На Белое море с Александром Семеновым

Компания Nikon и телеканал Моя планета представляют новый головокружительный проект. Десять известных российских фотографов отправляются на поиски самых захватывающих видов России. Встречайте, Александр Семенов, выпускник кафедры зоологии беспозвоночных, подводный фотограф и начальник водолазной службы Беломорской биологической станции МГУ. Александр расскажет нам, что такое научная фотография, как техника Nikon помогает ученым изучать морских обитателей, и даст подробные инструкции о том, где и как снимать северное сияние.

— Станция находится вдалеке от цивилизации, дорог нет. Какие у вас тут развлечения, можно, например, сходить куда-нибудь погулять?

— Сейчас конец сезона, это самое красивое время на Белом море. Лес уже начинает потихоньку желтеть, краснеть и происходит это слоями: внизу у тебя брусника, верески красные, наверху желтые березы, темные елки. Иногда мы ходим купаться на озеро. Это очень красивое место, отсюда видно и закаты, и небо, и здесь есть пространство, которого так не хватает на станции, это единственная открытая точка во всех окрестностях. Озеро всего в паре километров от станции и сюда легко добежать вечерком после погружений, просто посидеть искупаться, поесть ягод.

— Ты работаешь в удивительном месте, которое так хочется фотографировать. Тебя интересуют пейзажные съемки?

—В моем случае пейзажи — это больше для души. Подводная съемка — это и работа, и хобби, и образ жизни, а пейзажи снимаю, только когда есть свободное время. Я люблю северные сияния снимать по ночам, они как раз здесь последнее время очень хорошие были. Во время съемок для проекта «Фотоэкспедиция «Россия». В объективе Nikon» нам очень повезло. Было сияние во все небо шириной, очень сильное. Мы вышли на пирс и увидели, что все небо светится яркими цветами, Побежали за камерами, конечно. Это, на самом деле, была фантастика: за 12 лет работы я видел такое всего несколько раз.

— Расскажи фотографам-новичкам, как поймать северное сияние.

— Считается, что осенью на Белом море спать – это просто преступление, потому что здесь северное сияние бывает очень часто. Оно, конечно, не то, чтобы прям тоже по расписанию, но, есть сайты, на которых прогнозируют активность в ионосфере. Если случилась вспышка на солнце, через три дня на Полярном круге будет сияние. Я за этими прогнозами слежу, и когда сияние больше двух-трех-четырех баллов, выхожу на пирс со штативом. А там горит огнями все небо от горизонта до горизонта, огромные полосы, все это гуляет, светится, танцует. Выкладываешь в интернет и тебе все люди начинают говорить: «Боже, так хочу увидеть это своими глазами! Боже, какой ты счастливый человек!».

— А на обычную камеру или, там на мобильный телефон сияние можно снять или вот должна быть хорошая техника?

— Лучше всего, конечно, если есть светосильная оптика и камеры, которые могут снимать на высоких ISO без шумов. 810-й Nikon совершенно потрясно справляется.

— Расскажите, чем вы занимаетесь на станции? Что такое научная фотосъемка?

— Я занимаюсь тем, что называется научная подводная фотография. Мне нужно не просто нырнуть под воду, найти там какую-нибудь самую красивую на свете медузу, ее сфотографировать и потом выиграть какой-нибудь конкурс или продать ее куда-нибудь. Этим я, конечно, тоже занимаюсь: это очень хорошее подспорье и неплохой заработок. Но основная моя работа — фотографии для науки и для образования, которые идут в научные статьи, в энциклопедии, их используют в лекциях и презентациях для студентов и школьников. Я и сам занимаюсь популяризацией науки довольно активно: читаю лекции в школах, на фестивалях науки, делаю красивые презентации и сотрудничаю с институтами, которые заказывают фотографии каких-то определенных существ.

— Как происходят съемки подводного мира. Какие этапы, что за чем?

— Во время погружения наша задача — не только сфотографировать представителей подводного мира в их среде обитания, но и собрать материал для съемок в лаборатории. Мы собираем животных в банки или пакеты, несем на станцию и снимаем здесь со всех сторон, чтобы показать все особенности анатомии для энциклопедий и атласов, для научных статей. Многие животные, правда, живут на камнях или в грунте, их нужно искать, переворачивать камни, вынимать этих животных оттуда, собирать специальными способами. И конечно, да, выбирать нужно самых симпатичных, у которых все ноги, руки целы. Мы, конечно, стараемся снимать под водой, где животные чувствую себя чувствуют хорошо, вольготно и ведут себя так, как они обычно это делают в жизни. Но значительная часть моей работы – это научная лабораторная фотосъемка, в основном, конечно, макро.

— Съемок под водой недостаточно?

В лаборатории можно снимать объект столько времени, сколько надо. Иногда, нужный кадр получается после 300-500 вариантов. И, конечно, тебе не нужно будет потом чистить эту картинку в фотошопе от всякой взвеси, от мути. В общем, это довольно комфортно. Но, к сожалению, в лаборатории мы совершенно не можем воспроизвести тех условий, которые есть у животных под водой.

— А по поводу аппаратуры, вспышек, объективов, что Вы используете?

— У Nikon’а есть совершенно потрясающая система управления вспышками внутри камеры. Обычно в лаборатории мне нужно минимум две вспышки, а лучше — три или четыре, особенно для крупных объектов. Прямо из камеры, из меню, могу управлять мощностью этих вспышек, при этом полностью выключив накамерную вспышку, которая только включает остальные вспышки, но сама при этом практически не светит. Нет отражения верхней вспышки в воде, есть только боковой свет, который обеспечивает как раз максимально ровное и правильное освещение! Я просто безумно рад, что они ее встроили. Это очень круто.

— Да, Александр, но ведь снять такую фотографию — это полдела, надо же довести ее до ума, чтоб она была действительно зрелищной.

— Один из самых лучших и интересных моментов подводной съемки — это рассматривать и обрабатывать фотографии на большом мониторе, когда ты видишь все те детали, которые может передать оптика Nikon. 36 мегапикселей 810-го — это просто что-то фантастическое, можно видеть отдельные клеточки на щупальцах медуз. Под водой глазами этого просто не увидеть, но на фотографиях можно разглядеть все, что угодно.

Конечно, каждую фотографию нужно доводить до ума, потому что у подводной съемки — свои особенности: взвесь, грязь, органика, рачки маленькие. Все это нужно вычищать, чтобы получить идеальную картинку, которая подойдет для энциклопедии или учебника. Нужно немножечко подтягивать цвета, контраст, уровни, потому что под водой даже тот небольшой слой, который находится между объектом и линзой объектива, он уже поглощает какие-то части спектра. Постобработка — такой же важный процесс, как и сама съемка.

Я | ФОТОГРАФ. Михаил Докудовский

Я | ФОТОГРАФ. Михаил Докудовский

Блог10 лет назад
Представляем вам подборку черно-белых портретов Михаила Докудовского. Не отвлекаясь на цвет, Михаил ...
Как превратить плёночную камеру в цифровую

Как превратить плёночную камеру в цифровую

Блог4 года назад
Видеоблогер [befinitiv] опубликовал на своём YouTube-канале видео, в котором показал, как ему удалос...
Дани Гиндо: фотопроект «Орбита»

Дани Гиндо: фотопроект «Орбита»

Блог1 мес. назад
С высоты птичьего полёта горы Исландии, лавовые поля, ледниковые потоки и арктическая растительность...
Булат Окуджава

Булат Окуджава

Блог9 лет назад
А ведь Булат Шалвович просил... Нет, не просил, конечно. Он пел в форме нежного повеления о то...
Пейзажи Килиана Шенбергера

Пейзажи Килиана Шенбергера

Блог2 года назад
Килиан Шенбергер - фотограф из Германии, который очень быстро перешел от любителя к профессионалу. ...
Анджан Гош запечатлевает душу общества в документальной фотографии

Анджан Гош запечатлевает душу общества в документальной фотографии

Блог1 мес. назад
В богатом и разнообразном мире индийской фотографии лишь немногие художники так глубоко воплощают ду...
Художественная фотография Андреи Торрес Балагер

Художественная фотография Андреи Торрес Балагер

Блог3 года назад
Андреа Торрес Балагер (1990) - испанский фотограф, чья страсть к фотографии глубоко укоренилась в ее...
Как Винг Шья увековечил особенную красоту Гонконга

Как Винг Шья увековечил особенную красоту Гонконга

Блог3 года назад
Винг Шья является одним из самых известных фотохудожников Азии. Он сделал себе имя как фотограф на к...
Пастельные миры Терезы Фрейтас

Пастельные миры Терезы Фрейтас

Блог3 года назад
Вдохновленная художниками Ван Гогом, Матиссом и Магриттом, а также фотографами Фан Хо и Нгуан, Терез...
5 кадров на камеру Meopta Flexaret VI с плёнкой Lomography Lady Grey

5 кадров на камеру Meopta Flexaret VI с плёнкой Lomography Lady Grey

Блог2 года назад
Вы когда-нибудь покупали фотоаппарат только из-за его внешнего вида, как часть украшения интерьера? ...
5 кадров с Nikon FE

5 кадров с Nikon FE

Блог4 года назад
Душным летом в Берлине 2010 года я работал над тем, что должно было стать моей второй книгой по Adob...
Стефан Драшан: фотопроект «Люди, подходящие к произведениям искусства»

Стефан Драшан: фотопроект «Люди, подходящие к произведениям искусства»

Блог1 год назад
Фотограф Стефан Драшан овладел мастерским терпением, ожидая в музеях по всей Европе идеально визуаль...
Тим Флах: фотопроект «Кошачьи».

Тим Флах: фотопроект «Кошачьи».

Блог1 мес. назад
Объектами съёмки фотографа Тима Флаха выступают экзотические виды птиц, сельскохозяйственные животны...
Фотоархив: первые мобильные телефоны, 1970-1990 гг.

Фотоархив: первые мобильные телефоны, 1970-1990 гг.

Блог4 года назад
Наверное, началом эры мобильных телефонов можно считать 1902 год, когда изобретатель Натан Стабблфил...
«Водолаз и русалка» - невероятный проект фотографа Бретта Стэнли.

«Водолаз и русалка» - невероятный проект фотографа Бретта Стэнли.

Блог4 года назад
«Водолаз и русалка» - серия фотографий, вдохновлённая художественными образами водолазов в тяжёлом с...
На Белое море с Александром Семеновым
Nikon

Комментарии

Отправить