Хаотичный мир Райана Шуде
В работе Райана Шуде есть едва сдерживаемая энергия, как будто электрический ток проходит через каждый кадр. Независимо от того, фотографирует ли он одного человека или двадцать, всегда есть ощущение, что совсем скоро должно что-то произойти. И хотя общая картина его масштабных сцен вызывает восхищение, можно потратить много времени на изучение сложных деталей, которые по-своему интересны.
Как вы начали заниматься фотографией?
Я учился в бизнес-школе и ради развлечения вступил в фотоклуб. По мимо меня в нем было еще около двух человек. В школе не было чего-то на подобии фотоотдела, но крошечный чулан использовался в качестве фотолаборатории для газеты. Я снял для них несколько спортивных сюжетов и постепенно постиг основы. К тому времени, когда я закончил школу, я понял, что вообще не хочу заниматься бизнесом, и вместо этого поступил в Художественный институт Сан-Франциско, чтобы узнать больше о фотографии. Я продержался в этой программе всего около года , а после просто начал стараться снимать как можно больше. Затем около 3 лет я работал в журнале в качестве фоторедактора и штатного фотографа. Когда все пошло прахом, я переехал в Лос-Анджелес и начал все сначала. Я ареновал дом и в течение нескольких лет, создавал новое портфолио. Последние 4 или 5 лет фотография стала моим основным видом деятельности.
Почему фотография отвлекла вас от бизнеса? Это в значительной степени поворот на 180 градусов с точки зрения карьеры.
Прежде всего, я никогда не понимал, что я делаю в бизнесе. Это не имело никакого отношения к тому, чем я на самом деле хотел заниматься. С тех пор как я понял, как сильно мне нравится фотографировать, мне показалось вполне естественным начать с этого и выяснить, как заставить это работать.
Был ли конкретный момент, который привел вас к вашему повествовательному стилю?
Я снимал портреты для журнала, и они медленно начали превращаться в постановочные повествования, на которых я сейчас сосредоточен. У меня всё ещё есть одна фотография из той эпохи, где подросток боксирует с лампой в гараже. Она всегда будет означать начало этой эволюции для меня. Я люблю документальную работу, но никогда не был по-настоящему хорош в ней. Если я чувствую, что субъект не хочет, чтобы его сфотографировали — что так часто бывает в документальной работе, — то это всегда повлияет на конечный результат. Мне гораздо комфортней, когда все участники задействованы и заинтересованы в создании фотографии.
Какое значение в этом имеет понятие «контроль»?
Основная идея заключается в том, что вы полностью контролируете результат. Вы планируете так, чтобы изображение выглядело идентично тому, которое уже создано в эскизах, и всё было предопределено заранее.
Тем не менее, на съемочной площадке все еще есть много возможностей для развития каких-то творческих идей. Как только всё будет готово именно так, как вы планировали, у вас будут все материалы, с которыми можно поиграть, то новые идеи возникнут прямо перед вами. Это такой волнующий момент, потому что каждый раз, в обязательном порядке, вы испытываете эту вспышку вдохновения, которая может произойти только в данный момент.
Например, вы решили снять 6 различных вариантов действий субъекта и продумали все возможные истории, которые можно рассказать в рамках этого кадра, но как только вы оказываетесь там и действительно делаете это, всегда появляется другая история.
Что для вас интереснее: период вынашивания идеи, создание эскизов, когда вы собираете все кусочки воедино, или сам процесс съёмки?
Они все такие разные… Предварительное планирование длится, чуть ли не целую вечность. Съемка происходит так быстро, что это совершенно отдельный вид энергии, который великолепен своей уникальной интенсивностью. Моя любимая часть – это момент, когда постпродакшн завершен, и я могу просто любоваться окончательным изображением. Взаимодействие с самой фотографией в этот момент доставляет мне больше удовольствия, чем само её создание. Особенная радость случается, когда результат превосходит ваши ожидания, и вы создали нечто гораздо лучшее, чем планировали на начальных этапах разработки концепции.
Это на самом деле поднимает вопрос, о котором я много думал в последнее время. Что важнее: процесс или результат? Для меня, если съемка была неудачной, но фотография получилась хорошей, я не считаю это успехом.
Это вполне логично. Мы делаем это ради процесса, а не только ради результата. Если бы мы просто хотели что-то штамповать, не получая удовольствия от процесса, то с таким же успехом мы могли бы быть роботами. Это то, что делает создание фотографий таким увлекательным, а также то, почему я ненавижу выбирать «лучшие снимки». Иногда конечный результат ужасен и далек от того, что вы ожидали, но сама съемка прошла хорошо, так что у вас всё равно есть успех. Я определенно хотел бы приложить больше усилий для того, чтобы наслаждаться ранними стадиями процесса и не зацикливаться на практическом представлении о конечном результате.
Насколько профессиональные интересы влияют на то, что вы снимаете в настоящее время?
На протяжении многих лет соотношение коммерческой и личной работы оставалось неизменным. Мне повезло с тем, насколько они на самом деле пересекаются. Я не трачу много времени на несвязанную коммерческую съёмку и жалею, что не трачу больше времени на то, чем я действительно хочу заниматься. Я стараюсь избегать того что сводит на нет причину, по которой я занялся фотографией в первую очередь. Я в восторге от большей части коммерческой работы, потому что она, как правило, соответствует моему стилю.
Кроме того, я стараюсь не слишком задумываться о том, чтобы направить свою личную работу на достижение какой-то коммерческой цели, но часто границы размываются, и меня это устраивает. Это кажется более идеальным, чем принимать сценарий, в котором я всегда говорю: «Я просто делаю это, потому что должен, но на самом деле я бы предпочел заниматься чем-то другим».
Что вы хотите, чтобы люди вынесли из ваших изображений?
Я не прилагаю сознательных усилий, чтобы направлять ход их суждений. Вы можете посмотреть на изображения и довольно легко возразить против этого, поскольку в каждой истории есть очевидные темы, но для меня это не главное. В конце концов, я надеюсь на то, на что надеялся бы любой художник — что людям просто понравится то, что я делаю. В любом случае, это зависит от них. Я думаю, что варианты есть, но их не нужно насильно кормить.
Итак, вы пытаетесь сделать изображение эстетически приятным, вместо изображения, которое передает что-то конкретное?
Думаю, это работает в обоих направлениях. Изображение всегда опирается на визуальный образ, но контекст меняет уровень восприятия. Если это простой портрет, в нем, как правило, меньше повествования. Многие из моих масштабных сцен имеют более конкретные истории, которые можно рассказать, и они предназначены для передачи более широкой картины. Это связано с наложением одного на другое, которое происходит, если вы смотрите на всё вместе. Каждый из слоёв существует сам по себе и имеет свою цель, поэтому трудно сделать такое всеобъемлющее заявление о том, чего я хочу достичь в целом.
Какие виды сюжетов привлекают вас больше всего, когда вы решаете, что снимать?
Я не уверен, что есть какая-то конкретная тема, которая привлекает меня в общем смысле, но если бы я сделал шаг назад и посмотрел на изображения в целом, то определенно увидел бы несколько вещей, которые связывают их воедино. Это люди, находящиеся в месте, специфичном для его эстетики, а это означает, что окружающая среда играет важную роль в повествовании. И это повествование загадочно в том смысле, что вы можете интерпретировать происходящее по-разному, но, надеюсь, что вы сможете составить верное представление о том, что было задумано. И, может быть, немного посмеяться, прежде чем двигаться дальше.
Больше работ Райана Шуде вы можете увидеть здесь: веб-сайт >>, Tumblr >>
Комментарии