Cъемка дикой природы на Nikon DF: ты ее видишь, а она тебя - нет?

 

ОБЗОР * СПЕЦПРОЕКТ * ФОТОКОНКУРС

 

Большая часть моей работы – съемка в российских заповедниках, в условиях экспедиций по описанию природы разных регионов. Необходимо создавать изображения, рассказывающие о ландшафтах, растениях, животных, причем обязательно с элементами экологического просвещения. Это должны быть не просто красивые туманные или красиво размытые картинки, а обязательно узнаваемые виды, где будут переданы типичные представители природных зон страны.  

Мастер-класс ведет фотограф природы Андриан КОЛОТИЛИН

 

Место встречи с дикой природой изменить нельзя. Встреча состоялась. По ее итогам Андриан Колотилин нашел единомышленника.

 

Фотографии должны быть подготовлены не только для публикации в интернете, но и для печати в журналах, демонстрации на фотовыставках в большом формате, а значит быть высокого качества. Обязательно использовать широкоугольные объективы, макрообъективы, и, конечно, большие телевики для съемки животных и птиц. Все это снаряжение приходится носить в рюкзаке, возить на вездеходах, снегоходах, моторных лодках. Оборудование должно обладать высокой надежностью, ведь иногда заброска в район съемок сопряжена с многодневным трудом многих людей и преодолением труднодоступных участков.

Самая сложная часть работы в России – это наблюдения за дикими животными, причем не в абстрактных условиях, а на конкретной территории. Поведение живых объектов сложно предсказать иногда это всего лишь миг, который не повторить уже никогда.

Нерестящиеся караси движутся под водой и на секунду выныривают на поверхность, производя шум, вспенивая воду. Я применил длиннофокусный объектив AF-S Nikkor 500 1:4 G в сочетании с конвертором  TC 17EII. Благодаря этому удалось получить необходимое приближение к объекту, минимальная дистанция фокусировки получилась чуть более3 метров.  Сам сюжет требует применения следящей фокусировки AF-C.

Заранее мысленно произведем компоновку кадра и выберем не центральную, а смещенную влево точку фокуса, но не самую крайнюю. Крайняя фокусировочная точка всегда отличается пониженной точностью и быстродействием и в данном случае это необходимо учесть. Поскольку объект находится в воде, нам надо установить камеру как можно ниже к урезу воды, на штативе. Штативную головку не фиксируем, а фотоаппарат всегда удерживаем руками от непроизвольного падения.

Скорость работы затвора должна быть достаточно высока, чтобы заморозить воду, а съемка производится серией, со скоростью 5,5 кадров в секунду короткими очередями, длительностью по 2-4 кадра. Так стоит делать для того, чтобы потом выбрать наилучшую фазу движения объекта, но при этом не переполнять буфер памяти, чтобы камера всегда была готова к новому прыжку рыбы.

 

Фото 1. Нерест амурского карася.

Объектив AF-S Nikkor 500 1:4 G ED плюс конвертер TC-17EII, ISO 1600, выдержка 1/2000 s, диафрагма f/11 для увеличения глубины резкости.

 

Фото 1-2 cделано без следящей системы фокусировки.

 

Принципиально иная ситуация по использованию автоматической фокусировки складывается при съемке пугливых объектов из укрытия. Дальневосточный аист – исчезающая птица, находящаяся под международной охраной и фотографирование ее происходит под обязательным контролем ученых. Беспокойство на гнездовании должно быть полностью исключено. Съемка велась через частокол веток на переднем плане, из специальной заранее установленной палатки. Камера оставалась в палатке на природе несколько дней, фотограф заходил и уходил из укрытия под покровом ночи. Фотоаппарат и оптика испытали на себе суточные перепады температуры почти в 30 градусов и естественное выпадение росы.

В таких условиях автоматическая фокусировка невозможна или неточна. Качественно навестись на резкость по глазам птицы, помогла система Live View с полным увеличением участка изображения. Съемка велась короткой серией, чтобы устранить смазывание на столь большом фокусном расстоянии. При отборе выбирался не первый, а второй или третий кадр в серии.

 

Фото 2.  Дальневосточные аисты на гнезде.

Объектив AF-S Nikkor 500 1:4 G ED плюс конвертер TC-20EII, ISO 800, выдержка 1/2000 s, диафрагма f/9.

 

Съемку насекомых ранее рекомендовалось производить при невысокой чувствительности, чтобы сохранить мельчайшие детали. Это налагало определенные сложности, приходилось снимать пугливые объекты рано утром, со штатива, когда бабочки находятся в подобии анабиоза.

Теперь качество изображения на высокой чувствительности столь высоко, что можно производить съемку на любой чувствительности, но выбирать стоит наименьшую из возможных. Для того, чтобы исключить вибрации, желательно применить штатив, но это может вспугнуть редкую бабочку.

Поэтому, если объектив имеет возможность оптической стабилизации, надо ее обязательно применить. А съемку делать серией, ненадолго задержав дыхание. Затем, на компьютере выбрать тот снимок, где чешуйки крыльев получились без двойного контура.

 

Фото 3. Махаон Маака, эндемик Дальнего Востока.

Объектив AF-S Nikkor 70-200 1:4 G ED, ISO 640, выдержка 1/125 s, диафрагма f/5.6. 

 

Для проведения ландшафтной съемки русла Амура с высоты необходимо было подняться на полуразрушенную геодезическую вышку рано утром, пока воздух еще прозрачен и потоки испарений от водного пространства не искажают дальние планы. Главным фактором была компактность и небольшой вес оборудования. Длиннофокусный объектив позволил сжать расстояния и уместить в кадр предгорья Сихотэ-Алиня, Амур и устье реки Горин. 

Фото 4.Ландшафт Приамурья. 

Объектив AF-S Nikkor 70-200 1:4 G ED, ISO 400, выдержка 1/200 s, диафрагма f/11.  

 

Фото 4-1. Лес в Приамурье

 

Фото 4-2. Река Амур

 

В камере Nikon Df не предусмотрена автоматическая возможность съемки и сшивки панорамы. Но такая необходимость при съемке природных ландшафтов возникает очень часто, а результаты высокого разрешения востребованы для полиграфии и электронных путеводителей, виртуальных гидов. Отключив автоматическую фокусировку и установив ручной способ экспозиции, я сделал серию кадров. При помощи графического редактора панорама была собрана из пяти исходных кадров.

 

Фото5.Панорама

Объектив AF-S Nikkor 70-200 1:4 G ED, ISO 400, выдержка 1/320 s, диафрагма f/9.

Фото 5-1. Панорама

 

Съемку в полной темноте, в заброшенной штольне времен ГУЛАГа, которую я обнаружил в тайге,  мне пришлось проводить, освещая подземелье при помощи двух налобных фонариков, один из которых я разместил за поворотом каменного подземелья. По этому главному источнику я опытным путем определил экспозицию. Рекордно длительную выдержку мне удалось получить, применив простой механический тросик управления кнопкой спуска. Руки в подземелье при этом оставались свободными, я рисовал вторым фонариком, как кистью, обеспечив необходимую проработку переднего плана.

 

Фото 6. Штольня.

Объектив AF-S Nikkor 16-35 1:4 G ED, ISO 400, выдержка 130 s, диафрагма f/22 для увеличения глубины резкости, снижение контраста при помощи графического редактора.

Фотографирование мелких птиц с близкого расстояния длиннофокусной оптикой имеет свои особенности. Глубина резкости в данной ситуации столь мала, что если просто наводится по центральной зоне, снимок будет испорчен. Перья крыльев окажутся резкими, а глаз получится в зоне нерезкости. Приходится немного перемещать камеру, фокусируясь именно по глазам и чуть закрывать диафрагму.

Фото 7. Бурый дрозд, представитель мира птиц Дальнего Востока.

Объектив AF-S Nikkor 500 1:4 G ED плюс конвертер TC-17EII, ISO 1000, выдержка 1/320 s, диафрагма f/11 для увеличения глубины резкости).

 

Сверхширокоугольную оптику для ландшафтной съемки можно применять в том случае, если необходимо показать в кадре объекты переднего плана или избежать пустоты на переднем плане. Особенно полезен широкоугольный объектив в лесу, когда надо избежать хаоса пересекающихся лиан и стволов дикого леса и подчеркнуть сюжетно важную часть. В том случае, когда необходимо передать движение воды, стоит применить наименьшую из возможных значений чувствительность.  И конечно, обеспечить длительную выдержку для того, чтобы струи воды выглядели реалистично.

Если установить поляризационный фильтр, то он поможет управлять блеском влаги и отражением неба на листве, а заодно немного увеличит выдержку.

 

Фото 7-1. Ручей во влажном дождевом лесу.

Объектив AF-S Nikkor 16-35 1:4 G ED, ISO 100, выдержка 8 s, диафрагма f/22 для достижения длинной выдержки.

 

Конечно же, я применил надежный штатив, а вместо тросика использовал предварительный подъем зеркала и регулируемую задержку спуска 5 секунд. Можно было применить и тросик, но иногда, чтобы достать из рюкзака нужное приспособление, требуется больше времени, чем применение более простого решения.

Аналогичный прием применен при съемке ландшафта. Эта узкая полоса леса имеет определенное название и встречается именно в Приамурье. Показать редколесье можно было только в контровом закатном свете, а для того, чтобы избежать пустоты на переднем плане, я применил широкоугольный объектив.

 

Фото 7-2. Рёлка, узкая полоса дальневосточного леса.

Объектив AF-S Nikkor 24-70 1:2,8 G ED, ISO 800, выдержка 1/15 s, диафрагма f/20 для резкого изображения переднего плана.

 

 

ОБЗОР РЕПОРТАЖ В ОГНЕ * ДНЕВНАЯ СЪЕМКАСЪЕМКА НА ФУРШЕТЕ

Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Практика2 года назад
Хотите проверить, сколько отдельных фотографий камера сделала за весь срок эксплуатации? Вот руковод...
Свадебный день с Артуром Погосяном

Свадебный день с Артуром Погосяном

Практика3 года назад
Как снимать свадьбы так, чтобы запомниться? Как запечатлеть традиционные моменты праздника в своем с...
Альтернативные способы печати

Альтернативные способы печати

Практика11 лет назад
Интерес к старым технологиям съемки и печати в последние годы значительно вырос. Доказательство тому...
Естественные эмоции или как начать путь в фотоанималистике

Естественные эмоции или как начать путь в фотоанималистике

Практика2 года назад
Хорошая фотография дикой природы всегда вызывает у зрителей яркие и позитивные эмоции. Насколько мно...
Городской пейзаж: как снимать этот странный город, где (как говорят) еще бродят медведи?

Городской пейзаж: как снимать этот странный город, где (как говорят) еще бродят ...

Практика11 лет назад
Съемка городского пейзажа дает фотографу большой простор для творчества. У каждого города есть свое ...
Фотографическая композиция: живая плоть фотографии

Фотографическая композиция: живая плоть фотографии

Практика11 лет назад
Композиция на латыни означает «соединение» — имеется в виду соединение в нечто цельное всех частей, ...
От чего зависит качество изображения?

От чего зависит качество изображения?

Практика2 года назад
Количество мегапикселей камеры часто рассматривается потребителями как эталонное число для определен...
Таинство цвета: «Паспорта» цветов

Таинство цвета: «Паспорта» цветов

Практика11 лет назад
В этой статье мы продолжим разговор о цветовой гармонии и композиции. Совершенно очевидно, что в фот...
Почему просветление оптики важно для фотографии

Почему просветление оптики важно для фотографии

Практика2 года назад
В последние годы некоторые производители разработали новые просветляющие покрытия для своих объектив...
Используйте уличные фонари, чтобы улучшить свои фотографии

Используйте уличные фонари, чтобы улучшить свои фотографии

Практика3 года назад
Ночная уличная и городская фотография на самом деле может быть не такой сложной. Помощниками здесь м...
Ключевые элементы композиции: свет и взаимосвязь форм

Ключевые элементы композиции: свет и взаимосвязь форм

Практика2 года назад
Фотографы, от начинающих до самых опытных, постоянно ищут способы улучшить свои композиции. Чтобы до...
Аудун Рикардсен и «селфи» белого медведя, которое провело целый год в водах Арктики

Аудун Рикардсен и «селфи» белого медведя, которое провело целый год в водах Аркт...

Практика5 лет назад
В 2017 году амбассадор Canon Аудун Рикардсен буквально за несколько секунд познал как счастье, так и...
Как сделать портретную тарелку из подручных материалов

Как сделать портретную тарелку из подручных материалов

Практика6 лет назад
Портретная тарелка или Beauty Dish один из основных модификаторов света, используемых фотографами пр...
Сделайте свой собственный диффузионный фильтр

Сделайте свой собственный диффузионный фильтр

Практика3 года назад
Если вам нравится эффект мягкой расфокусировки, который создаёт диффузионный фильтр, вы можете воспо...
Что делает фотографию кинематографичной

Что делает фотографию кинематографичной

Практика2 года назад
Я уверен, что за последние несколько лет все мы, фотографы, так часто слышали слово «кинематографиче...
Cъемка дикой природы на Nikon DF: ты ее видишь, а она тебя - нет?
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить