5 кадров на плёнку Tri-X 400 с использованием «push»-процесса
Писать об основах фотографии не простое занятие, так как многие сочтут это банальным перефразированием слов более великих мастеров. Однако я не стремлюсь перефразировать старые концепции. Моя цель - предложить, что-то новое и дать ценный совет начинающим, чтобы их путь в плёночной фотографии был более рациональным и осмысленным.
Автор: Simon King (Instagram)
Отталкиваясь от этого, я хочу рассказать о некоторых фотографиях, которые я сделал на Tri-X 400 - плёнку, которая, на мой взгляд, обладает одной из культовых фотоэмульсий всех времён. Разные версии Tri-X исторически использовались для документирования эпохальных мировых событий, в связи с чем, эта плёнка окутана многочисленными мифами, что придаёт ей некий вес и значимость. Обратной стороной этой легендарности, является то, что некоторые люди активно избегают Tri-X, предпочитая вместо этого более «скромные» варианты. Я сам шёл по этому пути и перепробовал множество разной плёнки, прежде чем решил перейти на Tri-X;
Современная версия Tri-X является результатом совершенствования формулы, которая предлагает невероятную широту и абсолютно вневременную эстетику. Резкость, зернистость и общий вид фотографий, сделанных с её помощью, весьма впечатляют. Именно поэтому мне нравиться использовать эту плёнку в зимний период. Зимой также имеет больше смысла прибегать к «push»-процессу, чем выставлять значение ISO, указанное на коробке: это открывает потенциал для продолжения работы ещё долго после захода солнца, в пасмурные дни и холодные зимние ночи. Мне всегда интересно поработать с новой плёнкой или находить способы по-новому раскрыть плёнку, с которой я уже знаком. Хотя через мою камеру прошло довольно много рулонов Tri-X, я не испытываю желания «пу́шить» её слишком часто – вместо этого я предпочитаю Delta 3200 или даже T-Max 3200, чтобы приблизиться к высоким значениям ISO.
После небольшого количества проб и ошибок я пришёл к выводу, что с точки зрения «push»-процесса, оптимальным для Tri-X 400 будет выставлять ISO 1600 и стараться производить замер экспозиции по теням (если не ищите конкретный эффект). Для «push»-процесса (по моему опыту) лучше всего подходит стендовая проявка (stand developed), что означает низкое разбавление и более длительное время выдержки в проявители, но гораздо более чёткие результаты и более насыщенные негативы.
«Пу́шить» Tri-X 400 до ISO 1600 не составляет труда. При правильном обращении плёнка может легко справиться и с более экстримальными значениями, вроде ISO 12800. Я думаю, что ISO 1600 - довольно стандартное значение для зимнего времени, и отличный вариант для тех, кто хочет использовать Tri-X в качестве универсальной плёнки, чтобы сохранить свою эстетику в любое время года и в любых условиях.
Tri-X предлагает фантастическую детализацию теней в большинстве ситуаций, что вполне меня устраивает, но перед тем, как спустить затвор вы можете сделать замер по более ярким областям кадра, а не для теней, как я обычно это делаю - это даст ощущение очень высокой контрастности, с небольшими деталями или без них.
Помимо технических моментов, есть что-то действительно особенное в съемке на Tri-X 400 с использованием «push»-процесса. Чёрный цвет получается более насыщенным, чем при использовании чего-то вроде T-Max 3200. Зернистость также менее выражена, чем у плёнки с более высоким ISO. «Push»-процесс имеет реальную ценность в том, чтобы предложить нечто оригинальное и почти изысканное – это работает для многих плёнок, но классический характер и эстетику Tri-X в этих обстоятельствах трудно повторить!
Комментарии