Ricoh/Pentax: начало конца или светлого будущего?

Недавно компания Ricoh опубликовала новость о существенной реструктуризации своего бизнеса по производству камер, которая начнётся в апреле 2022 года. Целью этих перемен является построение индивидуальной бизнес модели, ориентированной непосредственно на потребителя. На данный момент изменения затронут только бизнес компании в Японии, но как всё это может повлиять на будущее Ricoh (Pentax)?

23.01.2022

 

image_1

Кардинальный сдвиг в бизнесе

Несмотря на то, что заявление было опубликовано только на японском сайте Ricoh, оно сделано от лица Нобору Акахане, нынешнего президента и генерального директора подразделения Ricoh Imaging. Стоит отметить, что Акахане был президентом Ricoh Imaging с 2012 по 2017 год, прежде чем перейти на должность корпоративного вице-президента материнской компании Ricoh, затем он снова вернулся в Ricoh Imaging в ноябре прошлого года.

Итак, о чём же на самом деле говорится в объявлении? Основываясь на переведенной версии, стоит выделить некоторые важные моменты. Акахане начинает со следующего:

«Я чувствую, что традиционный метод, основанный на массовом производстве и массовых продажах, становится всё менее подходящим к недавним изменениям рыночной конъюнктуры»

Давайте погрузимся в это немного глубже. На графике ниже показаны поставки цифровых камер (и их стоимость) с 2003 года, а также отмечен максимум, который пришёлся на 2011 год, когда количество отгруженных единиц достигло 120 миллионов. Затем рынок начал резко сокращаться, что привело к падению поставок до 8.3 миллионов в 2021 году.

digital_camera_shipments-800x523

Покупка Ricoh бренда Pentax в 2011 году за 124 миллиона долларов у Hoya, вероятно, казалась выгодной сделкой, особенно с учетом того, что стоимость поставок зеркальных камер в 2012 году выросла до отраслевого максимума в 628 миллиардов йен. Pentax также торопился с выпуском не одной, а двух беззеркальных систем и имел весьма успешную систему среднего формата.

К сожалению, для Ricoh это обернулось не лучшим образом: обе беззеркальные системы в значительной степени оказались неудачными в то время, когда Sony успешно продвигала беззеркальный полнокадровый формат, а цифровые зеркальные фотокамеры начали приходить в упадок. В период с 2019 по 2020 год беззеркальные камеры превзошли зеркальные не только в цене но и по объёму продаж. После того, как Canon и Nikon потеряли интерес к разработке зеркальных фотокамер и почти ушли с рынка, Pentax пришлось собирать осколки сокращающегося сектора.

Это не значит, что на зеркальных камерах нельзя заработать. Спрос по-прежнему есть, и 2.2 миллиона единиц, отгруженных в 2021 году, свидетельствуют об этом. Но это быстро уменьшающийся пирог, и ещё предстоит выяснить, чего он в конечном итоге будет стоить. В 2020 году, BCN подсчитано, что у Pentax было около 3% рынка зеркальных камер в Японии.

image_2

Зеркальная камера среднего формата Pentax 645z

Отсюда строится точка зрения Акахане: на массовом производстве зеркальных камер нельзя заработать. Это технология вчерашнего дня и, в конечном счёте, DSLR постигнет участь компактных камер, спрос на которые упал практически до нуля. На первый взгляд может показаться, что Акахане просто послан в Ricoh Imaging чтобы навести порядок в сфере финансов, но возникает вопрос: является ли текущее положение дел результатом его решений, принятых в переломный период с 2012 по 2017 гг, когда он занимал пост президента компании?

В целом в Ricoh работает около 90 000 человек по всему миру с оборотом около 20 миллиардов долларов, однако в основном это бизнес по производству принтеров и копировальных аппаратов, который интегрируется с программным управлением документами. На долю подразделения Ricoh Imaging, производящего электронные компоненты, в целом приходится всего 8% продаж. Понять нюансы прибылей и убытков Ricoh Imaging сложно, но визуализация  - это мелкая сошка во всем бизнесе Ricoh, и в нынешней форме положение дел этого подразделения может показаться крайне неустойчивым.

В этом контексте взгляд на дальнейшее существование зеркальных камер Pentax, сформулированный в 5-ти принципах и озвученный в 2020 году, имеет больше смысла. Под лозунгом «Pentax верит в будущее зеркальной фотографии» компания поддержала целеустремленную приверженность своей существующей линейке DSLR, подчеркнув качество изготовления с особым акцентом на оптический видоискатель.

image_3

Цвета копусов ограниченной серии K-1 Mark II, запущенной в феврале 2021 года

Двусторонняя стратегия

Из этого следует один большой вывод: не ждите беззеркальной камеры Pentax. Объявление Акахане, по-видимому, является финансовым императивом. Разработка новой системы камер обходится дорого, о чём свидетельствуют обязательства, взятые на себя Nikon и Canon. Для этого просто нет внутренней поддержки, учитывая конкуренцию между Sony, Nikon и Canon в условиях сокращающегося рынка. Если вы не собираетесь разрабатывать новую систему, а рынок сокращается до такой степени, что массовое производство больше не является жизнеспособным, каковы альтернативы?  Акахане предлагает двустороннюю стратегию:

  1. Максимально приблизиться к клиентам, используя «цифровые»  методы

  2. Создать производство в формате «мастерской»

Стоит повторить, что на данный момент это инициатива только для Японии. Аналогично среднесрочной стратегии Nikon, Ricoh хочет обойти традиционные маркетинговые каналы с помощью прямого взаимодействия с клиентами. С накопленной базой пользователей это имеет смысл, хотя ещё предстоит выяснить, насколько это эффективно. Что ещё более важно, речь идёт не столько о наличии камер на полках в магазине, сколько о непосредственном взаимодействии с клиентом путём продажи онлайн или через свои фирменные магазины.

Что означает переход к производству в формате «мастерской» - сложно понять, пока мы точно не увидим, как это выглядит, однако Акахане отмечает, что для зеркальных камер Pentax будет доступно множество дополнительных функций:

«Мы расширим спектр различных настроек, чтобы в дальнейшем максимально удовлетворить потребности наших клиентов» - говорит он.

Вполне возможно, что вы сможете выбрать свою модель камеры онлайн, а затем настроить её в большей или меньшей степени. Как это будет работать, ещё предстоит выяснить, но это может пойти по одному из двух или сразу по обоим маршрутам. Во-первых, сделанные на заказ модели, выпущенные ограниченным тиражом, могут быть доступны исключительно онлайн, как это делает Leica. Во-вторых, компания может изготовлять небольшие партии определенных моделей базового уровня, прежде чем после покупки клиентом будут сделаны расширенные настройки. Это можно сравнить, с покупкой топового велосипеда, где вы можете составить собственную конфигурацию из широкого набора предлагаемых компонентов. Как бы то ни было, Ricoh чётко заявляет, что обновляет системы производства и продаж в Японии.

image_4

Зеркальная камера Pentax K-3 Mark III, представленная в 2021 году

Много вопросов без ответов

Конечно же, здесь есть собственный скелет в шкафу: Ricoh всё равно нужно будет продавать достаточное количество камер по правильной цене, чтобы сделать свою бизнес-модель жизнеспособной. Еще в 2016 году Leica продавала где-то более 100 000 камер в год и, учитывая нынешний климат, вряд ли это сильно изменилось. Похоже, это тот же уровень, на котором сейчас находится Pentax, но какая доля продается японцам, неизвестно.

Один из ключевых вопросов заключается в том, являются ли изменения для японского рынка экспериментом и если эксперимент окажется удачным, распространиться ли эта бизнес-модель на всё подразделение Ricoh Imaging? То, что происходит на японском рынке, важно для бизнеса в целом, при этом риск остается относительно низким. Ещё один, не менее важный вопрос, состоит в том, сможет ли Ricoh обеспечить необходимое количество единиц продукции, используя модель «мастерской», а не массовое производство? Вполне вероятно, что стоимость камеры Pentax должна будет возрасти, возможно, в сторону Leica. Если это так, придётся задать следующий вопрос: стоит ли владение Pentax такой суммы?

Очевидно, что Ricoh быстро приближается к развилке дорог, где придётся принимать важное решение. Доход от продаж моделей GR и Pentax стремительно падает, при этом не известно сумеет ли компания обеспечить нужный объём продаж, чтобы удержать свой бизнес на плаву. Является ли переход к производству в формате «мастерской» разумным бизнес-решением, которое в конечном итоге может стать спасательным кругом для Pentax как бренда, или это знаменует собой начало конца? Конец, который в худшем случае станет медленной смертью для некогда великого производителя камер, а в лучшем - приведёт к продаже подразделения Ricoh Imaging, точно так же, как поступил Olympus со своим фотобизнесом?

Так или иначе, 2022 год может стать решающим для будущего Ricoh-Pentax.

Источник: PetaPixel

Pergear выпустила объектив 25 mm f/1.7 для беззеркальных камер

Pergear выпустила объектив 25 mm f/1.7 для беззеркальных камер

Новинкивчера
Pergear 25 mm f/1.7 – это объектив с ручными настройками фокусировки и диафрагмы, рассчитанный на по...
Доступны новые прошивки для камер Sony

Доступны новые прошивки для камер Sony

Новинкивчера
Флагманские беззеркальные камеры Sony α1 и α9 получили обновления программного обеспечения. Для α1 ...
Объективы Tamron с креплением Canon RF

Объективы Tamron с креплением Canon RF

Новинки2 дн. назад
Компания Tamron объявила о разработке своего первого объектива с байонетом Canon RF. Им станет уже с...
Объективы Sigma с креплением Canon RF

Объективы Sigma с креплением Canon RF

Новинки2 дн. назад
Компания Sigma объявила, что будет предлагать шесть своих автофокусных объективов APS-C серии DC DN ...
Nikon обновила прошивку камеры D6 до версии 1.60

Nikon обновила прошивку камеры D6 до версии 1.60

Новинки1 мес. назад
Флагманская зеркальная камера Nikon D6 получила обновление встроенного программного обеспечения: улу...
Nikon обновила прошивку камер Z5 и D780

Nikon обновила прошивку камер Z5 и D780

Новинки8 дн. назад
Зеркальная камера Nikon D780 и беззеркальная Z5 получили обновление встроенного ПО: версия 1.11 и ве...
Nikon обновила прошивку камеры Z8 до версии 2.01

Nikon обновила прошивку камеры Z8 до версии 2.01

Новинки2 дн. назад
Полнокадровая беззеркальная камера Nikon Z8 получила обновление встроенной микропрограммы. В новой в...
Sigma открывает предзаказ на объективы серии Art для камер Sony и объектив AF 105 mm f/1.4 для камер Canon и Nikon

Sigma открывает предзаказ на объективы серии Art для камер Sony и объектив AF 10...

Новинки6 лет назад
Компания Sigma объявила о приёме предварительных заказов на новый объектив Sigma AF 105mm f/1.4 MACR...
7Artisan выпустила тилт-шифт объектив 50 mm f/1.4

7Artisan выпустила тилт-шифт объектив 50 mm f/1.4

Новинки8 дн. назад
Компания 7Artisan выпустила объектив 50 mm f/1.4 с функцией сдвига и наклона оптической оси. Он расс...
Штатив Ulanzi TT35

Штатив Ulanzi TT35

Новинки2 дн. назад
Ulanzi TT35-это штатив, который также можно развернуть, чтобы использовать его ноги в качестве трекк...
Sony обновила прошивку камеры α6700 до версии 1.01

Sony обновила прошивку камеры α6700 до версии 1.01

Новинки1 год назад
Беззеркальная камера Sony α6700, представленная месяц назад, получила свое первое обновление встроен...
TTartisan выпустила объектив AF 56 mm f/1.8

TTartisan выпустила объектив AF 56 mm f/1.8

Новинки5 дн. назад
TTArtisan AF 56 mm f/1.8 – это автофокусный объектив без оптической стабилизации, рассчитанный на по...
Выпущены новые кинообъективы Tokina Vista-P

Выпущены новые кинообъективы Tokina Vista-P

Новинки1 мес. назад
Представленная в декабре прошлого года линейка объективов Tokina Vista-P была расширена еще четырьмя...
Новые прошивки для камер Pentax

Новые прошивки для камер Pentax

Новинки14 дн. назад
Компания Ricoh выпустила обновленную прошивку версии 2.42 для полнокадровых зеркальных фотокамер Pen...
Представлены портативные LED-осветители Zhiyun Molus X60 и X60-RGB

Представлены портативные LED-осветители Zhiyun Molus X60 и X60-RGB

Новинки1 мес. назад
Zhiyun Molus X60 и X60-RGB – это ультракомпактные осветители, обладающие мощностью 60 Вт. Легко поме...
Ricoh/Pentax: начало конца или светлого будущего?
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить