Эрик Йоханссон: сказочные видения
В настоящее время каждый день создаётся около 34 миллионов изображений, сгенерированных искусственным интеллектом. Эти фотографии составляют 71% контента в социальных сетях. Цифровой контент теперь является частью повседневной жизни, и за долю секунды можно создать что угодно. Сюрреалистичные сцены Эрика Йоханссона (род. в 1985 году) противоречат этой тенденции. Шведский фотограф создаёт всего около 10 снимков в год, тратя часы на планирование, съёмку и редактирование одного кадра.
Художник создаёт свои работы на месте, используя реквизит, тщательно продуманное освещение и перспективу. В его завораживающих пейзажах знакомые сцены переплетаются с фантастическими ситуациями. Например, офисный работник сидит за столом, частично погружённым в океан, вокруг него плавают бумаги, а вдалеке светятся похожие на луну часы. На другом снимке изображена огромная ваза с цветами, торчащая из сарая, а рядом с короткими стеблями, оставшимися после обрезки, стоят ножницы.
Поговорим об истоках: с чего все началось, как вы начали работать за камерой?
Я вырос на ферме в Швеции, в окружении бескрайних пейзажей, где было много времени для мечтаний. Я начал фотографировать в подростковом возрасте, скорее из любопытства, чем по какой-то другой причине. Довольно скоро я понял, что меня не так уж сильно интересует запечатление реальности — я хотел создать свою собственную версию. Это привело меня к фотоманипуляциям, и с тех пор они только развивались. Фотография и фотоманипуляции всегда шли у меня рука об руку, и это кажется мне естественным способом самовыражения.
Ваши фотографии часто вызывают чувство удивления, как будто они являются частью более масштабного, необъяснимого повествования. Считаете ли вы себя рассказчиком?
Да, рассказывание историй — это важная часть. Но я стараюсь не быть слишком конкретным. Мне нравится оставлять пространство для интерпретации, чтобы зрители могли создать свою собственную историю в рамках кадра. Я думаю, что это делает работу более увлекательной и личной. Речь идёт не столько о передаче одного послания, сколько о создании мира, который приглашает вас в себя. Цель всегда состоит в том, чтобы сделать невозможное правдоподобным. Я работаю с реальными элементами, сфотографированными при правильном освещении, под правильным углом, и собираю их таким образом, чтобы обмануть глаз. Это постоянный поиск баланса между технической точностью и свободой воображения.
Вы создаёте сложные физические декорации и реквизит для своих фотографий. Не могли бы вы рассказать о важности физического воплощения вашего замысла, а не использования цифровых эффектов и искусственного интеллекта?
Для меня создание чего-то физически осязаемого добавляет реалистичности, которую невозможно подделать. Текстуры, освещение, несовершенства — всё это делает изображение более осязаемым. Кроме того, так работать просто интереснее. Мне нравится процесс создания чего-то своими руками, а не просто сидеть перед экраном. Подлинность имеет значение — важно, чтобы то, что вы видите в конечном изображении, было основано на чём-то реальном, даже если финальная композиция сюрреалистична. С помощью ИИ вы можете ввести запрос и мгновенно получить результат. Мой процесс противоположен этому: он медленный, рутинный и глубоко личный. Я хочу, чтобы зритель это почувствовал.
Вы создаёте ограниченное количество работ в год, делая упор на качество, а не на количество. Как этот подход влияет на вашу творческую практику?
Это дает мне возможность глубоко погрузиться в каждую идею. Я не хочу повторяться или творить просто ради результата. Каждое изображение — это как маленький мир, на создание которого нужно время. Работая не спеша, я вкладываю в нее смысл, и, надеюсь, это отражается на результате. У меня нет недостатка в идеях, и у меня много новых проектов.
Кто или что вас больше всего вдохновляет?
Разное. Природа, особенно шведский пейзаж. Художники-сюрреалисты, такие как Сальвадор Дали и Рене Магритт. Но также и мелкие детали повседневной жизни, которые наталкивают на мысль. Меня вдохновляет ощущение сна и то, как мы воспринимаем реальность.
Все фотографии ©Erik Johansson, больше вы можете найти здесь >>
Комментарии