительного элемента сыграем на отражении всей композиции в плоском отполированном камне. Широкоугольный объектив здесь не подойдет, но высококлассный зум AF-S Nikkor 24-70 2,8 G ED на фокусном расстоянии 50 мм обеспечивает отличную геометрию и параллельность линий.

Городской пейзаж – это не только общие планы. Детали позволяют показать особенности архитектуры. Для такой съемки в рюкзаке приготовлен длиннофокусный объектив. Вглядываясь в окружающее пространство, фотограф пытается найти интересные детали, незаметные спешащим прохожим, такие как в этом кадре - фото 2.

 

Фото 2. Отражение города

Для того, чтобы длиннофокусный объектив резко отобразил в кадре передний и задний планы, несущие главную информацию, нужно сильно зажать диафрагму. Длиннофокусный объектив AF-S Nikkor 80-200 2,8 D, выдержка 1/200 сек. для отсутствия “шевеленки”, диафрагма 11. 

Солнце, даже рассеянное, редко посещает узкие улицы центра большого города. Они всегда в тени. Создавать светотеневые композиции можно, снимая из тени вдоль или против света. Широкоугольный объектив поможет при работе в арках, а для устранения сверхвысокого контраста можно воспользоваться опцией D-lighting, установив большее значение коррекции. Фото 3.

 

Фото 3. Свет в конце туннеля.

Снимая против света, можно заставить “работать” памятники как силуэты и символы, особенно если их задний план дополняет передний, создает историю города и связанного с ним культурного слоя. При этом задний план получается светлее силуэта переднего плана, но в тоже время легко читается. Фото 4.

 

Фото 4. Памятник работает, как силуэт.

 

Продолжим работу длиннофокусным объективом. Можно использовать различные противопоставления в кадре – монохромный старинный памятник Пушкину и красную новостройку на заднем плане (Фото 5), яркую рекламу и обычную жизнь горожан (Фото 6).

Длиннофокусный объектив очень хорошо работает с геометрией пространства,  вертикальные линии остаются прямыми, а широко раскрытая диафрагма позволяет делать акценты на важных для фотографа деталях.

 

Фото 5. Александр Сергеевич не замечает, как течет время

 

Фото 6. Жизнь и реклама в городе.

 

С широкоугольным объективом в городских условиях работать сложнее. Здания высоки, на них приходится смотреть снизу вверх, нижняя часть кадра замусорена автомобилями. Я долго бродил по улицам, пока не увидел замечательное строение начала прошлого века, которое очень контрастировало с чистым небом.

Деревья на переднем плане не заслоняют яркое здание, а обрамляют его. Однако пришлось выправить линии в графическом редакторе, благо размер матрицы камеры Nikon D600 и качество файла позволяют делать с ним все что угодно. Фото 7. Объектив  AF-S Nikkor 24-70 2,8 G ED, фокусное расстояние 35 мм, чувствительность ISO 400, диафрагма f/9, выдержка 1/500 сек.

 

Фото 7. Прошлый век и чистое небо.

 

В другом кадре, сделанном в таких же условиях, я намеренно не стал исправлять геометрию. Стена Московского Кремля, центра страны и символ власти, почему-то начала давить, словно наваливаясь на фотографа, который подошел слишком близко.

Симметричная композиция с центральной частью, контрастные цвета – все это камера отработала сама, только для большей насыщенности я использовал не стандартный, а “пейзажный” стиль обработки фотографии в камере, а для точной регулировки горизонталей включил показ вспомогательной сетки в видоискателе. Фото 8. 

 

Фото 8. Кремлевская стена совсем не давит?

 

Через несколько секунд я увидел еще один символ старой Москвы. Дом Пашкова в дымке совсем не предполагал использования насыщенных цветов. Солнце, создавая боковое освещение через облака, работало как осветитель с огромным рассеивателем.

