Черно-белая фотография в цифровую эпоху. Часть 2: как создать черно-белый снимок из цифрового файла?

Итак, вы решили попробовать черно-белую фотографию «на вкус». Это правильное решение. Только так художник может оценить новые технологии, новые материалы, новые темы. Когда Казимир Малевич, автор знаменитого «Черного квадрата», приехал преподавать в Витебск, другой, не менее талантливый и известный художник, Марк Шагал, который тогда же преподавал в Витебском художественном училище, захотел понять, что же такое — Черный квадрат и почему все студенты увлечены им. И Шагал начал писать Черный квадрат на улицах Витебска, наравне со своими летающими парочками, козами, играющими на скрипке, и другими персонажами. То есть, чтобы понять и почувствовать черно-белую фотографию, надо сделать хотя бы пару дюжин черно-белых снимков.

Текст: Евгений Артемов

Фотограф Евгений Артемов окончил кинооператорский факультет ВГИК.

Работал кинооператором в Главной редакции телеинформации АПН. С 1977 года член Объединенного комитета художников-графиков г. Москвы, работал в различных редакциях, издательствах, агентствах. Участник многих фотовыставок.

Фотографии Е. Артемова хранятся в фондах Славянской библиотеки в Париже, Русского музея в Санкт-Петербурге, в частных коллекциях Франции, Германии, США, России. В настоящее время — преподаватель фотошколы «СтудиА», www.f-f-f.ru

 

Конечно, самое главное в снимке — его содержание. Это душа снимка. А тело снимка — та изобразительная оболочка, в которой живет душа. Черно-белая фотография — светопись в прямом значении этого слова. Тело черно-белого снимка основано на игре света, контрастах светотени, контрастах черного и белого. Можно построить черно-белый снимок на нюансах тона, но это более сложный путь, требующий определенного мастерства.

 

Фото 000-Al-Slus-1980

Александр Слюсарев и Леонид Бажанов (ныне — художественный руководитель ГЦСИ), 1980-е.

 

Чем снимать черно-белые цифровые фотографии?

Вашим цифровым фотоаппаратом! Существуют специальные камеры для черно-белой фотографии, у которых нет байеровского массива фильтров, поэтому они фиксируют только яркость фактур объекта (например, Leica Monochrom или цифровой среднеформатный задник Achromatic+). Их преимущество — высокая резкость и огромный интервал полутонов. Но снимая этими камерами, устанавливать соотношение яркостей различных цветных фактур внутри кадра можно только с помощью съемочных светофильтров, так же, как и в черно-белой аналоговой фотографии.

Цветные изображения, снятые вашей цифровой камерой, позволяют изменять яркости различных фактур под контролем вашего монитора и получать различные тональные решения для одного и того же кадра.

Рассмотрим процесс получения черно-белого снимка на примере моего этюда «Вспоминая Александра Слюсарева». Этот снимок экспонировался на второй Фотобиеннале современной фотографии Русского музея в Санкт-Петербурге. Этюд (от франц. etude — изучение) — произведение, снятое фотографом с целью изучения и разработки каких-либо аспектов фотографии. Этюд не претендует на законченность, это набросок, учебное упражнение.

У Александра Слюсарева, среди его «квадратов», есть снимок одинокой волейбольной сетки на берегу моря. Я увидел подобную сетку в Репино, вспомнил Александра, загрустил и захотел сам попробовать снять этот сюжет. Я нашел точку съемки (первое, что должен сделать фотограф на натуре) и стал ждать, пока тень от строения закроет передний план. Черно-белому снимку нужен контраст, а моему сюжету — драматизм и грусть, поэтому тень была мне необходима.

В съемке нескольких дублей был задействован фотоаппарат Nikon D700 с объективом Tamron 17–35/2,8–4. Объектив очень легкий, резкий, дисторсия хорошо исправлена.

Полученные файлы NEF (никоновский RAW) были затем преобразованы в TIF 16 bit моим любимым конвертором RPP, разработанным прекрасным программистом и фотографом Андреем Твердохлебом из Калифорнии. Я использовал L*-гамму при конвертации, так как планировал серьезную обработку в Photoshop.

илл. 1

 

На получившейся картинке (илл. 1) видна красная сетка на красных столбах на синем фоне моря и неба. Обратите внимание на пониженный контраст и отсутствие абсолютно черных и белых фактур в изображении — это необходимо для последующей обработки.

При переводе цветного изображения в черно-белое фотографы решают две различные задачи.

Во-первых, возможна стилизация цифрового изображения под аналоговое, снятое на каком-то конкретном типе пленки и отпечатанное на каком-либо конкретном типе фотобумаги. Эту задачу проще всего решать с помощью специальных программ и плагинов для Photoshop (DxO FilmPack, Nik Silver Efex, Imagenomic Real Grain, Perfect Black & White и им подобных).

 

илл. 2

 

На илл. 2 показано окно программы DxO FilmPack. Внизу — превью пресетов, прямо с вашего кадра, для разных типов пленки. Справа — более точные регулировки количества зерна, его размера и многих других параметров. Получающийся эффект — условный, это не точное воссоздание аналогового изображения.

Во-вторых, можно самостоятельно задать все параметры черно-белого изображения — такие, как яркости неба, зелени, лиц; контрастность, резкость, фактуру зерна пленки и многие другие с помощью программы Photoshop.

В Интернете вы найдете много способов перевода цветного изображения в черно-белое, от простейших (простое обесцвечивание) до весьма сложных и изощренных. Большая часть из них предназначена для получения каких-либо эффектов. Так как я хочу полного контроля, а не эффектов, то чаще всего использую возможности инструментов Photoshop, из которых я особенно люблю два: «Черно-белое» и «Микширование каналов».

На снимке Александра Слюсарева — белая сетка на фоне темного моря и неба. Снимок аналоговый, и я думаю, что Александр применял при съемке оранжевый фильтр. В моем случае это тональное решение легко получить с помощью инструмента «Черно-белое», высветляя красные цвета и затемняя голубые и синие.

 

илл. 3

илл.4

На илл. 3 показаны положения движков, а на илл. 4 — полученный результат. Обратите внимание: я использовал инструмент «Черно-белое» как корректирующий слой. Слои — самый прогрессивный способ неразрушающей обработки в Photoshop.

Снимок в таком виде показался мне чересчур радостным и бравурным. Он получился более радостным, чем снимок Александра. А во время съемки я испытывал грусть! Александра Слюсарева уже нет с нами, и его белая сетка показалась мне траурной, черной, контрасты сглаженными, а день — не солнечным, а пасмурным. Я сильно затемнил красные тона и высветлил синие тем же инструментом «Черно-белое». Теперь бравурность ушла, и полученный результат гораздо лучше соответствовал моему замыслу.

 

илл. 5

Положение движков для этого варианта приведены на илл. 5.

 

илл. 6

Настройки инструмента «Микширование каналов», дающие такой же результат, показаны на илл. 6. Обратите внимание на галочку «Монохромное» вверху окна настроек инструмента.

 

илл. 7

Пока еще снимок остается малоконтрастным и бледным. Я усилил контраст с помощью инструмента «Кривые», настройки которого приведены на илл. 7, и это также корректирующий слой.

 

илл.8

 

Результат представлен на илл. 8. Сравните его с первоначальным вариантом (илл. 4). Эти два снимка совершенно разные и по настроению, и по тональному решению. И оба они получены с одного и того же цветного файла!

Вся дальнейшая работа должна быть ориентирована на то, как будет использован готовый снимок: для размещения в Интернете или для печати (конкретнее — для какого типа печати, на каком принтере, какой бумаге и какого размера).

Я собирался отпечатать мой снимок размером 50 см по длинной стороне (в соответствии с требованием к отпечаткам для Фотобиеннале Русского музея). Принтер — Epson 4800, графитовые чернила Piezografi, бумага Arches Hot Press, гладкая, без покрытия для приема чернил. Родное разрешение принтера, определяемое количеством дюз в его головке, составляет 360 dpi. Вначале я увеличил размер снимка с помощью программы PhotoZoom Pro (метод S-Spline-XL).

Увеличить размер изображения можно и в Photoshop, в несколько приемов добавляя к исходному размеру по 10–15%. Важно вначале привести снимок к необходимому размеру, а только потом добавлять резкость и, если необходимо, зерно. Я увеличил размер своей фотографии, сохранил файл и затем в программе Photoshop усилил резкость простым инструментом «Контурная резкость» с установками радиус — 0,75 пиксела, эффект — 200. Затем я взял «Архивную кисть», которая выборочно отменяет результат последней операции в Photoshop, и полностью удалил повышение резкости со всего заднего плана: с горизонта, с моря, с кустов на заднем плане. Таким образом я улучшил разделение планов, объемность и глубину снимка. Жаль, что этот эффект сильно теряется при полиграфическом воспроизведении. Размыть задний план можно и другим инструментом — «Размытие».

Затем я добавил цифровой шум. Цифровой шум, добавляемый растровыми редакторами, совсем другой, чем тот, который возникает в цифровых камерах при неблагоприятных условиях съемки. И разные программы добавляют разный шум. Шум, который добавляет PhotoZoom Pro, очень мелкий; шум, генерируемый Photoshop, гораздо грубее.

Зачем добавлять цифровой шум? Я не ставил своей задачей получить имитацию пленочной фотографии. Я лишь вспоминал Александра Слюсарева, а не подражал ему. Поэтому я не хотел имитировать пленочное зерно. Шум правильного размера, добавленный в правильном количестве, решает сразу несколько задач. Во-первых, визуально повышает резкость снимка. Во-вторых, увеличивает количество полутонов изображения, опять же визуально воспринимаемых. В-третьих, при печати он создает ощущение большей гладкости и чистоты фотографии. Дизайнеры, работающие для полиграфии, добавляют шум во все непрерывные градиенты, а фотография — один огромный градиент.

 

илл.9

На илл. 9 показаны настройки программы PhotoZoom Pro, использованные мною для увеличения размера, там же видна настройка цифрового шума.

Если вы хотите имитировать аналоговое зерно, проще всего скачать скан настоящего зерна из Интернета, наложить его новым слоем поверх вашего изображения в Photoshop в режиме наложения «Затемнение» или «Перекрытие» и отрегулировать прозрачность слоя с зерном. Конечно, ничто не мешает поэкспериментировать с другими режимами наложения слоев.

Я пробовал применить одновременно и цифровой шум, и пленочное зерно, но фотографии выходили неестественными, «зафотошопленными». Шум повышает резкость, зерно несколько снижает ее; шум делает изображение гладким, зерно — шероховатым. Такая борьба противоположностей в моих опытах не привела ни к чему хорошему.

Хочу отметить, что популярное в Интернете мнение о том, что зерно — это шум пленки, неверно.

Шумом пленки можно считать вуаль, зерно же — основа пленочного изображения (точно так же, как пикселы — основа цифрового). Зерно неодинаково распределяется на изображении: в средних тонах оно более заметно, чем в тенях и в светах, в зоне резкости оно незаметно, а в зоне нерезкости заметно очень сильно, каждая фактура черно-белого снимка обладает своей, отличной от соседних фактур, структурой зерна. В результате изображения с разумной зернистостью кажутся более объемными, фактуры различных поверхностей лучше воспринимаются глазом, визуально увеличивается количество полутонов изображения. Именно поэтому известный фотограф Георгий Колосов считает, что зерно в черно-белой аналоговой фотографии приносит большую пользу.

Если вы имитируете аналоговую фотографию, вам необходимо воспроизвести тонопередачу сквозного канала негатив — увеличитель — позитив. Распространено мнение, что S-образная кривая в инструменте «Кривые» имитирует тонопередачу черно-белого аналогового фотопроцесса. Это неверно. В конверторе Adobe Camera RAW есть выбор между линейной гаммой (там функция тонопередачи линейна) и двумя S-образными кривыми (средний и сильный контраст).

Но применение S-образных кривых не дает ощущения пленочной фотографии, да и не называется так в Photoshop. Кривая тонопередачи аналогового фотопроцесса наиболее достоверно исследована Ф. С. Пятницким в его книге «Цветоведение и цветовоспроизведение» и кинооператором Валентином Железняковым в его книге «Цвет и контраст». В. Железняков считает, что кривая тонопередачи имеет перегиб в зоне 20% яркости, контраст в тенях сглажен, а в светах, наоборот, увеличен. Разные контрастности проявления пленки и фотобумаги, разные плотности негатива дают разные варианты кривой при сохранении ее общей формы.

 

илл. 10

 

На илл. 10 приведен скриншот с кривой. Обратите внимание, что перегиб приходится примерно на деление 50 входного значения яркости. По моему опыту применение такой кривой наиболее достоверно имитирует тонопередачу аналогового черно-белого фотоотпечатка. Вы должны двигать точку перегиба кривой вправо-влево и вверх-вниз, чтобы найти наиболее подходящую для вашего сюжета кривую.

В завершение — еще один важный случай применения инструмента «Микширование каналов».

Этюд «Последний троллейбус» я снял на Ленинградском проспекте примерно в 2 часа ночи. Камера Nikon D700, чувствительность 6400 ISO, выдержка 1/6 секунды. Объектив Nikkor 10–24 мм. Изначальный свет от натриевых ламп уличного освещения — желтый (голубой составляющей в спектре этих ламп нет). Если посмотреть на RGB-изображение поканально, мы увидим, что канал Вlue снят с сильной недодержкой. Он зашумлен и портит изображение в целом. Инструментом «Микширование каналов» мы можем полностью исключить влияние синего (и любого другого) канала на итоговое изображение.

 

илл.11

На илл. 11 — фрагмент синего канала,

 

илл.12

на илл. 12 — настройка инструмента «Микширование каналов»,

 

илл. 13

на илл. 13 — итоговое изображение.

P. S. 12 мая этого года на семинаре Георгия Колосова в PhotoPlay мы еще раз сравнили различные способы печати черно-белых фотографий с цифрового файла. Наилучший результат, мало отличимый от аналоговой фотографии, получается при использовании цифрового негатива, который был описан в первой части статьи (№ 1 (44) за 2013 год).

Успехов Вам и прекрасных фотографий!

Неуловимая красота поздней осени: съемка пейзажа на Nikon D5500 в самое сложное время года

Неуловимая красота поздней осени: съемка пейзажа на Nikon D5500 в самое сложное ...

Практика3 года назад
С конца октября по середину декабря для пейзажиста начинается темное и грустное время. Золотая осень...
Узнайте больше о стрит-фотографе Эрике Витсо, который фотографирует повседневные моменты.

Узнайте больше о стрит-фотографе Эрике Витсо, который фотографирует повседневные...

Практика6 ч. назад
Совершенно обычные моменты вдохновляют стрит-фотографа Эрика Витсо продолжать искать новые истории. ...
Альтернативные способы печати

Альтернативные способы печати

Практика6 лет назад
Интерес к старым технологиям съемки и печати в последние годы значительно вырос. Доказательство тому...
Рустам Хаджибаев: кинематограф - помощник свадебного фотографа

Рустам Хаджибаев: кинематограф - помощник свадебного фотографа

Практика2 года назад
Если завести разговор о том, что вдохновляет фотографа на творчество, то эта тема, на мой взгляд, пр...
Фотопрактика с камерой Nikon D7200: город плывет. В моем объективе

Фотопрактика с камерой Nikon D7200: город плывет. В моем объективе

Практика3 года назад
Во время турпоездок в далекие страны (а порою и прогулок по родному городу) одним из излюбленных жан...
Я | ФОТОГРАФ. Антон Агарков

Я | ФОТОГРАФ. Антон Агарков

Практика2 года назад
Фотограф Антон Агарков путешествует по самым прекрасным уголкам Земли, далеко не всегда доступным об...
Что такое студийный мастер-класс и зачем он нужен

Что такое студийный мастер-класс и зачем он нужен

Практика3 года назад
Амбассадор Nikon Олег Зотов ведет бесплатную онлайн-фотошколу, где по-честному рассказывает о профес...
Фотографическая композиция: живая плоть фотографии

Фотографическая композиция: живая плоть фотографии

Практика6 лет назад
Композиция на латыни означает «соединение» — имеется в виду соединение в нечто цельное всех частей, ...
Я | СНИМАЮ СВАДЬБУ

Я | СНИМАЮ СВАДЬБУ

Практика2 года назад
Лето — сезон свадеб! И мы готовы знакомить вас с лучшими мастерами своего дела для вашего вдохновени...
Черно-белая фотография в цифровую эпоху. Часть 1: арт-рынок очень консервативен, а фотография большую часть истории была черно-белой

Черно-белая фотография в цифровую эпоху. Часть 1: арт-рынок очень консервативен,...

Практика4 года назад
Каждую секунду по всему миру делаются тысячи цветных снимков. Цвет играет в них важную роль. Он пока...
Canon: Ваши фотографии, наш выбор - «Узоры и текстуры»

Canon: Ваши фотографии, наш выбор - «Узоры и текстуры»

Практика2 года назад
В этом месяце Canon предложил забыть о цвете и сосредоточиться на узорах, текстурах и дизайне архите...
Снимаем циферблат: какое установить время?

Снимаем циферблат: какое установить время?

Практика1 год назад
При предметной съёмке часов в числе прочих возникает и такой вопрос: какое время выставлять на цифер...
Встречайте food-фотографа Майка Тсанга, создающего динамичные истории, от которых разыгрывается аппетит.

Встречайте food-фотографа Майка Тсанга, создающего динамичные истории, от которы...

Практика6 ч. назад
Майк Тсанг всегда был увлечен съемкой динамичных сюжетов, но именно любовь к еде привела к созданию ...
Я снимаю на Olympus. Фотограф Станислав Пучковский: больше всего меня поразили режим ночной сьемки и 5-осевой стабилизатор

Я снимаю на Olympus. Фотограф Станислав Пучковский: больше всего меня поразили р...

Практика4 года назад
Получив камеру OLYMPUS OM-D E-M1, я сразу провел несколько сьемок, на улице и в помещении, пробовал ...
Зажигаем день, зажигаем ночь. Съемка Nikon D5500 на природе с искусственным светом

Зажигаем день, зажигаем ночь. Съемка Nikon D5500 на природе с искусственным свет...

Практика3 года назад
Когда речь заходит о съемках с искусственным светом, на ум сразу приходит студия, уставленная стойка...
Черно-белая фотография в цифровую эпоху. Часть 2: как создать черно-белый снимок из цифрового файла?
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить