За крокусами в Карпаты! Часть 1
Весной всегда хочется чуда. Яркого и красивого чуда. А ждать, пока оно придёт само - не хочется (ведь может и прогулять). Этот рассказ - о небольшом чудесном путешествии по Карпатам, история о крокусах и майской грозе.
Даниил Корожонов: авторский видеокурс "Пейзажная фотография в деталях", Обзор пейзажного видеокурса.
Полный обзор и тестовые снимки беззеркальной камеры Nikon Z7
Всё началось с планов (как обычно – куда же без них). А план был нехитрый: пройти «Карпатский мегамаршрут», т.е. весь Мармаросский, Черногорский и Свидовецкий хребет. Это классический маршрут, истопанный ногами тысяч (если не миллионов) туристов со всего мира. Что уж тут говорить, что отчётов о таких путешествиях на просторах интернета полно – можно легко выбрать место для стоянки, нитку маршрута. Да и Карпаты, как Крым, легки для начинающего туриста, хотя про опасности гор не стоит забывать никогда.
Ну про Свидовецкий это я сразу слишком сильно замахнулся, а вот Мармароссы и Черногорский за неделю пройти можно. Вот такая нитка похода созрела в голове:
Мармаросы -поход от с.Деловое - КПП "Требушанское" - устье р.Белый Вилуй и р. Бол. Россош - г.Полонынка (1650м.) - г.Щербан (1793м.) - г.Пип-Иван Мармаросский (1937м.) - радиалка г.Берлебашка (1733м.) - Пип-Иван - г.Головачин (1549м.) - г.Бендряска (1567м.) - г.Межипотоки (1713м.) - г.Мика-Марэ (1815м.) - г.Шауль (1859м.) - г.Курбул (1696м.) - г.Стог (1656м.) - полонина Шавчик, Гроппа - подножия г.Пип-Иван Черногорский - оз.Маричейка - начало похода по Черногорскому хребту.
Поход по Черногорскому хребту - поход по Черногоре от оз. Маричейка – г.Пип-Иван (Черная гора, 2028 м.) - Дземброня (1877м.) – Менчул (1998 м.) – Бребенескул (2035 м.) - оз.Бребенескул - Ребра (2001 м.) - Гутин-Томнатик (радиально, 2016 м.) - оз.Несамовытое - Туркул (1933 м.) – Данциж (1848 м.) – Пожижевская (1822 м.) - Брескул (1911 м.) - Говерла (2060 м.) - Петрос (2020 м.) – с.Квасы.
Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд…
Итак, последняя ночь перед поездкой. Традиционная картина: шмотки разметало ураганом по всей комнате. Время – полночь, а надо ещё еды купить. Тяжело срываться с места сразу после рабочего дня, цивилизация просто так не отпустит, помучает напоследок. Продираю глаза, читая отчёты по майским Карпатам. Почему-то в голове до этой ночи – радужная картинка о том, как мы валяемся на цветочных лугах у журчащего ручья под тёплым майским солнышком. Первый отчёт сразу же сломал этот стереотип: затаив дыхание, смотрю на фотографии суровых мужиков в пуховках, преодолевающих по пояс в снегу очередной взлёт перевала с верхней страховкой.
Вот дела… Получается что ж – мы едем не цветочки наблюдать, а копаться в снегу… В рюкзаке по этому поводу сразу прибавилось несколько тёплых шмоток: пуховка, перчатки. Следующий отчёт прибавил поларовые штаны. Дальше – больше: разлитые ручьи маятниковые переправы на подходе к Мармаросам, снежные карнизы и сильнейшие метели… Вот это называется попандос. Поезд всего через 4 часа, в 8 утра, а мои ребята уже уехали пораньше погулять по Киеву денёк. Теперь и не скажешь им новость часа про все радости жизни, которые нас ожидают в Карпатах…Ну ладно, пусть пока радуются киевскому солнышку, греются последний денёк ;)
В общем, к отъезду ранним утром отчёты добавили ещё ледоруб и каску в инвентарь. Рюкзак снова как бегемот, даже одеваться не хочет – брыкается.
Да, совсем забыл вам сказать – мы ведь идём на Мармаросы, а это граница Украины и Румынии. Поэтому заблаговременно мы, как законопослушные граждане, выслали запрос на пропуск в мукачевский погранотряд.
Звонок Саше за полтора часа до отхода поезда возымел действие: Саша проснулась. Спросонья от Саши последовало заявление, что она проспала и никуда не успеет. А билеты-то у неё… Вот начал спешно думать, как восстановить билеты, ну или извлечь Сашу как можно скорее к поезду. Но всё обошлось на этот раз: Саша собралась духом, и успела на поезд. Вот уже и шумный вагон, полный туристов (ура, мы не одни такие дураки полезли снег весенний тропить!).
Поезд – это замечательное место: можно, наконец, отоспаться. Проспал почти сутки до самого приезда (за предыдущие непростые недели, видимо).
30 апреля
1. А вот уже Ивано-Франковск нас встречает безоблачным небом и тёплой, почти летней погодой. Но там-то, в горах, наверняка снег! (ледоруб сбоку рюкзака заставляет оправдываться и чувствовать себя как минимум некомфортно).
Садимся на автобус Ивано-Франковск – Мукачево и едем до приграничного села Делового. За пропусками. В Деловом все оказались действительно очень деловыми: выяснилось сразу, что наше заявление либо посеяли, либо в очередной раз сменили адрес электронной почты. Послали Диму (он малость шпрехает по-украински, сам из Севастополя) в качестве переговорщика. Периодически к нам выбегали мужички и тёти с деловым видом и что-то спрашивали. Прождав так час и скушав мороженое, мы стали оценивать наши шансы получить пропуск. Шансы стали таять на глазах… Было такое ощущение, что из-за нашего приезда сделали проблему государственной важности – и вот-вот нагрянут танки и пехота для нашего оцепления.
А в итоге – облом, пропуска не дали. Да и почту-то толком они сказать не смогли (сами не знают). Ну что тут сказать – хотите на Мармаросы – звоните, дёргайте, спамьте на любой адрес, который найдёте – лишь бы пробиться к ним. Однако, нам обещали сделать пропуск к 3 мая (сегодня – 30 апреля!). В общем, надежды посетить Мармаросы мы не потеряли, и оптимизма у нас хватило, чтобы сразу же сесть на автобус, доехать до Квасов и уже топать к вечеру на стоянку.
Вот опять вы будете завидовать, если скажу, что в Карпатах весной просто замечательно. Так замечательно, что душа поёт и просит полетать. Вокруг – свежая травка, ручейки, вишня цветёт. В лесу – цветы: жёлтые, фиолетовые, белые. И аромат вишни, яблони, сена и дождика в сёлах…
Красоты Карпат скрашивают тяжкий подъём: первый день всегда тяжелый, пот льёт ручьями, ноги ещё не привыкли к нагрузке. Но день короткий: вот уже и солнце село, и палатки поставили на полонине Веснярка (какое название соответствующее!). Тепло как летом – только в футболках и шортах ходим, а наверху, на пупырях-стогах Карпат виднеются островки снега.
1 мая
2. Утром проснулись пораньше, ещё до рассвета вышли. Птицы мелодично заливаются утренними песенками, тепло от травы встречает приятными потоками воздуха.
Проходим старый заброшенный кош: здесь когда-то было хозяйство пастухов, а сейчас – разруха. И вот – первые лучи! Под солнцем внезапно открылось, что слева от нас – целое поле крокусов. А мы их чуть не пропустили… Ребята уже ушли вперед, но ничего – скоро вернулись посмотреть, где застрял их фотограф. И тоже «засели» на полянке. А я в это время похрюкивая от счастья на четвереньках метался среди крокусов, пытаясь так и сяк их запечатлеть. Вот и то, что из этого получилось.
3. Крокусы открываются под первыми солнечными лучами.
4. Остальные ребята тоже получали дзен и соединялись с космосом, сидя на травке, наслаждаясь солнышком и полем фиолетовых фонариков.
5. Вот оно - женское счастье. Поле цветов...
6. Крокус. Название красивое, а значение слова происходит от греческого «kroke», что означает «нить», потому что высушенные столбики или рыльца, у крокусов напоминают ниточки волокна. В древности из пыльцы крокусов делали краску. Отсюда и второе, более распространенное название для этого маленького чуда – «шафран», от арабского «sepheran», что означает «жёлтый». Точнее говоря, шафраном лучше называть рыльца крокусов.
7. Легенд о крокусе – море. Они прослеживаются и в истории Азии, Ближнего Востока, и в истории Древней Греции. Так, согласно древнегреческой легенде, возникновение крокусов произошло следующим печальным образом. Юноша по имени Крок упражнялся с вестником Олимпийских богов Гермесом в метании диска. Во время соревнования диск случайно угодил в Крока, и юноша погиб. А капли крови Крока превратились в поле красивых цветов… Это всего лишь одна из многочисленных вариаций легенды.
8. Сегодня у Кати - День Рождения. И полянка крокусов пришлась очень кстати как подарок.
9. Есть ещё интересная легенда об одном из завоевательных походов Македонского. Одним вечером великий полководец разбил лагерь посреди поля закрытых крокусов. А утром все воины проснулись окрашенными в жёлтый цвет (слабо верится, мы сами валялись в таких полях – и не окрашивались). Александр подумал, что это колдовство персов – и решил отступать. А позже он понял силу цветка (видимо, с наркотическим уклоном) – и даже стал заставлять воинов кушать пищу с шафраном и принимать ванные с добавлением чудотворного зелья…
10. А на греческом острове Санторини даже было такое место, как Святилище Крокусов. Цветы играли огромную роль в жизни людей: от рождения до смерти. Найденные на Санторини росписи в основном посвящались теме срывания крокусов: они наделялись особой святостью, в них видели воплощение божеств.
11. В качестве пряности у крокуса идут в ход ярко-оранжевые рыльца. Рыльца цветков содержат эфирное масло и красящие вещества - крокин, шафранин (хорошо не «крокаин»). Крокин, растворяясь в воде, придает ей желтый, а шафранин - красный цвет.
12. Шафран, вообще говоря, одна из самых дорогих пряностей в мире. И самых сильных: всего пары грамм достаточно, чтобы окрасить воду в яркий оранжевый цвет.
13. Видимо, в качестве пряностей и специй к еде крокус также используют в основном из-за цвета (ну про аромат тоже не забываем) – он делает пищу более насыщенной и живой по цвету.
14. Легенды – это прекрасно, так же как и валяться среди поля цветов. Но нам пора вставать и двигаться дальше. Мысль о том, чтобы разбить здесь лагерь и встать ещё на денёк отбрасываем: впереди ещё много всего интересного! Надо преодолеть это препятствие и идти вперед.
15. Но перед этим ещё чуть-чуть расслабиться на поле с крокусами...
16. Поле крокусов стало для нас настоящим подарком! Когда смотришь, как раскрываются лепестки крокусов, то в душе возникает какое-то особое чувство. Чувство это сравнимо с тем, когда выходишь первый раз на Байкальский лёд или видишь туманный рассвет на Демерджи в Крыму зимой…
17. Так что ещё одна мечта исполнилась – увидеть крокусы… Теперь они будут ещё долго сниться.
18
19
20
21
22
23. Шешулим медленным шагом на горку Шешул. На небе появляются тучи после обеда: большие весенние барашки. Сегодня мы хотим залезть на Петрос и подойти поближе к Говерле. Планы осуществляются: не торопясь, но верным шагом забрались на Петрос, по пути останавливаясь на чудесных полянах.
24. Идём через лес: журчат ручейки, тают снежники. Везде – целые поля крокусов, склоны порой окрашиваются в фиолетовый цвет из-за них. Очень тяжелый и трудный день: столько полянок крокусов, что на каждой хочется присесть передохнуть. Такое количество препятствий редко встретишь даже в горной шестёрке!
25. Поднялись уже значительно выше. Отсюда видны полонины, и карпатские леса...
26. Свет, заслоненный набежавшими тучами, красиво освещает старые покинутые пастухами дома.
27. На Петросе – несколько групп туристов. И старая полуразрушенная часовня. Лесенка, на которой хорошо посидеть и посмотреть на проплывающие мирно облака.
28. А впереди – наша цель, Говерла. Кажется, до неё рукой подать. Но всё-таки далековато, за сегодня её взять точно не успеем.
29. Спускаемся вниз. Жалко спускаться – только недавно пыхтели, поднимались на Петрос, а теперь по крутой тропе – вниз. На склоне – снежник. Снег засыпается в ботинки, нужно одевать «фонарики» или бахилы, иначе рискуем получить лужу в ботинке.
30. Проходим живописную перемычку между Петросом и Черногорским хребтом. Вся дорога залита водой: по ней журчит ручеёк-река. В лесу пока ещё снег – утоптанный и утрамбованный, не проваливаешься в него. Заходишь в лес – и веет прохладой, и запахами еловых веток, талого снега.
31. Так по снегу мы скоро дошли до экопункта «Перемычка». Так называется пункт сбора «пожертвований» в пользу лесников Карпат. Здесь есть старый и новый домики. Старый был уже занят, а в новый ещё никто кроме нас не рискнул зайти. Ну как же – поспать в тепле-то хочется, а стоянок для палаток вокруг не видно. Зашли в новый домик. Внутри на втором этаже – «отсеки», спальные места. Внизу, на первом этаже – стенды о Карпатах и столы. Довольно уютно. Летом предприимчивые хозяева домика сдают его туристам за плату. Сейчас же – нам халява. Тем более что Катя что-то у нас приболела и надо её лечить. А ещё у неё сегодня день рождения. Отмечаем тортиком и вкусным ужином. Ксати, Катя очень хорошо играет на флейте. Так что мы ещё и праздничный концерт послушали с удовольствием ;)
А ещё к нам скромно подошли поляки. Они что-то мялись около домика с полчаса, не решались к нам подойти. Спросили, можно ли «где-то неподалеку заночевать». Ну мы их и пригласили «в свой домик», объяснив, что хозяева – не мы. Поляки обрадовались – и большой толпой потекли в дом. Вечером они уселись вокруг костра и пели песни под гитару. Надо сказать, польские песенки весьма смешные… Так мы под них и заснули.
2 мая
32. Проснулись очень рано, хотели встретить первые лучи повыше, чем перемычка. Здесь – глухое место, для фотографов почти бесполезное. Чуть повыше – и уже красивый вид на холмы и горы, на заветный Мармаросский хребет на горизонте.
33. На высшую точку Укарины – Говерлу – забрались очень быстро. Гора как-то не впечатлила, может, просто не заметили, как залезли: пупырь, поднимающийся над всем Черногорским хребтом. Впереди виден весь наш маршрут. Предстоит ещё длинный путь вверх-вниз по горкам хребта. Уже становится опять очень жарко, солнце печёт как в летний день перед грозой. А оно так и есть: сценарий повторяется. Набегают тучи – сгущается воздух, становясь невыносимо душным. Так, обгорая и жалуясь на солнце, мы дошли до озера Несамовитое. Говорят, летом к нему лучше приходить после обеда, потому что тут бегает злой лесник по прозвищу «Испанский лётчик». А на майские здесь только толпы туристов. Место довольно грязное: чувствуется, что тут всегда встают легионы туристов на ночёвку. В озере – просто несметное число жаб. Они надрывно квакают и прыгают по снегу, видимо, тоже радуясь солнцу и приливу сил по случаю весны. Впрочем, это не помешало Илье искупаться в озере…
34. Пообедали – пошли дальше по горам-двухтысячникам. Тучи стали всё сильнее обкладывать небо, наливаясь свинцом и вот-вот готовые разразится ливнем.
35. Проходим гору Ребра – и начинаем искать место под лагерь. День сегодня получился длинным, нужен заслуженный отдых.
36. Крокусы тоже чувствуют грозу. Хотя островками и светит солнце, они сжимаются и закрываются.
37. А мы сидим и наблюдаем за дождём. Тонкими струями он разливается с тяжёлых туч. Кажется, что дождь скоро наведается и к нам. Сейчас же только пятачок неба над нами не прохудился.
38. По этому случаю мы решили не засиживаться – и сходить на вершину Гутин Томнатик, который мы шутливо прозвали Томатиком. На Томатике ничего вкусного не оказалось, но зато открылся вид на Черногорский хребет.
39. Да и тучи стали постепенно подниматься вверх, исчезать. Внизу видно озеро Бребенескуль, там стоят туристы, довольно много групп. Одна группа тренируется перед завтрашним подъёмом на крутой перевал: учатся зарубаться и подниматься по снежному склону. Наш вид над ними их стал явно напрягать: ведь на вершинах – крутые снежные карнизы.
40. Вечерние краски заката живописно освещают леопардовые весенние горы…
41. Томатик вообще оказался райским местом. И я остался встречать тут закат (отразил фото по горизонтали).
42. А Катя устроила концерт на флейте для туристов у озера Бребенескуль.
43. Так здорово было тогда сидеть на травке, которую поглаживал ветер, слушать флейту и шёпот травы…
44. А тем временем и солнце клонится к горизонту. Правда, в дымке от дневной жары. Но всё равно чарующе красиво.
45. Карпатские горы вообще имеют характерный профиль, который ни с чем не спутаешь. Мягкие линии хребтов, туманы, поднимающиеся из долин. Есть своя музыка у этих гор. День засыпает тем временем, и мы тоже возвращаемся в наши палатки.
3 мая
46. Утро встречает нас безоблачным небом и новыми цветами. Сегодня – как раз тот день, когда нам должны дать пропуска на Мармаросский хребет. Оцениваем свои силы: к вечеру мы уже можем подойти к границе с Румынией, и завтра идти по Мармаросам. А пропусков на руках нет. Встречающиеся туристы говорят, что на границе действительно стоят пограничники, как румынские, так и русские. И проверяют пропуска. Поэтому на партизанские авантоюры мы не решаемся. Зато решаемся на другую авантюру – послать гонцов в село Деловое с Черногорского хребта.
47. По этому случаю мы упихиваем все 5 рюкзаков в 3 – и пускаем Катю и Диму налегке в ответственную миссию добывать нам разрешение. А сами в это время решаем попытаться добежать до румынской границы. Попытавшись поднять «то, что получилось» (а этого слона уже трудно было назвать рюзкаком), начали осознавать, что может посылка гонцов – не самая лучшая идея.
48. Идти было и правда тяжело: опять тот же сценарий с погодой. Жара и назойливое солнце над головой. Солнце не скрывалось, даже когда вокруг шли дожди и гремел гром. Зато красиво подсвечивало весеннюю пожухлую траву.
49. Начали походить к горе Поп-Иван. На подъёме встретили поляков. Те, в ступоре вытаращив глаза на наши рюкзаки, молча проследовали мимо. И правда для них этот суровый и беспощадный русский туризм не понятен: за плечами поляков – рюкзачки по 35 литров…
50. На горе – разрушенная обсерватория «Белый слон». Это бывшая польская астрономическая и метеорологическая обсерватория, которая работала всего лишь с 1938 по 1941 годы. Непогода очень к лицу этому месту. Тучи нависают глубокой синевой, иногда небо взрывается всполохами молний. А мы тревожимся за наших ребят. Уже вечер, они должны были прибежать в Деловое и взять нам пропуска…
О том, получилось это у них или нет, и какие нас ожидали приключения дальше, расскажу в следующей части.
Комментарии