Фотограф Стивен Обермейер и его монохромная камера Ricoh GRm

В течение долгого времени я с завистью смотрел в сторону Leica из-за монохромных версий камер M и Q. Причина, по которой я их ещё не купил, вполне очевидна – цена. Вернее, я так и не смог дать себе вразумительных объяснений, почему 6000 долларов должны утекать в Вецлар только ради особого чувства, которое вызывает у меня чёрно-белая фотография. Так что, эту проблему или желание владеть монохромной камерой, пришлось решать по-другому.

Автор: Stephen Obermeier (web-site)

 

image_17

Фотография и чувства, которые она вызывает

Я бы хотел начать из далека, и посмотреть на это немного более абстрактно, не вдаваясь в эзотерику. Что вы испытываете, когда берёте в руки фотографию, созданную, например, с помощью Polaroid? Независимо от того, является ли она размытой, неточной по цвету или небольшой по формату, эта фотография вызывает гораздо большую привязанность, чем любой цифровой RAW-файл на карте памяти. Любовь к этим фотографиям обусловлена их уникальностью, потому что Polaroid непредсказуем, и наше влияние на конечный результат очень ограничено.

В аналоговой фотографии вы выбираете определенный тип плёнки. Это решение определяет внешний вид готового изображения (давайте оставим в стороне тёмную комнату и методы проявки). Будь то чёрно-белая или цветная – пути назад нет. Вы сознательно делаете выбор в пользу той или другой, а затем вынуждены работать с этим.

Все мы знаем, как это происходит сегодня. Если у вас фотокамера, лучше всего снимать в формате RAW, а затем придать изображению нужный вид в фоторедакторе. Если вы снимаете на смартфон, откройте изображение в VSCO или RNI, выберите нужный пресет и всё готово. Очень удобно. Исходное изображение — лишь первый шаг в длинной цепочке обработки, которая открывает неограниченные возможности.  В этом нет ничего плохого, это хорошо для клиентов, это хорошо для фотографов. Исходное изображение может редактироваться снова и снова, пока нужный результат не будет достигнут.

Оставляя коммерческий аспект фотографии, я пытаюсь рассуждать с позиции человека, воспринимающего фотографию как вид искусства, и задаюсь вопросом, насколько хорошо все достижения позволяют фотографии вызывать особенное чувство. В этом контексте я считаю, что фотографировать нужно с визуальной идеей, а не просто дрейфовать вслепую.

Речь идет о принятии осознанных решений. После того, как эти решения приняты, вам будет намного проще создавать изображения, потому что не потребуется постоянно учитывать кучу параметров. И если эти решения бесповоротны, то это скорее будет способствовать развитию творческого процесса, чем тормозить его. Здесь мы подходим к монохромным камерам Leica. Решение о том, использовать ли цветную или чёрно-белую съёмку, там уже принято. HP5 или TRI-X навсегда! Высокая цена этих камер также делает решение ещё более бесповоротным.

Вернёмся к Ricoh GR

Уже очень давно я использую GR II. Эта камера всегда находится в моей машине, помещается в любой карман и позволяет быстро делать хорошие снимки. Многие уличные фотографы любят её, потому что она практически незаметна. Несколько лет назад я думал, какой крутой могла бы быть монохромная версия GR, и что она уж точно продавалась бы, как горячие пирожки. У меня есть некоторые контакты в Ricoh/Pentax, и я озвучивал эту мысль более чем в одном разговоре с сотрудниками компании. Идея монохромной GR, конечно, не нова, и уж точно не у меня одного она возникла. Проблема на тот момент была в том, что монохромные датчики не выпускались массово — существуют ли они сегодня, я не знаю. Таким образом, о монохромной GR оставалось лишь мечтать и надеется.

И вот однажды я узнал, что мой друг начал преобразовывать фотоматрицы, удаляя фильтр Байера с помощью самостаятельно разработанного процесса. Я быстро понял, что это шанс. Недолго думая, я спросил своего друга, может ли он переоборудовать мой GR II. Сначала он не был уверен, но после некоторых раздумий решился на проект. Камера была отправлена курьером в его город и через 2 недели вернулась ко мне обратно. Операция прошла успешно, и я думаю, что мой GR II теперь может считаться единственной или одной из очень и очень немногих настоящих монохромных камер GR.

Результат весьма убедителен, и прежде чем перейти к техническим деталям, я бы хотел сказать о своих первых впечатлениях. По оснащению моя GR сейчас, безусловно, близка к тому минимуму, который есть у фотокамеры в наше время. Фиксированный 18-мм объектив с сенсором формата APS-C, отсутствие цвета, отсутствие стилей изображения. Именно это сокращение делает его таким ценным для меня. Решение о том, какую «плёнку» (цветная или ч/б) и объектив использовать уже принято. Как говорится, поприветствуем творчество!

image_18

Технические аспекты (без глубокого погружения)

С технической точки зрения устранение цветного фильтра увеличивает разрешающую способность датчика. В цифрах разница примерно такая же, как при сравнении Pentax K1 с функцией PixelShift и без него. Вы получаете, что-то наподобие снимка со сдвигом пикселя, как если бы камера смещала датчик всего 1 раз вместо 4.

Камера видит больше света, чем раньше. Однако при расчете экспозиции по-прежнему использует значения, отталкиваясь от цветной фотоматрицы. Это означает, что теперь она имеет тенденцию к недоэкспонированию. В зависимости от ситуации вы должны более или менее вмешиваться в компенсацию экспозиции.

Само собой, что цветовой шум полностью отсутствует. Шум яркости очень органичный, почти плёночный. Очень похоже на то, что мне понравилось в монохромных камерах Leica. Вы можете использовать это намеренно как стилистический приём, снимая в ночное время на максимальном ISO 25 000.

Чтобы получить максимальную отдачу от файлов, всегда следует снимать в формате RAW. После этого рекомендуется конвертировать файлы с помощью Monochrome2DNG. Хоть изображения из GR и монохромные, камера этого не знает и Lightroom тоже не знает, поэтому запускает процесс дебайеризации при импорте. Этого не происходит с преобразованными файлами DNG. Если вы делаете снимки в формате JPG, вы также должны установить программное обеспечение камеры на чёрно-белое; в противном случае фотографии будут окрашены в зависимости от выбранной температуры белого. Однако формат JPG не рекомендуется, поскольку практически все преимущества с точки зрения качества изображения теряются из-за сжатия JPG, и камера всегда выполняет дебайеризацию.

Монохромное преобразование вдохнуло новую жизнь в мою старую GR. Это нечто невероятное для уличной фотографии, и максимальное упрощение этой камеры делает её более ценной для меня, чем когда-либо прежде. Лично я нашёл преобразование GR гораздо более привлекательным, чем K1 или любой другой камеры со сменными объективами. Для меня эта концепция работает на 100%, и я убежден, что GRm обязательно найдет много поклонников. Дерзай, Ricoh!

Примеры изображений, созданных с помощью монохромной версии GR II:

Источник: PetaPixel

Алексей Циллер: «Фотография - это образ жизни»

Алексей Циллер: «Фотография - это образ жизни»

Блог1 год назад
Алексея Цилера из Новосибирска можно назвать постоянным участником фотоконкурса Sony World Photograp...
Создайте свою собственную камеру-обскуру

Создайте свою собственную камеру-обскуру

Блог1 год назад
Если вы когда-нибудь застрянете дома и вам понадобится веселый и познавательный проект, попробуйте п...
Булат Окуджава

Булат Окуджава

Блог6 лет назад
А ведь Булат Шалвович просил... Нет, не просил, конечно. Он пел в форме нежного повеления о то...
Как создавать оригинальные идеи

Как создавать оригинальные идеи

Блог1 год назад
Оригинальную идею придумать сложно. Это признают все, даже маститые фотографы. Дорогая техника, вирт...
Я | ФОТОГРАФ. Михаил Докудовский

Я | ФОТОГРАФ. Михаил Докудовский

Блог6 лет назад
Представляем вам подборку черно-белых портретов Михаила Докудовского. Не отвлекаясь на цвет, Михаил ...
5 кадров на плёнку Fujifilm Acros 100 II

5 кадров на плёнку Fujifilm Acros 100 II

Блог1 год назад
Neopan Acros 100 всегда была одной из моих любимых фотоплёнок, вплоть до того момента, когда она был...
Фотограф Виктор Балагер запечатлел туманное пробуждение зимнего Камарга

Фотограф Виктор Балагер запечатлел туманное пробуждение зимнего Камарга

Блог3 мес. назад
Отправившись на съёмки холодным январским утром, французский архитектор и фотограф Виктор Балагер со...
5 кадров на плёнку Ferrania P30

5 кадров на плёнку Ferrania P30

Блог1 год назад
Некоторое время назад я получил электронное письмо от магазина Film Photography Project, в котором м...
Под крышей тумана

Под крышей тумана

Блог6 лет назад
За тот время, что прожил я на берегах реки Горин в Комсомольском заповеднике, утро без тумана было о...
Несколько портретов ужасного Казановы

Несколько портретов ужасного Казановы

Блог7 лет назад
Известность Казановы не только в любовных делах. Он каннибал, то есть употребляет в пищу особей сво...
Основные строительные блоки интересных фотографий

Основные строительные блоки интересных фотографий

Блог3 мес. назад
Мой особый подход к фотографии направлен на то, чтобы уловить определённые ноты в изображении, незав...
Все говорят: «Не работайте бесплатно», но я проигнорировал их и это окупилось.

Все говорят: «Не работайте бесплатно», но я проигнорировал их и это окупилось.

Блог1 год назад
Итак, вы неплохо разбираетесь в фотографии. И что теперь? Вероятнее всего у вас возникает идея прев...
Фотоархив: Чикаго 1941 года на фотографиях Джона Вашона

Фотоархив: Чикаго 1941 года на фотографиях Джона Вашона

Блог1 год назад
В 1941 году Джон Вашон, штатный фотограф Администрации по защите фермерских хозяйств (FSA), вместе ...
Туманный Сан-Франциско на фотографиях Джошуа Сингха

Туманный Сан-Франциско на фотографиях Джошуа Сингха

Блог4 мес. назад
Туман является частым и обыденным явлением для района залива Сан-Фанрациско, поэтому одни жители мал...
Игры с Солнцем в серии фотографий Крутика Тхакура

Игры с Солнцем в серии фотографий Крутика Тхакура

Блог1 год назад
Остановиться, чтобы полюбоваться закатом, полезно для души. Вечерние краски неба не только красивы, ...
Фотограф Стивен Обермейер и его монохромная камера Ricoh GRm
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить