Ветви эволюции: обзор новинок компактных камер
Ни для кого не секрет, что цифровые технологии кардинальным образом преобразили фотографию. Даже в основном русле развития фотоаппаратов есть масса технологических решений, сделавших получение изображений и специфические техники съемки невероятно простыми для использования. При этом некоторые виды фотографии, как, например, сферические панорамы, выполнить в доцифровую эпоху было практически невозможно.
Фотоиндустрия в стремлении освоить новые технологии и усовершенствовать имеющиеся порождает время от времени устройства, выбивающиеся из общей массы камер. Но далеко не все из них находят отклик в сердцах конечных потребителей, а многие просто не доходят до них. Если уж речь зашла о сферических панорамах, самое время вспомнить камеру, анонсированную еще осенью прошлого года, но так и не дошедшую до нашего рынка, — Ricoh Theta.
Даже сейчас сделать изображение с углом зрения 360° весьма непросто. Но для Theta это задача на доли секунд. Две камеры с объективами «рыбий глаз» на противоположных сторонах ее корпуса, срабатывающие синхронно, сразу выдают готовое изображение. Таким образом, технология, требовавшая от фотографа знаний, навыков и набора специального оборудования, реализуется одним устройством, управление которым доступно даже ребенку. Уникально здесь и то, что панораму не испортит движение в кадре, что практически неизбежно при традиционных методах съемки. К сожалению, купить Theta можно только в Америке, Германии, Франции или Италии, и стоит она порядка 400 долларов. Дойдет ли когда-нибудь очередь до России, пока не ясно. Очевидно, Ricoh стала более осторожна в маркетинге.
Так, стало известно, что компания закрывает линейку уникальных модульных камер GXR. Концепция фотоаппарата, состоящего из нескольких компонентов, не нова, но в компактах была реализована впервые. Фотограф, в зависимости от текущих задач и потребностей, мог менять в камере не только объектив, но и сенсор, а также блок электроники, отвечающей за оптимальную обработку изображения в данной комбинации. Все это было «упаковано» в отдельную половинку корпуса камеры и подключалось к другой, где находились основной процессор, дисплей, органы управления, память и батарея, через специальный разъем.
В собранном виде аппарат ничем не отличался от обычного компакта и беззеркалки. Выбор матриц и объективов был широк. Оптика была представлена зумами разной степени мощности и светосилы, а также фиксами. В качестве сенсоров предлагались ПЗС и КМОП формата 1/2,3 и 1/1,7 дюйма, до APS-C. В последнем случае была версия с байонетом под сменные объективы. В виде прототипов существовали еще блоки с адаптерами для среднеформатных камер, накопителями для архивирования данных с карт памяти, с GPS-модулями, микроскопическими и беспроводными камерами.
Даже те модули-блоки, которые дошли до серийного производства, делали GXR очень интересной системой. Большой популярности концепция не снискала в силу сравнительно большой стоимости и слабой представленности бренда на российском рынке. Плюс к этому некоторые технические решения были крайне спорными. Так, в качестве оптики для «беззеркального» модуля с матрицей APS-C по какой-то причине были выбраны серии Leica M и L.
Яркий пример объединения нескольких камер в одном устройстве — стереофотокамеры. Наиболее близким к массовому покупателю аппарату здесь была модель Fujifilm FinePix REAL 3D W3. В самой конструкции камеры не было ничего революционного: два сенсора и два зум-объектива работали синхронно. Уникальной была возможность вживую прямо на экране, без всяких специальных приспособлений наблюдать настоящую стереокартинку. Лениткулярный слой на ЖК-матрице, изображение на которую выводилось чересстрочно, формировал немного разные картинки для левого и правого глаза, за счет чего появлялся эффект объема.
Несмотря на активную популяризацию 3D-телевизоров, мониторов, несмотря на вложения самой Fujifilm в стереофотопечать, камеру за 20 000 рублей мало кто хотел покупать, даже при том, что альтернативы ей просто не было. Упоминание камеры пропало с сайта производителя, и развитие серии прекратилось. Зато теперь энтузиасты стереофото могут приобрести REAL 3D W3 за 4500–5000 рублей. Она еще встречается на полках магазинов.
Стереофотография создает всего лишь иллюзию объема, тогда как камеры Lytro, будучи пленоптическими фотоаппаратами, в действительности могут формировать объемное изображение. Все упоминавшийся выше устройства в той или иной степени воспроизводят традиционные фотографические техники, тогда как здесь все устроено совершенно иначе. Сенсор Lytro, вполне традиционный, благодаря совершенно нетрадиционному линзовому слою, может не только фиксировать в определенной точке пространства яркость падающего от объекта луча, но и его направление.
Таким образом камера, анализируя полученные данные, запечатлевает световое поле объектов, находящихся в кадре. Пленоптические камеры известны узкому кругу интересующихся физикой людей уже довольно давно. Но существовали они только в научных лабораториях. Lytro же стала первым вполне потребительским продуктом, а главное — имеет вполне карманные размеры. Официально устройство в Россию не поставляется, но купить ее здесь можно, а ценник начинается с вполне гуманных 12 500 рублей. За это покупатель получает первую версию камеры с 8 Гб памяти, 8-кратным зумом и разрешающей способностью в 11 мегалучей. Традиционное плоское изображение получается размером всего 1000×1000 точек, но зато область резкости в нем может быть на любом плане, и выбрать ее можно уже после съемки.
Камере не нужно фокусироваться, поскольку она получает информацию о всех лучах, отраженных от объектов. Как уже говорилось, пленоптическая камера на основе данных о направлении отраженного света может дать объемное изображение. Правда, 11 мегалучей для этого маловато. Недавно представленная вторая версия камеры Lytro под названием Illum 3D-картинки пока еще тоже не рисует, но уже намного эффектнее позволяет передать объемное пространство сюжета. Увеличенный до дюймового формата сенсор с разрешающей способностью в 40 мегалучей и улучшенная оптика сохраняют достаточно информации, чтобы на готовых снимках можно было выбирать не только объекты в резкости, но и немного изменять угол зрения, перспективу и ракурс. Причем обновленное программное обеспечение дает возможность сохранять эти изменения на видеороликах. Кроме прочего, если оригинальная камера Lytro работала исключительно в авторежиме, то Illum имеет куда более обширный инструментарий для контроля экспозиции и цвета.
Уникальная камера доступна только по предзаказу. И пока новая эра фотографии не наступила, есть смысл обратить внимание на более традиционную, но не менее интересную съемочную технику, речь о которой пойдет далее.
Комментарии