Северная Осетия-Алания с Александром Железняком

Компания Nikon и телеканал Моя планета представляют новый головокружительный проект. Десять известных российских фотографов отправляются на поиски самых захватывающих видов России. Александр Железняк — фотограф, амбассадор Nikon в России, главный редактор National Geographic Traveler. Вместе с Александром мы отправимся в Северную Осетию.

 

— Александр, почему вы выбрали Осетию для фильма Nikon о том, как снимать нашу страну?

— Осетия у меня связана с детскими воспоминаниями. Был такой журнал «Советское фото» — однажды я увидел там репортаж из Северной Осетии: черно-белые фотографии, на которых полуразрушенные башни, горы, ущелья… Пять лет назад я ездил на съемки в Дигорское ущелье — и там было очень интересно и красиво. Это фактура, о которой у нас мало знают.

— В рамках поездки нам обязательно нужно снять башни. Почему это важно?

— Каждый фотограф, наверное, хочет снять что-то, что еще не снято никем, что никто другой еще не видел. Но если говорить о природе – уже практически все сфотографировано. В таком случае чем мы можем удивить зрителей? Мы их можем удивить только эмоцией, чувством, взглядом. А что такое башни? Башни – это человеческие следы в природе, которым так много лет, что они уже превратились в продолжения гор, стали частью природы. При этом они несут дух истории, воспоминания о людях, которые здесь когда-то жили. А самое интересное — люди сюда возвращаются! Я надеюсь, у нас получится найти башни, где сейчас живут люди, познакомиться с семьями, которые решили восстановить свои родовые башни. Мне всегда было интересно, как люди сохраняют свою историю, свои корни. И, мне кажется, что сейчас это особенно важно, потому что глобализация стирает особенности места, делает все одинаковым. Осетинские башни, на мой взгляд, — это явление, противоположное глобализации.

 

 

 

 

— Расскажите подробнее о том, как сейчас восстанавливают родовые башни.

— Во время нашей экспедиции мы побывали в Куртатинском ущелье, где семья восстановила башню и пригласила нас посмотреть, как устроен быт, как вот живут и существуют восстановленные башни. В Осетии действительно многие семьи восстанавливают их как память.

— Александр, у Вас огромный опыт фотографа-путешественника. Какие основные принципы пейзажной фотографии?

— В пейзажной фотографии очень важно, чтобы была многоплановость, чтобы картинка была не плоская, а глубокая. Многоплановость достигается в первую очередь цветом и светом. Даже если нет перепадов рельефа, цветовые и световые пятна сделают картинку глубокой. В этом смысле Осетия — просто подарок для пейзажного фотографа. Например, в Куртатинском ущелье, я помню, я сфотографировал образцовый многоплановый пейзаж: по первому плану у нас была река, на втором плане — хребет с башнями, дальше еще несколько хребтов: один, второй, третий, а на самом верху — это Большой Кавказский хребет. Такие картинки, конечно, можно снимать очень долго, потому что свет меняется, ветер, он гонит тучи, появляются лучи солнца. Вообще пейзажная фотография требует много времени. Иногда, чтобы получить хороший кадр, может быть, нужно поставить палатку, и ждать именно такой свет, который позволит сделать не просто кадр, а именно красивую картинку.

— Есть какие-то специальные качества, которые пейзажный фотограф должен в себе развивать?

— В пейзажной фотографии главное не лениться. Нужно с утра подняться на гору и залезть повыше. Для того чтобы снять действительно красивую картинку, нужно залезть совсем высоко.

— В экспедиции в Осетию Вы поставили перед собой задачу снять историю, пообщаться с людьми. Получилось?

— Сделать хороший репортаж — это как приготовить хороший борщ. Там должно быть все — и пейзаж, и люди, и макросъемка. Репортажник должен уметь снимать жанровую жизнь, погружаться в среду, к людям, не бояться зайти к ним в дом. У начинающих фотографов часто такой ступор возникает: как же я зайду в дом, как же я вот начну снимать? Когда я учился фотографии на факультете журналистики МГУ, у нас было такое упражнение: снимать людей, не бояться. Берёшь камеру и прямо в лоб снимаешь, не спрашивая. Раз, раз, раз, и пошёл. Это такая здоровая журналистская наглость. Попробуй взять широкоугольник 16 миллиметров, зайти в семью и начать фотографировать. Это не просто. Когда попадаешь в пространство чужих людей, нужно понимать, что можно, а что — нет, где та граница, которую нельзя перейти. А что касается Осетии, то люди гостеприимные, можно слёту зайти во двор, поздороваться с дедушкой и расположить его к себе, улыбнуться. Вообще улыбка — лучший способ начать разговор.

— В путешествиях вы пользуетесь техникой Nikon. Почему?

— Nikonможет справиться со съёмкой сложных условиях. Nikon можно уронить с горы вон в ту долину, потом найти его там — и он будет работать. Мне кажется, что с его помощью можно забивать гвозди и продолжать фотографировать. Для меня Nikon — как продолжение руки, настолько у него удобная эргономика.

Смотрите программу «Фотоэкспедиция «Россия». В объективе Nikon» с Александром Железняком на телеканале «Моя планета».

  

Жанна Симмонс: гармония с природой

Жанна Симмонс: гармония с природой

Блогвчера
Фотограф Жанна Симмонс пытается передать свою веру в то, что каждый человек имеет неразрывную связь ...
Микико Хара: маленькие мифы большого Токио

Микико Хара: маленькие мифы большого Токио

Блог7 дн. назад
Большинство фотографий Микико Хары запечатлевают мимолетные моменты, которые появляются и исчезают п...
Эрика Тал-Шир: мир фантазий

Эрика Тал-Шир: мир фантазий

Блог6 дн. назад
Эрика Тал-Шир (родилась в 1966 году в Антверпене, Бельгия) - фотограф-портретист, которая живет и ра...
Булат Окуджава

Булат Окуджава

Блог7 лет назад
А ведь Булат Шалвович просил... Нет, не просил, конечно. Он пел в форме нежного повеления о то...
«Сентементалист»: фотопроект Мэтью Долса

«Сентементалист»: фотопроект Мэтью Долса

Блог6 дн. назад
В то время, когда цифровая фотография стремится достичь нового уровня безупречности, фотопроект Мэть...
Вы остаётесь фотографом,  даже если ваши фотографии никому не интересны

Вы остаётесь фотографом, даже если ваши фотографии никому не интересны

Блог1 год назад
Я думаю, все мы оказывались в этой ситуации. После тщательного отбора, редактирования и обдумывания ...
Как превратить плёночную камеру в цифровую

Как превратить плёночную камеру в цифровую

Блог2 года назад
Видеоблогер [befinitiv] опубликовал на своём YouTube-канале видео, в котором показал, как ему удалос...
«Современный парадокс» : фотопроект Джошуа К. Джексона

«Современный парадокс» : фотопроект Джошуа К. Джексона

Блог7 дн. назад
Проживающий и работающий в Лондоне Джошуа К. Джексон - талантливый визуальный рассказчик, чьи работы...
Решающие моменты в цифровом мире: мое путешествие в уличную фотографию, созданную ИИ

Решающие моменты в цифровом мире: мое путешествие в уличную фотографию, созданну...

Блог1 мес. назад
Как уличный фотограф, я всегда находил утешение в шуме и суете городских улиц. Есть что-то волшебное...
Сергей Гаврилов: «Фотограф должен спать с камерой под подушкой»

Сергей Гаврилов: «Фотограф должен спать с камерой под подушкой»

Блог1 год назад
Сергей Гаврилов фотограф лишь наполовину, поскольку вторая часть его творчества посвящена кино и вид...
5 кадров с Hasselblad XPan

5 кадров с Hasselblad XPan

Блог1 год назад
Вскоре после того, как мне захотелось более серьезно относиться к плёночной фотографии, я наконец, р...
Фотоархив: история культовой фотографии Ормонда Джильи «Девушки в окнах», 1960 год

Фотоархив: история культовой фотографии Ормонда Джильи «Девушки в окнах», 1960 г...

Блог1 год назад
В 1960 году фотожурналист Ормонд Джильи собрал 43-х женщин, одел их в изысканные красочные наряды и ...
Z Creator Nikon Елена Чернышова: от мечты до реализации — мой путь в фотографи

Z Creator Nikon Елена Чернышова: от мечты до реализации — мой путь в фотографи

Блог2 года назад
Однажды документальный фотограф и Z Creator Nikon Елена Чернышова бросила работу и отправилась в тре...
Фотографии Джейка Рикера показывают крайности человеческих эмоций на мосту Золотые Ворота

Фотографии Джейка Рикера показывают крайности человеческих эмоций на мосту Золот...

Блогвчера
Мост Золотые ворота, функционирующий как туристическая достопримечательность и важнейшая форма город...
«Пейзажные фотографии», созданные искусственным интеллекттом

«Пейзажные фотографии», созданные искусственным интеллекттом

Блог1 год назад
Фотограф Аурел Манеа создал серию «пейзажных фотографий» с помощью нового генератора изображений на ...
Северная Осетия-Алания с Александром Железняком
Nikon

Комментарии

Отправить