Тайны кипарисовых болот

Кипарисовые болота – не такая уж редкость. В России, например, в Краснодарском крае есть озеро Сукко, но деревьев там всего около тридцати. А в бассейне реки Атчафалайя, в жарком и сыром штате Луизиана, «прописался» самый крупный массив болотных кипарисов в мире, фантастические пейзажи заболоченного редколесья занимают там 110 тысяч гектаров. Есть, где развернуться, но надо набраться терпения. В Луизиану я отправился с другом Димой Архиповым, мы организовали там небольшой фото тур для друзей. Из-за отдаленности и непростой доступности этих мест туристов там гораздо меньше, чем на популярных маршрутах.

Даниил Корожонов: авторский видеокурс "Пейзажная фотография в деталях"Обзор пейзажного видеокурса.

Фототуры на 2019 год

Полный обзор и тестовые снимки беззеркальной камеры Nikon Z7

01

В таких гигантских масштабах кипарисовых болот практически не осталось. Вокруг только спокойствие и тишина, плывешь, а кругом прямо с неба свисает испанский мох. Это выглядит жутковато и очень загадочно. Фильм ужасов «Болотная акула» снят как раз про эти места. Туристов в национальном парке немного, оно и понятно ­– здесь мало проложенных дорог, нет налаженной туристической индустрии. Соответственно, и отелей мало, мы жили в небольших мотелях. Нам показалось, что в Луизиане вообще туристы в диковинку, и мы даже чувствовали себя немножко первопроходцами.

Никаких болотных акул там, конечно, нет. А вот аллигатор – символ Луизианы, по различным данным в регионе обитает около 2 миллионов особей. Так как на рептилий там разрешен широкий промысел, встречаться они с нами никак не хотели. Хотя я, наоборот, очень надеялся сделать хоть один пейзаж с местным обитателем, и когда мы проплывали по безмолвным заводям, воображение разыгрывалось не на шутку, тут и там рисуя тени под водой. Так всегда бывает, когда городской человек попадает в дикую природу. Всего пару раз в поле зрения попадались малыши меньше метра в длину, и людей они очень боялись, сразу же уходили под воду.

Добраться в национальном парке до самых интересных для фотографа мест можно только на каноэ или надувной лодке. Мы арендовали на месте трак с каяками и каждое утро как шпионы уплывали до рассвета вдаль. По речкам проходили порядка 1-2 км до точек съемки. Самые живописные кипарисы находились в заводях, мы называли их японскими садиками, там они красиво расставлены, и можно играть с композицией. Это абсолютно глухие места, и в каждой точке мы были совершенно одни. Лишь однажды утром подпортило съемку неожиданное для нас открытие сезона охоты: мы встретили несколько десятков охотников на уток, и было страшновато выходить на воду, когда кругом на моторках носилась толпа с ружьями, и гремела жуткая канонада. В остальном было очень тихо, это был один из самых магических моментов тура – находиться наедине с природой.

02

03

Просто найти красивый кипарис, снять его и плыть дальше мне было мало. На одни и те же локации мы возвращались по несколько раз в разное время суток. Пейзажистам хорошо известно, что при разном свете одни и те же места могут преображаться кардинально. Здесь я, пожалуй, вспомню своего любимого художника Клода Моне. Я много раз бывал в галерее Орсе в Париже, и в зале импрессионистов меня завораживают его картины. Например, с одного и того же места он писал один и тот же пейзаж несколько раз в разном состоянии природы, при разном свете. И раз уж у меня была такая возможность, я с увлечением последовал идеям великого художника и несколько дней «кружил» вокруг кипарисов. Соответственно, и фотографии с одного места получились совершенно разными: дождь, туман, рассвет, сумерки… Было очень интересно изучать, как свет ложится на деревья, и как он может менять всю композицию.

В этой поездке со мной был стандартный комплект техники пейзажиста: Nikon D850AF-S NIKKOR 14–24mm f/2.8G EDAF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VRAF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II. При этом большую часть кадров я снял на телевик 70-200mm. Для пейзажа это необычно, но именно он пригодился для «густой» съемки: отдельные деревья, даже части их, плотная композиция. Когда отходишь подальше от деревьев, то на телевике пространство сжимается, и объекты сливаются друг с другом. Так получалось отсечь в композиции небо, сделать ее замкнутой. Взгляд не находит выхода на яркий участок неба, и это добавляет фотографиям загадочности, таинственности. 

Мы проводили на воде 3-4 часа утром и столько же вечером. Дело было в середине ноября, когда на деревьях листья оранжевые и красные. Так сказать, золотая болотная осень с туманами. Пару раз в таком утреннем тумане весь 4-часовой выезд мы потратили на то, чтобы добраться до локации и потом найти на ней самую выигрышную композицию. Такой вот фитнес-фото-тур у нас получился.

04

05

Снимать кипарисы из воды было очень интересно, из-за композиционных сложностей приходилось достаточно точно «позиционировать» себя на реке, буквально играть в шахматы с деревьями, стараться выделить всего 1 или 3 элемента композиции из всего окружающего хаоса. 

Обычно луизианские озера и реки довольно мелкие, полметра-метр глубиной: в болотных сапогах, как у охотников и рыболовов, можно выйти из каяка, поставить штатив и снимать на длинной выдержке. Но в этот год нам не очень повезло, до нашего приезда шли сильные дожди, и вода поднялась до полутора метров. Так как каяк болтается даже в абсолютно тихой воде, и его практически нереально стабилизировать, штатив становится неприменимым инструментом. Поэтому большая часть кадров снята с рук.

И это было основной проблемой для настройки камеры. Приходилось варьировать выдержку, в сумерках поднимать ISO до 800-1000, хотя обычно для пейзажа мы используем 100. В этом плане D850 хорошо держит шумы, так как открывать диафрагму приходилось до 4-5, чтобы захватить побольше света. Я делал много дублей и все время проверял кадры на размытие. Крайние значения выдержки: при самом низком свете я использовал 1/50-1/60, длиннее уже был большой риск шевеленки. Как только начинало светать, я в первую очередь занижал ISO до 320-400 и через полчаса после рассвета уже закрывал диафрагму до 8-13. На закате, соответственно, все наоборот.

06

07

Если на следующий год вода будет пониже, то мне очень пригодится ND фильтр, чтобы размыть воду и улучшить отражение. В этот раз мне понадобился только полярик, он притемнял небо и убирал нежелательное отражение и блики от воды. Если вы отправитесь на подобную съемку, рекомендую брать ND фильтры 6 стопов и 10 стопов, чтобы делать длинные экспозиции. 6 стопов — на закате, 10 стопов — днем.

На некоторых кадрах получилось совместить одновременно теплый и холодный свет. Мне вообще в пейзаже нравится такая игра. Я старался дождаться такого состояния света, когда отраженные лучи падают на нужное мне дерево, а на заднем плане, в чаще, все еще стоят холодные ночные оттенки. И получался интересный контраст между теплой осенней листвой и холодными тенями густого леса. Потом я подчеркивал этот эффект дополнительной обработкой: поднимал черную точку в синем канале, чтобы еще больше тонировать тени синим, и, наоборот, выделял светлые участки и добавлял немножко теплого. Это самый простой прием обработки.

Еще я делал кадры с мультиэкспозицией, с движением камеры вверх-вниз. Поэтому снимки получались иногда чуть смазанные, более мягкие, плавные. В пейзажах, где много деталей в кадре, плюс жесткий вертикальный ритм деревьев, всегда тяжело показать мягкость, так как очень много отвлекающих деталей: мусора на воде, листьев, веток. И такой прием с мультиэкспозицией помогает эту детальность смягчить, как бы замаскировать ее.

08

09

В кадрах, которые сразу не сняты с мультиэкспозицией, но хочется их смягчить, можно потом на посте дублировать слой фотографии и сделать вертикальный (на 90 градусов) моушн блюр, буквально на 200-300 пикселей, и наложить в режиме оверлей и в режиме скрин прозрачности процентов на 30-40. Так можно сымитировать вот это движение камеры в мультиэкспозиции. 

Конечно, отправляясь в подобные места, можно проплавать неделю и практически ничего не снять. Хорошо, если удается заранее составить представление о месте, примерном расположении нужных локаций и вдобавок иметь гида, который понимает задачи съемки. Мне повезло, что мой друг Дима Архипов уже ездил туда два года подряд, знает многие локации и смог привести нас в очень интересные места. И даже с таким помощником нам приходилось приплывать на разведку в одно и то же место несколько раз, чтобы понять композицию при разных световых режимах. Например, что в туман или дождь такая-то композиция, и именно такие-то деревья будут смотреться выигрышно. И приплывали туда именно в нужную погоду. Я считаю, что за неделю мы не так уж много успели. Это очень перспективные для пейзажа места. Надеюсь, что скоро снова туда вернусь.

10

11

Когда я показал эти пейзажи в своих соцсетях, меня ожидаемо закидали вопросами о том, где они сняты. При современном развитии фото туризма любая новая интересная локация может мгновенно стать «вирусной», людей с камерами там вдруг становится критично много. Конечно, на территории в десятки тысяч гектар каждому найдется по болоту, но при этом хотелось бы, чтобы девственные кипарисовые рощи оставались местом спокойным и нетронутым, сохранили уникальную тишину кадра. Поэтому позвольте мне не раскрывать до конца геолокацию снимков, а вдохновившимся моими работами пожелаю самостоятельно найти ту самую свою кипарисовую рощу.

Булат Окуджава

Булат Окуджава

Блог3 года назад
А ведь Булат Шалвович просил... Нет, не просил, конечно. Он пел в форме нежного повеления о то...
Русская африка, или эмоции путешественника против каннибалов

Русская африка, или эмоции путешественника против каннибалов

Блог3 мес. назад
В 2010 год у я совершил экспедицию в Эфиопию в рамках проекта «Семеро смелых». Там мой путь пролегал...
Я | ФОТОГРАФ. Георгий Чернядьев

Я | ФОТОГРАФ. Георгий Чернядьев

Блог3 года назад
Представляем вам портреты, сделанные Георгием Чернядьевым. Его притягательные кадры с нежными и неиз...
Большое путешествие по Киргизии. Часть 3: за мечтой

Большое путешествие по Киргизии. Часть 3: за мечтой

Блог4 мес. назад
После города первые дни так непривычно чувствовать себя в этом мире! Здесь свежий воздух, ветер в ли...
Сергей Горшков: в Ботсване львы охотятся только днем!

Сергей Горшков: в Ботсване львы охотятся только днем!

Блог3 года назад
Все привыкли, что львы ночные хищники и они охотятся только ночью! Но на севере Ботсваны, среди непр...
Я | ФОТОГРАФ. Кристина Короткова

Я | ФОТОГРАФ. Кристина Короткова

Блог3 года назад
Кристина Короткова — фотограф, руководитель фотостудии и фотошколы «Фокус», преподаватель, автор мно...
Я | ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ. Дмитрий Евтушик

Я | ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ. Дмитрий Евтушик

Блог3 года назад
Друзья, сегодня в рубрике мы покажем вам удивительные подводные снимки Дмитрия Евтушика. Такая съемк...
Правила жизни Олега Зотова

Правила жизни Олега Зотова

Блог3 года назад
Правила жизни. Олег ЗотовДорогие друзья, продолжаем популярную рубрику «Правила жизни». Cегодня мы п...
Путешествие по Шотландии, в гости к сэру Вальтеру Скотту. Часть 3: живые камни

Путешествие по Шотландии, в гости к сэру Вальтеру Скотту. Часть 3: живые камни

Блог4 мес. назад
Сегодня мы едем на Север, в Троссакс, всё ближе к Высокогорью – местам, воспетым в книгах Вальтера С...
Северная Осетия-Алания с Александром Железняком

Северная Осетия-Алания с Александром Железняком

Блог3 года назад
Компания Nikon и телеканал Моя планета представляют новый головокружительный проект. Десять известны...
Фототур в Грузию с Рустамом Хаджибаевым Часть 1

Фототур в Грузию с Рустамом Хаджибаевым Часть 1

Блог4 мес. назад
Вашему вниманию представляется несколько серий фильма о моём фототуре в Грузию. Удивительным образом...
Три истории о Кологривском Крае. История первая

Три истории о Кологривском Крае. История первая

Блог3 года назад
В завершившемся 2014 году мне удалось поработать в той части России, о которой редко говорят на стра...
История одной фотографии. Эдуард Гордеев: Благодатъ в лучах заката

История одной фотографии. Эдуард Гордеев: Благодатъ в лучах заката

Блог2 года назад
Часто за снимками фотографов Nikon стоит интересная история и долгая подготовительная работа. Сегодн...
Воодушевление: Утро невесты — прекрасное начало дня!

Воодушевление: Утро невесты — прекрасное начало дня!

Блог4 мес. назад
Съемочный день в идеальных условиях. Это возможно?
Я | ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ

Я | ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ

Блог3 года назад
Сегодня в рубрике головокружительные кадры Алексея Сизова с зимнего фестиваля аэростатов «Яблоки на ...
Тайны кипарисовых болот
Даниил Коржонов

Комментарии

Отправить