Телеобъективы - оружие папарацци: сидим далеко, а снимаем близко
Долгие годы в восприятии людей, как занимающихся фотографией, так и далеких от нее, формировался образ профессионального фотографа, вооруженного большим и длинным объективом. Определенный здравый смысл в этом присутствует: даже если не принимать во внимание внешнюю убедительность, необходимость в такой оптике для любителей минимальна.
Текст: Сергей СТЕБЛЮК
Со временем телеобъективы вошли в арсенал любительской оптики, однако восприятие человека с «шайтан-трубой» не особенно изменилось. По-прежнему показатель крутизны фотографа определяется размером камеры и торчащего из нее предмета со стеклами. Несмотря на многочисленные шутки, телеобъективы все же пользуются заслуженным уважением.
Необходимость в съемке с большого расстояния возникла одновременно с появлением фотографии, однако специально рассчитанная оптика появилась заметно позже. Вначале использовался простой принцип, применяющийся до сих пор. На форматную камеру просто устанавливался вполне обычный по своей схеме объектив и дополнительный мех для увеличения длины аппарата (соответственно фокусному расстоянию) — и проблема была успешно решена.
Даже в рекламных проспектах последних лет попадаются изображения растянутых подобным образом карданных камер. Минусы подобного решения очевидны: несуразно большие габариты, затрудненное управление и полная невозможность оперативной съемки. Для складных «дорожных» камер применялись разного рода тубусы, однако это не решало проблему, всего лишь слегка удешевляя конструкцию.
Появление пленочных аппаратов заставило вначале фотографов, а затем и конструкторов искать пути уменьшения габаритов оптики расчетом новых оптических схем и конструкций оправы. В итоге из многочисленных вариантов остались две принципиальные схемы: классическая с телекомпонентом и зеркально-линзовая.
В упрощенном виде классическая схема имеет передний компонент, выполняющий роль объектива, который создает изображение, и заднего компонента, который его дополнительно увеличивает и при этом уменьшает общую длину оптической схемы. По этому принципу построено абсолютное большинство современных телеобъективов.
Вторая схема основана на применении двух оптических зеркал и за счет переотражения светового потока позволяет минимум в три раза сократить длину объектива. Несмотря на определенные плюсы и относительную дешевизну, большого распространения эта схема не получила.
Невозможность применения в этой схеме ирисовой диафрагмы для изменения светового потока, конструктивные ограничения по светосиле, своеобразный рисунок и большой диаметр задней части оправы ограничивают применение такой оптики. В нашем обзоре представлен только один зеркально-линзовый объектив, но в прошлом у каждого производителя в ассортименте такая оптика присутствовала.
Как более дешевый вариант телеоптики сейчас больше применяют универсальные телезумы, но если требуется действительно качественный результат, то телеобъективы с постоянным фокусом до сих пор вне конкуренции.
Комментарии