Оптический оксюморон: тест объектива Sony FE 100 мм F2.8 STF GM OSS

Объектив Sony FE 100mm F2.8 STF GM OSS (SEL100F28GM) отличается уникальным сочетанием высокой детализации и исключительного боке. На снимке можно получить предельно резкий объект и гармонично размытый фон. Появившись на рынке в 2017 году, он продолжил идеологию моделей Minolta STF 135mm f/2.8 [T4.5]* и Sony 135mm F2.8 [T4.5] STF. Правда, в отличие от своих мануальных предшественников с байонетом А, он является автофокусным и предназначен для использования с байонетом E. Ключевой особенностью всех трех объективов является наличие аподизационного фильтра, который формирует уникально красивое боке. Это стало возможным благодаря технологии Smooth Trans Focus (STF).

Автор: Павел Ждан

image_50

Аподизационный фильтр

Максимальная светосила объектива, как указано в названии, составляет f/2.8. Однако в оптическую схему включен дополнительный элемент — аподизационный фильтр, который представляет собой (циркулярный) нейтральный градиентный фильтр. Он уменьшает светопропускание в целом, а градиент уменьшается от центра к краям. Некоторые эксперты называют этот фильтр второй диафрагмой, однако это не так. Речь идет о фильтре. Он формирует красивое боке и... уменьшает светопропускание.

image_51

Оптическая схема объектива Sony FE 100mm F2.8 STF GMOSS состоит из 14 элементов в 10 группах, среди которых один асферический, один низкодисперсный элемент и один аподизационный элемент (APD). Благодаря фирменному покрытию Nano AR coating, эффективно подавляются нежелательные блики, которые могут стать причиной двоения и паразитных изображений, особенно при съемке в контровом свете. Формирование красивого боке происходит в том числе за счет 11-лепестковой круговой диафрагмы. Имеется оптический стабилизатор изображения SteadyShot. Корпус объектива изготовлен в пыле/влагозащищенном исполнении.

Особенности управления

На объективе есть отдельное кольцо диафрагмы. Оно может двигаться плавно, что удобно для видеосъемки, или пошагово. В режиме «А» управление диафрагмой передается камере. Шкала значений на этом кольце диафрагмы начинается от f/22 (слева) и заканчивается T5.6 (справа). Если во время съемки посмотреть на параметры диафрагмы, представленные на дисплее или в видоискателе, то будет указано f/5.6. Таким образом, аподизационный фильтр уменьшает конструкционную светосилу f/2.8 до фактической f/5.6.

image_52

Аподизационный фильтр не работает как диафрагма, он уменьшает светопропускание, и именно об этом говорит аббревиатура «T» - «transmission». Иными словами «T» это не «F». Объект съемки получается предельно резким, а вот фон формируется мягким, плавным. В результате изображение получается почти трехмерным. Собственно, это и есть уникальная особенность объектива, и этого эффекта (уникального боке) невозможно добиться на других светосильных объективах той же серии GM.

image_54

Однако продолжим вращение диафрагменного кольца. Работа аподизационного фильтра заканчивается на значении T8. Что дальше? А дальше диафрагма объектива продолжает закрываться, но вот значение аподизации начинает стремиться к нулю. Визуально эффект боке уже не наблюдается, и теперь работает только основная часть элементов объектива без аподизационного фильтра. Таким образом, название объектива можно было бы написать так: Sony FE 100mm F2.8 (5.6)/T5.6-8 STF GM OSS.

Наибольший эффект от аподизационного фильтра проявляется на максимально открытой диафрагме f/5.6. При этом, по субъективной оценке некоторых экспертов, визуально изображение, снятое на f/5.6, выглядит, как f/4.

Практическая съемка

Когда я начал съемку, меня сразу поразило необычное боке. Понятно, что объектив для этого и создавался. Однако потом меня впечатлила высокая резкость. Во время дневной съемки я воспринимал эти результаты относительно спокойно. В принципе, они были похожи на те, которые обеспечивал SEL85F14GM. А вот когда наступила ночь... Я испытал потрясение. В это время суток аподизационный фильтр раскрылся наиболее полно.

Конечно, ночью приходилось повышать значение ISO. Однако следует заметить, что понижение реального светосилы (светопропускания) за счет аподизационного фильтра приводит к тому, что ISO нужно поднимать и днем, причем в некоторых дневных съемочных ситуациях это значение может возрастать до 1000-1500 ед. Некоторым фотографам это может создавать сложности.

00

Классический пример работы объектива Sony FE 100mm F2.8 STF GM OSS. На переднем плане у нас исключительно резкое изображение героини, а на заднем плане потрясающее по красоте боке. Смотрите, какие ровные круглые пятна формируются, благодаря аподизационному фильтру. Камера ILCE-7SM2, 1/50 c, f/5.6,  ISO 10000. Фото: (с) Robert Maschke/Sony

Несмотря на наличие аподизационного фильтра и, соответственно, уменьшение светопропускания, автофокус работает очень резво и точно, благодаря приводу фокусировки Direct Drive SSM (DDSSM). И совершенно бесшумно, что позволяет уверенно рекомендовать объектив для съемки видео. По моим ощущениям, автофокус более эффективен, чем на объективе SEL85F14GM. Особенно меня поразило, как он цеплялся за движущиеся объекты.

По детализации объектив почти совершенен. Однако при съемке портрета такие характеристики, как правило не нужны. Поэтому меня вполне устраивает для этих целей SEL85F14GM. Объектив SEL100F28GM больше подходит для ночной съемки и для макро. Наверняка, многие не согласятся, но лично для меня разница в 15 мм фокусного расстояния довольно значительна, и я выбираю для портретов и коммерческой съемки 85 мм. К тому же не следует забывать, что даже днем иногда приходится повышать ISO. 

  

01

Объектив Sony FE 100mm F2.8 STF GM OSS предлагает шикарные возможности в области макросъемки. Кстати, съемка этого сюжета проходила днем и мне не пришлось значительно повышать ISO. Камера ILCE-7M2, 1/80 c, f/5.6, ISO 400.  

02

100-процентное увеличение снимка (фрагмент). Обратите внимание на детализацию. Она — потрясающая! Скачать снимок в полном разрешении можно здесь.

Качество изображения

В объективе эффективно исправлена хроматическая аберрация, в том числе и сферохроматизм. Эти недостатки надо еще поискать. Присутствует небольшая дисторсия, но ее можно легко исправить на компьютере. Бликозащищенность реализована на высоком уровне. Виньетирование визуально не обнаруживается, при этом нужно понимать, что на него аподизационный фильтр никак не влияет. Блики, в принципе, можно обнаружить, но для этого придется долго искать нужный ракурс. В условиях контрового освещения объектив обеспечивает стабильные результаты.   

Заключение

Объектив следует приобретать не из-за светосилы. Светосила у него как раз небольшая. Но вот красивое боке — оно дорогого стоит. В то же время именно из-за наличия аподизационного фильтра светосила уменьшается, и приходится увеличивать значение ISO. Для некоторых фотографов это будет создавать сложности. Если говорить об области применения, но лично я бы использовал объектив для ночной съемки, для макро, а вот для портретных работ и коммерческих заказов брал бы SEL85F14GM.

В целом могу сказать, что объектив Sony FE 100mm F2.8 STF GM OSS является высокотехнологичным продуктом с уникальным сочетанием характеристик - резкость и боке, это своего рода оптический оксюморон, сочетание несочетаемого, и фотографам он предлагает исключительные возможности. А как ими воспользоваться, каждый решит сам, это уже вопрос творчества.

Плюсы: высокое разрешение; уникальное боке; стабилизатор изображения; точный и бесшумный автофокус; пыле/влагозащищенное исполнение, ручное и недискретное управление диафрагмой

Минусы: невысокая реальная светосила

***

Спецификации

Байонет Sony E-mount
Формат 35 мм (экв. f=150 мм для формата APS-C)

Оптическая схема 14 элементов в 10 группах, включая один асферический, один низкодисперсный элемент и один аподизационный элемент (APD)

Стабилизатор изображения Optical SteadyShot

Угол поля зрения 24° (16° для формата APS-C)

Макс. увеличение 0,24x

Макс. диафрагма f/2.8 (T5.6)

Мин. диафрагма f/20 (T22)

Диафрагма 11-лепестковая, круговая

Мин. дистанция фокусировки 57/85 см

Пыле/влагозащищенный корпус

Диаметр под фильтр 72 мм

Габариты 85,2х118,1 мм

Масса 700 г

В комплект входит бленда ALC-SH147

Источник: https://www.sony.ru/alphapro/articles/opticheskij-oksyumoron-sony-fe-100mm-f2-8-stf-gm-oss
Тест беззеркальной камеры Sony a6000

Тест беззеркальной камеры Sony a6000

Тесты5 лет назад
Настоящим прорывом стала, анонсированная в феврале 2014 года, камера Sony a6000 (ILCE-6000). По заяв...
Тест зеркального фотоаппарата Canon EOS 5D Mark II

Тест зеркального фотоаппарата Canon EOS 5D Mark II

Тесты7 лет назад
Своими впечатлениями о полноформатной 21,1-мегапиксельной фотокамере EOS 5D Mark II делится наш эксп...
Тест зеркальной фотокамеры Nikon D3s

Тест зеркальной фотокамеры Nikon D3s

Тесты7 лет назад
В гонке за лидерство в категории профессиональных репортерских камер производителям непросто удержат...
Обзор и тест объектива Sigma Art 18-35mm f/1.8 DC HSM на фотоаппарате Canon EOS 70D

Обзор и тест объектива Sigma Art 18-35mm f/1.8 DC HSM на фотоаппарате Canon EOS ...

Тесты2 года назад
Новейшая история объективов Sigma началась в сентябре 2012 года, когда рынку представили первые моде...
Тест Nikon D7200: пробуждение желаний

Тест Nikon D7200: пробуждение желаний

Тесты4 года назад
Сегодня для профи, завтра – для всех. В фотоиндустрии давно наметилась эта тенденция: самые передовы...
Тест новой камеры Nikon D850 на Розе Хутор

Тест новой камеры Nikon D850 на Розе Хутор

Тесты2 года назад
В сентябре начинаются продажи новой флагманской модели зеркального фотаппарата Nikon D850. Эта камер...
Тест беззеркального фотоаппарата Nikon J1: баланс белого возле самовара получился идеальным

Тест беззеркального фотоаппарата Nikon J1: баланс белого возле самовара получилс...

Тесты7 лет назад
Камера предназначена для любителей, которые хотят перейти на новый уровень качества изображения, но ...
Работает за двоих: тест объектива Sony FE 90 ММ F2.8 MACRO OSS

Работает за двоих: тест объектива Sony FE 90 ММ F2.8 MACRO OSS

Тесты4 мес. назад
Макрообъектив Sony FE 90 мм F2.8 Macro OSS (SEL90M28G) довольно новая модель. Он был анонсирован в с...
Тест зеркальной фотокамеры Nikon D3100: пропуск в зеркальный мир

Тест зеркальной фотокамеры Nikon D3100: пропуск в зеркальный мир

Тесты7 лет назад
Представляем Nikon D3100 — новую зеркальную цифровую камеру начального уровня. Это не означает отсут...
LightShaping: OCF Profoto B2 против традиционных студийных моноблоков и генераторов.

LightShaping: OCF Profoto B2 против традиционных студийных моноблоков и генерато...

Тесты2 года назад
В этом обзоре я хочу глубже проанализировать, а заодно и рассказать вам о том, как данная вспышка ве...
Обзор и тестирование объектива Nikon Nikkor AF-S 85/1.8 G FX на фотоаппарате Nikon D700.

Обзор и тестирование объектива Nikon Nikkor AF-S 85/1.8 G FX на фотоаппарате Nik...

Тесты2 года назад
Любите ли вы фокусное 85 мм так, как люблю его я, или вы просто еще не «научились его готовить»? Объ...
Тест Nikon Z7. Пришел, чтобы ускорить эволюцию…

Тест Nikon Z7. Пришел, чтобы ускорить эволюцию…

Тесты3 мес. назад
Беззеркальные камеры пришли, чтобы остаться, захватить мир и поменять его. Отрицать, что фокус польз...
Обзор и тест объектива Canon EF 35mm f/2.0

Обзор и тест объектива Canon EF 35mm f/2.0

Тесты2 года назад
Мне по душе фокусное 35 мм: умеренно шире привычного 50 мм, но без присущих настоящим «ультра-ширика...
Тест зеркальноого фотоаппарата Canon EOS 1D Mark IV: скоростная съемка для скоростного спуска

Тест зеркальноого фотоаппарата Canon EOS 1D Mark IV: скоростная съемка для скоро...

Тесты7 лет назад
Топовые репортерские камеры обновляются немного реже, чем младшие модели. И вслед за недорогой новой...
Тест Canon PowerShot G7 X: вдохновляет на следующий шаг

Тест Canon PowerShot G7 X: вдохновляет на следующий шаг

Тесты5 лет назад
Совсем недавно произошло интересное событие: компания Canon начала осваивать новый сегмент рынка, пр...
Оптический оксюморон: тест объектива Sony FE 100 мм F2.8 STF GM OSS
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить