Чёрно-белая фотография: по ту сторону цвета.
Удаление цвета полностью меняет восприятие фотографии. Мы больше не зависим от цветовых сигналов и должны находить визуальную информацию в физических характеристиках таких элементов, как формы, фигуры, текстура и линии. В своих презентациях я часто спрашиваю: «Если цветная фотография такая замечательная, почему чёрно-белая была изобретена первой?». Это, конечно же, шутка. Небольшое дружеское соперничество. Конечно, я люблю цветные фотографии. Они могут быть значимыми и вдохновляющими. Я испытываю величайшее уважение к тем, кто предпочитает работать с цветом. Но я никогда не был одним из них.
Автор: Чак Киммерле (web-site)
Есть много фотографов, которые, как и я, фотографируют почти исключительно в чёрно-белом режиме. Однако мы в меньшинстве. Ещё больше тех, кто фотографирует в чёрно-белом режиме, но делает это не так часто. Каждый из нас решил создать и представить некоторые или все наши работы таким образом, и мы делаем это по своим собственным причинам. Некоторые восстают против засилия цветной фотографии, а другие любят то, что считается традиционными пейзажами. Но у многих, как и у меня, просто нет осмысленной творческой реакции на цвет.
Чтобы понять, что может предложить чёрно-белая фотография, нам нужно обратиться к перспективе. Когда мы смотрим на цветную фотографию, первое, что мы мысленно осознаем, это то, что сцена изображена в цвете. Только после этого мы начинаем изучать физические характеристики объектов в кадре, такие как, формы, фигуры, текстуры или линии. Эти атрибуты, наряду с цветом, помогают передать внешний вид и ощущение всего, что находится перед нашей камерой.
Когда мы снимаем в чёрно-белом режиме, либо удаляем цвет во время постобработки, нам доступны только четыре описательных физических атрибута, перечисленных выше. Возможность демонстрации и исследования этих атрибутов, является отличительной чертой чёрно-белой фотография. Я называю это не работой без цвета, а взгляд за его пределы.
Итак, как мы можем распознать и использовать эти характеристики, чтобы создать эстетически привлекательную чёрно-белую фотографию?
Валуны, ветки и горы в этой сцене имеют объём; таким образом, будут считаться художественными фигурами. Снято при следующих параметрах: 24 мм, f/8, 30с, ISO100
Фигуры
В художественной терминологии фигура — это объект, который кажется объёмным. Фигуры — это то, что мы чаще всего видим, когда смотрим на традиционные пейзажные фотографии. Они легко распознаются, поэтому у людей не возникает проблем с пониманием того, на что они смотрят. Эта простота вовлекает зрителя в сцену, вызывая заинтересованность, а также делая процесс восприятие максимально комфортным.
Фигуры можно разделить на геометрические и органичные. Геометрические фигуры имеют правильные, точные, структурированные очертания. К ним относятся здания, дороги, телефонные столбы или автомобили. Природные объекты, такие как кристаллы или базальтовые образования, с их прямыми краями и острыми углами, также можно считать геометрическими. В отличие от них, органичные фигуры имеют неправильные или волнистые очертания. Поскольку их контур менее математичен, они обладают мягким, более успокаивающим характером.
Органичные формы снега контрастируют с чёткими геометрическими формами линий парковки. Снято при следующих параметрах: 24 мм, f/13, 1/60с, ISO100
Равномерно расположенные прямоугольные окна на темном фоне играют с беспорядочными следами кисти на ярко-белой стене. Снято при следующих параметрах:45 мм, f/8 1/30с, ISO100
Формы
Формы похожи на фигуры, но они плоские и имеют мало внутренних деталей. Например, фигурой можно считать сферу, тогда как простой круг – это форма. Как и фигуры, формы можно разделить на геометрические и органичные.
Благодаря своей точной структуре геометрические форму могут быть довольно абстрактными и мощными. Из-за своих более свободных и менее шаблонных очертаний, органичные формы не такие абстрактные, но все же могут быть мощным композиционным элементом, особенно если их сопоставить с их геометрическими собратьями.
Конечно, как и во всех художественных вещах, часто нет четкой определяющей границы между фигурами и формами. Некоторые элементы, например, гладкий тёмный ствол дерева, могут иметь характеристики как формы, так и фигуры. Однако классификация не имеет значения. Важно то, что мы можем распознать свойства объектов в нашем кадре и понять, что они могут добавить или убирают из нашей композиции. Только так нам удастся принимать взвешенные и обоснованные творческие решения при фотографировании и обработке (печати).
Сопоставление легко воспринимаемых фигур с абстрактностью форм приводит к созданию уникальных и неотразимых композиций, которые обязательно привлекут внимание зрителя.
Благодаря низкому ракурсу эти волнистые линии разметки становятся центром притяжения в ничем не примечательной сцене. Снято при следующих параметрах: 45 мм, f/8 при 1/60, ISO100
Линии и формы переднего плана направляют взгляд зрителя к подножию отдаленных холмов. Снято при следующих параметрах:120 мм, f/11, 1/250с, ISO100
Линии
Когда мы думаем о линиях, мы часто подразумеваем направляющие, которые ориентируют взгляд зрителя, привлекая внимание к нашему основному объекту. Но линий гораздо больше. Они являются одним из самых распространенных элементов в композициях. Линии существуют не только как отдельные объекты, которые являются очень сильными и четкими композиционными элементами, но также образуют контуры объектов на фотографии и в связи с этим часто упускаются из виду.
Линии могут быть прямыми, как стрела, или изогнутыми, как лук. Они могут лениво извиваться, быть резко угловатыми или даже образовывать круг. Их направленность важна. Параллельные линии в кадре кажутся статичными и скучными, но линии, наклоненные вправо, часто кажутся динамичными (по крайней мере, в западных культурах, где текст читается слева направо).
Грубая текстура этих тюков сена сочетается с грубой текстурой травы переднего плана и саженцев на заднем плане. Снято при следующих параметрах: 50 мм, f/11, 1 с, ISO100
Текстуры
Хотя текстура не является самостоятельным элементом, таким как форма, фигура или линия, она играет решающую роль в определении визуальных характеристик поверхности объекта. Гладкие объекты, такие как береза или участок белого снега в пасмурный день, будут иметь слабую текстуру, тогда как более грубые поверхности, такие как ствол дуба или тюк сена, могут иметь богатую текстуру.
Текстурами также можно управлять с помощью техники. Водоем в ветреный день, сфотографированный с короткой выдержкой, подчеркнет детали поверхности воды (фактуру). Тот же водоем, сфотографированный с выдержкой, измеряемой многими секундами, кажется гладким и шелковистым. И то и другое является правильным творческим решением.
Текстура необходима, чтобы определить структуру фигуры и придать ей трехмерный вид. Без текстуры объекты кажутся плоскими, металлическими, пластиковыми или даже стеклянными. Именно поэтому сильно отредактированные, чрезмерно сглаженные лица знаменитостей в социальных сетях кажутся нам такими фальшивыми.
Визуальное воздействие текстуры сильно зависит от освещения и постобработки. Это важно для определения фигуры, поэтому это не стоит игнорировать. Как и с остальными элементами в нашем кадре, мы должны понимать, как текстура повлияет на нашу композицию. Слишком много текстуры вполне может отвлекать, а слишком мало может выглядеть странным.
Яркие и контрастные цвета этой комнаты жизненно важны для этого изображения. Если мы удалим цвета - сцена обречена на провал. Снято при следующих параметрах: 24 мм, f/8, 1/6с, ISO100
Послесловие
Какими бы убедительными не были фигуры, формы, текстуры или линии, есть сцены, в которых цвет является настолько важной составляющей, что без него изображение не получится. В этом случае, независимо от мастерства или таланта фотографа, преданного делу чёрно-белой фотографии, борьба закончилась, даже не начавшись. Так что, в этом случае, остаётся только снять шляпу перед фотографами, предпочитающими цвет, и на короткий миг примкнуть к их рядам.
Комментарии