От отпечатков до NFT: путешествие фотографии в цифровую эпоху

Я вырос в эпоху, когда фотографии создавались и потреблялись в печатном формате. Цифровые технологии тогда ещё только зарождались, но для обычного человека это всё ещё был аналоговый мир. Газеты, журналы и вещательное телевидение были одними из основных средств потребления новостей, развлечений и рекламы. Вместо того чтобы открывать Google или Instagram на своем смартфоне, вы бы подошли к местному газетному киоску.

Автор: Raphael Viera (website)

image_7

©Raphael Viera

Печать и сила фотографии

Способ, которым мы подвергались воздействию фотографии, был другим, но фотография выполняла основные социальные функции, которые по сути были похожи на то, что мы имеем сегодня – она не просто документировала события, но и помогала влиять на общественное мнение посредством тщательного контроля со стороны редактора, который решал какие фотографии следует публиковать, а также обдуманных решений со стороны фотографа о том, как составлять свои изображения и что включать в кадр. Фотография также служила средством рекламы товаров и услуг, разжигала наши желания и открывала наши кошельки.

Излишне говорить, что в аналоговую эпоху власть по формированию мнений была гораздо более централизованной и сосредотачивалась в руках нескольких крупных медиа-корпораций, которые могли решать, что нам показывать, а что нет. Вам также нужно было обладать крупной суммой денег, если вы хотели рекламировать свою продукцию или свою компанию в журналах или на телевидении. Этот рынок практически полностью был закрыт для малого бизнеса.

Также было довольно сложно получить доступ ко всему, что могла предложить фотография в качестве альтернативы. Вы были ограничены кураторством журналов, галерей и фотоконкурсами — обычно субъективный вкус нескольких критиков и редакторов, решающих, что мир может увидеть в среде фотографии. Но все это должно было вот-вот измениться.

image_11

©Raphael Viera

Цифровая эпоха и социальные сети

Цифровая революция потрясла фотографию до основания, но именно рост социальных сетей смог пошатнуть монополию на информацию. Несмотря на то, что многие крупные медиа-холдинги всё ещё оставались на вершине, ряды наступающих им на хвост значительно расширились. Мы наблюдали бурный рост числа независимых создателей контента, независимых новостных каналов и малого цифрового бизнеса.

Внезапно фотографы, которые ранее были неизвестны, получили огромное количество подписчиков и популярность в социальных сетях, таких как Instagram. Советы и приёмы по методам съёмки распространялись быстрее и проще, что помогло ускорить и облегчить процесс обучения для всех. В некотором смысле можно сказать, что доступ к фотографии в целом стал более демократичным.

Тем не менее, у нас всё ещё остается скелет в шкафу — алгоритмы социальных сетей, которые диктуют, что должно отображаться в вашей ленте. Теперь у нас есть не только редакторы, но и всемогущий искусственный интеллект, решающий за нас, что мы должны видеть. Конечно, он более децентрализован и адаптирован к нашим индивидуальным вкусам, но всё же следует одному главному критерию: он будет отдавать приоритет тому, что максимизирует ваше взаимодействие с платформой и время пребывания на ней. Вдобавок к этому мы получили ещё и сомнительный багаж  в виде кликбейтных заголовков, хейтеров, фейковых новостей и поддельных фотографий, которые стали центральной темой для обсуждения в последние годы.

Ярчайшим примером, того как может быть использована цифровая манипуляция является проект «Книга Велеса» фотографа-документалиста Йонаса Бендиксена. Делая фоторепортаж об индустрии фальшивых новостей в Македонии, он намеренно  обманул все фотографическое сообщество с помощью компьютерных технологий, добавляя на фотографии несуществующих людей, созданных компьютерной программой.

«Я начал задавать себе вопрос – сколько времени пройдет, прежде чем кто-то обратит внимание на “документальную фотожурналистику”, у которой нет другой реальной основы, кроме фантазии фотографа и мощной компьютерной видеокарты? Сможем ли мы заметить разницу?» – рассказывал впоследствии Бендиксен о своём проекте

Работа Бендиксена-благодатная почва для дискуссий, связанных с цифровыми манипуляциями и тем, как определить, что реально, а что нет. Существуют научные исследования, показывающие, что люди запоминают увиденное на поддельных фотографиях, как реальные события, даже если их предупредят о возможности того, что то, что они видят, является подделкой.

Несмотря на то, что фотомонтаж существовал со времён фотолаборатории, цифровая среда сделала редактирование фотографий и манипуляции с ними чрезвычайно простыми и доступными каждому. Даже за пределами ниши фотожурналистики многие фотографы в Instagram часто публикуют сюрреалистические пейзажи с заменой неба и нереалистичными цветами или портреты людей с невероятно идеальными формами тела и кожей.

Здесь речь идет не о том, является ли это вообще проблемой или просто естественной эволюцией, а скорее о том, что по мере развития технологий граница между фотографией и обработанной фотоиллюстрацией с каждым разом становится все более размытой и сложно контролируемой. На этом мы плавно перетекаем к современным достижениям в области вычислительной фотографии.

image_10

©Raphael Viera

Смартфон и вычислительная фотография

Было бы очень неосторожно с моей стороны пренебречь разговором о колоссальном влиянии, которое камеры смартфонов оказали на фотографию как средство массовой информации в обществе. Согласно исследованиям, количество фотографий, создаваемых во всем мире каждый год, исчисляется триллионами. Даже с учетом 15-процентного снижения, вызванного пандемией COVID-19, в 2020 году все равно сделано 1.13 триллиона фотографий. В период с 2010 по 2019 год было сделано в семь раз больше снимков, чем в предыдущем десятилетии.

Это число не только ошеломляет, но и является прямым результатом широкого использования смартфонов в обществе. Оценка строится на том, что сегодня в мире 6.37 миллиарда человек имеют современные смартфоны, это почти 81% населения земного шара! Это число еще выше, если учесть мобильные телефоны более старых моделей - 7.1 миллиарда пользователей, что составляет примерно 90% населения.  Как современные, так и более старые модели оснащены камерами.

Поначалу, из-за ограничений в размерах датчиков и объективов, камерам смартфонов было нелегко конкурировать с классическими камерами. Но с годами эти ограничения были преодолены, в значительной степени благодаря вычислительной фотографии и технологиям искусственного интеллекта. Сенсоры камер смартфонов лишены затвора и настолько молниеносны, что при нажатии на кнопку спуска делается несколько снимков одновременно, а вычислительная технология вносит свой вклад, комбинируя их по мере необходимости для создания потрясающих изображений с высоким разрешением, низким уровнем шума и широким динамическим диапазоном. Подобное может быть достигнуто только с помощью постобработки файла RAW в традиционных полнокадровых камерах.

И это только один пример того, насколько продвинуты камеры смартфонов в наши дни. Полнокадровые беззеркальные камеры высокого класса, похоже, также движутся в направлении вычислительной фотографии, а последняя модель Nikon Z9 произвела фурор как первая камера без затвора с невероятной скоростью считывания сенсора.

image_12

©Raphael Viera

NFT и будущее фотографии

Большинство фотографий теперь используются в цифровом виде, обычно на экранах смартфонов. Это, очевидно, повлияло на наш рабочий процесс как фотографов и, кроме того, на эстетическую сторону создания изображений. От вертикального кадрирования, которое лучше подходит для экрана смартфона и публикации в социальных сетях, до более графичного и контрастного внешнего вида, который имеет тенденцию получать больше просмотров и положительных оценок в этих форматах.

И теперь NFT (или невзаимозаменяемые токены) кажутся следующей эволюцией в потреблении цифровых изображений и коллекционировании произведений искусства. Если кратко, то NFT позволяют арт-дилерам продавать и собирать фотографии в цифровом формате, как если бы они были настоящими репродукциями изобразительного искусства, созданными в единственном экземпляре.Технология блокчейна, лежащая в основе NFT, позволяет использовать закодированный смарт-контракт каждый раз, когда NFT продается онлайн, гарантируя его уникальность. Мало того, фотограф также может указать процент роялти, поэтому каждый раз, когда NFT перепродается, он автоматически получает часть прибыли.

Многие фотографы уже начинают зарабатывать на жизнь с помощью NFT. Будущее уже здесь. Способ, которым мы производим и потребляем фотографии, постепенно перешел от аналогового к цифровому, и теперь мы движемся к вычислительной фотографии и технологиям блокчейна. Но что не изменилось за последние несколько десятилетий, так это функция фотографии.

Мы по-прежнему делаем фотографии для того, чтобы запечатлеть эмоции, чтобы помнить о главных событиях, чтобы поделиться своей жизнью с друзьями и всем миром, чтобы доносить важную информацию , продвигать продукты, услуги и образ жизни, чтобы вдохновлять и выражать наши чувства и идеи. И все это по-прежнему лучше всего достигается за счет тщательного и обдуманного использования композиции и освещения, независимо от того, носите ли вы смартфон, беззеркальную полнокадровую камеру последней модели или вызывающую ностальгию плёночную "зеркалку".

Источник: PetaPixel

Я | ФОТОГРАФ. Михаил Докудовский

Я | ФОТОГРАФ. Михаил Докудовский

Блог8 лет назад
Представляем вам подборку черно-белых портретов Михаила Докудовского. Не отвлекаясь на цвет, Михаил ...
Хрононавт: момент времени

Хрононавт: момент времени

Блог1 мес. назад
Хрононавт – это Миа и Фабиан - дуэт фотографов, проживающих в Белграде. Миа и Фабиан познакомились в...
Фотограф Билл Хао построил гигантскую камеру и превратил автобус в передвижную фотолабораторию.

Фотограф Билл Хао построил гигантскую камеру и превратил автобус в передвижную ф...

Блог2 года назад
Фотограф Билл Хао из Ванкувера, Канада, потратил два года на создание огромной камеры из дуба. Он сн...
Мэтью Студебейкер: «Фотографируйте то, что любите, фотографируйте то, что знаете»

Мэтью Студебейкер: «Фотографируйте то, что любите, фотографируйте то, что знаете...

Блог1 год назад
Мэтью Студебейкер начал фотографировать дикую природу в 10 лет, когда его дядя подарил ему 300-мм об...
Микко Таккунен – Гонконг

Микко Таккунен – Гонконг

Блог6 дн. назад
2020-2021 годы были странным периодом для Гонконга. Это было последствием массовых демонстраций, ста...
Как превратить плёночную камеру в цифровую

Как превратить плёночную камеру в цифровую

Блог3 года назад
Видеоблогер [befinitiv] опубликовал на своём YouTube-канале видео, в котором показал, как ему удалос...
«Полярники» : фотопроект Жан-Габриэля Лейно

«Полярники» : фотопроект Жан-Габриэля Лейно

Блог3 мес. назад
Неизвестный и невообразимо большой мир: на Северном и Южном полюсах можно встретить особый тип людей...
МЕДВЕЖИЙ РАЙ - ОСТРОВ САМАНГ НА КУРИЛЬСКОМ ОЗЕРЕ

МЕДВЕЖИЙ РАЙ - ОСТРОВ САМАНГ НА КУРИЛЬСКОМ ОЗЕРЕ

Блог8 лет назад
Остров Саманг - сердце Курильского озера. Интересен факт, что этот остров является "родильным д...
5 кадров на камеру Yashica Electro 35

5 кадров на камеру Yashica Electro 35

Блог2 года назад
Yashica Electro 35 — одна из тех камер, которую особенно советуют «эксперты по дальномерам». Это кла...
5 кадров на плёнку Ferrania P30

5 кадров на плёнку Ferrania P30

Блог3 года назад
Некоторое время назад я получил электронное письмо от магазина Film Photography Project, в котором м...
Меган Доэрти: под кайфом от меланхолии

Меган Доэрти: под кайфом от меланхолии

Блог7 дн. назад
Подростковые годы часто отмечены фантазиями: мечтами о будущем и о той жизни, которой ты мог бы жить...
Лиса и снег

Лиса и снег

Блог2 года назад
Фотограф Розелин Раймонд особенно любит лис. Однажды, когда на её район обрушился сильный снегопад, ...
Правила жизни. Ростислав Машин

Правила жизни. Ростислав Машин

Блог8 лет назад
Сегодня мы хотели бы познакомить вас с фотографом Ростиславом Машиным. Его работы пронизаны особенно...
Эрин Грабовски: о жизни среди тьмы

Эрин Грабовски: о жизни среди тьмы

Блог7 дн. назад
«Я бы определенно назвала “фотошоп” тем местом, где я больше всего напрягаю свои творческие мускулы,...
Три эпохи фотографии: пластина, плёнка, «цифра»

Три эпохи фотографии: пластина, плёнка, «цифра»

Блог2 года назад
После изобретения в начале 1800-х годов фотография и фотокамеры прошли долгий путь развития. Громозд...
От отпечатков до NFT: путешествие фотографии в цифровую эпоху
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить