Спорт в фотографии. От Родченко до наших дней.

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку — исследование феномена спорта сквозь призму фотографии с начала XX века до наших дней. Спорт — это проекция социума, его ценностных установок. Фотография спорта, меняясь вместе с обществом, отражает социальные и культурные особенности каждой эпохи. Экспозиция, включающая произведения классиков советской и российской фотографии — Александра Родченко, Макса Пенсона, Аркадия Шайхета, Бориса Игнатовича, Льва Бородулина, Александра Абазы, Дмитрия Донского, Сергея Гунеева, а также современных спортивных фотографов, рассказывает об эволюции жанра, позволяет проследить смену стилей и эстетических парадигм, демонстрирует современные тенденции, связанные с развитием новых технологий. 

2

После Октябрьской революции спорт перестает быть элитарным, аристократическим способом проведения досуга и приобретает массовый характер. Культ здорового тела в послереволюционные годы — часть масштабного проекта по созданию нового человека. Всего через полтора месяца после подписания Брестского мира, на фоне уже начавшейся иностранной интервенции и разгорающейся Гражданской войны, 22 апреля 1918 года ВЦИК выпустил декрет, который наряду с «введением всеобщего военного обучения трудового населения» предполагал «как можно шире организовать физическое воспитание и спорт среди трудящихся». В 1923 году был принят декрет ВЦИК РСФСР «Об образовании высшего и местных советов физической культуры трудящихся РСФСР».

Советская власть активно пропагандировала спорт, а важнейшим способом пропаганды начиная с 1920-х годов были фотоиллюстрированные издания, которые выходили массовыми тиражами. Газеты, журналы, брошюры, посвященные спорту, формировали важный заказ для лучших фотографов того времени. Некоторые из этих раритетных изданий представлены на выставке.

8d73394c5f594eee931642ed7f83

4

Центральным образом советской фотографии спорта 1920-х — начала 1950-х годов является не профессиональный спортсмен с конкретным именем и историей выдающихся побед, а физкультурник. «Копьеметатель» и «Боксер» Макса Пенсона (1928), «Прыжок в воду» Михаила Прехнера (начало 1930-х), «Юная спортсменка» Ивана Шагина (1930-е) — эти снимки, ставшие классикой отечественной фотографии, демонстрируют физически совершенное тело в статуарных позах и обобщенный идеализированный образ нового человека.

 Одним из главных сюжетов фотографий 1930-х — начала 1950-х годов становится спортивный парад, который демонстрировал не соревновательность, а, наоборот, способность слиться в единое, слаженно движущееся коллективное тело. Акробатические пирамиды с транспарантами, помпезные декорации и сложнейшая хореография, в которой тела участников образуют одно гигантское многорукое существо, — эти массовые зрелища становятся новым видом монументального искусства, «в котором театр, балет, опера, живопись, скульптура, музыка, песня синтетически соединены, подчиняясь физкультурному действию» (Охлопков Н. Счастливый день // Газета «Известия», 26 июля 1938 г.). Физкультурные парады на Красной площади снимают лучшие фотографы — Александр Родченко, Эммануил Евзерихин, Иван Шагин, Анатолий Егоров, Самарий Гурарий, Аркадий Шайхет. 

image_1

5

Расцвет физкультурных парадов приходится на тот период развития фотографии, когда авангардные эксперименты уже осуждены как «формализм», а творческие объединения, включая возглавляемую Александром Родченко в начале 1930-х конструктивистскую группу «Октябрь», ликвидированы. В фотографиях Родченко со спортивного парада на Красной площади 1936 года уже почти нет следов прежних экспериментов. Однако острые ракурсы, знаменитая «косина» композиции и то, что Дзига Вертов называл «динамической геометрией» кадра, все еще присутствуют в его снимках.

В 1930-е годы еще не были изобретены телеобъективы. Фотографы были вынуждены выбирать ближнюю точку съемки. Специальных фотозон не существовало: иногда они снимали прямо среди рядов физкультурников во время парадов или непосредственно за спинами легкоатлетов в момент старта («Старт» Ольги Игнатович, 1930-е).

Во второй половине 1940-х годов советский спорт начинает интегрироваться в международные спортивные ассоциации. В 1952 году в Хельсинки Советский Союз впервые получил представительство на Олимпиаде. Победы в международных соревнованиях обретают символический капитал, имеющий большое социальное и политическое значение.

image_6

image_7

С наступлением оттепели в фотографии расширяется диапазон допустимых выразительных средств и сюжетов. Становится возможным обращение к опыту фотографического авангарда 1920-х годов и его формальным находкам. Кроме того, возникает запрос на живую человеческую эмоцию и индивидуальный психологический портрет героя, в том числе спортсмена. В спортивной фотографии выразителем нового типа съемки стал Лев Бородулин, чьи снимки не только пользовались огромным успехом в Советском Союзе, но и во многом повлияли на мировую спортивную фотографию.

Спортивная фотография «аналоговой эпохи» ставила целью создание художественного образа. Снимая на пленку, фотограф физически не мог формировать новостной процесс. Негатив требовал проявки, печати и только потом отправлялся заказчику — газете или журналу. Во время проявки и печати фотографы в темной комнате «колдовали» над снимками. Так, например, Александр Абаза не только радикально кадрировал свои снимки, но и пользовался обильной ретушью и монтажом.

В 1970—1980-е годы стремительно развивается фототехника. Появившиеся инновации используют спортивные фотографы. Дмитрий Донской одним из первых использовал новые возможности объективов с переменным фокусным расстоянием. Сергей Гунеев стал применять дистанционное управление фотокамерой: установив ее прямо на беговой дорожке, он создал знаменитый снимок «Бег с препятствиями», удостоенный 3-го приза World Press Photo в категории «Спорт» в 1980 году.

1

3

С развитием интернет-медиа спортивная фотография попадает в новый контекст. В частности, необходимость выбрать для публикации одну или две фотографии сменяется возможностью создать целую фотогалерею, представляющую событие в разных аспектах и позволяющую работать сериями. Этот период развития жанра представлен на выставке ведущими современными фотографами спорта — Сергеем Бобылевым (ТАСС), Дарьей Исаевой («Спорт-Экспресс»), Владимиром Песней (РИА Новости), Марией Плотниковой, Алексеем Филипповым (РИА Новости), Константином Чалабовым (РИА Новости).

МАММ благодарит РИА Новости, информационное агентство России ТАСС, Государственный музей В. В. Маяковского, МИРА коллекцию, «Спорт-Экспресс» за предоставление работ для выставки, а также Российский государственный архив кинофотодокументов за предоставление кинохроники 1910—1920-х годов.

Подробнее на сайте МАММ >>

Николай Рахманов. Цвет московской фотографии

Выставки2 года назад
С 28 июля по 6 ноября 2023 года в Музее Москвы при поддержке Департамента культуры города Москвы про...

Алиса Лю. О наивной хрупкости

Выставки3 мес. назад
12 ноября в Музее современного искусства АРТМУЗА (Санкт-Петербург) откроется выставка Алисы Лю «О на...

Выставка "Французские каникулы Жана-Даниэля Лорье"

Выставки6 лет назад
Центр фотографии имени братьев Люмьер представляет выставку одного из самых известных фотографов Фра...

Dasha Art. Акценты и формы.

Выставки1 мес. назад
Музей современного искусства Эрарта (Санкт-Петербург) представляет выставку витебской фотохудожницы ...

Галерея Классической Фотографии приглашает на презентацию альбома «ФотоТоп»

Выставки3 года назад
В ближайшее воскресенье, 12 сентября, в 19.00 в Галерее Классической Фотографии пройдёт презентация ...

Игра теней

Выставки2 года назад
с 1 августа по 29 октября 2023 года в Государственном Дарвиновском музее (Москва) пройдёт выставка "...

Билл Каннингем «Мода на подиумах и тротуарах»

Выставки4 года назад
В рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии-2021» Мультимедиа Арт Музей, Москва впервые представля...

«Фотоработы Стаса Намина приобщают нас к чему-то грандиозному»

Выставки3 года назад
В Галерее классической фотографии на Саввинской набережной в Москве открылась персональная выставка ...

Выставка «Три жизни Аньес Варда»

Выставки6 лет назад
В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей...

Игорь Мухин «Москва – Париж – Вена»

Выставки3 года назад
В рамках «Фотобиеннале-2022» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку классика современно...

Анна Бёрч. Сажа бела

Выставки6 дн. назад
Фонд Ruarts (Москва) представляет персональную выставку Анны Бёрч – «Сажа бела» – оксюморон, объедин...

Мультимедиа Арт Музей, Москва продолжит «Фотобиеннале-2020»

Выставки5 лет назад
После проведения ремонта и переоборудования выставочных залов Мультимедиа Арт Музей, Москва открывае...
Canon представит новинки съемочной и печатной техники на международной выставке «ФОТОФОРУМ»

Canon представит новинки съемочной и печатной техники на международной выставке ...

Выставки6 лет назад
Компания Canon, мировой лидер в области решений для работы с изображениями, примет участие на выстав...

Секс-символы «золотого века» Голливуда. Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор, Ричард Б...

Выставки7 лет назад
1 февраля в 19:00 Центра фотографии имени братьев Люмьер и журнал "Искусство Кино" приглашают на пер...
Россия. 1917 год

Россия. 1917 год

Выставки7 лет назад
Выставка «Россия. 1917» посвящена самому важному году в истории России ХХ века. В переломный 1917 го...
Спорт в фотографии. От Родченко до наших дней.
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить