Высоко сижу, далеко гляжу, или как фотографировать с высокой мачты на парусном судне

В 2008 году мне удалось подписать у Президента РФ Дмитрия Медведева письмо, что кругосветное путешествие в память о первой кругосветке Крузенштерна и Лисянского следует проводить на определенном паруснике, а именно, барке «Седов». Кругосветное путешествие, завершающее проект «По следам великих русских путешественников», заняло больше года (2012-2013). Для парусника оно стало первым в его жизни.

Автор: Леонид Круглов

1

«Вид на палубу 118-метрового барка с высоты антенно-рея. Высота 22-этажного дома!», Тихий океан, 2013 . 

Мы поднялись сюда вместе с одним из матросов (это он в кадре), которому нужно было поменять сигнальную лампу. В одиночку сюда не разрешают подниматься никому.

Четырехмачтовый барк «Седов» является самым крупным парусником в мире традиционной постройки и второй по величине после 5-мачтового Royal Clipper. Построен в Киле, Германия, в 1921 году. Сначала ему дали название «Magdalene Vinnen II», потом изменили на «Kommodore Johnsen». В 1945 году, в соответствии с решением Потсдамской конференции, судно было передано Советскому Союзу, и его переименовали в честь русского исследователя Георгия Седова.

«Седов» является учебным судном. Экипаж состоит из основной команды (около 50 человек) и курсантского состава (около 120). Для молодых ребят подобное путешествие – событие, которое они запомнят всю жизнь. Они станут капитанами или офицерами, но путешествие под парусами останется в памяти навсегда.

Наряду с курсантами я поднимался на мачты, а потом, освоившись, стал фотографировать с высоких точек. Не стоит полагать, что мало кто из фотографов сможет повторить мой опыт. На «Седов» может попасть любой желающий. Конечно, в качестве туриста. И вдруг этот фотограф не испугается и поднимается на мачту с камерой! Поэтому я считаю необходимым поделиться своим опытом.

Всего на «Седове» четыре мачты: фок-мачта, 1-ая грот, 2-ая грот и бизань. Фок - самая интересная. Я поднимался на все, кроме бизань-мачты. Самая лучшая для фотосъемки это фок-мачта, расположенная первой на палубе. Полная высота от киля до клотика составляет 63,5 м. Фактически это высота 22-этажного дома.

У многих ребят, впервые совершающих подъем на мачту, происходит огромный выплеск адреналина. А у кого-то страх... На мачте есть две промежуточные площадки с романтическим названием – марсовая площадка. Первая марсовая площадка находится примерно на высоте 3-этажного дома. Залезть на нее может практически любой человек в нормальной физической форме. Здесь можно сделать передышку. А вот чтобы попасть на вторую марсовую площадку, уже нужно совершить небольшой подвиг.

2

«Первые восхождения на мачту во время пересечения Атлантического океана», 2012

Дело в том, что примерно на высоте 40 м веревочная лестница сужается, а затем заканчивается. Необходимо перешагнуть на соседнюю лестницу, подвешенную на расстоянии полутора метров, для чего нужно сделать шаг над бездной на высоте 10-этажного дома. Одну руку отпустить, а второй схватиться за соседнюю лестницу. Очень непростой шаг.

Сначала тренировка идет на первой марсовой площадке. Лестница сделана таким образом, что получается горка: по одной стороне залезаешь, по другой спускаешься. Курсантов гоняют по этой горке в течение суток-двух-трех. Даже первый подъем вызывает бурю эмоций или... панику. Кто-то просто прилипает: цепляется за ванты, и его невозможно оторвать. Мой первый подъем на мачту был примерно таким же. Дико страшно и одновременно дико интересно.

Хорошо, ты преодолел себя и залез на первую марсовую площадку. Оттуда видно вторую. А еще я видел, как ребята на ней снимали фотографии на мобильные телефоны. И я понимаю: хочу быть там, чтобы сделать фотографии уже профессиональной аппаратурой. А решиться очень трудно, тем более что, когда ты лезешь вверх, пути назад уже нет. Когда объявляется парусный аврал, все бегут наверх, и ты не можешь повиснуть на вантах и всем перекрыть дорогу. Таким образом, ты должен дойти до верха, до второй марсовой площадки. И на эту 10-этажную высоту должен забежать, цепляясь руками и ногами за веревки.

Вторая марсовая площадка еще не все. За ней идут последние 15 м, и нужно подняться на т.н. антенно-рею, самое последнее перекрестие на мачте, где закреплены радио- и телевизионные антенны. Как раз оттуда я сделал один из самых удачных кадров.

Чтобы подняться на мачту для проведения фотосъемки, сначала нужно подойти к дежурному на мостике и поставить его в известность. Куда ты отправляешься, сколько времени планируешь там пробыть. Кстати, можно и не получить разрешение. Если проявишь самодеятельность и заберешься на мачту без разрешения, то могут и с судна снять.

3

«Шторм во время обхода мыса Горн. Съемка с бушприта», 2012

Любой человек, оказавшийся в морском путешествии, подвержен морской болезни. Она, как насморк, требует времени, чтобы переболеть. А вот на мачте к палубной амплитуде добавляется вторая, мачтовая. Голова кружится, тошнит, руки судорожно сжимают любые части, сердце бешено бьется, а в голове звучит одна мысль - «А ведь ты же собирался фотографировать!». 

Первые кадры, которые я сделал с мачты, были хаотичными. Я выхватывал из-за пазухи фотоаппарат, щелкал и убирал обратно. Чтобы освоиться, мне потребовалось несколько месяцев (!), пришлось более сотни раз (!) подняться и спуститься. И только с таким опытом я смог находиться на мачте в течение нескольких часов, и даже в шторм.

Обычно я брал две камеры. Одной снимал, другая лежала за пазухой. На ноги надевал альпинистские кроссовки с прорезиненной подошвой. На руки - перчатки с обрезанными пальцами. Нельзя забывать, что канаты бывают со стальной проволокой. Также следует помнить, что на мачтах наверху есть места, где приходится буквально протискиваться в щели между канатами, поэтому все лишнее с тебя сорвет. На поясе - страховка. Я цеплялся «обезьяним хвостом» и освобождал обе руки. Так я менял карты памяти и аккумуляторы. Объективы не менял. Смысла в этом не вижу. Две камеры вполне достаточно. Конечно, можно поменять, но брызги обязательно попадут на матрицу в этом случае. А так технически это, конечно, возможно.

4

«Возвращение». С.-Петербург, 2013. 

Кругосветное путешествие барка «Седов» завершилось спустя 13 месяцев. Он вернулся в С.-Петербург, к набережной Лейтенанта Шмидта. Этот кадр невозможно повторить, поскольку из-за строительства вантового моста через Неву высотой 52 м (главное искусственное сооружение Западного скоростного диаметра), под ним (мостом) не могут проходить парусники «Седов» и «Крузенштерн».

Связь с палубой поддерживал с помощью рации. Было несколько случаев, когда я забывал рацию, и тогда капитан в рупор сообщал мне, что пора возвращаться. Если набраться опыта и смелости, то можно выйти на мачту и встать на парус, когда он надут. Да, если он в таком состоянии, то на нем можно стоять! Однако в этом случае нужно, чтобы рядом находился матрос. На всякий случай.

Несколько раз я поднимался наверх в ночное время суток. Особо интересных кадров не сделал. Ночью освещается только палуба. Там, где расположена антенно-рея, нет возможности пристегнуться — просто не к чему, да и сама антенно-рея толщиной всего с... палец. Фактически это два стальных прута. Фотографировать оттуда — задача не для слабонервных. Очень страшно, стремно, возникает ощущение колоссального риска. Жизнь проматывается перед глазами, как кинопленка. Одновременно испытываешь невероятную эйфорию. После такой съемки спускаешься на палубу, как на землю.

Как я поступил? Примотал себя страховкой к антенно-рее. Так и фотографировал. Именно с этой точки я сделал один из самых удачных кадров. В одном кадре умещается весь парусник длиной в 118 метров, и такое ощущение, что под тобой маленькая лодочка.

Тихий океан – огромное пространство воды, казалось бы, бесконечное, но когда пересекаешь его на паруснике, убеждаешься, что он не такой уж и большой. Как будто рядом, ты видишь корабль, идущий на расстоянии 10-12 километров. А когда он удаляется на большее расстояние, начинает исчезать прямо у тебя на глазах за кромкой горизонта. Видно, как планета закругляется на расстоянии всего 14 километров.

Источник: https://www.sony.ru/alphapro/articles/vysoko-sizhu-daleko-glyazhu-ili-kak-fotografirovati-s-vysokoj-machty-na-parusnom-sudne
Булат Окуджава

Булат Окуджава

Блог3 года назад
А ведь Булат Шалвович просил... Нет, не просил, конечно. Он пел в форме нежного повеления о то...
Большое путешествие по Киргизии. Часть 3: за мечтой

Большое путешествие по Киргизии. Часть 3: за мечтой

Блог1 год назад
После города первые дни так непривычно чувствовать себя в этом мире! Здесь свежий воздух, ветер в ли...
Я | ФОТОГРАФ. Кристина Короткова

Я | ФОТОГРАФ. Кристина Короткова

Блог4 года назад
Кристина Короткова — фотограф, руководитель фотостудии и фотошколы «Фокус», преподаватель, автор мно...
Тонкие струны Байкала или 400 км на коньках! Часть 1: Бугульдейка-Ольтрек

Тонкие струны Байкала или 400 км на коньках! Часть 1: Бугульдейка-Ольтрек

Блог1 год назад
Всё началось с мечты. Мечты увидеть чистейший лёд Байкала, прикоснуться к святыне Сибири, почувствов...
Я | ФОТОГРАФ. Эдуард Кутыгин

Я | ФОТОГРАФ. Эдуард Кутыгин

Блог4 года назад
Прощаемся с зимой и ее удивительными красками — предлагаем вам полюбоваться фантастическими снимками...
Иллюстрированный рассказ о путешествии на остров Пасхи

Иллюстрированный рассказ о путешествии на остров Пасхи

Блог2 года назад
Дорогие мои друзья! В декабре 2016 моя фоторабота одержала победу в начале в национальном этапе, а з...
Кенозеро

Кенозеро

Блог1 год назад
Июнь. Разноцветье трав ковром покрыло землю русского Севера. Где-то в священной роще у деревянной ча...
Самапятая: открытие рыболовного сезона

Самапятая: открытие рыболовного сезона

Блог4 года назад
До позавчерашнего дня я думал, что Самапятая будет дожидаться, когда лосось зайдет на нерест в Камба...
Ильинская сопка

Ильинская сопка

Блог4 года назад
В водах Курильского озера отражаются пять вулканов. Вулкан Ильинская сопка - самое заметное украшени...
Три истории о Кологривском Крае. История вторая. Заповедник, которого могло не быть...

Три истории о Кологривском Крае. История вторая. Заповедник, которого могло не б...

Блог4 года назад
Продолжим наше путешествие по Кологривскому краю. Итак, я остался в избушке, с печкой и свечкой, да ...
Большое путешествие по Киргизии. Часть 2: на крыльях

Большое путешествие по Киргизии. Часть 2: на крыльях

Блог1 год назад
Сегодня мы снова отправимся за облака, посмотрим на озеро Алакёль с высоты птичьего полёта.
ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ. Лофотенские острова

ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ. Лофотенские острова

Блог4 года назад
«Есть на Земле места, которые не отпускают. Деревенька Рейне на Лофотенских островах — это одно из т...
Неестественное естество

Неестественное естество

Блог1 год назад
«А я принципиально не пользуюсь Фотошопом и предпочитаю экологически чистые фотопродукты!» – гордо и...
Тонкие струны Байкала или 400 км на коньках! Часть 3: Хобой - МРС

Тонкие струны Байкала или 400 км на коньках! Часть 3: Хобой - МРС

Блог1 год назад
Сегодня - о Северном Сиянии, Камчатке на Байкале, о юных путешественниках и быстрых конькобежцах. А ...
Мое большое путешествие

Мое большое путешествие

Блог1 год назад
Я называю себя фотографом-путешественником. Почему? Мой интерес к фотографии был заложен в детстве. ...
Высоко сижу, далеко гляжу, или как фотографировать с высокой мачты на парусном судне
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить