Чёрно-белая фотография: по ту сторону цвета.

Удаление цвета полностью меняет восприятие фотографии. Мы больше не зависим от цветовых сигналов и должны находить визуальную информацию в физических характеристиках таких элементов, как формы, фигуры, текстура и линии. В своих презентациях я часто спрашиваю: «Если цветная фотография такая замечательная, почему чёрно-белая была изобретена первой?». Это, конечно же, шутка. Небольшое дружеское соперничество. Конечно, я люблю цветные фотографии. Они могут быть значимыми и вдохновляющими. Я испытываю величайшее уважение к тем, кто предпочитает работать с цветом. Но я никогда не был одним из них.

Автор: Чак Киммерле (web-site

cemeteryfence_whitmannd

Есть много фотографов, которые, как и я, фотографируют почти исключительно в чёрно-белом режиме. Однако мы в меньшинстве. Ещё больше тех, кто фотографирует в чёрно-белом режиме, но делает это не так часто. Каждый из нас решил создать и представить некоторые или все наши работы таким образом, и мы делаем это по своим собственным причинам. Некоторые восстают против засилия цветной фотографии, а другие любят то, что считается традиционными пейзажами. Но у многих, как и у меня, просто нет осмысленной творческой реакции на цвет.

Чтобы понять, что может предложить чёрно-белая фотография, нам нужно обратиться к перспективе. Когда мы смотрим на цветную фотографию, первое, что мы мысленно осознаем, это то, что сцена изображена в цвете. Только после этого мы начинаем изучать физические характеристики объектов в кадре, такие как, формы, фигуры, текстуры или линии. Эти атрибуты, наряду с цветом, помогают передать внешний вид и ощущение всего, что находится перед нашей камерой.

Когда мы снимаем в чёрно-белом режиме, либо удаляем цвет во время постобработки, нам доступны только четыре описательных физических атрибута, перечисленных выше. Возможность демонстрации и исследования этих атрибутов, является отличительной чертой чёрно-белой фотография. Я называю это не работой без цвета, а взгляд за его пределы.

Итак, как мы можем распознать и использовать эти характеристики, чтобы  создать эстетически привлекательную чёрно-белую фотографию?

stickandboulders_stehekinwa

Валуны, ветки и горы в этой сцене имеют объём; таким образом, будут считаться художественными фигурами. Снято при следующих параметрах: 24 мм, f/8, 30с, ISO100

Фигуры

В художественной терминологии фигура — это объект, который кажется объёмным. Фигуры — это то, что мы чаще всего видим, когда смотрим на традиционные пейзажные фотографии. Они легко распознаются, поэтому у людей не возникает проблем с пониманием того, на что они смотрят. Эта простота вовлекает зрителя в сцену, вызывая заинтересованность, а также делая процесс восприятие максимально комфортным.

Фигуры можно разделить на геометрические и органичные. Геометрические фигуры имеют правильные, точные, структурированные очертания. К ним относятся здания, дороги, телефонные столбы или автомобили. Природные объекты, такие как кристаллы или базальтовые образования, с их прямыми краями и острыми углами, также можно считать геометрическими. В отличие от них, органичные фигуры имеют неправильные или волнистые очертания. Поскольку их контур менее математичен, они обладают мягким, более успокаивающим характером.

 

chuckkimmerle_april_02-800x534

Органичные формы снега контрастируют с чёткими геометрическими формами линий парковки. Снято при следующих параметрах: 24 мм, f/13, 1/60с, ISO100

spotpainting_casper_wyoming

Равномерно расположенные прямоугольные окна на темном фоне играют с беспорядочными следами кисти на ярко-белой стене. Снято при следующих параметрах:45 мм, f/8 1/30с, ISO100

Формы

Формы похожи на фигуры, но они плоские и имеют мало внутренних деталей. Например, фигурой можно считать сферу, тогда как простой круг – это форма. Как и фигуры, формы можно разделить на геометрические и органичные.

Благодаря своей точной структуре геометрические форму могут быть довольно абстрактными и мощными. Из-за своих более свободных и менее шаблонных очертаний, органичные формы не такие абстрактные, но все же могут быть мощным композиционным элементом, особенно если их сопоставить с их геометрическими собратьями.

Конечно, как и во всех художественных вещах, часто нет четкой определяющей границы между фигурами и формами. Некоторые элементы, например, гладкий тёмный ствол дерева, могут иметь характеристики как формы, так и фигуры. Однако классификация не имеет значения. Важно то, что мы можем распознать свойства объектов в нашем кадре и понять, что они могут добавить или убирают из нашей композиции. Только так нам удастся принимать взвешенные и обоснованные творческие решения при фотографировании и обработке (печати).

Сопоставление  легко воспринимаемых фигур с абстрактностью форм приводит к созданию уникальных и неотразимых композиций, которые обязательно привлекут внимание зрителя.

wiggles_johnsoncountywy

Благодаря низкому ракурсу эти волнистые линии разметки становятся  центром притяжения в ничем не примечательной сцене. Снято при следующих параметрах: 45 мм, f/8 при 1/60, ISO100

fencepostandhill_shirleybasinwy

Линии и формы переднего плана направляют взгляд зрителя к подножию отдаленных холмов. Снято при следующих параметрах:120 мм, f/11, 1/250с, ISO100 

Линии

Когда мы думаем о линиях, мы часто подразумеваем направляющие, которые ориентируют взгляд зрителя, привлекая внимание к нашему основному объекту. Но линий гораздо больше. Они являются одним из самых распространенных элементов в композициях. Линии существуют не только как отдельные объекты, которые являются очень сильными и четкими композиционными элементами, но также образуют контуры объектов на фотографии и в связи с этим часто упускаются из виду.

Линии могут быть прямыми, как стрела, или изогнутыми, как лук. Они могут лениво извиваться, быть резко угловатыми или даже образовывать круг. Их направленность важна.  Параллельные линии в кадре кажутся статичными и скучными, но линии, наклоненные вправо, часто кажутся динамичными (по крайней мере, в западных культурах, где текст читается слева направо).

chuckkimmerle_april_07-800x533

Грубая текстура этих тюков сена сочетается с грубой текстурой травы переднего плана и саженцев на заднем плане. Снято при следующих параметрах: 50 мм, f/11, 1 с, ISO100

Текстуры

Хотя текстура не является самостоятельным элементом, таким как форма, фигура или линия, она играет решающую роль в определении визуальных характеристик поверхности объекта. Гладкие объекты, такие как береза или участок белого снега в пасмурный день, будут иметь слабую текстуру, тогда как более грубые поверхности, такие как ствол дуба или тюк сена, могут иметь богатую текстуру.

Текстурами также можно управлять с помощью техники. Водоем в ветреный день, сфотографированный с короткой выдержкой, подчеркнет детали поверхности воды (фактуру). Тот же водоем, сфотографированный с выдержкой, измеряемой многими секундами, кажется гладким и шелковистым. И то и другое является правильным творческим решением.

Текстура необходима, чтобы определить структуру фигуры и придать ей трехмерный вид. Без текстуры объекты кажутся плоскими, металлическими, пластиковыми или даже стеклянными. Именно поэтому сильно отредактированные, чрезмерно сглаженные лица знаменитостей в социальных сетях кажутся нам такими фальшивыми.

Визуальное воздействие текстуры сильно зависит от освещения и постобработки. Это важно для определения фигуры, поэтому это не стоит игнорировать. Как и с остальными элементами в нашем кадре, мы должны понимать, как текстура повлияет на нашу композицию. Слишком много текстуры вполне может отвлекать, а слишком мало может выглядеть странным.

chuckkimmerle_april_09-800x534

Яркие и контрастные цвета этой комнаты жизненно важны для этого изображения. Если мы удалим цвета - сцена обречена на провал. Снято при следующих параметрах: 24 мм, f/8, 1/6с, ISO100

Послесловие

Какими бы убедительными не были фигуры, формы, текстуры или линии, есть сцены, в которых цвет является настолько важной составляющей, что без него изображение не получится. В этом случае, независимо от мастерства или таланта фотографа, преданного делу чёрно-белой фотографии, борьба закончилась, даже не начавшись. Так что, в этом случае, остаётся только снять шляпу перед фотографами, предпочитающими цвет, и на короткий миг примкнуть к их рядам.

Источник: PetaPixel

Булат Окуджава

Булат Окуджава

Блог6 лет назад
А ведь Булат Шалвович просил... Нет, не просил, конечно. Он пел в форме нежного повеления о то...
Фотограф Ибор Эдоса Виктор делится закулисным взглядом на то, как создаются его фотографии

Фотограф Ибор Эдоса Виктор делится закулисным взглядом на то, как создаются его ...

Блог1 год назад
Хорошие фотографы могут создать фотографию без особых усилий. Но часто, если вы посмотрите за кулисы...
Фотограф Хью Кречмер и его сверхъестественные события.

Фотограф Хью Кречмер и его сверхъестественные события.

Блог4 мес. назад
Матрас из спагетти, возвышающиеся стопка блинов, сигарета, пробивающиеся сквозь каштановые волосы - ...
Фотоархив: ретроспективный взгляд на профессию стюардессы, 1930-1970 гг

Фотоархив: ретроспективный взгляд на профессию стюардессы, 1930-1970 гг

Блог1 год назад
Профессия стюардессы окончательно оформилась как «женская работа» в 1930-е годы, то есть работа, не ...
Фотоархив: юная и ещё не известная Мадонна на фотографиях Майкла Макдоннелла, 1978–1979 гг

Фотоархив: юная и ещё не известная Мадонна на фотографиях Майкла Макдоннелла, 19...

Блог1 год назад
Мадонна родилась в 1958 году в Бэй-Сити, штат Мичиган. Её семья принадлежала к среднему классу. Отец...
5 Кадров на камеру Leica M6 и объектив Voigtlander 35 мм f/1.4

5 Кадров на камеру Leica M6 и объектив Voigtlander 35 мм f/1.4

Блог1 год назад
Прежде всего, я хочу сказать, что до M6 я никогда не снимал на камеры Leica, если не считать того да...
Продуманные вырезки из бумаги от Paperboyo превращают архитектуру и достопримечательности в забавные сцены

Продуманные вырезки из бумаги от Paperboyo превращают архитектуру и достопримеча...

Блог1 год назад
Фотограф Рич Маккор (Rich McCor, он же paperboyo) собрал более полумиллиона подписчиков в Instagram,...
 Этапы становления, через которые проходит каждый уличный фотограф

Этапы становления, через которые проходит каждый уличный фотограф

Блог1 год назад
Эта статья в ироничной форме описывает степень прогресса в жанре уличной фотографии - восемь этапов...
Как превратить плёночную камеру в цифровую

Как превратить плёночную камеру в цифровую

Блог1 год назад
Видеоблогер [befinitiv] опубликовал на своём YouTube-канале видео, в котором показал, как ему удалос...
Амурская Азбука

Амурская Азбука

Блог6 лет назад
“О, западник! - Откуда? ” на первой минуте знакомства раскалывает меня Роман. “Масколяку на гиляку?”...
5 Кадров с Pentax MG – Прованс в чёрно-белом цвете

5 Кадров с Pentax MG – Прованс в чёрно-белом цвете

Блог2 года назад
Этот Pentax MG был куплен во время локдауна. Я зарядил его плёнкой Ilford FP4+, но использовал тольк...
Пронзительные чёрно-белые фотографии, присланные на конкурс журнала «Bnw Minimalism»

Пронзительные чёрно-белые фотографии, присланные на конкурс журнала «Bnw Minimal...

Блог1 год назад
Чёрно-белая фотография позволяет взглянуть под иным углом на привычный для нас мир ярких цветов. Вых...
Зимний Крым

Зимний Крым

Блог4 года назад
Когда-то я задался вопросом: куда можно поехать на новый год, чтобы «и недорого, и красиво, и тепло»...
Фотография лебедей, созданная с помощью техники светографики

Фотография лебедей, созданная с помощью техники светографики

Блог1 год назад
Финский фотограф Ханну Хухтамо (Hannu Huhtamo) занимается светографикой с 2008 года. Его световая ж...
Я | ФОТОГРАФ. Ксения Соварцева

Я | ФОТОГРАФ. Ксения Соварцева

Блог6 лет назад
Ксения Соварцева снимает дикую природу во всем ее многообразии. Она ищет необычные сюжеты для обычны...
Чёрно-белая фотография: по ту сторону цвета.
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить
4 мес. назад
ответ
Интересно!
Отправить