Тайны кипарисовых болот

Кипарисовые болота – не такая уж редкость. В России, например, в Краснодарском крае есть озеро Сукко, но деревьев там всего около тридцати. А в бассейне реки Атчафалайя, в жарком и сыром штате Луизиана, «прописался» самый крупный массив болотных кипарисов в мире, фантастические пейзажи заболоченного редколесья занимают там 110 тысяч гектаров. Есть, где развернуться, но надо набраться терпения. В Луизиану я отправился с другом Димой Архиповым, мы организовали там небольшой фото тур для друзей. Из-за отдаленности и непростой доступности этих мест туристов там гораздо меньше, чем на популярных маршрутах.

Даниил Корожонов: авторский видеокурс "Пейзажная фотография в деталях"Обзор пейзажного видеокурса.

Фототуры на 2019 год

Полный обзор и тестовые снимки беззеркальной камеры Nikon Z7

01

В таких гигантских масштабах кипарисовых болот практически не осталось. Вокруг только спокойствие и тишина, плывешь, а кругом прямо с неба свисает испанский мох. Это выглядит жутковато и очень загадочно. Фильм ужасов «Болотная акула» снят как раз про эти места. Туристов в национальном парке немного, оно и понятно ­– здесь мало проложенных дорог, нет налаженной туристической индустрии. Соответственно, и отелей мало, мы жили в небольших мотелях. Нам показалось, что в Луизиане вообще туристы в диковинку, и мы даже чувствовали себя немножко первопроходцами.

Никаких болотных акул там, конечно, нет. А вот аллигатор – символ Луизианы, по различным данным в регионе обитает около 2 миллионов особей. Так как на рептилий там разрешен широкий промысел, встречаться они с нами никак не хотели. Хотя я, наоборот, очень надеялся сделать хоть один пейзаж с местным обитателем, и когда мы проплывали по безмолвным заводям, воображение разыгрывалось не на шутку, тут и там рисуя тени под водой. Так всегда бывает, когда городской человек попадает в дикую природу. Всего пару раз в поле зрения попадались малыши меньше метра в длину, и людей они очень боялись, сразу же уходили под воду.

Добраться в национальном парке до самых интересных для фотографа мест можно только на каноэ или надувной лодке. Мы арендовали на месте трак с каяками и каждое утро как шпионы уплывали до рассвета вдаль. По речкам проходили порядка 1-2 км до точек съемки. Самые живописные кипарисы находились в заводях, мы называли их японскими садиками, там они красиво расставлены, и можно играть с композицией. Это абсолютно глухие места, и в каждой точке мы были совершенно одни. Лишь однажды утром подпортило съемку неожиданное для нас открытие сезона охоты: мы встретили несколько десятков охотников на уток, и было страшновато выходить на воду, когда кругом на моторках носилась толпа с ружьями, и гремела жуткая канонада. В остальном было очень тихо, это был один из самых магических моментов тура – находиться наедине с природой.

02

03

Просто найти красивый кипарис, снять его и плыть дальше мне было мало. На одни и те же локации мы возвращались по несколько раз в разное время суток. Пейзажистам хорошо известно, что при разном свете одни и те же места могут преображаться кардинально. Здесь я, пожалуй, вспомню своего любимого художника Клода Моне. Я много раз бывал в галерее Орсе в Париже, и в зале импрессионистов меня завораживают его картины. Например, с одного и того же места он писал один и тот же пейзаж несколько раз в разном состоянии природы, при разном свете. И раз уж у меня была такая возможность, я с увлечением последовал идеям великого художника и несколько дней «кружил» вокруг кипарисов. Соответственно, и фотографии с одного места получились совершенно разными: дождь, туман, рассвет, сумерки… Было очень интересно изучать, как свет ложится на деревья, и как он может менять всю композицию.

В этой поездке со мной был стандартный комплект техники пейзажиста: Nikon D850AF-S NIKKOR 14–24mm f/2.8G EDAF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VRAF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II. При этом большую часть кадров я снял на телевик 70-200mm. Для пейзажа это необычно, но именно он пригодился для «густой» съемки: отдельные деревья, даже части их, плотная композиция. Когда отходишь подальше от деревьев, то на телевике пространство сжимается, и объекты сливаются друг с другом. Так получалось отсечь в композиции небо, сделать ее замкнутой. Взгляд не находит выхода на яркий участок неба, и это добавляет фотографиям загадочности, таинственности. 

Мы проводили на воде 3-4 часа утром и столько же вечером. Дело было в середине ноября, когда на деревьях листья оранжевые и красные. Так сказать, золотая болотная осень с туманами. Пару раз в таком утреннем тумане весь 4-часовой выезд мы потратили на то, чтобы добраться до локации и потом найти на ней самую выигрышную композицию. Такой вот фитнес-фото-тур у нас получился.

04

05

Снимать кипарисы из воды было очень интересно, из-за композиционных сложностей приходилось достаточно точно «позиционировать» себя на реке, буквально играть в шахматы с деревьями, стараться выделить всего 1 или 3 элемента композиции из всего окружающего хаоса. 

Обычно луизианские озера и реки довольно мелкие, полметра-метр глубиной: в болотных сапогах, как у охотников и рыболовов, можно выйти из каяка, поставить штатив и снимать на длинной выдержке. Но в этот год нам не очень повезло, до нашего приезда шли сильные дожди, и вода поднялась до полутора метров. Так как каяк болтается даже в абсолютно тихой воде, и его практически нереально стабилизировать, штатив становится неприменимым инструментом. Поэтому большая часть кадров снята с рук.

И это было основной проблемой для настройки камеры. Приходилось варьировать выдержку, в сумерках поднимать ISO до 800-1000, хотя обычно для пейзажа мы используем 100. В этом плане D850 хорошо держит шумы, так как открывать диафрагму приходилось до 4-5, чтобы захватить побольше света. Я делал много дублей и все время проверял кадры на размытие. Крайние значения выдержки: при самом низком свете я использовал 1/50-1/60, длиннее уже был большой риск шевеленки. Как только начинало светать, я в первую очередь занижал ISO до 320-400 и через полчаса после рассвета уже закрывал диафрагму до 8-13. На закате, соответственно, все наоборот.

06

07

Если на следующий год вода будет пониже, то мне очень пригодится ND фильтр, чтобы размыть воду и улучшить отражение. В этот раз мне понадобился только полярик, он притемнял небо и убирал нежелательное отражение и блики от воды. Если вы отправитесь на подобную съемку, рекомендую брать ND фильтры 6 стопов и 10 стопов, чтобы делать длинные экспозиции. 6 стопов — на закате, 10 стопов — днем.

На некоторых кадрах получилось совместить одновременно теплый и холодный свет. Мне вообще в пейзаже нравится такая игра. Я старался дождаться такого состояния света, когда отраженные лучи падают на нужное мне дерево, а на заднем плане, в чаще, все еще стоят холодные ночные оттенки. И получался интересный контраст между теплой осенней листвой и холодными тенями густого леса. Потом я подчеркивал этот эффект дополнительной обработкой: поднимал черную точку в синем канале, чтобы еще больше тонировать тени синим, и, наоборот, выделял светлые участки и добавлял немножко теплого. Это самый простой прием обработки.

Еще я делал кадры с мультиэкспозицией, с движением камеры вверх-вниз. Поэтому снимки получались иногда чуть смазанные, более мягкие, плавные. В пейзажах, где много деталей в кадре, плюс жесткий вертикальный ритм деревьев, всегда тяжело показать мягкость, так как очень много отвлекающих деталей: мусора на воде, листьев, веток. И такой прием с мультиэкспозицией помогает эту детальность смягчить, как бы замаскировать ее.

08

09

В кадрах, которые сразу не сняты с мультиэкспозицией, но хочется их смягчить, можно потом на посте дублировать слой фотографии и сделать вертикальный (на 90 градусов) моушн блюр, буквально на 200-300 пикселей, и наложить в режиме оверлей и в режиме скрин прозрачности процентов на 30-40. Так можно сымитировать вот это движение камеры в мультиэкспозиции. 

Конечно, отправляясь в подобные места, можно проплавать неделю и практически ничего не снять. Хорошо, если удается заранее составить представление о месте, примерном расположении нужных локаций и вдобавок иметь гида, который понимает задачи съемки. Мне повезло, что мой друг Дима Архипов уже ездил туда два года подряд, знает многие локации и смог привести нас в очень интересные места. И даже с таким помощником нам приходилось приплывать на разведку в одно и то же место несколько раз, чтобы понять композицию при разных световых режимах. Например, что в туман или дождь такая-то композиция, и именно такие-то деревья будут смотреться выигрышно. И приплывали туда именно в нужную погоду. Я считаю, что за неделю мы не так уж много успели. Это очень перспективные для пейзажа места. Надеюсь, что скоро снова туда вернусь.

10

11

Когда я показал эти пейзажи в своих соцсетях, меня ожидаемо закидали вопросами о том, где они сняты. При современном развитии фото туризма любая новая интересная локация может мгновенно стать «вирусной», людей с камерами там вдруг становится критично много. Конечно, на территории в десятки тысяч гектар каждому найдется по болоту, но при этом хотелось бы, чтобы девственные кипарисовые рощи оставались местом спокойным и нетронутым, сохранили уникальную тишину кадра. Поэтому позвольте мне не раскрывать до конца геолокацию снимков, а вдохновившимся моими работами пожелаю самостоятельно найти ту самую свою кипарисовую рощу.

Я | ФОТОГРАФ. Лера Лукащук

Я | ФОТОГРАФ. Лера Лукащук

Блог3 года назад
Представляем вам портреты Леры Лукащук. «В каждой работе я пытаюсь выразить мою маленькую, но главну...
Ах, Белла

Ах, Белла

Блог2 года назад
Проезжал я на коне по имени Ксерокс по Пушкинской площади, и останавливает меня милиционер по имени ...
Булат Окуджава

Булат Окуджава

Блог2 года назад
А ведь Булат Шалвович просил... Нет, не просил, конечно. Он пел в форме нежного повеления о то...
Амурская Азбука

Амурская Азбука

Блог3 года назад
“О, западник! - Откуда? ” на первой минуте знакомства раскалывает меня Роман. “Масколяку на гиляку?”...
Большое путешествие по Киргизии. Часть 4: Джеты-Огуз

Большое путешествие по Киргизии. Часть 4: Джеты-Огуз

Блог3 дн. назад
Вокруг Иссык-Куля находится довольно много красивых ущелий и урочищ: например, Григорьевское, Карако...
Иллюстрированный рассказ о путешествии на остров Пасхи

Иллюстрированный рассказ о путешествии на остров Пасхи

Блог2 года назад
Дорогие мои друзья! В декабре 2016 моя фоторабота одержала победу в начале в национальном этапе, а з...
Большое путешествие по Киргизии. Часть 1: небесные горы, изумруды.

Большое путешествие по Киргизии. Часть 1: небесные горы, изумруды.

Блог6 дн. назад
Низкая изумрудная трава под ногами, бесконечное синее небо над головой. Где-то вдалеке над облаками,...
МЕДВЕЖИЙ РАЙ - ОСТРОВ САМАНГ НА КУРИЛЬСКОМ ОЗЕРЕ

МЕДВЕЖИЙ РАЙ - ОСТРОВ САМАНГ НА КУРИЛЬСКОМ ОЗЕРЕ

Блог3 года назад
Остров Саманг - сердце Курильского озера. Интересен факт, что этот остров является "родильным д...
Неестественное естество

Неестественное естество

Блог3 мес. назад
«А я принципиально не пользуюсь Фотошопом и предпочитаю экологически чистые фотопродукты!» – гордо и...
Последние дни золотой осени

Последние дни золотой осени

Блог3 года назад
В этом году золотая осень на Курильском озере оказалась долгой...
Правила жизни Олега Зотова

Правила жизни Олега Зотова

Блог3 года назад
Правила жизни. Олег ЗотовДорогие друзья, продолжаем популярную рубрику «Правила жизни». Cегодня мы п...
Под крышей тумана

Под крышей тумана

Блог3 года назад
За тот время, что прожил я на берегах реки Горин в Комсомольском заповеднике, утро без тумана было о...
Зимний Крым

Зимний Крым

Блог1 мес. назад
Когда-то я задался вопросом: куда можно поехать на новый год, чтобы «и недорого, и красиво, и тепло»...
Я | ФОТОГРАФ. Георгий Чернядьев

Я | ФОТОГРАФ. Георгий Чернядьев

Блог3 года назад
Представляем вам портреты, сделанные Георгием Чернядьевым. Его притягательные кадры с нежными и неиз...
Тонкие струны Байкала или 400 км на коньках! Часть 1: Бугульдейка-Ольтрек

Тонкие струны Байкала или 400 км на коньках! Часть 1: Бугульдейка-Ольтрек

Блог1 мес. назад
Всё началось с мечты. Мечты увидеть чистейший лёд Байкала, прикоснуться к святыне Сибири, почувствов...
Тайны кипарисовых болот
Даниил Коржонов

Комментарии

Отправить