Я снизил насыщенность цвета в меню камеры до минимума, поскольку именно таким виделся этот сюжет. Объектив  AF-S Nikkor 24-70 2,8 G ED,  фокусное расстояние 35 мм, чувствительность ISO 400, диафрагма f/11 для достижения резкости на переднем и заднем планах, выдержка 1/125 сек. Фото 9.

 

Фото 9. Дом Пашкова в пастельных тонах. 

 

Зимнее солнце в наших широтах долго держится низко над горизонтом, создавая эффектный свет. В контражуре храм Христа Спасителя смотрится очень контрастным. Глаз не может различить детали. Включим режим НDR с большой степенью коррекции, поднимем насыщенность до предела для окраски неба в теплые тона.

Слепящее солнце спрячем за шпиль массивного здания. Высокое оптическое качество объектива AF-S Nikkor 24-70 2,8 G ED помогает увидеть детали, а настройки камеры – сохранить их на фотографии. Фото 10.

 

Фото 10. Храм Христа Спасителя в контражуре.

 

Повернувшись в другую сторону, видим мягко освещенный участок старой Москвы. Осталось только дождаться отсутствия машин. Наводим фокус на льдинки переднего плана на реке. Для того, чтобы дома и облака на заднем плане тоже были в зоне резкости, установим диафрагму 11. Объектив AF-S Nikkor 24-70 2,8 G ED, выдержка 1/125 сек, ISO 200. Фото 11.

 

Фото 11. В зоне резкости - льдинки, дома и облака.

Широкая панорама очень хорошо передает красоту линий одного из самых известных в мире памятников архитектуры. Мы сами создадим панораму в графическом редакторе. Но сначала нужно снять исходные фотографии. Устанавливаем наш зум-объектив AF-S Nikkor 24-70 2,8 G ED на фокусное расстояние 50 мм. Именно такое положение позволит избежать геометрических искажений.

Наводим на резкость и отключаем автоматическую фокусировку. Делаем замер экспозиции, запоминаем его, переходим в режим ручного управления М для того, чтобы камера не подстраивалась сама под изменения сюжета, и вручную выставляем измеренную ранее экспозицию. Делаем серию снимков, чуть перемещая камеру и захватывая каждый раз новый участок панорамы. Уже дома наша панорама при помощи графического редактора за одну минуту автоматически сложиться в рекламный кадр Московского Кремля. Фото 12. 

 

Фото 12. Москва. Кремль. Панорама, которая автоматические сложилась дома за одну минуту.

Приближается закат, низкое солнце окрашивает картинку в оранжевые тона, а тени становятся синими. Для того, чтобы зрителя не отвлекало буйство двух противоположенных цветов, я попробую сделать черно-белый кадр. В меню камеры Picture Control надо выставить монохромный режим, или же проделать такую операцию уже после съемки, в графическом редакторе. Объектив Nikkor  AF-S 80-200 2,8 D, фокусное расстояние 80 мм, диафрагма f/4 для того, чтобы излишняя резкость и детализация заднего плане не отвлекала от сюжетно-важной части. Выдержка 1/1000 сек., ISO 2000.  Фото 13.

 

Фото 13.  Ничего лишнего. Только он и она.

 

Вывод

Камера выдает отличные результаты при городской съемке с самыми различными условиями освещения, позволяет применять большой арсенал приемов для создания самых разнообразных сюжетов. Результат в большей мере зависит от удачи и подготовки фотографа, поскольку камера Nikon D600 позволяет реализовать любые замыслы.




Съемка грудных детей

Съемка грудных детей

Практика4 года назад
Съемка грудничков – очень тонкое и непростое занятие для фотографа. Родители очень трепетно относятс...
Фотопрактика с камерой Nikon D7200: Auto ISO выписывает страховку

Фотопрактика с камерой Nikon D7200: Auto ISO выписывает страховку

Практика5 лет назад
Съемка репортажей со спортивных и других мероприятий является одним из наиболее сложных жанров, треб...
Рустам Хаджибаев: кинематограф - помощник свадебного фотографа

Рустам Хаджибаев: кинематограф - помощник свадебного фотографа

Практика3 года назад
Если завести разговор о том, что вдохновляет фотографа на творчество, то эта тема, на мой взгляд, пр...
Натюрморт: мертвая натура или тихая жизнь?

Натюрморт: мертвая натура или тихая жизнь?

Практика6 лет назад
Почти все традиционные жанры живописи в момент появления фотографии стали и ее традиционными жанрами...
Я снимаю на Olympus. Фотограф Дмитрий Зверев: современным флагманом OM-D E-M1 работаю с декабря 2013 года

Я снимаю на Olympus. Фотограф Дмитрий Зверев: современным флагманом OM-D E-M1 ра...

Практика6 лет назад
Сегодня мы начинаем цикл обзоров от известных фотографов, лауреатов всевозможных конкурсов, о том, к...
Сергей Горшков: Я заболел Камчаткой, думаю, надолго...

Сергей Горшков: Я заболел Камчаткой, думаю, надолго...

Практика4 года назад
Больше всего Сергей любит фотографировать медведей. Он один из немногих фотографов, кому удалось под...
Творческая съемка портретов с малой глубиной резкости с объективом Canon RF 85mm F1.2L USM

Творческая съемка портретов с малой глубиной резкости с объективом Canon RF 85mm...

Практика1 год назад
Амбассадор Canon Рози Харди известна своими романтическими и креативными портретами, на которых крас...
Снимаем циферблат: какое установить время?

Снимаем циферблат: какое установить время?

Практика3 года назад
При предметной съёмке часов в числе прочих возникает и такой вопрос: какое время выставлять на цифер...
Практика Даниила Коржонова: заметки об интерьере

Практика Даниила Коржонова: заметки об интерьере

Практика2 года назад
Интрерьерная фотография обычно требует от фотографа не только хорошего художественного взгляда, но и...
Я снимаю на Olympus. Фотограф Станислав Пучковский: больше всего меня поразили режим ночной сьемки и 5-осевой стабилизатор

Я снимаю на Olympus. Фотограф Станислав Пучковский: больше всего меня поразили р...

Практика6 лет назад
Получив камеру OLYMPUS OM-D E-M1, я сразу провел несколько сьемок, на улице и в помещении, пробовал ...
Антон Агарков: съемка архитектуры

Антон Агарков: съемка архитектуры

Практика2 года назад
Среда обитания - основа нашей жизни. То, где мы живем, очень сильно определяет наше сознание. Может ...
Путешествуя налегке: исследуем бесподобное побережье Норвегии с компактным объективом Canon RF 24-240mm F4-6.3 IS USM

Путешествуя налегке: исследуем бесподобное побережье Норвегии с компактным объек...

Практика1 год назад
Амбассадор Canon Рихард Вальх мечтал отправиться к мысу Нордкап, самой северной точке Норвегии. На п...
Авторский взгляд в фотографии

Авторский взгляд в фотографии

Практика8 лет назад
Съемка из-за спины главного героя, которая часто применяется в кино, создает впечатление, что мы вид...
Cъемка дикой природы на Nikon DF: ты ее видишь, а она тебя - нет?

Cъемка дикой природы на Nikon DF: ты ее видишь, а она тебя - нет?

Практика6 лет назад
Большая часть моей работы – съемка в российских заповедниках, в условиях экспедиций по описанию прир...
Индустриальная фотография. Проект Максима Мармура  «Люди угля»

Индустриальная фотография. Проект Максима Мармура «Люди угля»

Практика1 год назад
Профессиональный фотограф Максим Мармур 2016-2017 годы провел в угольных шахтах и разрезах России, ч...
Городской пейзаж: как снимать этот странный город, где (как говорят) еще бродят медведи?
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить