Неестественное естество


"А я принципиально не пользуюсь Фотошопом и предпочитаю экологически чистые фотопродукты!" – гордо изъявляет в подписи к очередному выкладываемому в сеть образчику фотомусора очередной клеймитель всех программных редакторов и с чувством заслуженного превосходства удаляется в тень ожидания лайков, восторженных отзывов и прочих бонусов от почитателей своего таланта. И они (лайки) действительно сыплются осенним дождём: от жены и папы-мамы, друга Васи и брата Вити, а также ещё целой пары товарищей "из транспортного цеха", умеющих снимать на телефон. Правда, на этом "звездопад", как правило, и заканчивается. Ни побед на серьёзных конкурсах, ни оценок со стороны настоящих специалистов (да и просто внимания от посторонних, не "своих", зрителей), а также публикаций в достойных изданиях почему-то не случается.

Текст и все фото:  Tom Fincher

"Всех испортила цифровая эра", – заключает ценитель "девственного" файла и в который раз брезгливо закрывает вкладку сайта 35PHOTO, так и не найдя там себя если не среди победителей, то хотя бы в числе вообще допущенных к ресурсу авторов. - "Вот было дело в плёночные времена!" – предаётся воспоминаниям апологет принципов "невмешательства" (хотя, по правде говоря, и в те времена ничего путнего у него тоже не было, но это не важно, ибо "за сроком давности").

Известная ситуация, не правда ли? Но споры вокруг данного предмета как кипели, так и не утихают. Только вот самого предмета-то и нет. А есть подмена понятий и банальное незнание.

Давайте до обсуждения цифры начнём с более простого и очень распространённого утверждения: "Снимая на пленку, фотографы отображали естественную картину мира".
Спросим – "А насколько естественную?"
Дилетантам даже сам вопрос кажется абсурдным, но правильный ответ на него таков: "Настолько, насколько адекватно в представлении создателей фотоэмульсии её профиль сенсобилизации (чувствительности к разным участкам спектра и его амплитуде) соответствует воспринимаемым человеком цветовым и яркостным тонам, и насколько верно эти тона переданы при последующем печатном процессе". 

Производители (Fuji, Kodak, Agfa, Orwo и пр.) выпускали сотни типов плёнок, и все они давали в чём-то отличную от других ту самую "объективную" реальность, ибо ни одна из них чисто технически не была способна ни охватить весь яркостный диапазон видимого пространства, ни считать цвета так, как это делает человеческий глаз (об этом мы ещё поговорим подробней чуть дальше). Другими словами, фотограф, выбирая плёнку, уже как бы автоматически закладывал конкретную обработку в ожидаемый результат (по зелени, например, хорошо работала пара вариантов от Фуджи, скинтоны более привлекательно получались у специальных портретных типов от Кодака и т.п).

А теперь начнём добавлять сюда вносимые в изображение нелинейные искажения и хроматику объектива, особенности применяемого проявителя (он бывал контрастным, мягким, выравнивающим и мог быть представлен десятками рецептур с различными особенностями формирования картинки), присовокупим выбор способа проявления как плёнки, так и бумаги (стандартный, долгий в разбавленном активном растворе для разгона чувствительности, метод т.н. "мокрой печати" и метод Стерри для расширения отображаемого динамического диапазона  и т.д. и т.п.), а также учтём всевозможные ухищрения при собственно печати (например, фильтры и маски, простейшей из которых являлась ладонь фотографа на пути светового потока от фотоувеличителя на тех участках проецируемого негатива, где ожидался пересвет бумаги с уходом в чёрное и потерей деталей).    

И слегка поразмыслив, легко поймём, что всё это шаманство в одном флаконе являло собой самый, что ни на есть "оптико-химико-механический" редактор, который использовался с очевидной функциональной целью – приблизить то, что получается на бумаге, к картине, которую видел и запечатлел у себя в памяти фотограф.

Тут, к слову, начинается самое важное: 
"Запечатлел в памяти" –  пропустил через восприятие и осознание, выделил что-то главное и связал с какими-то внутренними ассоциациями, автоматически отбросил лишнее и не принял во внимание мелкодефектное. А это значит, что фотограф уже провёл некоторую предварительную "обработку", только пока в своей голове. Любой начинающий может вспомнить, как он, сняв, к примеру, красивый храм, держал его в своём воображении в виде шедевральной по красоте картинки, но, развернув файл дома на мониторе, впадал в полнейшее разочарование:
стены кособокие и валятся назад, на переднем плане жуткий мусор и пара каких-то совсем неживописных персонажей, купола пересекают бог весть откуда взявшиеся провода, небо с такими красивыми рельефами облаков вообще исчезло и пробито на вылет. "Но ведь всё же было иначе!" – недоумевает любитель и начинает задумываться над приобретением более продвинутой техники. "Конечно, будь у меня вот такой аппарат (листает каталог), да вот ещё такой объектив, я бы - ого-го!" – рассуждает он, и, ясное дело, заблуждается. Не будет никакого "ого-го". Ровно до того момента, пока не придёт осознание необходимости овладения всем техническим и программным фотоинструментарием, а не обретения какого-то конкретного образца топовой техники.

В цифровую эпоху мы получили массу удобств и возможностей для захвата и обработки изображений, но суть восприятия человеком реальной и отображённой на плоскости сенсора картинки осталась неизменной и принципиально отличающейся.

Удивительная способность нашей зрительной системы (глаз-мозг) заключается в её динамичной адаптивности и недоступной пока никакому техническому аналогу информационной производительности. Что это значит?

В отличие от фотоматрицы, наше зрение рисует образ не разово, а интегрально:

установлено, что глаз совершает постоянные просмотровые движения (а также микродивжения - до сотни в секунду), собирая в единой целое выхваченные участки общей "мозайки". Однако самое поразительное, что при этом наш зрительный центр на ходу подгоняет фокусировку и собственную чувствительность для каждого локального участка, повышает контраст значимых деталей независимо от занимаемого объектом тонового или цветового диапазона, распознаёт, что есть белое, а что нет при любом характере освещения, легко устраняет паразитные оттенки и оптические искажения, не продуцирует цветовой шум.

Мы, например, запросто и одновременно видим, что свежая листва в тени также детализирована и насыщена зеленью, как и на солнечной стороне, а вот камера будет отображать это дело совсем иначе. Разглядывая предмет, мы даже не задумываемся, что наше зрение автоматически и в динамике формирует образ, контур которого чёток и на переднем и на заднем плане (вот вам и стэкинг), у него нет выбитых или "недоэкспонированных" участков (вот вам и HDR), он ясен по цвету и не несёт  "паразитов" (общий и локальный балланс белого), на нём незаметны отдельные пылинки, а если объект -  ваша любимая девушка, то и мелкие дефекты (вот и ретушь).
Т.е. "кадр", а точнее, их ежесекундное множество, спроецированное хрусталиком на сетчатку глаза, превращается в понятные мозгу сигналы, и уже на этом этапе очень избирательно и непрерывно "улучшается", наделяется нужными акцентами, выделениями и т.п., проходя, таким образом, своего рода психо-физиологический "Фотошоп".

Ни один аппарат пока на такое не способен. И именно поэтому картинка с его матрицы имеет мало общего с увиденным человеком образом, и именно поэтому она по определению нуждается в существенной коррекции.

Что впрочем, отчасти и происходит без всякого вмешательства любителя, если он снимает в jpeg: 
производители хорошо знают всё, о чём здесь написано, поэтому встраивают в этот формат свои алгоритмы обработки, направленные на всякого рода улучшения выразительности изображения по контрасту, насыщенности, балансу, резкости. И когда ценители "первозданности" и "чистоты" говорят, что не приемлют никакую редактуру, они, как в и плёночные времена, сильно лукавят.    

Хотя, справедливости ради стоит заметить, что почва для такой позиции у них есть:
информационное пространство просто завалено "перефотошопленным" и "нафильтрованным" фотобарахлом, а также экзальтированным гламуром (что суть – другой полюс того же барахла), и не испытывать ко всему этому раздражения (с переносом на Фотошоп) неподготовленному, но имеющему неиспорченный вкус фотолюбителю, довольно трудно.    

Осознание того, что Фотошоп – это тот единственный мостик, который позволяет хоть как-то сблизить воспринимаемую нами (а точнее, рисуемую нашим мозгом) картинку окружающей реальности с эмоционально выхолощенным и ограниченным по целому ряду технических параметров отпечатком на матрице фотоустройства, приходит позже, но приходит обязательно.

В природе не существует никакой "чистой" фотографии. Сам по себе перенос трёхмерного визуально воспринимаемого мира на плоскость – уже обработка. И в ней участвует как сам человек, так и созданный им инструментарий – и технический, и программный. Правда, тут-то как раз никак без науки, чувства меры и большой практики, ибо, как говорится, "дай дураку э-э… шар стеклянный, он и шар разобьёт и руки порежет".

Нельзя подняться в Небо, просто помахав руками. Но можно, если иметь всего три вещи: истребитель, знания, как им управлять и постоянно совершенствуемый навык и опыт полётов.

Вот так и в фотоделе, и Фотошоп – тот самый истребитель.

Желаю всем достичь в своём фототворчестве не только стратосферы, но и дальнего космоса, освоить весь арсенал имеющихся для достижения поставленных целей средств и получать перманентное удовлетворение от движения ввысь. Также поздравляю всех с приближающимся Новым годом и сопровождаю свои наилучшие пожелания свеженьким и подобающим случаю натюрмортом:

"Новогодний бардачок" или "Свинский" угол" (в преддверии 2019-го Года Свиньи) 

С другими статьями автора можно ознакомиться здесь.


Источник: Tom Fincher
Микко Таккунен – Гонконг

Микко Таккунен – Гонконг

Блогвчера
2020-2021 годы были странным периодом для Гонконга. Это было последствием массовых демонстраций, ста...
Я | ФОТОГРАФ. Михаил Докудовский

Я | ФОТОГРАФ. Михаил Докудовский

Блог8 лет назад
Представляем вам подборку черно-белых портретов Михаила Докудовского. Не отвлекаясь на цвет, Михаил ...
Булат Окуджава

Булат Окуджава

Блог8 лет назад
А ведь Булат Шалвович просил... Нет, не просил, конечно. Он пел в форме нежного повеления о то...
Эрик Огден: скрытое присутствие

Эрик Огден: скрытое присутствие

Блог10 дн. назад
Фотограф из Мичигана Эрик Огден черпает вдохновение в пейзажах и жителях своего родного Среднего Зап...
Эрин Грабовски: о жизни среди тьмы

Эрин Грабовски: о жизни среди тьмы

Блог2 дн. назад
«Я бы определенно назвала “фотошоп” тем местом, где я больше всего напрягаю свои творческие мускулы,...
Габриэле Кроппи: метафизика городского пейзажа

Габриэле Кроппи: метафизика городского пейзажа

Блог12 дн. назад
Спокойными и могущественными кажутся мегаполисы, свободные от суеты и постоянного шума. Работы Габри...
Фотограф и модель побили мировой рекорд Гиннесса по глубине подводной фотосессии

Фотограф и модель побили мировой рекорд Гиннесса по глубине подводной фотосессии

Блог1 год назад
То, что началось как шутка о том, как безопасно проводить фотосессию во время ограничений COVID-19, ...
Меган Доэрти: под кайфом от меланхолии

Меган Доэрти: под кайфом от меланхолии

Блог2 дн. назад
Подростковые годы часто отмечены фантазиями: мечтами о будущем и о той жизни, которой ты мог бы жить...
Три эпохи фотографии: пластина, плёнка, «цифра»

Три эпохи фотографии: пластина, плёнка, «цифра»

Блог2 года назад
После изобретения в начале 1800-х годов фотография и фотокамеры прошли долгий путь развития. Громозд...
Фотоархив: ушедшая Бразилия на фотографиях Женевьевы Нейлор, 1940-1943 гг

Фотоархив: ушедшая Бразилия на фотографиях Женевьевы Нейлор, 1940-1943 гг

Блог1 год назад
Женевьев Нейлор, фотожурналист, ранее работавшая на Associated Press и WPA, была направлена в Бразил...
Антти Карппинен: создание образа бренда с помощью ИИ

Антти Карппинен: создание образа бренда с помощью ИИ

Блог1 год назад
У меня была возможность поработать над действительно интересным проектом для Savon Ammattiopisto под...
Невероятные фотографии Рэя Коллинза передают величественную красоту и силу волн

Невероятные фотографии Рэя Коллинза передают величественную красоту и силу волн

Блог2 года назад
Почти десять лет австралийский фотограф Рэй Коллинз посвятил свое ремесло документированию океана. С...
Кто не спрятался - я не виноват!

Кто не спрятался - я не виноват!

Блог8 лет назад
У вас есть шесть секунд: как я уже сказал, виноват не буду...
Лесфильм: пик сезона

Лесфильм: пик сезона

Блог8 лет назад
Пошел уже пятый месяц, как я живу на Камбальном озере. Около трех месяцев в Южно-Камчатском заказник...
Виктор Тяхт: «У профессионала должно присутствовать абсолютное хладнокровие в работе»

Виктор Тяхт: «У профессионала должно присутствовать абсолютное хладнокровие в ра...

Блог2 года назад
После общения с Виктором Тяхтом осознаешь, насколько сложное это направление — фотоанималистика. Все...
Неестественное естество
Tom Fincher

Комментарии

Отправить
5 лет назад
ответ
Познавательная статья, все отличие в том, что наше зрение не линейно, а фото камера линейна, да это видно на гистограмме. Нам еще в художественном институте объясняли, правда мало кто слушал, а зря.
Отправить
5 лет назад
ответ
Да, Кирилл, именно так! Кроме того, наше зрение – это не просто аналог оптики с сенсором, это зрительная СИСТЕМА, включающая ещё и непосредственно зрительный обработчик – МОЗГ. По зрительному нерву от сетчатки глаза текут отнюдь не готовые образы, а банальные нервные импульсы. А вот как они интерпретируются, рождая картинку в голове (причём, практически мгновенно в режиме "онлайн"), какие сигналы подавляются, а какие усиливаются, как они "окрашиваются" и расставляются по приоритетам – в этом тайна великая. И этот внутренний наш "редактор" куда как круче любого Фотошопа. Собственно, "проявка" полученного с камеры кадра (в ФШ или другом программном продукте) – это на самом деле наша осмысленная и творческая попытка показать отснятое так, как мы его видели собственными глазами со всем акцентами и нюансами, а не так, как это технически беспристрастно запечатлела матрица фотоаппарата.
Отправить
5 лет назад
ответ
Так наше зрение, на сколько я помню, содержит колбы, причем одни дневные, другие ночные. Причем ночных больше, чем дневных, вот почему ночью нам кажется все чб, так как включаются ночные колбы, а еще у нас динамический диапазон, подгоняется, то есть, я так понял как бы подстраивается под разные типы освещения, а мозг переворачивает изображение и вытягивает ДД, подгоняет баланс белого, то что камера не может делать. И почему новички, снимающие в джепеге, думают вот опять камера подвела, у меня камера виноват или оптика, видел такое не один раз, честно сам сначала так снимал, не понимал не чего, до того момента, пока не стал учиться. Сейчас много литературы, это хорошо , но много и брахла. Так же много хороших авторов, один из любимых Дмитрий Зверьев. Он просто не реальные городские пейзажи снимает.
Отправить