Сэнди Скогланд. Между воображением и реальностью.

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку легендарной американской художницы Сэнди Скогланд, ключевой представительницы жанра tableau photography — «постановочной» или «сконструированной» фотографии. Еще в начале 1980-х годов, задолго до появления программы Photoshop, Скогланд представила миру снимки своих невероятных сюрреалистических инсталляций, которые сразу же принесли ей международную славу. 

image_11

Месть золотой рыбки © 1981 Sandy Skoglund/ Paci contemporary gallery, Брешиа / Порто-Черво, Италия

Сэнди Скогланд родилась в 1946 году в Норт-Уэймуте, штат Массачусетс. Семья художницы часто переезжала и в 1960-х некоторое время жила неподалеку от Анахайма в Калифорнии, где был открыт первый в мире тематический парк развлечений «Диснейленд». Впоследствии Скогланд не раз говорила, что яркие краски Калифорнии оказали сильное влияние на ее восприятие цвета. С 1964 по 1968 год она изучала изобразительное искусство и искусствоведение в частном женском Колледже Смит, Нортгемптон, Массачусетс и мечтала о карьере модельера или карикатуриста. В рамках студенческой программы обучения за рубежом Скогланд провела один год в Сорбонне и Школе Лувра в Париже, где увлеклась авангардным кино. В 1969-м поступила в Университет Айовы, изучала кинематографию и мультимедиа, а в 1972-м получила степень магистра изобразительных искусств в области живописи. В том же 1972 году Сэнди Скогланд переехала в Нью-Йорк и поселилась в богемном районе Сохо, считавшемся центром современного американского искусства. В этот период она начала создавать свои первые работы в области концептуального искусства. Необходимость задокументировать концептуальные идеи подтолкнула художницу к самостоятельному изучению техники фотографии. 

image_13

Микробы повсюду © 1984 Sandy Skoglund/ Courtesy: Paci contemporary gallery, Брешиа / Порто-Черво, Италия

image_14

Аксессуары © 1979 Sandy Skoglund/ Paci contemporary gallery, Брешиа / Порто-Черво, Италия

Переломным моментом в творчестве Скогланд стало лето 1977 года. Тогда художница жила в меблированном трейлере на ферме в Ремсене и проводила в нем большую часть времени, занимаясь фотографией. «Кукольный» интерьер дома, имитировавший богатое убранство, вдохновил Скогланд на создание серии фотографий «Размышления в доме на колесах». Художница запечатлела все, что окружало ее в быту: посуду, технику, снимала части собственного тела и их отражения в зеркальных поверхностях, стараясь уловить неожиданные сопоставления форм. Эта серия обозначила новый этап в творческой карьере художницы, связанный с постепенным переосмыслением принципов концептуального искусства и поиском нового художественного стиля.

В конце 1970-х годов Сэнди Скогланд окончательно отказалась от живописи в пользу фотографии. Этому способствовали интерес художницы к поп-культуре, эстетике китча и ее одержимость коммерческой фотографией. Скогланд завораживали «стерильные» изображения, создававшие образ «американской мечты». Ее внимание особенно привлекали снимки еды в глянцевых журналах и каталогах. Скогланд рассказывала, что «была поражена тем, как ловко реклама манипулировала сознанием потребителя». В серии фотографий «Натюрморты» 1978 года художница иронизирует над стратегиями создания рекламных образов. На ее снимках традиционная еда американского среднего класса превращается в декоративный объект или оптическую иллюзию. Начиная с серии «Натюрморты» тема еды становится одной из важнейших в творчестве Скогланд. По ее словам, это наиболее универсальный язык, понятный каждому. «В конце концов, едят все», — заключает художница.

image_17

Радиоактивные кошки © 1980 Sandy Skoglund/ Paci contemporary gallery, Брешиа / Порто-Черво, Италия

image_15

Свадьба © 1994 Sandy Skoglund/ Paci contemporary gallery, Брешиа / Порто-Черво,

В 1980 году Скогланд сделала одну из своих самых знаменитых фотографий «Радиоактивные кошки», в которой изобразила постапокалиптическую сцену, повествующую о жизни после атомной катастрофы. Снимок положил начало ее работе с инсталляциями и их последующей фотофиксацией. Уникальное сочетание нескольких видов искусства сделало «Радиоактивных кошек» символом направления tableau photography. На первый взгляд может показаться, что кадр выполнен с помощью Photoshop, однако в действительности ярко-зеленые животные на снимке — это скульптуры, собственноручно вылепленные художницей из глины. Специально для фотографии она изготовила 25 фигур кошек в натуральную величину и разместила их рядом с актерами, которые выполняли заранее срежиссированные действия. «В этом образе есть надежда, — говорила Скогланд в одном из своих интервью, — кошки смогли приспособиться к новым условиям, и выглядят энергичными. Однако роль людей в новом мире остается неясной, а их будущее — неопределенным».

В январе 1981 года Скогланд получила грант от Национального фонда поддержки искусств, что позволило ей купить новый объектив для широкоформатной камеры Toyo. C ее помощью художница выполнила культовую фотографию «Месть золотой рыбки» и создала сюрреалистический образ, размывающий грань между сновидением и реальностью. «Моя работа напоминает об истории Франкенштейна, в которой люди создали нечто, что вышло из-под контроля и поглотило их», — говорит художница.

image_12

Райское собрание © 1991 Sandy Skoglund/ Paci contemporary gallery, Брешиа / Порто-Черво, Италия

В 1981 году работы «Месть золотой рыбки» и «Радиоактивные кошки» были показаны на биеннале Уитни — важнейшем событии в художественном мире США, а Скогланд заняла ведущие позиции в области экспериментальной фотографии. В последующие десятилетия жанр tableau photography стал центральным в ее творчестве. Крупнейшие музеи мира специально заказывают ей инсталляции. В 1987 году фотографии инсталляции «Бриз на работе», сделанные по заказу Центра искусств Уокера в Миннеаполисе, были впервые продемонстрированы в рамках выставки «Скульптура в фотографии», а в 1989-м для выставки «Изобретение искусства», организованной парижским Центром Жоржа Помпиду, Скогланд создала инсталляцию «Лисьи игры». В июне 2000-го она закончила работу над проектом «Дышащее стекло», премьерный показ которого состоялся в нью-йоркском Музее искусства и дизайна.

Сегодня Сэнди Скогланд живет в Джерси-Сити, работает над новыми проектами и преподает фотографию в Ратгерском университете.

***

Дата проведения 22.01— 28.03.2021

Адрес: Мультмедиа Арт Музей, Москва, ул. Остоженка, д. 16

Время работы с 12:00–21:00 ежедневно,  кроме понедельника

Источник: МАММ

Общероссийский Фестиваль природы «Первозданная «Россия» в 2021 году возвращается...

Выставки1 год назад
В 2021 году VIII Общероссийский фестиваль природы «Первозданная «Россия» возвращается на Крымский Ва...

Международный фестиваль актуальной фотографии PHOTOBOOKFEST 2018 объявляет старт...

Выставки3 года назад
Фотокнига сегодня открывает новые способы интерпретации изображений в яркое драматическое событие, о...
Тонких ценителей фотографии становится всё больше

Тонких ценителей фотографии становится всё больше

Выставки3 года назад
29 сентября, в субботу, в 12.00 в Галерее Классической Фотографии пройдёт Ярмарка Клуба коллекционер...
Камеры Nikon для космоса на выставке CP+ 2018

Камеры Nikon для космоса на выставке CP+ 2018

Выставки3 года назад
Nikon имеет долгую историю создания камер для использования на борту космических станций и в условия...
Уральских авторов представят на Московской биеннале современного искусства

Уральских авторов представят на Московской биеннале современного искусства

Выставки4 года назад
С 29 сентября Екатеринбургская галерея современного искусства презентует кураторский проект «Женщина...

Приглашаем на юбилей «Первозданной России»

Выставки3 года назад
26 января в 11:00 в Москве в Центральном Доме художника состоялось торжественное открытие V Общеросс...
Знакомьтесь, Алекс Перрэ!

Знакомьтесь, Алекс Перрэ!

Выставки2 года назад
В начале ноября Галерея Классической Фотографии впервые в России представит выставку работ Алекса Пе...
Без смущения 2.0. Выставка американского фотографа Джока Стёржеса снова открылась в Москве

Без смущения 2.0. Выставка американского фотографа Джока Стёржеса снова открылас...

Выставки3 года назад
Центр фотографии имени братьев Люмьер возвращает на свои стены выставку «Без cмущения» американского...

Выставка «Фотоальбом князей Юсуповых»

Выставки2 года назад
Мультимедиа Арт музей, Москва и Государственный музей-усадьба «Архангельское» впервые представляют в...

Паскаль Мэтр. Репортажи.

Выставки1 мес. назад
В рамках «Фотобиенале-2020» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку знаменитого французс...

Выпущен каталог выставки «Вадим Гиппенрейтер. От тишины до взрыва»

Выставки3 года назад
Вышел в свет каталог выставки «Вадим Гиппенрейтер. От тишины до взрыва», посвященной 100-летнему юби...

Завтра открывается Фотофорум’2019.

Выставки2 года назад
Завтра, 11 апреля, начнет свою работу Фотофорум’2019 – мероприятие с почти двадцатилетней историей, ...

Экспозиция Кристофера Беркетта. Фотография, наполненная светом

Выставки4 дн. назад
На втором этаже Галереи Классической Фотографии представлено порядка двух десятков избранных работ п...

Экскурсия по выставке «Ледяной поход»

Выставки3 года назад
12 мая в 13.00 в Галерее Классической Фотографии пройдёт экскурсия по выставке «Ледяной поход». Груп...

Знаменитые фотографы и видеооператоры проведут более 100 мастер-классов на Фотоф...

Выставки2 года назад
На площадке Фотофорума’2019, который состоится уже 11-13 апреля 2019 года в МВЦ «Крокус Экспо», прой...
Сэнди Скогланд. Между воображением и реальностью.
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить