Историческая фотография: ретроспективный взгляд на профессию стюардессы в 1930-1970х годах

Профессия стюардессы окончательно оформилась как «женская работа» в 1930-е годы, то есть работа, не только преимущественно выполняемая женщинами, но и определяемая как воплощение идеалов женственности среди представителей среднего класса. В то время как зарождающаяся индустрия коммерческой авиации стремилась заманить в воздух состоятельных путешественников, менеджеры авиакомпаний и стюардессы вместе определили новую форму обслуживания пассажиров в полете, построенную вокруг социального идеала «хозяйки дома»

image_23

 

Главной обязанностью стюардессы в обслуживании пассажиров было мобилизовать инстинкт заботы и навыки домохозяйки, и быть такой же обходительной, как при приёме гостей у себя дома. Однако формировавшийся образ стюардессы в первых авиокомпаниях  требовал, чтобы хозяйка была такой же желанной, сколь и воспитанной. На ранних этапах авиаперелётов в Америке получить работу стюардессой могли только белые, молодые, незамужние, стройные и привлекательные женщины.

В статье New York Times от 1936 года были описаны следующие требования: «Девушки, которые могут претендовать на звание хостесс, должны быть миниатюрными; вес от 100 до 118 фунтов (46-53 кг); рост от 5 футов до 5 футов 4 дюймов (1.52 – 1.65 м); возраст от 20 до 26 лет. Добавьте к этому строгий медицинский осмотр, который  проводится четыре раза в год, и вам гарантировано цветение, подкреплённое идеальным здоровьем».

image_14

Стюардесса ведёт беседу с мужчинами во время полета,1958 год.

image_15

Стюардесса, помогающая пассажирам выйти из самолета, 1958 год

image_9

Группа молодых француженок и немок обсуждают позу во время обучения в школе стюардесс авиакомпании Trans World Airlines в Канзас-Сити, штат Миссури, 1961 год.

image_20

После Второй мировой войны Америка резко изменилась, и миллионы американцев начали путешествовать на самолетах, а профессия стюардессы стала весьма распространённой. Теперь молодым работающим женщинам не нужно было менять «утки» или записывать что-то под диктовку; они могли путешествовать по миру, встречаться с обеспеченными людьми и вести интересную жизнь. Должность стюардессы была хорошо оплачиваемой, престижной и авантюрной – и быстро стала самой желанной работой для женщин.

Десятки, соответствующих требованиям,  молодых девушек подавали заявки на каждую открытую вакансию, так что авиакомпании были усыпаны их фотографииями и нанимали только крем-де-ля-крем (лучших из лучших). Чтобы получить место стюардессы, претендентка должна быть молодой, красивой, незамужней, ухоженной, стройной, обаятельной, умной, хорошо образованной, белой, гетеросексуальной и любящей. Другими словами, послевоенная стюардесса олицетворяла собой идеальную американскую женщину. Она стала образцом для подражания среди американок, послом женственности и американского образа жизни за рубежом.

image_17

В 1972 году стюардессы, работающие в Southwest Airlines of Texas, носят шорты и кожаные ботинки

image_19

Раньше «стюардессы» начинали работать в 18 или 20 лет, прежде чем идти в колледж или выходить замуж.

image_6

Стюардесса Pacific Southwest Airlines в мини-юбке и ботинках "go-go".

image_26

Длинные ноги являлись стандартом: чтобы стать стюардессой, нужно было быть молодой, красивой, стройной и незамужней женщиной. 

Внешность считалась одним из важнейших факторов для получения должности стюардессы. В то время авиакомпании считали, что эксплуатация женской сексуальности увеличит их прибыль; поэтому униформа женщин-стюардесс часто была облегающей, дополненной белыми перчатками и высокими каблуками. В Соединенных Штатах они должны были не состоять в браке, и их увольняли, если они решали выйти замуж. Стюардесса не должна быть беременной. Стюардесса не должна быть старше тридцати.

Поскольку никто не пытался скрыть тот факт, что стюардессы в салоне самолёта находились, чтобы радовать глаз, именитые дизайнеры весело проводили время, наряжая их и придумывая новые откровенные уловки для продвижения авиаперелетов. В 1968 году Жан-Луи подарил стюардессам United Airlines простое модное платье А-силуэта с широкой полосой спереди и вокруг воротника и сочетал его с большой массивной кепкой типа кефи.

image_11

Стюардессы American Airlines из рекламной кампании 1967 года.

image_7

Стюардессы Pacific Southwest Airlines, примерно 1970-е годы.

image_21

Стюардессы должны были следить за весом и могли быть уволены, если их вес был на 1 кг выше ожиданий авиакомпании.

image_22

Стюардесс также увольняли, если они выходиди замуж и ли достигали возраста 32 лет

Кэтлин Бэрри  в своей книге "Женственность в полете: История стюардесс" пишет: «Образ стюардессы достиг своего пика сексуализации, став коллективной культурной фантазией, которую авиакомпании беззастенчиво продвигали через свою рекламу. Темная сторона этого образа заключалась в том, что женщины, получившие эту престижную должность, часто подвергались домогательствам во время полёта со стороны пьяных пассажиров, которые могли их щипать, лапать и предлагать всякие непристойные вещи»

В этих условиях у бортпроводниц не оставалось выбора, кроме как бороться за перемены внутри авиаиндустрии. И если на выходки дебаширов можно было закрыть глаза, терпеть завышенные требования со стороны авиакомпаний становилось всё тяжелее. Женщины-стюардессы стали первыми в США, кто подал заявление в Комиссю по равным возможностям трудоустройства (EEOC). В своём заявлении они жаловались на дискриминацию по возрасту, требования к весу и запреты на брак.

image_18

Тип одной из униформ, которую носили стюардессы Национальной авиалинии (NAC) в период с 1959 по 1975 год. 

image_25

image_27

Лишь в 1970-х годах авиакомпании начали менять свое отношение к стюардессам, что проявляется в более профессиональной одежде, которую они носят сегодня.

Первоначально стюардесс увольняли, если они достигали возраста 32 или 35 лет, в зависимости от авиакомпании; увольняли, если они превышали нормы по весу; увольняли, если они выходили замуж. В 1968 году EEOC назвала возрастные ограничения на работу бортпроводников незаконной дискриминацией по признаку пола в соответствии с разделом VII «Закона о гражданских правах» от 1964 года.

Ограничение приема на работу только женщин было снято на всех авиалиниях в 1971 году. К 1980-м годам «правило не вступать в брак» было отменено во всей авиационной отрасли США. Последняя категоричная дискриминация - ограничение по весу - была ослаблена в 1990-х годах в ходе судебных разбирательств и переговоров.

***

(Photo credit: SDASM Archives / Getty Images / Keystone / The Life Picture Collection / San Diego Air & Space Museum Archives / The Jet Sex: Airline Stewardesses and the Making of an American Icon by Victoria Vantoch / Femininity in Flight: A History of Flight Attendants by Kathleen Barry).

Источник: Rare Historical Photos

Булат Окуджава

Булат Окуджава

Блог5 лет назад
А ведь Булат Шалвович просил... Нет, не просил, конечно. Он пел в форме нежного повеления о то...
За крокусами в Карпаты! Часть 1

За крокусами в Карпаты! Часть 1

Блог2 года назад
Весной всегда хочется чуда. Яркого и красивого чуда. А ждать, пока оно придёт само - не хочется (вед...
Капица

Капица

Блог5 лет назад
Незадолго до смерти настоящий нобелевский лауреат академик Иван Петрович Павлов сказал будущему нобе...
Фототур в Грузию с Рустамом Хаджибаевым Часть 3

Фототур в Грузию с Рустамом Хаджибаевым Часть 3

Блог2 года назад
В этой части наша группа отправится в Кахетию, в город любви Сигнахи с прекрасным видом на Алазанску...
Я | ФОТОГРАФ. Светлана Казина

Я | ФОТОГРАФ. Светлана Казина

Блог5 лет назад
Величественная красота природы Горного Алтая в кадрах Светланы Казиной. Нравятся ли вам фото? Подели...
Среди медведиц тоже встречаются натуральные блондинки

Среди медведиц тоже встречаются натуральные блондинки

Блог5 лет назад
Бурые медведи только называются бурыми. В жизни же диапазон окраски их меха от светло-соломенного до...
Когда Майка стала большая

Когда Майка стала большая

Без рубрики5 лет назад
Сейчас Майка размером с крупную домашнюю кошку, но все еще нескладный котенок подросток – в пять мес...
Падающая вода Плато Путорана

Падающая вода Плато Путорана

Блог5 лет назад
Плато Путорана граничит с полуостровом Таймыр, и попал я туда почти случайно. Во время съемок на ост...
Все оттенки синего, или как фотографировать озеро Морейн

Все оттенки синего, или как фотографировать озеро Морейн

Блог2 года назад
Озеро Морейн я видел давно, еще подростком. На различных календарях, в фотожурналах, рекламных букле...
Амбассадор Nikon Кирилл Умрихин открывает затерянный мир Командорских островов

Амбассадор Nikon Кирилл Умрихин открывает затерянный мир Командорских островов

Блог2 года назад
Новый фотопроект Кирилла Умрихина, амбассадора Nikon в России, переносит зрителей в малонаселенный и...
Настоящий девственный лес

Настоящий девственный лес

Блог5 лет назад
Мы на территории Хинганского заповедника, в котором эти самые девственные леса и охраняются. Сразу ж...
Большое путешествие по Киргизии. Часть 5: Сон-Куль

Большое путешествие по Киргизии. Часть 5: Сон-Куль

Блог2 года назад
Наш путь теперь движется от горных пиков вниз, к озеру Иссык-Куль - в город Каракол. Сегодня мы прод...
5 кадров с камерой Yashica 200 AF

5 кадров с камерой Yashica 200 AF

Блог2 мес. назад
Аналоговая фотография пропитана мифами. То, что сегодня часто понимается как “аналоговый стиль” (гру...
Я | ФОТОГРАФ. Ольга Киселева

Я | ФОТОГРАФ. Ольга Киселева

Блог5 лет назад
«Фотография для меня — это не просто запечатление реальности, это создание небольшой истории в кадре...
5 Кадров с Pentax MG – Прованс в чёрно-белом цвете

5 Кадров с Pentax MG – Прованс в чёрно-белом цвете

Блог2 мес. назад
Этот Pentax MG был куплен во время локдауна. Я зарядил его плёнкой Ilford FP4+, но использовал тольк...
Историческая фотография: ретроспективный взгляд на профессию стюардессы в 1930-1970х годах
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить