За туристическими тропами: фотограф Томеу Колл раскрывает более мрачную сторону своей родины, Мальорки
Развлекающиеся туристы, эксклюзивные рестораны, утопающие в зелени окраины – остров Мальорка многолик. Ещё одну, совершенно иную реальность раскрывает фотограф Томеу Колл (Tomeu Coll) в своей серии «Бесплодные земли» (Badlands). Он показывает места, которые находятся недалеко от проторенных туристических троп, но существуют незаметно, словно в параллельной вселенной. Заброшенные деревни, в которых царит нищета и безысходность. Именно там Колл родился и вырос.
В серии «Бесплодные земли» вы документируете свою родную деревню на острове Мальорка. Насколько сложнее документировать свой дом, чем малознакомую страну?
Я всегда считал, что фотографировать то, что является частью тебя самого, твоей родины, твоего дома гораздо сложнее; но в то же время мне нужно оставаться частью того, что я фотографирую, иначе в моей работе не было бы никакого смысла. Мне нравиться вдохновлять других фотографов рассказывать о своих родных деревнях. Только так, как мне кажется, можно по-настоящему понять окружающий тебя мир, окружающих тебя людей. Ваша работа как фотографа будет более чувствительной, эмоциональной и осмысленной, и позволит показать общество без всяких прикрас.
Расскажите немного о положении людей, обитающих в «Бесплодных землях». Что уготовано им в будущем?
Там мало что изменилось. Правда, я там больше не живу. После выхода книги я наконец решил уехать. Там остались родные мне люди, и я часто навещаю их, но мне спокойнее держаться на некотором расстоянии от этого места. Трудно сказать, что принесёт будущее, но я не ожидаю чего-то хорошего. Вероятно, некоторые районы превратятся в промышленную зону.
Авиасообщение и туризм не перестают расти, поэтому в планировке острова приоритет отдаётся инфраструктуре, позволяющий увеличить число посетителей; и очень мало делается для того, чтобы сохранить память о тех, кто населяет эту изолированную землю посреди моря.
Как вам пришла идея вашего проекта?
С тех пор, как я взял в руки камеру, я очень часто фотографировал окрестности моей деревни… так что, наверное, это было началом, фундаментом этой серии. Но лишь в 2006 году, вдохновленный своей подругой, наставником и родственной душой Донной Феррато, я всерьёз решил работать над «Бесплодными землями», чтобы рассказать историю о том, во что превратилась моя деревня сегодня.
К тому времени Донна делала небольшой репортаж о своей улице в Нью-Йорке: фотографировала соседей, и всё что окружало её поблизости. Я был рядом с ней в некоторые моменты и многому научился, особенно тому, как двигаться, как вести диалог и как ощущать реальность, частью которой мы являемся. Теперь я могу сказать, что это больше походило на подарок и обучение тому, как жить, а не тому, как фотографировать, потому что фотография, как я её понимаю, — это продолжение жизни.
Ваши фотографии очень эмоциональны. Важны ли эмоции для вас, когда вы фотографируете?
Я хотел бы отказаться от любых эмоций, но это нереально. Эмоции для меня всё. Порой я даже стараюсь усилить их, потому что это единственный способ привязаться к тому, что я фотографирую. Что такое фотография, если она не показывает никаких эмоций? А что такое фотограф, который ничего не чувствует или не питает чувств к тому, что снимает или видит? Я не могу понять фотографию без эмоций.
Будут ли «Бесплодные земли» завершены когда-нибудь?
Даже если я решу остановиться, или сделать вид, что серия закончена, я всегда знаю, что это не так. Я до сих пор фотографирую всё, что происходит в деревне, когда бываю там. Я до сих пор каждый день ношу свою Leica на плече. Я не могу перестать фотографировать то, что привлекает моё внимание. Конечно, сейчас всё не так, как раньше, когда я просыпался в 6 утра, чтобы следовать за туманом среди деревьев, ища ответы в неведомых землях; но я по-прежнему ищу и открываю новые истории.
За год до пандемии я познакомился в деревне с молодыми 17-ти летними людьми и начал фотографировать их повседневную жизнь. Сегодня я еду в города, в которые они переехали, чтобы рассказать о том, как сложилась их судьба. Это может стать началом совершенно новой истории и нового проекта, но так или иначе они будут тесно связаны с «Бесплодными землями».
Ваши фотографии были сделаны до пандемии COVID-19. Как пандемия изменила ваши взгляды на собственный дом?
Пандемия изменила мой взгляд на всё. Именно тогда я принял бесповоротное решение, чтобы покинуть свой дом, чтобы закончить свою жизнь в этом месте. Конечно, в книге есть часть об этом, поэтому весь процесс её создания позволил мне переосмыслить мою прошлую жизнь и по новому взглянуть на те фотографии, которые я создал.
Какое оборудование вы использовали? Что вы цените в нём?
Я по-прежнему использую Leica M6, хотя сейчас иногда переключаюсь на M7 – и всегда с моим любимым объективом Summilux-M 1:1.4/35 ASPH. Больше ничего не нужно, хотя иногда я также использую APO-Telyt-M 1:3,4/135 мм. Есть много вещей, которые я считаю базовыми, такие как дизайн, качество, механика, оптика; но самое главное для меня, это то, насколько тесно ты можешь срастись с камерой, превратившись в машину, в охотника за привидениями (как я люблю называть это из-за своего скрытого образа). Иногда ночью я просыпаюсь в поисках камеры, как будто это продолжение моего собственного тела.
Ниже представлены некотоые фотографии Томеу Колла из проекта «Бесплодные земли», больше работ вы можете найти на его веб-сайте >>
Комментарии