Способы описания и оценки ваших фотографий
Ведущий учебник по творческой фотографии, выпущенный в 1980 году, посвящает более 90% своих 460 страниц техническим соображениям — работе камер и объективов, процедурам тёмной комнаты, освещению — и всего несколько страниц эстетике и композиции. Чтение этого учебника сегодня дает новую оценку того, насколько далеко мы эволюционировали — и насколько упростилась фотография — за последние несколько десятилетий.
Автор: Michael Rubin (web-site)
Как правило, фотографии описываются в терминах предмета: пейзаж, цветы, журналистика, мода, портреты… Или по техническому процессу: широкоформатная, платиновая печать, цифровая или аналоговая. А фотографическое образование фокусируется на технических навыках (использование Photoshop, освоение DSLR, ночная съёмка) и карьерном росте (получение работы, создание портфолио, построение бизнеса)— все это, конечно, важно, но самой фотографии уделяется совсем мало времени, поэтому здесь мы остаемся сами по себе, чтобы учиться и совершенствоваться.
Я хотел бы предложить некоторый универсальный язык и показатели, с помощью которых любой может описать и оценить свои собственные фотографии, а также получить в своё распоряжение более структурированные средства для улучшения, сравнения и оценки. Я не буду указывать точку в какой—либо шкале, которая соответствует значению «хорошо», каждый фотограф должен найти это положение самостоятельно. По крайней мере, мы все можем думать об этих метриках в общих масштабах и иметь конкретные атрибуты, которые можем исследовать.
Фотография объекта
Фотография момента
Объекты - Моменты
Я бы обобщил, сказав, что фотографии «объектов», как правило, статичны, и вы можете сделать много пробных изображений, получив в итоге отличный результат. Вы бы могли описать такую фотографию кому-то, просто сказав название изображённого на ней объекта. Студийные фотографии почти всегда состоят из объектов.
Однако момент динамичен. Камера специально предназначена для того, чтобы запечатлеть мимолётное мгновение. Это может означать, что секундой позже, представленная сцена будет существенно отличаться. Это может означать, что никто другой не смог бы запечатлеть эту сцену, кроме этого фотографа в это конкретное время. Это и есть момент.
Очевидно, что на всех фотографиях встречаются и объекты, и моменты, но вы можете почувствовать, когда одного, больше чем другого.
Очевидная фотография
Загадочная фотография
Очевидное - Загадочное
Когда вы смотрите на фотографию, запускайте воображаемый таймер. Сколько пройдет времени, прежде чем вы поймёте то, что вы видите? Некоторые фотографии очевидны. Они содержат хорошо видимые и узнаваемые объекты». Это фотография на документы, это фотография для каталога, «Какая прекрасная фотография …» - всё это описания очевидных фотографий. Другие атрибуты очевидной фотографии заключаются в том, что объект часто находится в центре кадра или на нейтральном фоне, но это не обязательно так.
На другом конце находится загадочный образ, непознаваемый или почти непознаваемый. Это расплывчато, нечётко или вырвано из контекста. Иногда этот образ используется для большего эффекта, почти как тест Роршаха; мы наполняемся смыслом, когда не можем его видеть. Загадочные фотографии могут быть просто текстурами или тенями. Изначально у зрителя может возникнуть вопрос или недопонимание. Эти изображения побуждают зрителей думать, не говоря им прямо, что они должны чувствовать или видеть.
Формальная композиция
Случайная композиция
Композиция: Формальный - Случайный
На каждой фотографии есть вещи, которые бросаются в глаза, ритмы и объекты, тени и формы. Когда фотограф — посредством прямых манипуляций или чистой удачи — делает снимок, эта сцена выстраивается в двухмерную композицию. А когда всё в кадре кажется выверенным и целенаправленно расположенным, может быть, симметричным, может быть, просто «аккуратным», это более формальная композиция элементов. «Всему свое место, и всё на своем месте» - так можно описать формальную композицию.
Тем не менее, формальные композиции могут показаться скучными и очевидными, хотя и не всегда. А «правила» композиции могут сделать изображения шаблонными и неоригинальными. «Решающий момент» Картье-Брессона говорит о волшебном свойстве упорядоченных, но естественных композиций.
И наоборот, если в сцене нет чувства организованности, нет сильных точек притяжения, она может казаться случайной. Зритель не знает, куда смотреть. Объекты могут неудобным образом скрывать другие объекты. Элементы переднего плана и фона неудобно конкурируют друг с другом. Это может быть сделано с большим эффектом, чтобы получить более естественноую фотографию, но это также часто является отличительной чертой новичка.
Аутентичная фотография
Постановочная фотография
Аутентичный - Постановочный
Любая фотография — это уловка, полностью передающая всё, что фотограф хочет выразить. Эдвард Уэстон назвал фотографию «преднамеренным искажением фактов». Как это ни парадоксально, фотография может (и часто делает) нарисовать картину, раскрывающую правду. Правдивость фотографии не зависит от ее подлинности. Для оценки фотографической подлинности явсегда задаюсь вопросами: «это реальная сцена, честный момент или она специально создана для фотографии?», «это взято из реальной жизни или задумано и исполнено?». Откровенная фотография кажется подлинной. Большая часть коммерческой фотографии постановочна.
Но здесь всё не так просто: насколько взаимодействие с субъектом делает фотографию «постановочной»? Допустимо ли включить свет? Можно ли передвинуть стул? Можете ли вы сказать кому-нибудь, чтобы он не двигался? Должны ли вы быть невидимым, чтобы никак не влиять на сцену?
Как и все остальные шкалы, шкала «Аутентичный -Постановочный» не жесткая линия, а градиент, и всё занимает свое место в этом континууме. Каждый фотограф изобретет свой собственный стандарт, по которому одно действие допустимо, а другое нет. Некоторые будут придумывать изображение на чистом полотне (в Photoshop); другие будут работать в студиях со светом и ассистентами. Некоторые будут наносить макияж. Некоторые придерживаться строгой журналистской этики. Если что-то чрезвычайно надумано, это не означает, что оно не передает правду.
Послесловие
Любая фотография может быть описана как комбинация каждого из описанных здесь терминов. Это позволяет вам быть конкретными в аспектах, которые вы хотите улучшить, поэтому вместо идиосинкразического описания фотографии как «хорошей» или «плохой» можно сказать: «это красивая, но очень очевидная, может быть, слишком очевидная и слишком формальная композиция, возможно, её нужно сделайть немного более «моментальной» и чуть менее «предметной»». Во всяком случае, этот подход может быть полезен, чтобы создавать фотографии более осмысленно.
Комментарии