Стереофотография: ретроспективный взгляд на истоки 3D-изображений
Виртуальная реальность, или VR, не является чем-то новым. Идея о том, что наш левый и правый глаз видят одно и то же под немного разными углами и что наш мозг объединяет эти два разных изображения таким образом, что мы можем видеть в трех измерениях, существует, по крайней мере, с начала 19 века. Впервые этот эффект был продемонстрирован сэром Чарльзом Уитстоуном в 1838 году.
Стерео - это греческое слово, в буквальном переводе означающее «телесный, твёрдый, объёмный, пространственный». Изобретение фотографии в 1839 году открыло возможность получения точных изображений для создания чрезвычайно убедительного стереоэффекта, которого было очень трудно добиться с помощью рисунков или картин. На протяжении многих лет были разработаны различные типы камер с двумя объективами для создания 3D- или стереоскопических фотографий. Почти каждый производитель камер 19-го века выпускал специальные стереокамеры с двумя объективами. На изображении в начале статьи представлена камера Stereo Kodak Modell 1, 1917 года, которая использовала плёнку типа-101 для создания стереопары в стандартном формате стереокарточек.
Стерефотография становится популярной
Начиная с 1850-х годов идея стереофотографии начала набирать обороты. С 1850-х по 1930-е годы почти в каждом доме среднего или высшего класса была коллекция стереокарточек и по крайней мере один стереоскоп для их просмотра. За этот 80-летний период были сделаны миллиарды стереокарточек самых разных форматов.
Продажа стереокарт в фотостудиях, в аптеках и сувенирных магазинах была основным источником дохода для многих профессиональных фотографов на протяжении последней половины 19-го века. Крупные издательские компании также принимали в этом участие, выпуская стереокарточки миллионными тиражами. Крупнейшими издателями были Keystone и Underwood & Underwood. Кроме всего, эти компании продавали стереоскопы на любой вкус и кошелёк.
Каталог Sears and Roebuck 1908 года предлагает потребителям стереоскопы от 28 до 60 центов и шесть страниц стереокарточек с самыми разнообразными сюжетами.
Компания Keystone выпускала набор стереокарточек "Tour of the World" в различных коллекциях объёмом от 300 до 1200 карточек.
Одним из наиболее распространенных типов стереоскопов был стереоскоп Холмса, изобретенный доктором Оливером Уэнделлом Холмсом-старшим - врачом, писателем, поэтом, изобретателем и эрудитом. Данный стереоскоп, состоял из двух призматических линз и деревянной подставки для стереокарты. Этот тип стереоскопа оставался в производстве в течение столетия, и в настоящее время все еще существуют компании, производящие их в ограниченном количестве. В дальнейшем были разработаны и другие форматы, которые широко использовались в Европе. Например, стереоскоп Le Plistero, сделанный в Париже. Он предназначен для просмотра стереопар, созданных на прозрачной плёнке типа-120.
стереоскоп Холмса
стереоскоп Le Plistero
Путешественники обычно покупали стереокарточки в качестве сувениров, точно так же, как в последующие годы они покупали открытки. Стереокарточки национальных парков, таких как Йеллоустоун и Йосемити, по-прежнему можно довольно часто встретить в антикварных магазинах и на блошиных рынках.
Упадок и возрождение в 1950-х годах
Пик продаж и популярности стереокарт пришелся на 1890-е годы. Великая депрессия 1930-х годов вывела из бизнеса крупных игроков, хотя конец эпохи и без этого был уже близок. Однако 1950-е годы ознаменовались возрождением стереосъемки с использованием 35-миллиметровой слайд-плёнки. 35-миллиметровые стереокамеры продавались несколькими компаниями, но крупнейшим производителем была компания David White Company, разработавшая стереокамеру Realist. Поскольку Realist фактически создал новый формат слайдов, его пользователям потребовалась новая линейка аксессуаров и услуг. В связи с этим David White создала целую систему, которая включала в себя все необходимое для съемки, монтажа, просмотра и хранения стереофонических слайдов.
стереокамера Realist
стереоскоп и "катушка" View-Master
Эпоха после Второй мировой войны также ознаменовалась появлением и долгосрочной популярностью другого стереоформата, View-Master. О View-Master часто думают как об игрушке, потому что он был недорог и популярен среди молодежи. Люди, выросшие в 1950-х годах, почти всегда с теплотой вспоминают View-Master, который был у них в детстве. Для этого стереоскопа была разработана специальная «катушка» с одноимённым названием, которая представляла собой тонкий картонный диск, содержащий семь стереоскопических 3-D пар - маленьких прозрачных цветных фотографий на плёнке.
Стереофотография в наши дни
В наше время стереофотография стала гораздо проще и доступней: достаточно иметь под рукой смартфон и специальное приложение. Одним из таких приложений является 3DSteroid Pro, которым могут воспользоваться как пользователи Android, так и iPhone. Оно позволяет любому смартфону создавать прекрасные стереоизображения, которые можно просматривать прямо на экране, используя любой стереоскоп (даже винтажный) или распечатать файлы в классическом стереоформате.
Многие люди все еще любят делать стереоизображения, и существуют организации для продвижения стереофотографии. Одной из них является Национальная стереоскопическая ассоциация (NSA), которая издает журнал и проводит национальный съезд. Лондонская стереоскопическая компания (LSC), также является крупным популяризатором стереофотографии. Её президентом является Брайан Мэй, астрофизик и ведущий гитарист рок-группы Queen.
Согласно LSC у стереофотографии даже есть свой собственный день в календаре: «День стереоскопии - это международный праздник, день рождения стереоскопического 3D. Он проводится ежегодно 21 июня, в годовщину того дня в 1838 году, когда сэр Чарльз Уитстон официально представил свой стереоскоп и продемонстрировал свою теорию бинокулярного зрения»
Идея, зародившаяся много лет назад, продолжает своё существование не только благодаря тем кто любит старинные фотографии или делает современные стереоизображения в старых форматах, но и тем, кто работает в самых современных версиях 3D-фотографии: VR.
Комментарии