Сэнди Скогланд. Между воображением и реальностью.

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку легендарной американской художницы Сэнди Скогланд, ключевой представительницы жанра tableau photography — «постановочной» или «сконструированной» фотографии. Еще в начале 1980-х годов, задолго до появления программы Photoshop, Скогланд представила миру снимки своих невероятных сюрреалистических инсталляций, которые сразу же принесли ей международную славу. 

image_11

Месть золотой рыбки © 1981 Sandy Skoglund/ Paci contemporary gallery, Брешиа / Порто-Черво, Италия

Сэнди Скогланд родилась в 1946 году в Норт-Уэймуте, штат Массачусетс. Семья художницы часто переезжала и в 1960-х некоторое время жила неподалеку от Анахайма в Калифорнии, где был открыт первый в мире тематический парк развлечений «Диснейленд». Впоследствии Скогланд не раз говорила, что яркие краски Калифорнии оказали сильное влияние на ее восприятие цвета. С 1964 по 1968 год она изучала изобразительное искусство и искусствоведение в частном женском Колледже Смит, Нортгемптон, Массачусетс и мечтала о карьере модельера или карикатуриста. В рамках студенческой программы обучения за рубежом Скогланд провела один год в Сорбонне и Школе Лувра в Париже, где увлеклась авангардным кино. В 1969-м поступила в Университет Айовы, изучала кинематографию и мультимедиа, а в 1972-м получила степень магистра изобразительных искусств в области живописи. В том же 1972 году Сэнди Скогланд переехала в Нью-Йорк и поселилась в богемном районе Сохо, считавшемся центром современного американского искусства. В этот период она начала создавать свои первые работы в области концептуального искусства. Необходимость задокументировать концептуальные идеи подтолкнула художницу к самостоятельному изучению техники фотографии. 

image_13

Микробы повсюду © 1984 Sandy Skoglund/ Courtesy: Paci contemporary gallery, Брешиа / Порто-Черво, Италия

image_14

Аксессуары © 1979 Sandy Skoglund/ Paci contemporary gallery, Брешиа / Порто-Черво, Италия

Переломным моментом в творчестве Скогланд стало лето 1977 года. Тогда художница жила в меблированном трейлере на ферме в Ремсене и проводила в нем большую часть времени, занимаясь фотографией. «Кукольный» интерьер дома, имитировавший богатое убранство, вдохновил Скогланд на создание серии фотографий «Размышления в доме на колесах». Художница запечатлела все, что окружало ее в быту: посуду, технику, снимала части собственного тела и их отражения в зеркальных поверхностях, стараясь уловить неожиданные сопоставления форм. Эта серия обозначила новый этап в творческой карьере художницы, связанный с постепенным переосмыслением принципов концептуального искусства и поиском нового художественного стиля.

В конце 1970-х годов Сэнди Скогланд окончательно отказалась от живописи в пользу фотографии. Этому способствовали интерес художницы к поп-культуре, эстетике китча и ее одержимость коммерческой фотографией. Скогланд завораживали «стерильные» изображения, создававшие образ «американской мечты». Ее внимание особенно привлекали снимки еды в глянцевых журналах и каталогах. Скогланд рассказывала, что «была поражена тем, как ловко реклама манипулировала сознанием потребителя». В серии фотографий «Натюрморты» 1978 года художница иронизирует над стратегиями создания рекламных образов. На ее снимках традиционная еда американского среднего класса превращается в декоративный объект или оптическую иллюзию. Начиная с серии «Натюрморты» тема еды становится одной из важнейших в творчестве Скогланд. По ее словам, это наиболее универсальный язык, понятный каждому. «В конце концов, едят все», — заключает художница.

image_17

Радиоактивные кошки © 1980 Sandy Skoglund/ Paci contemporary gallery, Брешиа / Порто-Черво, Италия

image_15

Свадьба © 1994 Sandy Skoglund/ Paci contemporary gallery, Брешиа / Порто-Черво,

В 1980 году Скогланд сделала одну из своих самых знаменитых фотографий «Радиоактивные кошки», в которой изобразила постапокалиптическую сцену, повествующую о жизни после атомной катастрофы. Снимок положил начало ее работе с инсталляциями и их последующей фотофиксацией. Уникальное сочетание нескольких видов искусства сделало «Радиоактивных кошек» символом направления tableau photography. На первый взгляд может показаться, что кадр выполнен с помощью Photoshop, однако в действительности ярко-зеленые животные на снимке — это скульптуры, собственноручно вылепленные художницей из глины. Специально для фотографии она изготовила 25 фигур кошек в натуральную величину и разместила их рядом с актерами, которые выполняли заранее срежиссированные действия. «В этом образе есть надежда, — говорила Скогланд в одном из своих интервью, — кошки смогли приспособиться к новым условиям, и выглядят энергичными. Однако роль людей в новом мире остается неясной, а их будущее — неопределенным».

В январе 1981 года Скогланд получила грант от Национального фонда поддержки искусств, что позволило ей купить новый объектив для широкоформатной камеры Toyo. C ее помощью художница выполнила культовую фотографию «Месть золотой рыбки» и создала сюрреалистический образ, размывающий грань между сновидением и реальностью. «Моя работа напоминает об истории Франкенштейна, в которой люди создали нечто, что вышло из-под контроля и поглотило их», — говорит художница.

image_12

Райское собрание © 1991 Sandy Skoglund/ Paci contemporary gallery, Брешиа / Порто-Черво, Италия

В 1981 году работы «Месть золотой рыбки» и «Радиоактивные кошки» были показаны на биеннале Уитни — важнейшем событии в художественном мире США, а Скогланд заняла ведущие позиции в области экспериментальной фотографии. В последующие десятилетия жанр tableau photography стал центральным в ее творчестве. Крупнейшие музеи мира специально заказывают ей инсталляции. В 1987 году фотографии инсталляции «Бриз на работе», сделанные по заказу Центра искусств Уокера в Миннеаполисе, были впервые продемонстрированы в рамках выставки «Скульптура в фотографии», а в 1989-м для выставки «Изобретение искусства», организованной парижским Центром Жоржа Помпиду, Скогланд создала инсталляцию «Лисьи игры». В июне 2000-го она закончила работу над проектом «Дышащее стекло», премьерный показ которого состоялся в нью-йоркском Музее искусства и дизайна.

Сегодня Сэнди Скогланд живет в Джерси-Сити, работает над новыми проектами и преподает фотографию в Ратгерском университете.

***

Дата проведения 22.01— 28.03.2021

Адрес: Мультмедиа Арт Музей, Москва, ул. Остоженка, д. 16

Время работы с 12:00–21:00 ежедневно,  кроме понедельника

Источник: МАММ

Галерея Классической Фотографии приглашает на презентацию альбома «ФотоТоп»

Выставки1 год назад
В ближайшее воскресенье, 12 сентября, в 19.00 в Галерее Классической Фотографии пройдёт презентация ...

Игорь Мухин «Москва – Париж – Вена»

Выставки2 мес. назад
В рамках «Фотобиеннале-2022» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку классика современно...

Выставка Франка Орвата «Дом пятнадцати ключей»

Выставки3 года назад
В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей...

Fujifilm запускает в Европе выставку printlife@home со слоганом «Наша жизнь. Наш...

Выставки2 года назад
Основываясь на успешном опыте проведения публичных фотовыставок, Fujifilm запускает цифровую платфор...

Габриэле Галимберти «Мой личный динозавр» и «Домашняя аптека»

Выставки2 мес. назад
В рамках «Фотобиеннале-2022» Мультимедиа Арт Музей, Москва впервые в России представляет выставку од...

Фотографы студии Джона Хайнда «Здесь цель одна — доставить развлеченье»

Выставки1 год назад
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Здесь цель одна — доставить развлеченье». Звезд...

«БОЛЬШАЯ ФОТОПРЕМЬЕРА» представит Самата и «Симфонию света» в залах СХР Новой Тр...

Выставки14 дн. назад
С 20 августа по 5 октября 2022 года «БОЛЬШАЯ ФОТОПРЕМЬЕРА» представит в залах СХР Новой Третьяковки ...

Лорен Гринфилд «Одержимые успехом»

Выставки1 год назад
В рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии — 2021» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет про...

Паскаль Мэтр. Репортажи.

Выставки2 года назад
В рамках «Фотобиенале-2020» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку знаменитого французс...

Билл Каннингем «Мода на подиумах и тротуарах»

Выставки1 год назад
В рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии-2021» Мультимедиа Арт Музей, Москва впервые представля...

Эмми Америка «CRAZY ЭТО СРАЗУ»

Выставки1 год назад
В рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии-2021» и программы «ШР в МАММ» Мультимедиа Арт Музей, М...

«Фотоработы Стаса Намина приобщают нас к чему-то грандиозному»

Выставки1 год назад
В Галерее классической фотографии на Саввинской набережной в Москве открылась персональная выставка ...

Вернисаж по случаю открытия выставки Андрея Троицкого «Внутренняя Империя»

Выставки5 мес. назад
В ближайшую среду, 23 марта, в 19.00 в Галерее классической фотографии состоится вернисаж по случаю ...

Новая выставка в МАММ: классик советской фотографии Борис Игнатович

Выставки3 года назад
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Бориса Игнатовича — классика российской фотограф...
Выставки «Фотобиеннале – 2020», которые МАММ покажет в октябре, и #КультурныйTikTok

Выставки «Фотобиеннале – 2020», которые МАММ покажет в октябре, и #КультурныйTik...

Выставки2 года назад
Маски и перчатки не мешают нам наслаждаться искусством, но спасают нас от заражения. Искусство спаса...
Сэнди Скогланд. Между воображением и реальностью.
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить