«Блуждающий взгляд»: проект фотографа Хавьера Кампано
Самоучка, Хавьер Кампано (Мадрид, 1950) начал профессионально работать фотографом в 1975 году. Его начало связано с «Nueva Lente» изданием, которое отошло от преобладавшего в те времена гуманистического и документального взгляда, стремясь к рискованным и субъективным мотивам, пойманным камерой. В те годы преобразований в Мадриде появилось новое поколение фотографов. У них были заметные стилистические различия, но общий интерес к изображению окружающего их пространства. С тех пор город и его городские интерьеры стали главными героями образов Кампано. Он называет себя «странствующим фотографом» и, руководствуясь случаем и интуицией, создает навязчивые и меланхоличные мотивы в черно-белом цвете. В своём фото-проекте «Блуждающий взгляд» с безошибочным чувством света и композиции Кампано превращает обыденное в поэзию.
Ваш проект называется «Блуждающий взгляд» – почему?
Мне очень нравится бродить и теряться в городах. Мне нравится путешествовать и смотреть на вещи новыми глазами: городские отели, из номеров которых открывается особенный вид на город; витрины и вывески магазинов; бары, каждый со своим названием; рынки и книжные магазины…
Где бы вы провели грань между уличным фотографом и странником?
Я считаю, что странствующие фотографы руководствуются инстинктом - импульсами без фиксированного сценария. Они принимают решения и выбирают маршруты по ходу движения, оставляя место для случайностей.
Как вы пришли к идее этого проекта? И когда приступили к его реализации?
Этот проект начался в тот день, когда мне подарили мой первый фотоаппарат, с которым я вышел на улицу, чтобы учиться – учиться фотографировать и учиться видеть.
Поскольку это долгосрочный проект, как и когда вы поймёте, что он завершен?
Я не строю каких то временных рамок. Это будет продолжаться до тех пор, пока я буду в состоянии носить с собой камеру.
Ваши снимки имеют очень спокойную, иногда даже меланхоличную атмосферу. Что вы хотите этим показать?
Хотя это и не входит в мои намерения, неизбежно, что фотографии содержат ностальгическую и меланхоличную составляющую – возможно, из-за течения времени и быстротечности каждого момента, который уже никогда не повторится. Возможно, черно-белое тоже способствует этому ощущению.
Почему вы фотографируете в черно-белом цвете?
Я отдавал предпочтение черно-белому с самого начала, потому что это казалось более нереальным и поэтичным. Более того, тогда это было гораздо доступнее для начинающего фотографа, потому что вы могли самостоятельно делать отпечатки. Цвет приходилось доставлять в лабораторию, и, помимо того, что он был дорогим, результаты часто были разочаровывающими. Однако в последние годы мне также очень нравится делать цветные снимки; и я не имею ничего против использования цифровых камер, которые постоянно совершенствуются и позволяют лучше контролировать цвета.
Вы изучали юриспруденцию, потом работали в банке. Какой поворотный момент в вашей жизни заставил вас принять решение стать фотографом?
Я решил прекратить работать юристом в банке, потому что это не приносило мне ни какого удовольствия; это не позволяло мне реализовать свои потенциальные возможности. К тому времени я уже был энтузиастом фотографии. Я подписался на два высококачественных журнала о фотографии, в которых были представлены как классические, так и современные фотографы: «Creative Camera», английский; и «Camera», швейцарский. Я постоянно покупал книги по фотографии и с каждым днем проявлял все больший интерес к этому делу. В какой-то момент я решил стать фотографом, чтобы это было одновременно и моим способом зарабатывать на жизнь, и средством самовыражения. По правде говоря, поначалу это было нелегко, но в конце концов я смог полностью посвятить себя фотографии. Профессионально я работал внештатно для прессы и редакционных СМИ, а также занимался репродуцированием произведений искусства на DVD для музеев и галерей, что позволяло мне также уделять время своей более личной и творческой работе.
Есть ли у вас кумиры в искусстве или в фотографии?
Мне всегда нравилась живопись, меня постоянно тянуло к ней – особенно к авангардным течениям 20-го века. Что касается фотографии, я думаю, что Андре Кертес был очень хорош, очень естественен. Роберт Франк был современным и новаторским, и я помню, как неоднократно пересматривал «The Americans» и «The Lines of My Hand». Среди фотографов, более близких к моему поколению, могу отметить Бернар Плоссу, с которым мне посчастливилось встретиться в Париже, сразу после того, как я купил «Le Voyage Mexicain», и которым я не переставал восхищаться.
Как бы вы описали свой фотографический подход?
Фотография - мое лучшее средство для общения с окружающим миром. Поэзия и эмоции присутствуют всегда. Я стараюсь запечатлеть те вещи, которые привлекают мое внимание – наводящие на размышления и провокационные, как будто они того и ждут, что бы вы появились со своей камерой. В общем, для меня это значит наслаждаться и учиться на всем, что жизнь открывает перед вашим взором.
Какое оборудование вы использовали для вашего проекта?
До конца восьмидесятых я использовал разные камеры с объективами 50 мм. Затем я, наконец, смог осуществить свою мечту (возможно, мечту многих фотографов) и приобрести Leica. Теперь у меня M6, также с объективом 50 мм, который я с тех пор никогда не переставал использовать.
Пожалуйста, завершите следующее предложение: фотография для меня - это …
Фотография для меня всегда была волшебной составляющей: останавливать время, а затем снова оживлять его с помощью света и камеры. И с частичкой сердца, потому что фотографии - это внутреннее чувство, любопытный взгляд и глаза, которые готовы и обучены замечать каждую мелочь, в том, что вас окружает.
Комментарии