Детективная история из жизни фотографа Вивиан Майер

Осенью 2013 года в Центре фотографии им. братьев Люмьер с большим успехом прошла выставка фотографий Вивиан Майер. История открытия фотографа Вивиан Майер — почти детективный сюжет, что привлекает к ней не меньше внимания, чем ее фотографии. История Вивиан Майер навсегда останется детективным сюжетом — интересным и поучительным. И мы  благодарны за нее судьбе и Джону Малуфу.

Текст: Ирина Толкачева; Фото: Вивиан Майер

Благодарим Центр фотографии им. братьев Люмьер 
за предоставленные для публикации фотографии.

 

 

В 2007 году молодой чикагский риэлтор-краевед Джон Малуф купил на местном аукционе несколько коробок со старыми пленками, надеясь найти среди них что-нибудь для иллюстраций к своей книге о пригороде Чикаго. Ничего подходящего в этих коробках не оказалось, но, отсканировав несколько пленок, Джон понял, что фотографии небезынтересны, и стал понемногу выкладывать их в свой блог. 

Там их мало кто заметил, но чем больше Джон сканировал, тем больше увлекался, понимая, что нашел нечто замечательное. Это подтвердилось после публикации фотографий на Flickr: посыпались восторженные комментарии и предложения выставок. Имя автора — Вивиан Майер — было несложно выяснить: оно подписано на конвертах и квитанциях из проявок. Также удалось найти информацию о том, что Майер жива, находится в доме престарелых, но по состоянию здоровья не может часто принимать посетителей.

Дальше этого Джон Малуф не пошел, но фотографий выкладывал все больше, общественный интерес возрастал, и к 2009 году стало понятно, что неплохо бы все же получить больше сведений об авторе. Джон «погуглил» еще и на сайте местной газеты обнаружил короткий некролог: Вивиан Майер скончалась два дня назад. Задавать вопросы теперь было некому, кроме разве что неких Джона, Лэйна и Мэтью, которые сообщили о своей скорби по поводу кончины «второй матери», «прекрасного человека, кинокритика и замечательного фотографа». Ничего, кроме этой информации и содержимого коробок, которые до сих пор не были до конца разобраны, у Джона не осталось. Но, увлекшись расследованием, он нашел несколько зацепок, которые позволили ему по крупицам восстановить биографию Вивиан Майер. Все, что мы о ней знаем, извлечено из этих коробок и воспоминаний нескольких, знавших ее людей.

Вивиан Майер родилась в Нью-Йорке, но в юности жила также во Франции. В 1956 году прибыла в Чикаго и устроилась работать няней в семейство Генсбургов, у которых было три сына: Джон, Лэйн и Мэтью. Они сравнивали Майер с Мэри Поппинс. Эксцентричная, замкнутая, строгая девушка в большой шляпе, мешковатом пиджаке и мужских ботинках, которая ничего не рассказывает о себе, ни с кем не встречается, везде ходит с камерой и снимает по пленке в день, но никому не показывает фотографий.

Любит говорить о кино, политике и обществе, но пресекает любые попытки вторжения в личное пространство. Но с ней невероятно интересно: она приносит в дом дохлую змею, водит мальчиков на кладбище, смотрит с ними авангардные фильмы и договаривается с молочником, чтобы он отвез их в школу на своем фургоне. Единственная ценная собственность, которую она накапливает, — отснятые пленки, кассеты с любительскими аудио- и видеозаписями и газеты. Стопки газет, которые нельзя выбросить, потому что в каждой есть какая-нибудь нужная статья, которую когда-нибудь захочется перечитать.

 

 

В 1972 году Вивиан покидает Генсбургов: дети выросли, им больше не нужна няня. Вместе со своим огромным архивом в последующие годы она переезжает из семьи в семью. Но что случается с одинокими нянями без определенного места жительства, когда они стареют? Некоторые улетают с ветром, а некоторых, к счастью, находят их благодарные воспитанники, снимают им квартиру и помогают с деньгами, а когда няни сами начинают нуждаться в постоянном присмотре — помещают в приличный дом престарелых. Джон, Лэйн и Мэтью Генсбурги заботились о своей бывшей няне до конца. Но ее вещи, похоже, совсем перестали кого-либо интересовать. Плата за хранение многочисленных коробок на складе перестала поступать, и склад распродал их с аукциона. Если бы покупатель Джон Малуф не проявил энтузиазма, мир никогда не узнал бы о фотографе Вивиан Майер.

Она снимала все, что ее окружало и казалось ей интересным: людей, происшествия, предметы, витрины, товары, машины, мусор и собственные отражения, то есть занималась уличной фотографией. Отличие стрит-фотографии от близких ей репортажа и документальной съемки в том, что стрит-фотограф не имеет конкретной задачи. Он просто прогуливается и снимает все подряд. В чем состоит очарование Вивиан Майер? В том же, что привлекает нас в любой хорошей уличной съемке: яркие характеры, живые наблюдения, неожиданные сопоставления, ирония, юмор, парадоксы, легкий абсурд и красота повседневности, которую мы не замечаем в жизни, но любим в фотографии, потому что она придает ценность банальному, неважному, мимолетному.

Вивиан Майер сравнивают почти со всеми известными авторами, занимавшимися уличной съемкой: Эвансом, Кертешем, Картье-Брессоном, Дуано, Левиттом, Модел, Франком, Фридлендером, Винограндом и другими. Действительно, среди десятков тысяч ее снимков (а мы видели далеко не все из них — часть пленок все еще не отсканированы) можно найти фотографии «в стиле» любого из них. Тысячи фотографий, и никакого авторского отбора — вот с чем мы имеем дело. Зритель восхищается фотографиями Майер по понятным причинам: общий подъем интереса к стрит-фотографии, ностальгия, загадочная фигура автора и его несомненный талант. На фотографиях мы видим жизнь Чикаго 1950–1970-х годов. Колоритные типажи, смешные, странные или трогательные ситуации, разнообразие костюмов, деталей, точек зрения.

 

 

Изображения ясно читаемы, зрителю понятно, на что именно надо смотреть, кто главный герой, и что происходит. Но авторский отбор и редактирование снимков значит для истории не меньше, чем сам факт фотографирования. Представим, что мы вдруг нашли необработанные архивы неких никому не известных Анри Картье-Брессона или Анселя Адамса, в которых все вперемешку: и то, что они отобрали для книг и выставок, и то, что без сожаления выбросили бы. Случилось бы тогда, что Картье-Брессон и Адамс, которых мы знаем, стали классиками фотомастерства, которые участвовали в формировании визуальной культуры ХХ века? Вряд ли.

Критики говорят о Майер разное, иногда мнения диаметрально расходятся. Это не удивительно. Мы не знаем о ней ничего. Как фотограф по призванию, она снимала, потому что не могла не снимать. Как профессиональный автор она не существует. Она не выставлялась, не печаталась, не продавалась, у нее не было учителей, соратников, учеников и зрителей. Мы понятия не имеем о том, насколько она разбиралась в фотографии, знала ли других фотографов, подражала ли кому-то сознательно, цитировала ли или пародировала других. Выдающийся ли она мастер или просто талантливый — сказать затруднительно. Она сообщила нам слишком много — то есть ничего конкретного и внятного — о своем взгляде на человека, политику, общество, город, Америку, искусство и фотографию. Она никогда не будет частью истории фотографии — только примечательной частностью, только визуальным эхом вокруг знаковых авторов, взглядов и концепций. Мы также не знаем, хотела ли Вивиан Майер вообще что-то сообщать нам. Возможно, она снимала только для себя и не думала о себе как о фотографе.

История Вивиан Майер навсегда останется детективным сюжетом — интересным и поучительным. Но мы все равно благодарны за нее судьбе и Джону Малуфу.

 

 

Фотограф Всеволод Тарасевич: сумашедшая жизнь от «Формирования интеллекта» и до «Края земли»

Фотограф Всеволод Тарасевич: сумашедшая жизнь от «Формирования интеллекта» и до ...

Фотохудожники10 лет назад
Сейчас я сам в возрасте, который намного превосходит возраст Всеволода Сергеевича Тарасевича, когда ...
Фотограф Тацио Секкьяроли — первый папарацци

Фотограф Тацио Секкьяроли — первый папарацци

Фотохудожники11 лет назад
Папарацци — назойливое стрекотание цикады или жужжание мухи, от которой невозможно отмахнуться. По к...
Вадим Гиппенрейтер — наше все

Вадим Гиппенрейтер — наше все

Фотохудожники12 лет назад
К Вадиму Гиппенрейтеру собиралась словно на первое свидание: волновалась, нервничала, опаздывала. Мы...
КАК СНИМАЛИ МЭТРЫ. Ева Арнольд

КАК СНИМАЛИ МЭТРЫ. Ева Арнольд

Фотохудожники8 лет назад
Ева Арнольд — первая женщина, принятая в фотоагентство «Магнум». Как фотожурналист она снимала в сам...
Фотограф Александр Джус: мне хотелось снять истребитель на закате, на высоте 9 тысяч метров...

Фотограф Александр Джус: мне хотелось снять истребитель на закате, на высоте 9 т...

Фотохудожники9 лет назад
Темная туша самолета-бомбардировщика всей массой давит на бетонные плиты аэродрома. Кажется, те долж...
Фотограф Артем Житенёв: страшный человек — уличный фотограф!

Фотограф Артем Житенёв: страшный человек — уличный фотограф!

Фотохудожники10 лет назад
Артем Житенёв родился в Москве. Фотография окружала его с детства. Отец не расставался с фотокамерой...
Эрвина Блюменфельд: золотое сечение гения

Эрвина Блюменфельд: золотое сечение гения

Фотохудожники10 лет назад
Этой весной на биеннале «Мода и стиль в фотографии» выставка Эрвина Блюменфельда — один из главных н...
Фотограф Ман Рэй: дадаист, сюрреалист и модный портретист

Фотограф Ман Рэй: дадаист, сюрреалист и модный портретист

Фотохудожники10 лет назад
Модернистский художник Эммануэль Радницкий, более известный как Ман Рэй, родился в Филадельфии (США)...
10 любимых фотографий Сергея Максимишина

10 любимых фотографий Сергея Максимишина

Фотохудожники5 лет назад
Сергей Максимишин учился в Ленинградском политехническом институте на кафедре экспериментальной ядер...
Индустриальная фотография. Проект Максима Мармура  «Люди угля»

Индустриальная фотография. Проект Максима Мармура «Люди угля»

Фотохудожники5 лет назад
Профессиональный фотограф Максим Мармур 2016-2017 годы провел в угольных шахтах и разрезах России, ч...
Фотообзор: галерея Джейсона Хоува — «Очень тяжело слышать плач матери»

Фотообзор: галерея Джейсона Хоува — «Очень тяжело слышать плач матери»

Фотохудожники11 лет назад
Фотограф-самоучка, родился в 1971 году в местечке Ипсвич (Великобритания). Его страсть к фотографии ...
Чувство перспективы: фотографии Массимо Листри

Чувство перспективы: фотографии Массимо Листри

Фотохудожники2 года назад
Итальянский фотограф Массимо Листри - вундеркинд архитектурной фотографии, привносящий живую энергию...
 Николь Собецки: «Чтобы изменить мир, мы должны сначала понять его таким, какой он есть»

Николь Собецки: «Чтобы изменить мир, мы должны сначала понять его таким, какой ...

Фотохудожники1 год назад
Отмеченный наградами фотожурналист и сотрудница фотоагенства VII Николь Собецки познакомилась с миро...
Фотограф Дмитрий Костюков: когда дети учатся, они рисуют не под копирку - пусть коряво, но по-своему...

Фотограф Дмитрий Костюков: когда дети учатся, они рисуют не под копирку - пусть ...

Фотохудожники10 лет назад
Форма сама рождает содержание. В фотографии она и есть содержание. Для русского человека это сложно ...
Майкл Массайя. Глубоко во сне.

Майкл Массайя. Глубоко во сне.

Фотохудожники2 года назад
Ночные образы, созданные Майклом Массайи, представляют собой чистой воды поэтическое произведение. И...
Детективная история из жизни фотографа Вивиан Майер
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить