Мавританские пионеры футбола
Женский футбол как путь к эмансипации оказывает большое влияние на мавританское общество. Сейчас в стране насчитывается около 750 женщин-игроков. Красочная и впечатляющая серия работ французского фотографа Лукаса Бариуле рассказывает об этих мужественных борцах, которые противостоят предрассудкам общества и идут своим собственным путем к свободе. Их преданность делу придает им неповторимую индивидуальность и силу.
Как возникла идея вашего проекта?
Последние четыре года я работаю над долгосрочными проектами об исламских республиках. Впервые я поехал в Мавританию в апреле 2019 года и был мгновенно очарован этой малоизвестной страной. Основные СМИ редко говорят о Мавритании, а если и говорят, то обычно в одном и том же ключе – о рабстве, джихадизме… Я хотел показать другую сторону этого региона. Через некоторое время я завел здесь друзей и лучше узнал эту страну. Я путешествовал вдоль побережья, снимая рыбаков Имрагуэна; я проехал на поезде с железной рудой через пустыню Сахара и сфотографировал бракоразводный процесс на границе с Сенегалом. Наконец, поселившись в Нуакшоте, я узнал о существовании женской футбольной команды.
Что делает мавританских футболисток такими особенными?
Когда страна получила независимость в 1960 году, она официально стала Исламской Республикой Мавритания, в конституции которой говорится: «Религией народа Мавритании является ислам». Маврикийское общество по-прежнему остается глубоко консервативным, поэтому для многих идея участия женщин в таком виде спорта не совсем приятна. Так что женщинам, решившим связать себя с футболом, приходилось постепенно, шаг за шагом, ломать устои, передвигать границы, рисковать и делать то, чего раньше они не делали.
Изменилось ли сейчас положение женщин благодаря футболу?
Женский футбол – это путь к эмансипации. Для некоторых игроков — это способ мечтать о лучшем будущем. Многие из них надеются вырваться на международную арену и путешествовать по миру. В обществе, которое все еще сильно разделено между этническими группами, командная игра позволяет женщинам любого происхождения находиться вместе. На футбольном поле тот факт, что они Мур, Волоф или Харатин, уже не имеет значения. Там они все равны, играют в команде и упорно трудятся, чтобы становиться лучше с каждым днем. 16-летняя Кумба, одна из лучших игроков, носила перчатки и вуаль, чтобы скрыть свое тело. Тренер убедил ее, что она может играть в шортах и футболке с непокрытой головой. Это остается личным выбором каждого из них.
Что вы хотели показать своими работами?
Я журналист, поэтому моя идея была проста: рассказать истории этих молодых мавританских женщин. Я хотел показать их тренировки на футбольном поле, а также то, как выглядит их повседневная жизнь. С моей коллегой Теей, с которой я работал над этим проектом, мы следили за ними в школе, у них дома в кругу семьи, во время их молитвы… Это было необходимо, чтобы показать всю картину, а не только «спортивную» сторону.
Как вам удалось наладить контакт?
Время было ключевым элементом. Сначала я ходил только на тренировки. Затем нам нужно было поговорить с ними, подружиться и поделиться некоторыми моментами. Постепенно они привыкли к моей камере и забыли обо мне; они снова начали вести себя естественно. Как фотографы, мы обычно берем много и мало даем взамен. Поэтому мы уделили внимание ответам на все их вопросы: о Франции, о нас, о нашем взгляде на Мавританию. Это стало настоящим обменом, где все узнавали друг о друге. Вот что делает эту работу такой уникальной: камера — лучший паспорт для любого человека.
Вашей камерой была Leica Q…
Да, её небольшой размер делает эту камеру идеальным для страны, где важно быть осторожным, особенно на улице, где вы не хотите привлекать внимание толпы. Еще одна вещь, которая действительно важна для меня, это то, что это бесшумная камера, которая очень помогает вести съёмку внутри мечети, когда люди молятся. Её объектив 28 мм прекрасен; он заставляет вас приблизиться к объекту, а затем взаимодействовать с ним. Мне нравится идея снимать целую серию одним и тем же объективом.
На что вы обращаете особое внимание при построении композиции?
Как фотожурналист, я считаю, что каждая фотография должна рассказывать историю. 10 процентов моей работы — это фотографирование. Остальное время я читаю, узнаю о месте, где я нахожусь или где буду работать, думаю о том, какие истории я хочу рассказать. Обычно фотографирование — самая легкая часть работы; что обычно сложно, так это получить доступ к месту, заставить людей позволить вам сфотографировать их в естественной обстановке; такими какими они есть.
Прибегвете ли вы к постобработке?
Я следую принципам фотожурналистики: никогда ничего не удаляю и не меняю в изображении. Я позволяю себе изменять только контрасты, баланс белого и яркость. Обычно я смотрю на свои изображения сразу после их съемки, делаю первую выборку, а затем возвращаюсь к ним через одну или две недели, что позволяет мне сделать шаг назад и произвести дополнительный отбор.
Чему вы научились у женщин – об игре и личном взгляде на мир?
Я сам не фанат футбола, но я впечатлен способностью этого вида спорта объединять людей. Как и любой репортаж, мой проект рассказывает о людях, о лучших и худших чертах человеческой натуры. Это меняет вас не только как фотографа, но и как человека.
Больше работ Лукаса Бариуле вы можете найти на его веб-сайте >>
Комментарии