Как «летучий фотограф» Джордж Стайнметц рассказывает истории с воздуха
Джордж Стайнметц, также известный как «летучий фотограф», известен своим уникальным стилем аэрофотосъемки с небольшой высоты. В своих изображениях он показывает широкий контекст истории и позволяет зрителю постепенно открывать для себя все больше и больше деталей. Главный инструмент, который он использует для создания кадров с воздуха — это «летающий стул». По словам Джорджа, это «самый легкий летательный аппарат с двигателем в мире — параплан с мотором». Конструкция включает в себя парашют, бак с топливом, пропеллер и сиденье, на котором сидит фотограф. В США, где живет Джордж, для управления таким аппаратом не нужно иметь лицензию пилота, и это позволяет ему совершенно по-новому рассказывать о местах, которые ему интересны.
Полный обзор беззеркальной камеры Canon EOS R
Рисовые террасы Юаньян в провинции Юньнань, Китай, являются крупнейшими в мире. Фотограф Джордж Стайнметц запечатлел их с воздуха, когда залитые водой поля, отражающие солнечный свет, напомнили ему разбитое зеркало. Снято на камеру Canon EOS 5DS R с объективом Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM и следующими параметрами: 1/100 сек., f/5.6 и ISO 100. © Джордж Стайнметц
Особенности фотосъемки с воздуха
Джордж впервые испытал в деле свой параплан с мотором в 1997 году в силу необходимости, когда нанятый им в Нигере пилот небольшого самолета был уволен. Что касается фотографии, Джордж считает, что параплан подходит для съемки лучше, чем самолет. С ним проще работать — не требуется лицензия пилота, дополнительные разрешения и взлетные полосы — а кадры получаются необычными и глубокими. «Мне нравится смотреть на все с воздуха, — говорит он. — Думаю, что люди менее привычны к такому ракурсу. С такой высоты можно увидеть весь масштаб происходящего. Мне нравится снимать с высоты в несколько десятков метров; это дает истории контекст, ведь я могу наблюдать мир с воздуха, но в то же время создавать объемные изображения».
Джордж занимается съемкой с параплана и поэтому требует от камеры четкости изображения и надежности. Зачастую ему приходится фотографировать уже под вечер или использовать высокие значения ISO из-за того, что он отправляется в полет в «не очень пригодных для съемки условиях». По мнению фотографа, его текущая камера Canon EOS 5DS R позволяет ему создавать кадры, которые казались невозможными еще несколько лет назад.
Пирамиды в Гизе, Египет; кадр сделан с моторизированного параплана Джорджа. Снято на камеру Canon EOS 5DS R с объективом Canon EF 24-70mm f/4L IS USM и следующими параметрами: 1/400 сек., f/4.0 и ISO 100. © Джордж Стайнметц
«Мне нравится датчик высокого разрешения. Он позволяет создавать с помощью 35-мм камеры фотографии на уровне среднеформатной или более дорогостоящей камеры. Это возможности цифровой зеркальной камеры с зум-объективом и большой диафрагмой в устройстве, которое максимально удобно использовать при съемке с рук».
Его любимым объективом является Canon EF 24-70mm f/4L IS USM. «Я большую часть своих фотографий создаю с помощью этого объектива, — говорит фотограф. — У меня есть теле-, сверхширокоугольные и другие объективы, но именно этот является для меня максимально универсальным решением».
С недавних пор Джордж также использует для съемки дрон. Ему нравится точность, которую он обеспечивает, но дрон можно отправить только на 2 км от местонахождения оператора. Параплан, в свою очередь, летит со скоростью около 50 км/ч и на одном баке топлива может пролететь до точки, расположенной в 16 км от места взлета, а затем вернуться назад. «Параплан — это совершенно другие ощущения, — говорит Джордж. — Им сложнее управлять, но возможность отправиться дальше от места взлета открывает передо мной новые возможности».
Джордж Стайнметц и его параплан
Впрочем, летать на параплане может быть и опасно. В 2007 году в Китае Джордж столкнулся с деревом и очнулся уже на земле. Сук дерева проткнул ему щеку. «Зато с помощью параплана можно узнать много нового», — говорит фотограф. На этом летательном аппарате можно подняться на высоту до 1800 метров над уровнем земли, но он наиболее эффективен на высоте от 30 до 150 метров.
Джордж издал четыре книги, в которых он продемонстрировал свои навыки аэрофотографа — в книге African Air (Воздух Африки) собраны изображения из Африки за 10 лет съемок, книга Empty Quarter (Пустой квартал) посвящена арабским пейзажам, дикой природе и людям, издание Desert Air (Воздух пустыни) рассказывает о пустынях, в которых за год выпадает менее 10 см осадков, а в New York Air (Воздух Нью-Йорка) можно найти кадры с вертолета, на которых запечатлена жизнь в пяти боро города в разные времена года.
Цех сушки на фабрике лапши. Здесь за год производится 200 000 тонн сухой пшеничной лапши. Снято на камеру Canon EOS 5DS R с объективом Canon EF 24-70mm f/4L IS USM и следующими параметрами: 1/60 сек., f/4.0 и ISO 1600. © Джордж Стайнметц
Еда Китая
Недавно Джордж воспользовался своими навыками аэрофотосъемки и съемки с земли в работе над проектом для National Geographic, получившим название «Еда Китая». Китай — страна с самым большим населением в мире, но 87% территории страны непригодно для выращивания зерновых культур. В то же время вкусовые предпочтения китайцев меняются, и в последние годы наблюдается резкий скачок спроса на мясо, молочную продукцию и полуфабрикаты, что требует больших сельскохозяйственных ресурсов. В своем проекте Джордж обратился к зрителям со следующим вопросом: как страна, в которой живет пятая часть населения Земли, прокармливает себя, используя менее одной десятой части плодородных земель планеты?
В китайском уезде Жунчэн фотограф запечатлел рабочих, которые подвешивали водоросли на специальных сушильных конструкциях, что делало их похожими на огромные зеленые небоскребы, развевающиеся на ветру. На фестивале в уезде Сюйи, где 10 000 человек собрались, чтобы поесть раков, он сделал снимок с воздуха, на котором посетители фестиваля выглядят словно молекулы в объективе микроскопа. На автоматизированной ферме возле Пекина он запечатлел 3 миллиона куриц, которые откладывают 2,4 миллиона яиц в день; на этой ферме мертвых птиц обнаруживают роботы.
Эта сцена выглядит как кадр из фильма о будущем, но это лишь морские водоросли, которые сушатся на специальной конструкции, вращающейся при порывах ветра. Джорджу сообщили, что водоросли, высушенные таким способом, продаются гораздо дороже обычных. Снято на камеру Canon EOS 5DS R с объективом Canon TS-E 24mm f/3.5L II и следующими параметрами: 0,5 сек., f/4.5 и ISO 400. © Джордж Стайнметц
Джордж провел четыре месяца, путешествуя по различным провинциям Китая. Со сменой времен года он создавал невероятные кадры людей, которые создают и поглощают еду. Он быстро понял, что в этой истории важен размах. И проблема была не только в Китае.
«Я старался найти места, где создается или потребляется очень много однотипной еды. Я искал все самое большое — самую большую пельменную фабрику, самую большую свиную скотобойню, самую большую молочную ферму. Когда видишь это в таком масштабе, история приобретает новые грани».
Любимая фотография Джорджа
Одной из любимых фотографий Джорджа в проекте о пищевой промышленности Китая для National Geographic является снимок, на котором изображены рисовые террасы в округе Юаньян, провинция Юньнань, запечатленные с воздуха. Эти рисовые террасы являются крупнейшими в мире и покрывают более 1000 метров горного склона. Эта фотография стала главным снимком статьи. Джордж посетил это место в сезон посадки, когда здесь можно наблюдать залитые водой рисовые поля и зеленые растения. «Вода отражает солнечный свет, и это завораживающее зрелище, — говорит Джордж. — Поля выглядят словно разбитое зеркало».
Одной из задач проекта было продемонстрировать то, как меняются вкусы жителей Китая, а также стремительную урбанизацию молодого населения страны. По словам Джорджа, проблемы Китая являются отражением проблем Запада.
На этом снимке, сделанном на рассвете, сборщики водорослей отправляются за урожаем. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM и следующими параметрами: 1/800 сек., f/6.3 и ISO 800. © Джордж Стайнметц
«Больше всего меня поразили масштабы проблемы — в Китае меняется инфраструктура жизни огромного количества людей, но в то же время не стоит забывать о том, как на экологию действует потребление китайцами еды, которую мы также потребляем в Европе или США, в особенности мяса и молочной продукции. Я не знаю, как мы сможем продолжать потреблять эти продукты в таком количестве, учитывая ограниченность ресурсов планеты. Возможно, нам стоит задуматься о потреблении меньшего количества мяса и молочной продукции, чтобы в мире осталось хоть немного дикой природы».
Джордж верит, что все еще можно изменить. «Если мы найдем способ удовлетворить спрос без необходимости наносить непоправимый ущерб планете, это поможет разрешить множество экологических проблем. Но сперва нам стоит осознать, что даже ресурсы океана не вечны, и нельзя вылавливать абсолютно всю рыбу. Нельзя вырубать все деревья в джунглях Амазонии и создавать на их местах кукурузные поля. Нам нужно изменить свои привычки и снизить уровень потребления. Думаю, что большинство людей даже не задумываются о том, что пищевое производство является экологической проблемой».
Первая успешная история
Джордж родился в 1957 году в Беверли-Хиллз, Калифорния, и изучал геофизику в Стэнфордском университете, но затем, по словам фотографа, в нем «проснулась жажда нового», и он отправился в двухлетнее путешествие автостопом по Африке. Джордж говорит, что это было настоящее сафари. Он взял с собой минимум вещей — медицинский набор от укусов змеи, небольшую плитку и 35-мм камеру. «Мне нравилось фотографировать, — говорит он, — и я подумал: "Почему бы мне не попытаться зарабатывать этим на жизнь?"»
Он вернулся, чтобы окончить университет, затем, после непродолжительной стажировки в нефтяной компании, получил должность в фотостудии, из которой был уволен, а после этого стал работать с одним фотожурналистом… и снова был уволен. Впрочем, тот фотожурналист не стал рвать с Джорджем связь и передавал ему заказы. В 1989 году история Джорджа впервые попала на страницы National Geographic.
«Моя первая история для National Geographic была посвящена поиску нефтяных месторождений, поскольку я изучал геофизику в университете и знал, как работают нефтяные компании, — говорит он. — Это позволило мне создать историю, которая стала открытием для многих людей. Я не был выдающимся фотографом, но хорошо ориентировался в выбранной теме. Это и есть основной фактор. Я думаю, что знание темы гораздо важнее, чем навыки фотографа. Вам нужно понимать, как построить и рассказать выбранную историю, а также действительно хорошо владеть нужным материалом».
«В сумерках Манхэттен напоминает мне огромный живой организм, в котором энергия пульсирует по освещенным улицам и попадает прямо в сотни тысяч зданий», — пишет Джордж. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 24-70mm f/4L IS USM и следующими параметрами: 1/30 сек., f/4.0 и ISO 6400. © Джордж Стайнметц
Портфолио Джорджа включает фотографии и фотоэссе, которые публиковались в журналах The New York Times, Smithsonian и GEO. Он также регулярно отправляет публикации в издание National Geographic, за которые в 2008 году уже был удостоен звания Adventurer of the Year. Он запечатлел Соляную пустыню в Иране и дюны в Бразилии, провел некоторое время в Ливии и Антарктике, успел пофотографировать роботов в Японии, а также людей из индонезийской части острова Новая Гвинея, которые живут на деревьях.
По словам Джорджа, большую часть своей карьеры он занимается освещением проблем и явлений довольно широкого спектра. Но в следующем проекте он продолжит свое исследование пищевой индустрии, и на этот раз история будет посвящена практикам рыбоводства в различных странах. Фотограф говорит, что как людей, так и СМИ больше интересуют красивые кадры еды, а не новая информация об ингредиентах, но он видит, как ситуация меняется в лучшую сторону. Он хочет продемонстрировать людям реалии создания пищевой продукции, которая в конечном итоге попадает в их новостную ленту Instagram.
В такой фотографии Джорджу Стайнметцу сложно найти равных. Именно к этому он стремится, будь то съемка роботов с земли или фотографирование рисовых террас с воздуха. «Больше всего мне нравится фотографировать то, что никто и никогда не видел раньше, — говорит он. — Или показывать привычные людям вещи с незнакомой стороны».
Комментарии