Юрий Афанасьев: «Важно оригинальное мышление, нестандартные подходы и решения»

Говорить с Юрием Афанасьевым легко и просто. Наверное, все, кто общался с ним, отмечают доброжелательность. Он буквально излучает позитивный настрой. Готов делиться профессиональными секретами. Объясняет все подробно, делает паузу и смотрит внимательно, как бы намекая: «Смотри, это легко». Но легкость эта означает не простоту фотографии, а доступность ее возможностей — приходи и бери. Но чтобы это сделать, надо приложить усилия.

image_67

Юрий Афанасьев

Сухощавый, с сильными жилистыми руками, он выглядит скорее скульптором, который много работает с глиной, гипсом, мрамором. Понимаешь, что рекламная фотография это совсем не «легко и просто», а очень даже тяжело. Ощущение тяжелой кропотливой работы явственно ощущается в его студии. Видно, что тщательно вымыт пол, висят после длительного использования скрученные кабели осветительных приборов, фототехника спрятана, на маленьком столике - только одна флешка. Аккуратность и порядок, внимательность к мелочам - в фототехнике, в мыслях, в работе, в жизни. Немаловажные составляющие успеха. Про них Юрий Афанасьев не сказал почти ничего. Может, это и есть главный секрет его успеха?

Почему вы стали заниматься фотографией? Что послужило отправной точкой?

Первую фотографию я сделал в 2,5 года (смеется). Родители дали мне в руки камеру и показали, куда нажимать. Конечно, никакого осознания, что происходит, тогда не было. Мой отец был фотографом. Он делал эмульсию из серебра, которое он добывал из старых серебряных монет и печатал фото детей на тарелочках, которые люди вешали на стены в своем доме. У нас даже была печь. В ней отец выплавлял серебро из монет, чтобы потом превратить его в азотнокислое серебро и сварить фотоэмульсию! Мне все нравилось. Привлекало таинство рождения фотографии. Это ощущение мне удалось сохранить на всю жизнь. Сейчас я занимаюсь любимым делом, оно приносит мне удовлетворение, и к тому же я получаю за это материальное вознаграждение. Что еще можно пожелать?.. Других вариантов профессиональной карьеры у меня не было, и мысли о чем-то другом никогда не возникало.

Испытываете ностальгию по аналоговым технологиям?

Нисколько. Вообще считаю, что пленочные технологии останутся только в области арт-фотографии. Для широкого применения пленка умерла. И я об этом нисколько не жалею. В свое время все делал своими руками: готовил химические реактивы, таскал тяжеленную технику на плечах и проч. Пожалуй, с меня довольно!.. По качеству цифровые изображения превосходят пленочные: отсутствие зерна, фотоширота. Еще в 1999 году на фотовыставке я показывал посетителям два фотоотпечатка и предлагал определить технологию, с помощью которой был сделан каждый их них. Почти все указывали на цифровую фотку и уверяли меня, что это пленка. Поэтому ничего мне не говорите про мифическую энергетику пленки... (опять смеется).

Сейчас, наверное, сложно отделить аналоговые технологии от цифровых, поскольку пленка, как правило, все равно переводится в цифровое представление, сканируется и затем обрабатывается на компьютере.

Более того, при сканировании, благодаря пленке мы далеко уходим от реальности. Поскольку в процессе оцифровки играет роль не только мастерство цветокорректора, но и точность калибровки монитора, и уровень сканера, на котором происходит оцифровка. Если оставаться до конца последовательным в следовании аналоговым технологиям, то с пленки можно только печатать на фотоувеличителе. С другой стороны, RAW-формат представляет собой необработанное изображение, по сути ту же самую пленку, но только в цифровом виде и с большим количеством исходных данных. От того, как вы «приготовите» сырой RAW, зависит, как будет выглядеть ваше конечное изображение.

Вы самостоятельно обрабатываете фотографии или поручаете специалисту?
Раньше я работал с цветокорректором, но часто на свои просьбы слышал от него категоричные заявления: «Это нельзя сделать. Это невозможно получить». Наконец, мое терпение лопнуло, я купил компьютер и стал обрабатывать изображения самостоятельно. Поначалу, естественно, все происходило медленно, поскольку навыков не было. Результаты устраивали не всегда, но со временем все наладилось. Сейчас все делаю сам.

Какова роль компании Sony в технологических изменениях?

Весьма значительная. Поймите, в области фототехники ничего не менялось на протяжении десятилетий. И вдруг в 2007 году на профессиональном фотографическом рынке появляется компания из сектора потребительской электроники и начинает предлагать новые решения. Не все оказались удачными, но они хорошенько встряхнули рынок. Компания Sony принесла инновации, она дала фотографам новые возможности, которых не было и нет до сих пор у традиционных фотографических брендов.

Но почему многие фотографы не переходят на новую технику, например, Sony, а остаются приверженцами традиционных фотобрендов?

Потому что «этот бренд» дал профессиональным фотографам успех. Нет смысла искать здесь логику — одни эмоции и работа подсознания. Идут годы, а позиция не меняется, они слепо верят. И только когда я начинаю рассказывать о выдающихся характеристиках техники Sony, демонстрирую очевидные преимущества, у них просыпается интерес, начинает проскакивать искорка сомнения, а может, стоит попробовать!?

Какие фигуры в области визуальных искусств являются для вас знаковыми?

Прежде всего, Ансел Адамс. Когда я впервые увидел его альбом, мне сразу понравился его стиль, который я взял для себя за ориентир.

Что такое «хорошая фотография» в вашем понимании?

Фотография, которая сделана просто. Сейчас наблюдается переизбыток фотоизображений. И если в интернете фотоснимок останавливает вас, то он — хороший. Также хорошая фотография должна выдерживать увеличение - уменьшение. Иными словами, оставаться привлекательной в любом формате.

У вас были неудачи в работе?

Поскольку я занимаюсь рекламной фотографией, то основной оценкой результата моего труда является финансовая составляющая — оплата. Признаюсь, что ни разу не было случая, чтобы мне не заплатили, из-за того что я сделал что-то не так. Если говорить про косяки, то да, случалось... Однажды поехал на Венецианский фестиваль и забыл взять зарядное устройство к камере. В продаже его не оказалось. В результате съемку пришлось доделывать на мыльницу и мобильный телефон. Тем не мене слайд-шоу получилось, и заказчик одобрил его.

Какая у вас мечта, профессиональная цель?

Чтобы работа приносила удовольствие и позволяла путешествовать. Пожалуй, это самое важное для меня. А в целом мечты постоянно меняются. Осенью 2015 года мне удалось побывать на Канарских островах. Место потрясающее! Однако когда я вернулся домой, захотел, чтобы следующее путешествие стало таким же необычным.

Можете сравнить отечественных фотографов и зарубежных?

Наши зарубежные коллеги имеют больше возможностей. Напротив, нам сложнее превратить творческие идеи в конкретный результат. Кроме того, там фотографические отношения востребованы и урегулированы. Самой продвинутой в этом отношении страной являются Соединенные Штаты.

Как начинающему фотографу добиться успеха?

Сейчас многие считают, что фотография простой и легкий способ зарабатывания денег. Действительно, легкость съемки обеспечивают мобильные устройства, но это ровным счетом ничего не значит. Фотография стала доступна для большего количества людей, скорость адаптации к ней выше — это хорошо. Однако после покупки фотокамеры, путь новичка в профессии только начинается. Основа успеха - оригинальное мышление, нестандартные подходы и решения. Также важно воплотить в снимке историю, создать в рекламной фотографии образ, который будет поддерживать слоган, реализовать визуальное представление вербальной информации. Вообще в сложной рекламной фотосъемке самое трудоемкое и дорогое - провести подготовку. А вот нажатие на спуск стоит дешево. Я даже готов дарить этот момент заказчику (смеется).

Насколько велико участие заказчика в конечном изображении?

Думаю, так нельзя ставить вопрос. В работе рекламного фотографа важно, чтобы результат удовлетворял заказчика. А степень участия может быть различной, от 20 до 80 процентов. Если заниматься самореализацией и самоутверждением, работу могут попросту не принять. Лично я всегда очень тщательно выслушиваю требования заказчика. Иногда они даже бывают невыполнимы. Для этого существует диалог, обсуждение — которое, в конце концов, сближает заказчика и фотографа.

Больше работ Юрия Афанасьева  вы можете увидеть здесь: Вконтакте >>, веб-сайт >>, профиль на 500px >>, Livejournal >>, канал на YouTube >>

Источник: SonyAlphaPro

Микко Таккунен – Гонконг

Микко Таккунен – Гонконг

Блогвчера
2020-2021 годы были странным периодом для Гонконга. Это было последствием массовых демонстраций, ста...
Я | ФОТОГРАФ. Михаил Докудовский

Я | ФОТОГРАФ. Михаил Докудовский

Блог8 лет назад
Представляем вам подборку черно-белых портретов Михаила Докудовского. Не отвлекаясь на цвет, Михаил ...
Булат Окуджава

Булат Окуджава

Блог8 лет назад
А ведь Булат Шалвович просил... Нет, не просил, конечно. Он пел в форме нежного повеления о то...
Эрик Огден: скрытое присутствие

Эрик Огден: скрытое присутствие

Блог10 дн. назад
Фотограф из Мичигана Эрик Огден черпает вдохновение в пейзажах и жителях своего родного Среднего Зап...
Как превратить плёночную камеру в цифровую

Как превратить плёночную камеру в цифровую

Блог3 года назад
Видеоблогер [befinitiv] опубликовал на своём YouTube-канале видео, в котором показал, как ему удалос...
Эрин Грабовски: о жизни среди тьмы

Эрин Грабовски: о жизни среди тьмы

Блог2 дн. назад
«Я бы определенно назвала “фотошоп” тем местом, где я больше всего напрягаю свои творческие мускулы,...
Фотограф и модель побили мировой рекорд Гиннесса по глубине подводной фотосессии

Фотограф и модель побили мировой рекорд Гиннесса по глубине подводной фотосессии

Блог1 год назад
То, что началось как шутка о том, как безопасно проводить фотосессию во время ограничений COVID-19, ...
Габриэле Кроппи: метафизика городского пейзажа

Габриэле Кроппи: метафизика городского пейзажа

Блог12 дн. назад
Спокойными и могущественными кажутся мегаполисы, свободные от суеты и постоянного шума. Работы Габри...
Фотоархив: ушедшая Бразилия на фотографиях Женевьевы Нейлор, 1940-1943 гг

Фотоархив: ушедшая Бразилия на фотографиях Женевьевы Нейлор, 1940-1943 гг

Блог1 год назад
Женевьев Нейлор, фотожурналист, ранее работавшая на Associated Press и WPA, была направлена в Бразил...
Меган Доэрти: под кайфом от меланхолии

Меган Доэрти: под кайфом от меланхолии

Блог2 дн. назад
Подростковые годы часто отмечены фантазиями: мечтами о будущем и о той жизни, которой ты мог бы жить...
Три эпохи фотографии: пластина, плёнка, «цифра»

Три эпохи фотографии: пластина, плёнка, «цифра»

Блог2 года назад
После изобретения в начале 1800-х годов фотография и фотокамеры прошли долгий путь развития. Громозд...
Невероятные фотографии Рэя Коллинза передают величественную красоту и силу волн

Невероятные фотографии Рэя Коллинза передают величественную красоту и силу волн

Блог2 года назад
Почти десять лет австралийский фотограф Рэй Коллинз посвятил свое ремесло документированию океана. С...
Антти Карппинен: создание образа бренда с помощью ИИ

Антти Карппинен: создание образа бренда с помощью ИИ

Блог1 год назад
У меня была возможность поработать над действительно интересным проектом для Savon Ammattiopisto под...
Кто не спрятался - я не виноват!

Кто не спрятался - я не виноват!

Блог8 лет назад
У вас есть шесть секунд: как я уже сказал, виноват не буду...
Лесфильм: пик сезона

Лесфильм: пик сезона

Блог8 лет назад
Пошел уже пятый месяц, как я живу на Камбальном озере. Около трех месяцев в Южно-Камчатском заказник...
Юрий Афанасьев: «Важно оригинальное мышление, нестандартные подходы и решения»
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить