Северная Осетия-Алания с Александром Железняком

Компания Nikon и телеканал Моя планета представляют новый головокружительный проект. Десять известных российских фотографов отправляются на поиски самых захватывающих видов России. Александр Железняк — фотограф, амбассадор Nikon в России, главный редактор National Geographic Traveler. Вместе с Александром мы отправимся в Северную Осетию.

 

— Александр, почему вы выбрали Осетию для фильма Nikon о том, как снимать нашу страну?

— Осетия у меня связана с детскими воспоминаниями. Был такой журнал «Советское фото» — однажды я увидел там репортаж из Северной Осетии: черно-белые фотографии, на которых полуразрушенные башни, горы, ущелья… Пять лет назад я ездил на съемки в Дигорское ущелье — и там было очень интересно и красиво. Это фактура, о которой у нас мало знают.

— В рамках поездки нам обязательно нужно снять башни. Почему это важно?

— Каждый фотограф, наверное, хочет снять что-то, что еще не снято никем, что никто другой еще не видел. Но если говорить о природе – уже практически все сфотографировано. В таком случае чем мы можем удивить зрителей? Мы их можем удивить только эмоцией, чувством, взглядом. А что такое башни? Башни – это человеческие следы в природе, которым так много лет, что они уже превратились в продолжения гор, стали частью природы. При этом они несут дух истории, воспоминания о людях, которые здесь когда-то жили. А самое интересное — люди сюда возвращаются! Я надеюсь, у нас получится найти башни, где сейчас живут люди, познакомиться с семьями, которые решили восстановить свои родовые башни. Мне всегда было интересно, как люди сохраняют свою историю, свои корни. И, мне кажется, что сейчас это особенно важно, потому что глобализация стирает особенности места, делает все одинаковым. Осетинские башни, на мой взгляд, — это явление, противоположное глобализации.

 

 

 

 

— Расскажите подробнее о том, как сейчас восстанавливают родовые башни.

— Во время нашей экспедиции мы побывали в Куртатинском ущелье, где семья восстановила башню и пригласила нас посмотреть, как устроен быт, как вот живут и существуют восстановленные башни. В Осетии действительно многие семьи восстанавливают их как память.

— Александр, у Вас огромный опыт фотографа-путешественника. Какие основные принципы пейзажной фотографии?

— В пейзажной фотографии очень важно, чтобы была многоплановость, чтобы картинка была не плоская, а глубокая. Многоплановость достигается в первую очередь цветом и светом. Даже если нет перепадов рельефа, цветовые и световые пятна сделают картинку глубокой. В этом смысле Осетия — просто подарок для пейзажного фотографа. Например, в Куртатинском ущелье, я помню, я сфотографировал образцовый многоплановый пейзаж: по первому плану у нас была река, на втором плане — хребет с башнями, дальше еще несколько хребтов: один, второй, третий, а на самом верху — это Большой Кавказский хребет. Такие картинки, конечно, можно снимать очень долго, потому что свет меняется, ветер, он гонит тучи, появляются лучи солнца. Вообще пейзажная фотография требует много времени. Иногда, чтобы получить хороший кадр, может быть, нужно поставить палатку, и ждать именно такой свет, который позволит сделать не просто кадр, а именно красивую картинку.

— Есть какие-то специальные качества, которые пейзажный фотограф должен в себе развивать?

— В пейзажной фотографии главное не лениться. Нужно с утра подняться на гору и залезть повыше. Для того чтобы снять действительно красивую картинку, нужно залезть совсем высоко.

— В экспедиции в Осетию Вы поставили перед собой задачу снять историю, пообщаться с людьми. Получилось?

— Сделать хороший репортаж — это как приготовить хороший борщ. Там должно быть все — и пейзаж, и люди, и макросъемка. Репортажник должен уметь снимать жанровую жизнь, погружаться в среду, к людям, не бояться зайти к ним в дом. У начинающих фотографов часто такой ступор возникает: как же я зайду в дом, как же я вот начну снимать? Когда я учился фотографии на факультете журналистики МГУ, у нас было такое упражнение: снимать людей, не бояться. Берёшь камеру и прямо в лоб снимаешь, не спрашивая. Раз, раз, раз, и пошёл. Это такая здоровая журналистская наглость. Попробуй взять широкоугольник 16 миллиметров, зайти в семью и начать фотографировать. Это не просто. Когда попадаешь в пространство чужих людей, нужно понимать, что можно, а что — нет, где та граница, которую нельзя перейти. А что касается Осетии, то люди гостеприимные, можно слёту зайти во двор, поздороваться с дедушкой и расположить его к себе, улыбнуться. Вообще улыбка — лучший способ начать разговор.

— В путешествиях вы пользуетесь техникой Nikon. Почему?

— Nikonможет справиться со съёмкой сложных условиях. Nikon можно уронить с горы вон в ту долину, потом найти его там — и он будет работать. Мне кажется, что с его помощью можно забивать гвозди и продолжать фотографировать. Для меня Nikon — как продолжение руки, настолько у него удобная эргономика.

Смотрите программу «Фотоэкспедиция «Россия». В объективе Nikon» с Александром Железняком на телеканале «Моя планета».

  

Меган Доэрти: под кайфом от меланхолии

Меган Доэрти: под кайфом от меланхолии

Блог2 дн. назад
Подростковые годы часто отмечены фантазиями: мечтами о будущем и о той жизни, которой ты мог бы жить...
Бенуа Линеро: пробуждение

Бенуа Линеро: пробуждение

Блог1 год назад
Франко-испанский фотограф Бенуа Линеро видит себя одновременно свидетелем и актером в своей уличной ...
Как превратить плёночную камеру в цифровую

Как превратить плёночную камеру в цифровую

Блог3 года назад
Видеоблогер [befinitiv] опубликовал на своём YouTube-канале видео, в котором показал, как ему удалос...
Дэвид Ниссен: остановить движение

Дэвид Ниссен: остановить движение

Блог1 год назад
Дэвид Ниссен родился в Валансьене, Франция, в 1969 году, изучал фотографию и живопись в Школе изящны...
Булат Окуджава

Булат Окуджава

Блог8 лет назад
А ведь Булат Шалвович просил... Нет, не просил, конечно. Он пел в форме нежного повеления о то...
Фотоархив: ушедшая Бразилия на фотографиях Женевьевы Нейлор, 1940-1943 гг

Фотоархив: ушедшая Бразилия на фотографиях Женевьевы Нейлор, 1940-1943 гг

Блог1 год назад
Женевьев Нейлор, фотожурналист, ранее работавшая на Associated Press и WPA, была направлена в Бразил...
Эрин Грабовски: о жизни среди тьмы

Эрин Грабовски: о жизни среди тьмы

Блог2 дн. назад
«Я бы определенно назвала “фотошоп” тем местом, где я больше всего напрягаю свои творческие мускулы,...
Невероятные фотографии Рэя Коллинза передают величественную красоту и силу волн

Невероятные фотографии Рэя Коллинза передают величественную красоту и силу волн

Блог2 года назад
Почти десять лет австралийский фотограф Рэй Коллинз посвятил свое ремесло документированию океана. С...
За крокусами в Карпаты! Часть 1

За крокусами в Карпаты! Часть 1

Блог5 лет назад
Весной всегда хочется чуда. Яркого и красивого чуда. А ждать, пока оно придёт само - не хочется (вед...
Под крышей тумана

Под крышей тумана

Блог8 лет назад
За тот время, что прожил я на берегах реки Горин в Комсомольском заповеднике, утро без тумана было о...
Кто не спрятался - я не виноват!

Кто не спрятался - я не виноват!

Блог8 лет назад
У вас есть шесть секунд: как я уже сказал, виноват не буду...
Фотоархив: история культовой фотографии Ормонда Джильи «Девушки в окнах», 1960 год

Фотоархив: история культовой фотографии Ормонда Джильи «Девушки в окнах», 1960 г...

Блог2 года назад
В 1960 году фотожурналист Ормонд Джильи собрал 43-х женщин, одел их в изысканные красочные наряды и ...
Будущее фотографии в эпоху искусственного интеллекта

Будущее фотографии в эпоху искусственного интеллекта

Блог1 год назад
Художники всегда сталкивались с тяжелым трудом и умственным напряжением. Фотографам, например, прихо...
Лесфильм: пик сезона

Лесфильм: пик сезона

Блог8 лет назад
Пошел уже пятый месяц, как я живу на Камбальном озере. Около трех месяцев в Южно-Камчатском заказник...
Концептуальная фотография Килли Спарре

Концептуальная фотография Килли Спарре

Блог2 года назад
Чтобы убежать от обыденных реалий жизни, концептуальный фотограф Килли Спарре создаёт альтернативные...
Северная Осетия-Алания с Александром Железняком
Nikon

Комментарии

Отправить