На Белое море с Александром Семеновым

Компания Nikon и телеканал Моя планета представляют новый головокружительный проект. Десять известных российских фотографов отправляются на поиски самых захватывающих видов России. Встречайте, Александр Семенов, выпускник кафедры зоологии беспозвоночных, подводный фотограф и начальник водолазной службы Беломорской биологической станции МГУ. Александр расскажет нам, что такое научная фотография, как техника Nikon помогает ученым изучать морских обитателей, и даст подробные инструкции о том, где и как снимать северное сияние.

— Станция находится вдалеке от цивилизации, дорог нет. Какие у вас тут развлечения, можно, например, сходить куда-нибудь погулять?

— Сейчас конец сезона, это самое красивое время на Белом море. Лес уже начинает потихоньку желтеть, краснеть и происходит это слоями: внизу у тебя брусника, верески красные, наверху желтые березы, темные елки. Иногда мы ходим купаться на озеро. Это очень красивое место, отсюда видно и закаты, и небо, и здесь есть пространство, которого так не хватает на станции, это единственная открытая точка во всех окрестностях. Озеро всего в паре километров от станции и сюда легко добежать вечерком после погружений, просто посидеть искупаться, поесть ягод.

— Ты работаешь в удивительном месте, которое так хочется фотографировать. Тебя интересуют пейзажные съемки?

—В моем случае пейзажи — это больше для души. Подводная съемка — это и работа, и хобби, и образ жизни, а пейзажи снимаю, только когда есть свободное время. Я люблю северные сияния снимать по ночам, они как раз здесь последнее время очень хорошие были. Во время съемок для проекта «Фотоэкспедиция «Россия». В объективе Nikon» нам очень повезло. Было сияние во все небо шириной, очень сильное. Мы вышли на пирс и увидели, что все небо светится яркими цветами, Побежали за камерами, конечно. Это, на самом деле, была фантастика: за 12 лет работы я видел такое всего несколько раз.

— Расскажи фотографам-новичкам, как поймать северное сияние.

— Считается, что осенью на Белом море спать – это просто преступление, потому что здесь северное сияние бывает очень часто. Оно, конечно, не то, чтобы прям тоже по расписанию, но, есть сайты, на которых прогнозируют активность в ионосфере. Если случилась вспышка на солнце, через три дня на Полярном круге будет сияние. Я за этими прогнозами слежу, и когда сияние больше двух-трех-четырех баллов, выхожу на пирс со штативом. А там горит огнями все небо от горизонта до горизонта, огромные полосы, все это гуляет, светится, танцует. Выкладываешь в интернет и тебе все люди начинают говорить: «Боже, так хочу увидеть это своими глазами! Боже, какой ты счастливый человек!».

— А на обычную камеру или, там на мобильный телефон сияние можно снять или вот должна быть хорошая техника?

— Лучше всего, конечно, если есть светосильная оптика и камеры, которые могут снимать на высоких ISO без шумов. 810-й Nikon совершенно потрясно справляется.

— Расскажите, чем вы занимаетесь на станции? Что такое научная фотосъемка?

— Я занимаюсь тем, что называется научная подводная фотография. Мне нужно не просто нырнуть под воду, найти там какую-нибудь самую красивую на свете медузу, ее сфотографировать и потом выиграть какой-нибудь конкурс или продать ее куда-нибудь. Этим я, конечно, тоже занимаюсь: это очень хорошее подспорье и неплохой заработок. Но основная моя работа — фотографии для науки и для образования, которые идут в научные статьи, в энциклопедии, их используют в лекциях и презентациях для студентов и школьников. Я и сам занимаюсь популяризацией науки довольно активно: читаю лекции в школах, на фестивалях науки, делаю красивые презентации и сотрудничаю с институтами, которые заказывают фотографии каких-то определенных существ.

— Как происходят съемки подводного мира. Какие этапы, что за чем?

— Во время погружения наша задача — не только сфотографировать представителей подводного мира в их среде обитания, но и собрать материал для съемок в лаборатории. Мы собираем животных в банки или пакеты, несем на станцию и снимаем здесь со всех сторон, чтобы показать все особенности анатомии для энциклопедий и атласов, для научных статей. Многие животные, правда, живут на камнях или в грунте, их нужно искать, переворачивать камни, вынимать этих животных оттуда, собирать специальными способами. И конечно, да, выбирать нужно самых симпатичных, у которых все ноги, руки целы. Мы, конечно, стараемся снимать под водой, где животные чувствую себя чувствуют хорошо, вольготно и ведут себя так, как они обычно это делают в жизни. Но значительная часть моей работы – это научная лабораторная фотосъемка, в основном, конечно, макро.

— Съемок под водой недостаточно?

В лаборатории можно снимать объект столько времени, сколько надо. Иногда, нужный кадр получается после 300-500 вариантов. И, конечно, тебе не нужно будет потом чистить эту картинку в фотошопе от всякой взвеси, от мути. В общем, это довольно комфортно. Но, к сожалению, в лаборатории мы совершенно не можем воспроизвести тех условий, которые есть у животных под водой.

— А по поводу аппаратуры, вспышек, объективов, что Вы используете?

— У Nikon’а есть совершенно потрясающая система управления вспышками внутри камеры. Обычно в лаборатории мне нужно минимум две вспышки, а лучше — три или четыре, особенно для крупных объектов. Прямо из камеры, из меню, могу управлять мощностью этих вспышек, при этом полностью выключив накамерную вспышку, которая только включает остальные вспышки, но сама при этом практически не светит. Нет отражения верхней вспышки в воде, есть только боковой свет, который обеспечивает как раз максимально ровное и правильное освещение! Я просто безумно рад, что они ее встроили. Это очень круто.

— Да, Александр, но ведь снять такую фотографию — это полдела, надо же довести ее до ума, чтоб она была действительно зрелищной.

— Один из самых лучших и интересных моментов подводной съемки — это рассматривать и обрабатывать фотографии на большом мониторе, когда ты видишь все те детали, которые может передать оптика Nikon. 36 мегапикселей 810-го — это просто что-то фантастическое, можно видеть отдельные клеточки на щупальцах медуз. Под водой глазами этого просто не увидеть, но на фотографиях можно разглядеть все, что угодно.

Конечно, каждую фотографию нужно доводить до ума, потому что у подводной съемки — свои особенности: взвесь, грязь, органика, рачки маленькие. Все это нужно вычищать, чтобы получить идеальную картинку, которая подойдет для энциклопедии или учебника. Нужно немножечко подтягивать цвета, контраст, уровни, потому что под водой даже тот небольшой слой, который находится между объектом и линзой объектива, он уже поглощает какие-то части спектра. Постобработка — такой же важный процесс, как и сама съемка.

Три дня с лисом Патрикеем. Часть первая.

Три дня с лисом Патрикеем. Часть первая.

Блог3 года назад
редзимье большого города навевает тоску, которую катализатором усиливают отголоски новостных телепро...
Поддон

Поддон

Блог1 год назад
Кенозеро

Кенозеро

Блог3 мес. назад
Июнь. Разноцветье трав ковром покрыло землю русского Севера. Где-то в священной роще у деревянной ча...
Медвежий сезон завершен. Я дома.

Медвежий сезон завершен. Я дома.

Блог3 года назад
Девять часов на самолете от уже заснеженной Камчатки до Москвы и семь часов на машине от аэропорта Ш...
Большое путешествие по Киргизии. Часть 6: Сары Челек или жемчужное ожерелье озёр

Большое путешествие по Киргизии. Часть 6: Сары Челек или жемчужное ожерелье озёр

Блог3 мес. назад
Проведя пару дней на Сон-Куле, мы выдвинулись в сторону ещё одной «жемчужины» Киргизии – к заповедни...
За крокусами в карпаты. Часть 2

За крокусами в карпаты. Часть 2

Блог3 мес. назад
Эта история – о поисках Выхода, о сложном пути вниз и о молочных туманах. Карпаты весной – музыка цв...
Как я собирался в поездку на остров крит, или основные принципы сборки фоторюкзака для выездной съемки

Как я собирался в поездку на остров крит, или основные принципы сборки фоторюкза...

Блог2 мес. назад
В сентябре-октябре 2016 года я совершил поезду на остров Крит. Это был мой отпуск, а не работа. К со...
Большое путешествие по Киргизии. Часть 3: за мечтой

Большое путешествие по Киргизии. Часть 3: за мечтой

Блог3 мес. назад
После города первые дни так непривычно чувствовать себя в этом мире! Здесь свежий воздух, ветер в ли...
Алиса в зазеркалье

Алиса в зазеркалье

Блог3 года назад
У зеркала нет памяти... Можно пофантазировать, будто оно помнит все наши лица, но, как и мы, не в со...
По Карелии с Антоном Юшко

По Карелии с Антоном Юшко

Блог3 года назад
Компания Nikon и телеканал Моя планета представляют новый головокружительный проект. Десять известны...
Амурская Азбука

Амурская Азбука

Блог3 года назад
“О, западник! - Откуда? ” на первой минуте знакомства раскалывает меня Роман. “Масколяку на гиляку?”...
Ах, Белла

Ах, Белла

Блог3 года назад
Проезжал я на коне по имени Ксерокс по Пушкинской площади, и останавливает меня милиционер по имени ...
Камера Canon EOS R: свадьба в Исландии

Камера Canon EOS R: свадьба в Исландии

Блог5 мес. назад
Амбассадор Canon Катя Мухина отправилась в Исландию с Canon EOS R, чтобы запечатлеть свадьбу в Ислан...
Я | В СЕРДЦЕ РОССИИ. Горный Алтай

Я | В СЕРДЦЕ РОССИИ. Горный Алтай

Блог3 года назад
Друзья, рады познакомить вас с новым краем — сегодня на кадрах с интерактивной карты Я | В СЕРДЦЕ РО...
ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ. Южная Африка: земля леопарда

ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ. Южная Африка: земля леопарда

Блог3 года назад
Сергей Горшков рассказал National Geographic Russia о своих любимых животных — африканских леопардах...
На Белое море с Александром Семеновым
Nikon

Комментарии

Отправить