Фотоархив: ретроспективный взгляд на профессию стюардессы, 1930-1970 гг
Профессия стюардессы окончательно оформилась как «женская работа» в 1930-е годы, то есть работа, не только преимущественно выполняемая женщинами, но и определяемая как воплощение идеалов женственности среди представителей среднего класса. В то время как зарождающаяся индустрия коммерческой авиации стремилась заманить в воздух состоятельных путешественников, менеджеры авиакомпаний и стюардессы вместе определили новую форму обслуживания пассажиров в полете, построенную вокруг социального идеала «хозяйки дома»
Главной обязанностью стюардессы в обслуживании пассажиров было мобилизовать инстинкт заботы и навыки домохозяйки, и быть такой же обходительной, как при приёме гостей у себя дома. Однако формировавшийся образ стюардессы в первых авиокомпаниях требовал, чтобы хозяйка была такой же желанной, сколь и воспитанной. На ранних этапах авиаперелётов в Америке получить работу стюардессой могли только белые, молодые, незамужние, стройные и привлекательные женщины.
В статье New York Times от 1936 года были описаны следующие требования: «Девушки, которые могут претендовать на звание хостесс, должны быть миниатюрными; вес от 100 до 118 фунтов (46-53 кг); рост от 5 футов до 5 футов 4 дюймов (1.52 – 1.65 м); возраст от 20 до 26 лет. Добавьте к этому строгий медицинский осмотр, который проводится четыре раза в год, и вам гарантировано цветение, подкреплённое идеальным здоровьем».
После Второй мировой войны Америка резко изменилась, и миллионы американцев начали путешествовать на самолетах, а профессия стюардессы стала весьма распространённой. Теперь молодым работающим женщинам не нужно было менять «утки» или записывать что-то под диктовку; они могли путешествовать по миру, встречаться с обеспеченными людьми и вести интересную жизнь. Должность стюардессы была хорошо оплачиваемой, престижной и авантюрной – и быстро стала самой желанной работой для женщин.
Десятки, соответствующих требованиям, молодых девушек подавали заявки на каждую открытую вакансию, так что авиакомпании были усыпаны их фотографииями и нанимали только крем-де-ля-крем (лучших из лучших). Чтобы получить место стюардессы, претендентка должна быть молодой, красивой, незамужней, ухоженной, стройной, обаятельной, умной, хорошо образованной, белой, гетеросексуальной и любящей. Другими словами, послевоенная стюардесса олицетворяла собой идеал американской женщины.
Внешность считалась одним из важнейших факторов для получения должности стюардессы. В то время авиакомпании считали, что эксплуатация женской сексуальности увеличит их прибыль; поэтому униформа женщин-стюардесс часто была облегающей, дополненной белыми перчатками и высокими каблуками. В Соединенных Штатах они должны были не состоять в браке, и их увольняли, если они решали выйти замуж. Стюардесса не должна быть беременной. Стюардесса не должна быть старше тридцати.
Поскольку никто не пытался скрыть тот факт, что стюардессы в салоне самолёта находились, чтобы радовать глаз, именитые дизайнеры весело проводили время, наряжая их и придумывая новые откровенные уловки для продвижения авиаперелетов. В 1968 году Жан-Луи подарил стюардессам United Airlines простое модное платье А-силуэта с широкой полосой спереди и вокруг воротника и сочетал его с большой массивной кепкой типа кефи.
Кэтлин Бэрри в своей книге "Женственность в полете: История стюардесс" пишет: «Образ стюардессы достиг своего пика сексуализации, став коллективной культурной фантазией, которую авиакомпании беззастенчиво продвигали через свою рекламу. Темная сторона этого образа заключалась в том, что женщины, получившие эту престижную должность, часто подвергались домогательствам во время полёта со стороны подвыпивших пассажиров, которые могли их щипать, лапать и предлагать всякие непристойные вещи»
В этих условиях у бортпроводниц не оставалось выбора, кроме как бороться за перемены внутри авиаиндустрии. И если на выходки дебаширов можно было закрыть глаза, терпеть завышенные требования со стороны авиакомпаний становилось всё тяжелее. Женщины-стюардессы стали первыми в США, кто подал заявление в Комиссю по равным возможностям трудоустройства (EEOC). В своём заявлении они жаловались на дискриминацию по возрасту, требования к весу и запреты на брак.
Тип одной из униформ, которую носили стюардессы Национальной авиалинии (NAC) в период с 1959 по 1975 год.
Первоначально стюардесс увольняли, если они достигали возраста 32 или 35 лет, в зависимости от авиакомпании; увольняли, если они превышали нормы по весу; увольняли, если они выходили замуж. В 1968 году EEOC назвала возрастные ограничения на работу бортпроводников незаконной дискриминацией по признаку пола в соответствии с разделом VII «Закона о гражданских правах» от 1964 года.
Ограничение приема на работу только женщин было снято на всех авиалиниях в 1971 году. К 1980-м годам «правило не вступать в брак» было отменено во всей авиационной отрасли США. Последняя категоричная дискриминация - ограничение по весу - была ослаблена в 1990-х годах в ходе судебных разбирательств и переговоров.
***
(Photo credit: SDASM Archives / Getty Images / Keystone / The Life Picture Collection / San Diego Air & Space Museum Archives / The Jet Sex: Airline Stewardesses and the Making of an American Icon by Victoria Vantoch / Femininity in Flight: A History of Flight Attendants by Kathleen Barry).
Комментарии