Стив Шапиро. Проживая Америку
В московском Центре фотографии имени братьев Люмьер в начале 2013 года прошла ретроспективная выставка американского фотографа Стива Шапиро «Проживая Америку». В лихие 1960-е Шапиро объехал всю Америку от побережья до побережья, чтобы запечатлеть людей, их жизнь и осветить волновавшие их вопросы. Его фотоочерки публиковались в таких изданиях, как Life, Time, Rolling Stone, Sports Illustrated, People, Newsweek и Vanity Fair.
Фото: Стив Шапиро
Благодарим Ольгу Коровкину за помощь в подготовке публикации,
Благодарим Центр фотографии имени братьев Люмьер
за предоставленные для публикации снимки.
1. Боб Мэки и Рэй Аджиан. Манекены поп-див, Лос-Анджелес. 1974
Шапиро ставил перед собой задачу сделать портрет эпохи, показав в этом временном срезе знаковых личностей и простых людей, которые позднее явили собой новое поколение Америки. В экспозицию выставки вошло более 100 работ того периода, затрагивающих главные события в социально-политической и культурной жизни США и посвященных таким темам, как гражданское высказывание, портреты икон художественной и музыкальной сцены, а также жанровая стрит-фотография 60-х.
Шапиро был вхож в разные социальные круги, в его объектив попадали и гарлемские наркоманы, и голливудские знаменитости. Несмотря на такую тематическую дифференциацию, каждая его работа — это точно выверенная композиция и идеальный баланс черного и белого.
Карьера Шапиро началась в 1961 году, во времена так называемого «золотого века фотожурналистики». Шапиро, будучи документалистом и в то же время активистом, удалось запечатлеть возникновение и расцвет движения хиппи, протесты против войны во Вьетнаме, митинги Движения за гражданские права чернокожих в США, в том числе Марш Сельма — Монтгомери за равные избирательные права и Марш на Вашингтон (1963), во время которого Мартин Лютер Кинг младший произнес свою знаменитую речь «У меня есть мечта». Позднее Шапиро был первым фотографом на месте убийства Мартина Лютера Кинга — именно его легендарные фотографии этой трагедии облетели весь мир.
2. Предвыборная кампания Роберта Кеннеди, Калифорния. 1966
Все это делает фотографию Стива Шапиро невероятно актуальной для сегодняшней России, ведь именно в те далекие 60-е в США слагалось равноправное гражданское общество. Люди отстаивали свою позицию, прибегая исключительно к методам ненасильственного сопротивления, влияли и в конечном счете меняли историю своей страны.
Не обошел Шапиро и бурлящей художественной сцены того времени: в экспозиции — портреты Фрэнсиса Бэкона и Рене Магритта, Роберта Раушенберга и Класа Ольденберга. Он в буквальном смысле документировал жизнь студии Энди Уорхола «Фабрика», работал над множеством проектов с Барбарой Стрейзанд и Дэвидом Боуи, создал знаменитые портреты Рэя Чарльза, Фрэнка Синатры, Саймона и Гарфанкела, Тины Тернер и Ива Монтана. Именно ему удалось уловить характер и особую харизму таких прославленных актеров и режиссеров, как Дастин Хоффман, Роберт Де Ниро, Кэтрин Хепберн и Миа Фэрроу, Фрэнсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе, Вуди Аллен и Роман Полански. Его «героями» были Жаклин Кеннеди Онассис, Мухаммед Али, Роберт Кеннеди, Труман Капоте и Сэмюэль Бекетт.
Отдельный зал выставки «Проживая Америку» был посвящен спецпроекту «Крестный отец. Семейный альбом», в который вошли цветные фотографии Стива Шапиро, сделанные во время съемок легендарной трилогии Копполы. Помимо узнаваемых образов — Марлон Брандо с кошкой, умирающий Пачино и знаменитый «шепот», в экспозицию вошли фотографии никогда ранее не публиковавшиеся.
Работы Стива Шапиро находятся в коллекциях Smithsonian Institution (Вашингтон), High Museum of Art (Атланта), Национальной портретной галерее (Вашингтон). Персональные выставки Шапиро недавно прошли в Лос-Анджелесе (Fahey/Klein Gallery), Амстердаме (Wouter van Leeuwn Gallery), Лондоне (Hamiltons Gallery) и Париже (Gallerie Thierry Marlat). Его фотоальбомы выпускали издательства Taschen, Arena Editions и PowerHouse Books.
3. Барбра Стрейзанд с жемчужной сережкой. Лос-Анджелес. 1960-е
Отрывки из интервью со Стивом Шапиро
— Когда я начинал работать, это время называлось «золотой век журналистской фотографии». Если у вас были идеи, вы всегда могли найти журнал, который бы вас нанял, оплачивал ваши расходы, чтобы вы создали историю. Теперь такого не происходит — сейчас гораздо более тяжелое время для молодых фотографов, трудно найти место, где их работа была бы нужна. И если вы не видите, что ваши работы нужны, это немного обескураживает.
Есть две самые важные вещи в фотографии. Одну из них я постоянно повторяю: каждый видит объект по-особенному, мы все видим окружающий мир по-своему. Например, есть три фотографа, которые видят мир одинаково, но фотографии у них получаются абсолютно разные. Все они известные фотографы, но в то же время они абсолютно разные, потому-то у каждого из этих фотографов своя точка зрения.
Для молодого фотографа важно развивать свой способ видения, особенность смотреть на вещи. И другая важная деталь — это снимать то, что вас волнует, потому что, если вы переживаете за своих героев, эмоционально вы вовлечены в то, что вы делаете.
Еще одно важное замечание: цифровая фотография позволяет видеть фотографии сразу после щелчка затвора. И вы должны посмотреть на то, что вы сфотографировали, и спросить себя: как я могу это сделать лучше? Что я могу сделать, чтобы это фото стало особенным? Как мне добавить в нее больше эмоций? Я должен чувствовать того, кого я фотографирую, чувствовать его душу…
— Джон Кеннеди был из тех, кто вызывал у меня наибольшее уважение. И он был очень обожаемой персоной. Для него было очень важно было чувствовать себя президентом, потому что по нему было видно: он может изменить направление развития страны, чтобы создать государство, которое по-настоящему заботится о гражданах и обо всех своих людях.
И это не было стремлением к деньгам или власти и не было удовлетворением своего эго. Он не хотел сказать: «Эй, я президент США, или я стремлюсь быть президентом США». Это было что-то гораздо большее: он ощущал, что он хочет помочь людям, что он хочет сделать мир лучше и сделать лучше страну, сделать ее более заботливой к людям, которым нужна поддержка и нужно больше помощи, чем они получают сейчас. Я хотел с помощью фотографий показать, как его любят люди, как люди заботятся о нем, потому что я знал: он заботится о них…
— Иногда ты встречаешь людей, которые не хотят, чтобы их фотографировали. Им приходится соглашаться, потому что все пиарщики говорят, что это хорошо. Я работал с одним известным писателем, его звали Роббер Лоуэлл, он известный американский поэт. А я делал историю для журнала
Life. Я могу сказать, что ему хотелось быть в журнале Life, но в то же время он был таким пафосным, что идея быть напечатанным в Life казалась ему не такой хорошей. Он ни разу не предложил мне чашки кофе, а я работал с ним шесть или семь дней в его доме, и в этом доме мне ни разу не предложили ни чашки кофе ни чего либо еще! Вы можете сказать, что он делал это просто потому, что был обязан.
— Мне приходилось работать с людьми, действовавшими на меня расслабляюще, я мог с ними веселиться, это было своего рода приключение. И если вам повезет — такая работа превращается в сотрудничество. Одним из таких людей был Стив Мартин.
Я делал постер для фильма Parenthood. Я купил огромный диван — такой, чтобы все могли на него поместиться, а Стив должен был стоять во время съемки. Стив спросил меня: «Что если я буду держать детей вверх ногами?». И это стало постером! Иногда сотрудничество с талантливыми людьми очень помогает, они приходят к тебе с идеями которые лучше чем твои.
— Я работал с Вуди Алленом над фильмом «Все, что вы всегда хотели знать о сексе». Это было забавно, потому что были забавны все ситуации, все герои были забавны, а также весь фильм был очень расслабленным и забавным.
— Дастин Хофман. Замечательно в Дастине то, что у него чудесное чувство юмора и он всегда расслаблен, он все время шутит, с ним приятно проводить время.
— Я вырос в Нью-Йорке. Подростком я каждые выходные посещал Музей современного искусства и Музей Метрополитен. Там была картина Веласкеса, на ней изображен старик, на которого я любил смотреть каждую неделю. Я всегда любил рисовать. Из современных художников мне нравятся Фрэнсис Бейкон и Люсьен Фрейд.
— Многие фотографы любят Роберта Франка за книгу The Americans, за ее сильные эмоциональные фотографии. Он вдохновил целое поколение фотографов, включая меня.
Мне нравится Анри Картье-Брессон за его умение поймать решающий момент, который я также пытался повторить.
Ирвин Пенн, чьи фотографии очень стильные, они передают тебе чувства людей, которых он снимал.
Уокер Эванс и Доротея Ланг, создавшие сильные образы Америки периода Великой депрессии 1930-х годов.
— Я не очень хорошо знаю о современной русской фотографии. Я знаю Родченко. Все знают Родченко! И мне нравится то, что он сделал стилистически со всеми его углами и т. п.
4. Дастин Хоффман и режиссер Боб Фосс, Майaми. 1981
5. Труман Капоте с кошкой, Холкомб, Канзас. 1967
6. Энди Уорхол, Эди Седжвик и окружение, Нью-Йорк. 1965
7. Рене Магритт, Музей современного искусства, Нью-Йорк. 1965
8. Девушки под мостом, Кони-Айленд, Нью-Йорк. 1960
9. Женщина с пуделем в салоне красоты, Нью-Йорк. 1961
10. Вуди Аллен с муравьем на поводке
Комментарии