Пятнадцать минут до центра

до 20 августа 2023 года в музейно-выставочном центре «Росфото» (Санкт-Петербург) проходит выставка «Пятнадцать минут до центра», на которой представлены мэтры фотографии, такие как Илья Наровлянский, Борис Михалевкин, Вадим Егоровский, Владимир Давыдов, Валерий Дегтярев, Александр Китаев, Людмила Таболина и другие

v880_file_php_jpeg

Александр Филиппов "На парапете", 1989

Фотографы ищут в городском пейзаже фактуру для самовыражения и одновременно пытаются разгадать и зафиксировать, из чего складывается атмосфера города и его дух. Работы относятся к периоду 1950–2000-х. С одной стороны, это время, которое, уже ощущается как «история», с другой — это прошлое не чужое, не абстрактное, а имеющее отношение к моменту, в котором зритель находится прямо сейчас.

«Пятнадцать минут до центра», как часто формулируют в объявлениях об аренде, — это расстояние, которое посильно пройти пешком в хорошую погоду. Понятие центра тут условное: разные петербуржцы понимают под ним разные районы на карте города. Это может быть как исключительно Дворцовая площадь, так и части города от Восстания до Петроградской. Не говоря уже про географические и исторические подходы, дополнительно размывающие эти границы.Тем более субъективно рассчитывается время в оценке расстояний.

file

Николаев А. "Утро", 1970–1980‑е

Говорить про красоту этой части города, кажется, не нужно и не интересно. Эта красота может парализовать самый острый ум, к ней сложно что-то добавить или как-то ее интерпретировать. Сотни, если не тысячи человек ежедневно, зачарованные этой красотой, снимают «на память» почти неразличимые фотографии городских видов, все-таки имеющие отличия, поскольку в этой точке и в эту секунду мог оказаться только кто-то один.

Отношение к памяти и времени у архитектуры и фотографии разные. Если фотография регистрирует короткое мгновение, то архитектура — это нарратив, ориентированный на вечность (или по крайней мере на десятилетия). Но именно через фотографию мы можем уловить едва заметные изменения, которые переживает центр города. На выставке представлены работы за период более чем 50 лет. Нетрудно помыслить в отношении каждой фотографии, что происходит на фоне идеалистичных видов, держа в уме, в каком историческом контексте сделан снимок.

normal_jpeg

Владимир Антощенков "На крыше", 1997

Илья Наровлянский снимает город, который еще помнит блокаду, Вадим Егоровский работает, когда визуальный код задает советская пресса, а среду формируют фотоклубы при дворцах молодежи, наконец, Владимир Давыдов снимает городской пейзаж 90-х. Вопрос, который мы задаем зрителям и самим себе: возможно ли найти приметы времени, проявляется ли историческая ситуация в фотографиях, или они усредняются застывшим в своей неизменчивости пейзажем центра?

Многие сюжеты и композиционные решения на выставке повторяются, таким образом обнаруживая узнаваемый канон съемки Петербурга, проходящий через десятилетия и практику разных фотографов. А в отличиях же между похожими снимками мы распознаем индивидуальный стиль и язык их авторов. Всех авторов выставки объединяет с нами в конечном счете то, что они бродили по центру города и наблюдали за тихой размеренной жизнью на фоне завораживающей архитектуры и по-разному разворачивающихся исторических обстоятельств.

Выставка посвящена юбилею Санкт-Петербурга, который совсем недавно отметил свое 320-летие.

Подробнее на сайте РОСФОТО >>

Николай Рахманов. Цвет московской фотографии

Выставки1 год назад
С 28 июля по 6 ноября 2023 года в Музее Москвы при поддержке Департамента культуры города Москвы про...

Дима Филиппов. Время земли

Выставки1 мес. назад
Галерея современного искусства Anna Nova (Санкт-Петербург) представляет персональный проект Димы Фил...

Михаил Розонов. Натурфилософия

Выставки1 год назад
Галерея Ruаrts (Москва) представляет выставку «Натурфилософия» – визуальную серию фотографа Михаила ...

Дмитрий Марков. Седьмое небо

Выставки3 мес. назад
Галерея современного искусства Anna Nova (Санкт-Петербург) представляет персональный проект Дмитрия ...

Выставка фотографий первозданной природы “Моя земля”

Выставки1 год назад
С 10 июля в Москве в Галерее Классической Фотографии откроет свои двери выставка фотографий первозда...

Звезды мирового балета в объективе легендарного Сержа Лидо. 1930–1980-е годы

Выставки5 лет назад
Мультимедиа Арт Музей, Москва впервые в России представляет выставку работ легендарного балетного фо...

Гарсиа де Марина. Нюансы.

Выставки1 год назад
Музей современного искусства Эрарта (Санкт-Петербург) представляет выставку испанского фотографа Гар...
Лара Федотова.Гибридные ландшафты

Лара Федотова.Гибридные ландшафты

Выставки1 год назад
Декабрьское открытие в галерее PENNLAB (Москва) удовлетворит интересы как публики, ожидающей в пред...

Rust2D. Победившие гравитацию.

Выставки3 мес. назад
Музей современного искусства Эрарта (Санкт-Петербург) представляет выставку фотохудожника Rust2D и ...

Выставка Марио Джакомелли «Поэтика ландшафтов»

Выставки7 лет назад
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет персональную выставку выдающегося итальянского фотографа ...

Алиса Лю. О наивной хрупкости

Выставки1 мес. назад
12 ноября в Музее современного искусства АРТМУЗА (Санкт-Петербург) откроется выставка Алисы Лю «О на...

Выставка «Мест нет» китайского фотографа Ву Гоюна (Wu Guoyong)

Выставки5 лет назад
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет проект, иллюстрирующий тезис о том, что самая прекрасная ...
Фотограф Арсений Семенов: талант не зависит ни от времени, ни от возраста

Фотограф Арсений Семенов: талант не зависит ни от времени, ни от возраста

Выставки8 лет назад
Никак не ожидал увидеть в альбоме Арсения Семенова фотографию с обложки нашего журнала - «Потребител...
Фотофорум 2017 – что, где, когда

Фотофорум 2017 – что, где, когда

Выставки8 лет назад
Московский Фотофорум – имя давно нарицательное. Это ежегодное событие вот уже 17 лет собирает вместе...

Музыкальная жизнь Таллина 1970-х глазами эстонского фотографа Тыну Таливеэ

Выставки8 лет назад
28 июня в Галерее Классической Фотографии открывается персональная выставка эстонского фотографа Тын...
Пятнадцать минут до центра
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить