Если вам не хватает вдохновения, прочтите интервью Александра Ра, участника фотодуэта EGRA — его взгляды на фотографию и жизнь в целом вполне могут стать вашей творческой мотивацией.
«Если что-то делаешь — делай это хорошо, от души. Пробуй, меняйся, рискуй, экспериментируй!
В целом ведь все, что мы делаем — это процесс творения: слова, поступки, вещи… Мне все больше кажется, что творчество — это принцип отношения к жизни, ко всему окружающему. А если речь о фотографии, то с недавних пор я поглощен ею почти всецело. Я и до этого уделял любимому увлечению почти все свое свободное время, а в настоящий момент растворяюсь в этом. И самое забавное то, что я стал замечать, как фотография перестала быть самоцелью, она для меня нынче способ разнообразить свою жизнь — путешествовать, познавать, открывать мир, людей, себя.
В словосочетании «работа в качестве фотографа» меня несколько смущает слово «работа», ибо фотосъемку я так не воспринимаю. В качестве фотографа я не часто именно работал, то есть снимал на заказ. Однако, и такое бывает. Я, в принципе, редко отказываюсь от любых предложений, связанных с фотографией, если понимаю, что смогу выполнить просьбу качественно.
Я периодически провожу индивидуальные мастер-классы, консультирую обращающихся ко мне с просьбой поделиться опытом. И вот здесь как раз у меня есть запомнившийся случай, когда фотограф из Екатеринбурга специально прилетел ко мне, в Санкт-Петербург, с целью перенять опыт и узреть мое видение. Это было в период белых ночей. Он был так серьезно настроен и не хотел терять времени даром, что мы несколько дней и ночей кряду провели на улицах города: ходили, смотрели, снимали. Практически нон-стопом, прерываясь на непродолжительный сон тогда, когда уже выбивались из сил. Он был счастлив: влюбился в Петербург, узнал больше, чем рассчитывал, понял, как снимать городской пейзаж. Дружим с ним с той поры, общаемся, был уже у него в гостях. Ну как такое работой назвать?! В этом, пожалуй, и есть учение: отдавая — приобретаешь.
Меня вдохновляет красота. Если осознаешь, что она всюду, то и идей оказывается несметно. И проявляться она может где и как угодно. А с точки зрения фотографа одно из самых интересных явлений, конечно же, свет. Само слово «фотография» с древнегреческих времен означает «светопись». Поймать свет, его живопись, краски, тот самый момент — все равно что запечатлеть творенье Великого Художника. И тут, если приглядеться, нет рамок.
Мы вот, например, были на Байкале недавно. Так у меня там случилось новое откровение: свет даже днем настолько чист и прозрачен, что снимать хочется без остановки, от рассвета до заката, а там, глядишь, и звезды проявляются — валишься с ног, но идешь щелкать — красота ведь!.. И еще очень сильно меня возбуждает буйство стихий: громы, молнии, ливни, снегопады, шквалы, шторма, туманы — чем сильнее резвится природа, тем ярче во мне пылает сердце. Запечатлеть такое во всей красе, да так, чтобы аж из кадра веяло тем состоянием — редкость, большая удача! Но если случается — о-о-о, я в восторге!.. Такая фотография лично для меня всегда особенна, и куда интереснее той, где запечатлен эффектный закат.
В детстве я ходил в фотокружок, где познал выдержки, диафрагмы, проявители, закрепители, увеличители и прочее-прочее. Потом сам практиковал, ибо интересно было. С различной степенью интенсивности это происходило где-то примерно до университета. Потом как-то поглотили учеба и работа разом. И как-то все сошло на нет, вернувшись ненадолго, когда родился сын, которого я с упоением снимал просто на качественную «мыльницу»... А возродилось все относительно недавно, лет 7 назад, когда я вдруг понял, что не живу для себя. Я встретил Лену. Она меня, можно сказать, пробудила, напомнив, что необязательно заниматься всегда только чьими-то делами и заботами, что есть и своя жизнь, свои стремленья. Я показал ей принцип работы фотоаппарата, вспомнил сам, поснимали на пленку, купили цифру — и понеслась. Затем придумали совместный творческий псевдоним — EGRA. И стали заниматься фотографией вдвоем, учиться заново. Потом я увлекся съемкой города, панорамами. Теперь вот тянет больше на природу. И не сказал бы, что в какой-то момент обучение состоялось. Оно все это время происходит и трансформируется. Так-то я до сих пор учусь, и не думаю, что есть предел этому ученью. Только уж если достичь того состояния души, когда и камера не нужна :)
К критике своих работ я отношусь ситуативно. Могу улыбнуться и всё, могу расспросить подробности аргументации, поспорить, обсудить, могу не отреагировать, ибо мнений — миллион вариантов: одному не нравится, а другой — в восторге. В любом случае, я критику принимаю как еще одно явление, существующее в природе человека: ну захотел кто-то высказаться — пусть. А вообще, по мне, так у каждого автора найдется свой зритель. Творчество — это же свобода самовыражения. Зачем ей критика — это какой-то атавизм, на мой взгляд. Критика идет от оценки, рамок, шаблонов, правил. И где тут творчество тогда?! Проще я на это смотрю: нравится тебе чья-то работа — наслаждайся, нет — ну и ладно, жизнь продолжается. По сути-то, все постоянно меняется: и стереотипы, и мнения, и люди...
У меня есть съемка мечты. Увидеть и поснимать наш общий дом, эту обитаемую планету — из космоса.
Я не делаю нечто секретное на съемках: всматриваюсь, увлекаюсь и ухожу в процесс всецело…
Излюбленные приемы съемки? Они время от времени меняются, так как я люблю пробовать… и оттого много снимаю. А если вдуматься, то, пожалуй, я неизменно стремлюсь захватить сцену, которая не умещается в один кадр, и частенько делаю панорамы.
Вот что-что, а все ж есть то, что я готов назвать работой — это отсев отснятого материала. До сих пор у меня не получается с легкостью расставаться с фотографиями, которые собственноручно нащелкал. А если учесть, что я делаю это зачастую безудержно, то и в корзину затем летят гигабайты. Расставаться со своими творениями — будто от сердца отрывать, а не отсортируешь — потеряются самые интересные. В этом плане то, что нас двое (я и Лена), шибко помогает.
Чего бы мне хотелось достичь через 5 лет? Я так далеко не загадываю. Что случится, то и будет. Не имею какого-то конкретного плана, задумки, проекта. Будущее сокрыто — чего о нем думать. Вдруг меня завтра душа позовет вдаль от фотографии или вздумается все поменять, или вообще машина собьет. Все может быть. У меня есть только сегодня, только сейчас.
Будьте собой. Будьте тотальны. Живите сейчас. Принимайте приходящее. Улыбайтесь! Любите! И себе пожелаю того же самого :)»
С потрясающими фотосюжетами Александра и творческого дуэта EGRA вы можете ознакомиться на сайте и в группе ВКонтакте.
Правила жизни. Александр Ра
Правила жизни. Александр Ра
Как превратить плёночную камеру в цифровую
Блог •
3 года назад
Видеоблогер [befinitiv] опубликовал на своём YouTube-канале видео, в котором показал, как ему удалос...
Меган Доэрти: под кайфом от меланхолии
Блог •
5 дн. назад
Подростковые годы часто отмечены фантазиями: мечтами о будущем и о той жизни, которой ты мог бы жить...
Булат Окуджава
Блог •
8 лет назад
А ведь Булат Шалвович просил...
Нет, не просил, конечно.
Он пел в форме нежного повеления о то...
Я | ФОТОГРАФ. Михаил Докудовский
Блог •
8 лет назад
Представляем вам подборку черно-белых портретов Михаила Докудовского. Не отвлекаясь на цвет, Михаил ...
Фотограф Барри Уэбб показывает удивительный мир миксомицетов
Блог •
2 года назад
Миксомицеты или слизевики, считавшиеся ранее грибами, – это маленькие организмы, которые помогают р...
Эрин Грабовски: о жизни среди тьмы
Блог •
5 дн. назад
«Я бы определенно назвала “фотошоп” тем местом, где я больше всего напрягаю свои творческие мускулы,...
Три эпохи фотографии: пластина, плёнка, «цифра»
Блог •
2 года назад
После изобретения в начале 1800-х годов фотография и фотокамеры прошли долгий путь развития. Громозд...
5 кадров с камерой Mamiya 645 1000s и объективом Sekor 80mm f/1.9
Блог •
2 года назад
Я увлекаюсь плёночной фотографией с 2012 года. Начинал я с плёнки 35 мм и зеркальной камеры, а позже...
Концептуальная фотография Килли Спарре
Блог •
2 года назад
Чтобы убежать от обыденных реалий жизни, концептуальный фотограф Килли Спарре создаёт альтернативные...
Белая цапля Кеничи Оно: Photoshop или реальность?
Блог •
1 год назад
Японский фотограф Кеничи Оно регулярно посещает местный водоём, чтобы попрактиковаться в фотографиро...
Италия в объективе фотографа Люка Кордаса
Блог •
2 года назад
Люк Кордас - фотограф, живущий и творящий в основном между Нью-Йорком и Европой, чьи работы посвящен...
Пустыня Намибии, как рай для фотографа
Блог •
6 лет назад
Пожалуй, самое известное место Намибии - deadvlei. Это долина с мертвыми деревьями, окруженная краси...
Фотоархив: хаос и красота автобусов Greyhound на фотографиях Эстер Бабли, 1943г.
Блог •
2 года назад
В 1942 году двадцатиоднолетняя Эстер Бабли была принята в Управление военной информации (OWI) в Ваши...
Неземные пейзажи Таддеуса Биберауэра
Блог •
1 год назад
Таддеус Биберауэр - австрийский фотограф-самоучка, чьи глубоко захватывающие, неземные композиции за...
Фотоархив: история культовой фотографии Ормонда Джильи «Девушки в окнах», 1960 г...
Блог •
2 года назад
В 1960 году фотожурналист Ормонд Джильи собрал 43-х женщин, одел их в изысканные красочные наряды и ...
Комментарии