Чистая эстетика объектов Себастьяна Райкерса
Простые формы, свет и тени: с точки зрения Себастьяна Райкерса, уважительное отношение к деталям заключается в фокусировке на чистой эстетике объектов, исключая всё лишнее. «Меньше значит больше», – однажды сказал архитектор Мис ван дер Роэ. Этот девиз лежит в основе фотографических композиций Райкерса, а правильно использованное освещение ещё больше раскрывает скрытую красоту.
16.12.2022
Что вас привлекает в геометрических формах?
Я рассматриваю геометрические формы как основные строительные блоки наших визуальных впечатлений. Всё окружающее нас пространство можно разбить на эти блоки. Это упрощение лишает нас всякого смысла и веса, фокусируя наше внимание на чистой эстетике объектов.
Какую цель вы преследуете, создавая свои изображения?
Свою первую персональную выставку я назвал «Даруя пространство». Выбранные фотографии демонстрировали интерьеры, которые своими минималистскими и нейтральными мотивами давали зрителю много места для собственных образов и ассоциаций. Следовательно, каждая композиция подобна приглашению мысленно войти в комнату – «осмотреться» и в то же время найти место уединения и минуту тишины. Моя скромная цель состоит в том, чтобы зритель не только смотрел на картины, но и индивидуально взаимодействовал с ними.
В ваших произведениях нет людей, и все же они что-то о них говорят…
Из отзывов, которые я получаю от посетителей моих выставок, я знаю, что они проводят много времени, увлекаясь несколькими линиями и формами; и что мои композиции вызывают у них разнообразные мысли, воспоминания и даже эмоции. Разве это не многое говорит о людях? Может быть, это тоска по тихим местам; может быть, раскрытие мира, который до этого момента был скрыт. Меня также позабавило другое наблюдение: сверхъестественное стремление увидеть реальное в этих абстрактных мотивах. Я всегда немного играю со степенью абстракции; но даже когда фотография абстрактна, это тоже отражение реальности.
Как вы находите свои геометрические композиции и по каким критериям их выбираете?
Интересные с архитектурной точки зрения здания - те, которые я специально выбираю во время онлайн–исследований, а затем посещаю в реальности, – приносят особенно хорошие результаты. Я всегда беру с собой фотоаппарат, когда иду в музей, где я позволяю себе вдохновляться тишиной, атмосферой и выставленными произведениями искусства. Множество интересных вещей иногда можно найти просто прогуливаясь по улице.
Как происходит ваша фотографическая работа, особенно в том, что касается композиции?
Например, если я хочу сфотографировать архитектуру, я смотрю на объект, включая падающий в данный момент свет. Спокойно – сначала без камеры – я исследую разные ракурсы. Только после этого я смотрю в видоискатель, чтобы построить композицию. Я выбираю фокусное расстояние и детализацию своего изображения. Чтобы геометрические узоры выглядел гармонично, я использую классические правила композиции изображения. Если я хочу создать больше напряженности, я намеренно нарушаю эти правила.
Свет имеет решающее значение в ваших изображениях...
Я работаю исключительно с естественным светом, потому что люблю искать интересную геометрию и меньше люблю постановку. Вопреки общепринятой норме, я фотографирую на улице при полуденном солнце. Таким образом, я нахожу особенно сильные контрасты теней. Геометрические узоры во внутренних помещениях раскрываются благодаря затенению; например, показывая области равномерно белой комнаты разными оттенками серого.
Почему вы выбрали черно-белый формат?
Изображение форм и теней требует контрастов. В монохромном варианте края более четкие и усиливают графический эффект. Затенение в серой гамме более четкое, чем в цветной. Кроме того, цвет означает больше деталей, которые отвлекают внимание. Когда я использую цвет, я использую его незаметно и только тогда, когда это уместно.
Вы работали с Leica SL2. Что делает эту камеру подходящей для архитектурной фотографии?
В дополнение к выдающемуся качеству изображения, я в восторге от того, насколько просто ей пользоваться. Я выбираю настройки, пока смотрю на объект съемки через видоискатель. Кроме того, объективы моей камеры обладают максимальной гибкостью, их фокусные расстояния варьируются от сверхширокоугольных для интерьеров и захватывающих ракурсов до легких телеобъективов, чтобы получить больше деталей.
Насколько важны детали и что они могут рассказать нам о жизни?
Может показаться немного банальным, если я скажу, что вы должны идти по миру с широко открытыми глазами; но это именно то, что вы должны делать. Будьте открыты этому миру. Ищите красоту даже в незначительных вещах. Возможно, многие уже получают такое же удовольствие от тени или простых форм, как и я, а если нет, думаю придут к этому в будущем.
Красота форм и света – это ваше эстетическое стремление в фотографии?
Конечно, я не могу скрыть своего предпочтения к свету и формам. Я даже считаю их необходимыми композиционными элементами, независимо от жанра фотографии. Минимализм занимает еще более высокое место в моих эстетических устремлениях. Композиция изображения сравнима с музыкальной композицией. В музыке именно паузы придают нотам их сияние и заставляют нас слушать внимательнее. В заключение, процитируем слова архитектора Миса ван дер Роэ: «меньше значит больше».
Комментарии