Высоко сижу, далеко гляжу, или как фотографировать с высокой мачты на парусном судне

В 2008 году мне удалось подписать у Президента РФ Дмитрия Медведева письмо, что кругосветное путешествие в память о первой кругосветке Крузенштерна и Лисянского следует проводить на определенном паруснике, а именно, барке «Седов». Кругосветное путешествие, завершающее проект «По следам великих русских путешественников», заняло больше года (2012-2013). Для парусника оно стало первым в его жизни.

Автор: Леонид Круглов

1

«Вид на палубу 118-метрового барка с высоты антенно-рея. Высота 22-этажного дома!», Тихий океан, 2013 . 

Мы поднялись сюда вместе с одним из матросов (это он в кадре), которому нужно было поменять сигнальную лампу. В одиночку сюда не разрешают подниматься никому.

Четырехмачтовый барк «Седов» является самым крупным парусником в мире традиционной постройки и второй по величине после 5-мачтового Royal Clipper. Построен в Киле, Германия, в 1921 году. Сначала ему дали название «Magdalene Vinnen II», потом изменили на «Kommodore Johnsen». В 1945 году, в соответствии с решением Потсдамской конференции, судно было передано Советскому Союзу, и его переименовали в честь русского исследователя Георгия Седова.

«Седов» является учебным судном. Экипаж состоит из основной команды (около 50 человек) и курсантского состава (около 120). Для молодых ребят подобное путешествие – событие, которое они запомнят всю жизнь. Они станут капитанами или офицерами, но путешествие под парусами останется в памяти навсегда.

Наряду с курсантами я поднимался на мачты, а потом, освоившись, стал фотографировать с высоких точек. Не стоит полагать, что мало кто из фотографов сможет повторить мой опыт. На «Седов» может попасть любой желающий. Конечно, в качестве туриста. И вдруг этот фотограф не испугается и поднимается на мачту с камерой! Поэтому я считаю необходимым поделиться своим опытом.

Всего на «Седове» четыре мачты: фок-мачта, 1-ая грот, 2-ая грот и бизань. Фок - самая интересная. Я поднимался на все, кроме бизань-мачты. Самая лучшая для фотосъемки это фок-мачта, расположенная первой на палубе. Полная высота от киля до клотика составляет 63,5 м. Фактически это высота 22-этажного дома.

У многих ребят, впервые совершающих подъем на мачту, происходит огромный выплеск адреналина. А у кого-то страх... На мачте есть две промежуточные площадки с романтическим названием – марсовая площадка. Первая марсовая площадка находится примерно на высоте 3-этажного дома. Залезть на нее может практически любой человек в нормальной физической форме. Здесь можно сделать передышку. А вот чтобы попасть на вторую марсовую площадку, уже нужно совершить небольшой подвиг.

2

«Первые восхождения на мачту во время пересечения Атлантического океана», 2012

Дело в том, что примерно на высоте 40 м веревочная лестница сужается, а затем заканчивается. Необходимо перешагнуть на соседнюю лестницу, подвешенную на расстоянии полутора метров, для чего нужно сделать шаг над бездной на высоте 10-этажного дома. Одну руку отпустить, а второй схватиться за соседнюю лестницу. Очень непростой шаг.

Сначала тренировка идет на первой марсовой площадке. Лестница сделана таким образом, что получается горка: по одной стороне залезаешь, по другой спускаешься. Курсантов гоняют по этой горке в течение суток-двух-трех. Даже первый подъем вызывает бурю эмоций или... панику. Кто-то просто прилипает: цепляется за ванты, и его невозможно оторвать. Мой первый подъем на мачту был примерно таким же. Дико страшно и одновременно дико интересно.

Хорошо, ты преодолел себя и залез на первую марсовую площадку. Оттуда видно вторую. А еще я видел, как ребята на ней снимали фотографии на мобильные телефоны. И я понимаю: хочу быть там, чтобы сделать фотографии уже профессиональной аппаратурой. А решиться очень трудно, тем более что, когда ты лезешь вверх, пути назад уже нет. Когда объявляется парусный аврал, все бегут наверх, и ты не можешь повиснуть на вантах и всем перекрыть дорогу. Таким образом, ты должен дойти до верха, до второй марсовой площадки. И на эту 10-этажную высоту должен забежать, цепляясь руками и ногами за веревки.

Вторая марсовая площадка еще не все. За ней идут последние 15 м, и нужно подняться на т.н. антенно-рею, самое последнее перекрестие на мачте, где закреплены радио- и телевизионные антенны. Как раз оттуда я сделал один из самых удачных кадров.

Чтобы подняться на мачту для проведения фотосъемки, сначала нужно подойти к дежурному на мостике и поставить его в известность. Куда ты отправляешься, сколько времени планируешь там пробыть. Кстати, можно и не получить разрешение. Если проявишь самодеятельность и заберешься на мачту без разрешения, то могут и с судна снять.

3

«Шторм во время обхода мыса Горн. Съемка с бушприта», 2012

Любой человек, оказавшийся в морском путешествии, подвержен морской болезни. Она, как насморк, требует времени, чтобы переболеть. А вот на мачте к палубной амплитуде добавляется вторая, мачтовая. Голова кружится, тошнит, руки судорожно сжимают любые части, сердце бешено бьется, а в голове звучит одна мысль - «А ведь ты же собирался фотографировать!». 

Первые кадры, которые я сделал с мачты, были хаотичными. Я выхватывал из-за пазухи фотоаппарат, щелкал и убирал обратно. Чтобы освоиться, мне потребовалось несколько месяцев (!), пришлось более сотни раз (!) подняться и спуститься. И только с таким опытом я смог находиться на мачте в течение нескольких часов, и даже в шторм.

Обычно я брал две камеры. Одной снимал, другая лежала за пазухой. На ноги надевал альпинистские кроссовки с прорезиненной подошвой. На руки - перчатки с обрезанными пальцами. Нельзя забывать, что канаты бывают со стальной проволокой. Также следует помнить, что на мачтах наверху есть места, где приходится буквально протискиваться в щели между канатами, поэтому все лишнее с тебя сорвет. На поясе - страховка. Я цеплялся «обезьяним хвостом» и освобождал обе руки. Так я менял карты памяти и аккумуляторы. Объективы не менял. Смысла в этом не вижу. Две камеры вполне достаточно. Конечно, можно поменять, но брызги обязательно попадут на матрицу в этом случае. А так технически это, конечно, возможно.

4

«Возвращение». С.-Петербург, 2013. 

Кругосветное путешествие барка «Седов» завершилось спустя 13 месяцев. Он вернулся в С.-Петербург, к набережной Лейтенанта Шмидта. Этот кадр невозможно повторить, поскольку из-за строительства вантового моста через Неву высотой 52 м (главное искусственное сооружение Западного скоростного диаметра), под ним (мостом) не могут проходить парусники «Седов» и «Крузенштерн».

Связь с палубой поддерживал с помощью рации. Было несколько случаев, когда я забывал рацию, и тогда капитан в рупор сообщал мне, что пора возвращаться. Если набраться опыта и смелости, то можно выйти на мачту и встать на парус, когда он надут. Да, если он в таком состоянии, то на нем можно стоять! Однако в этом случае нужно, чтобы рядом находился матрос. На всякий случай.

Несколько раз я поднимался наверх в ночное время суток. Особо интересных кадров не сделал. Ночью освещается только палуба. Там, где расположена антенно-рея, нет возможности пристегнуться — просто не к чему, да и сама антенно-рея толщиной всего с... палец. Фактически это два стальных прута. Фотографировать оттуда — задача не для слабонервных. Очень страшно, стремно, возникает ощущение колоссального риска. Жизнь проматывается перед глазами, как кинопленка. Одновременно испытываешь невероятную эйфорию. После такой съемки спускаешься на палубу, как на землю.

Как я поступил? Примотал себя страховкой к антенно-рее. Так и фотографировал. Именно с этой точки я сделал один из самых удачных кадров. В одном кадре умещается весь парусник длиной в 118 метров, и такое ощущение, что под тобой маленькая лодочка.

Тихий океан – огромное пространство воды, казалось бы, бесконечное, но когда пересекаешь его на паруснике, убеждаешься, что он не такой уж и большой. Как будто рядом, ты видишь корабль, идущий на расстоянии 10-12 километров. А когда он удаляется на большее расстояние, начинает исчезать прямо у тебя на глазах за кромкой горизонта. Видно, как планета закругляется на расстоянии всего 14 километров.

Источник: https://www.sony.ru/alphapro/articles/vysoko-sizhu-daleko-glyazhu-ili-kak-fotografirovati-s-vysokoj-machty-na-parusnom-sudne
Булат Окуджава

Булат Окуджава

Блог3 года назад
А ведь Булат Шалвович просил... Нет, не просил, конечно. Он пел в форме нежного повеления о то...
Ильинская сопка

Ильинская сопка

Блог4 года назад
В водах Курильского озера отражаются пять вулканов. Вулкан Ильинская сопка - самое заметное украшени...
Иллюстрированный рассказ о путешествии на остров Пасхи

Иллюстрированный рассказ о путешествии на остров Пасхи

Блог3 года назад
Дорогие мои друзья! В декабре 2016 моя фоторабота одержала победу в начале в национальном этапе, а з...
Я | ФОТОГРАФ. Ксения Соварцева

Я | ФОТОГРАФ. Ксения Соварцева

Блог4 года назад
Ксения Соварцева снимает дикую природу во всем ее многообразии. Она ищет необычные сюжеты для обычны...
Вингсьют-пилоты из России установили самый большой национальный рекорд в мире

Вингсьют-пилоты из России установили самый большой национальный рекорд в мире

Блог2 года назад
29 июля на базе аэродрома «Аэроград Коломна» российские вингсьют-пилоты побили действующий рекорд Ев...
Кто не спрятался - я не виноват!

Кто не спрятался - я не виноват!

Блог4 года назад
У вас есть шесть секунд: как я уже сказал, виноват не буду...
Я | ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ

Я | ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ

Блог4 года назад
Сегодня в рубрике головокружительные кадры Алексея Сизова с зимнего фестиваля аэростатов «Яблоки на ...
Как я собирался в поездку на остров крит, или основные принципы сборки фоторюкзака для выездной съемки

Как я собирался в поездку на остров крит, или основные принципы сборки фоторюкза...

Блог1 год назад
В сентябре-октябре 2016 года я совершил поезду на остров Крит. Это был мой отпуск, а не работа. К со...
На Белое море с Александром Семеновым

На Белое море с Александром Семеновым

Блог4 года назад
Компания Nikon и телеканал Моя планета представляют новый головокружительный проект. Десять известны...
Я | ФОТОГРАФ. Михаил Докудовский

Я | ФОТОГРАФ. Михаил Докудовский

Блог4 года назад
Представляем вам подборку черно-белых портретов Михаила Докудовского. Не отвлекаясь на цвет, Михаил ...
Амбассадор Nikon Кирилл Умрихин открывает затерянный мир Командорских островов

Амбассадор Nikon Кирилл Умрихин открывает затерянный мир Командорских островов

Блог1 год назад
Новый фотопроект Кирилла Умрихина, амбассадора Nikon в России, переносит зрителей в малонаселенный и...
Путешествие по Шотландии, в гости к сэру Вальтеру Скотту. Часть 1: Эдинбург

Путешествие по Шотландии, в гости к сэру Вальтеру Скотту. Часть 1: Эдинбург

Блог1 год назад
Столица Шотландии, Эдинбург, приветливо встретила нас весенним солнцем – здесь началась наша большая...
Я | ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ. Дмитрий Евтушик

Я | ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ. Дмитрий Евтушик

Блог4 года назад
Друзья, сегодня в рубрике мы покажем вам удивительные подводные снимки Дмитрия Евтушика. Такая съемк...
Под небом весенней Тосканы

Под небом весенней Тосканы

Блог1 год назад
Легкий ветер переливает волнами мягкую рожь, и она приятно щекочет локти. Где-то вдалеке шустро убег...
Большое путешествие по Киргизии. Часть 5: Сон-Куль

Большое путешествие по Киргизии. Часть 5: Сон-Куль

Блог1 год назад
Наш путь теперь движется от горных пиков вниз, к озеру Иссык-Куль - в город Каракол. Сегодня мы прод...
Высоко сижу, далеко гляжу, или как фотографировать с высокой мачты на парусном судне
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить