Пятнадцать минут до центра
до 20 августа 2023 года в музейно-выставочном центре «Росфото» (Санкт-Петербург) проходит выставка «Пятнадцать минут до центра», на которой представлены мэтры фотографии, такие как Илья Наровлянский, Борис Михалевкин, Вадим Егоровский, Владимир Давыдов, Валерий Дегтярев, Александр Китаев, Людмила Таболина и другие
Александр Филиппов "На парапете", 1989
Фотографы ищут в городском пейзаже фактуру для самовыражения и одновременно пытаются разгадать и зафиксировать, из чего складывается атмосфера города и его дух. Работы относятся к периоду 1950–2000-х. С одной стороны, это время, которое, уже ощущается как «история», с другой — это прошлое не чужое, не абстрактное, а имеющее отношение к моменту, в котором зритель находится прямо сейчас.
«Пятнадцать минут до центра», как часто формулируют в объявлениях об аренде, — это расстояние, которое посильно пройти пешком в хорошую погоду. Понятие центра тут условное: разные петербуржцы понимают под ним разные районы на карте города. Это может быть как исключительно Дворцовая площадь, так и части города от Восстания до Петроградской. Не говоря уже про географические и исторические подходы, дополнительно размывающие эти границы.Тем более субъективно рассчитывается время в оценке расстояний.
Николаев А. "Утро", 1970–1980‑е
Говорить про красоту этой части города, кажется, не нужно и не интересно. Эта красота может парализовать самый острый ум, к ней сложно что-то добавить или как-то ее интерпретировать. Сотни, если не тысячи человек ежедневно, зачарованные этой красотой, снимают «на память» почти неразличимые фотографии городских видов, все-таки имеющие отличия, поскольку в этой точке и в эту секунду мог оказаться только кто-то один.
Отношение к памяти и времени у архитектуры и фотографии разные. Если фотография регистрирует короткое мгновение, то архитектура — это нарратив, ориентированный на вечность (или по крайней мере на десятилетия). Но именно через фотографию мы можем уловить едва заметные изменения, которые переживает центр города. На выставке представлены работы за период более чем 50 лет. Нетрудно помыслить в отношении каждой фотографии, что происходит на фоне идеалистичных видов, держа в уме, в каком историческом контексте сделан снимок.
Владимир Антощенков "На крыше", 1997
Илья Наровлянский снимает город, который еще помнит блокаду, Вадим Егоровский работает, когда визуальный код задает советская пресса, а среду формируют фотоклубы при дворцах молодежи, наконец, Владимир Давыдов снимает городской пейзаж 90-х. Вопрос, который мы задаем зрителям и самим себе: возможно ли найти приметы времени, проявляется ли историческая ситуация в фотографиях, или они усредняются застывшим в своей неизменчивости пейзажем центра?
Многие сюжеты и композиционные решения на выставке повторяются, таким образом обнаруживая узнаваемый канон съемки Петербурга, проходящий через десятилетия и практику разных фотографов. А в отличиях же между похожими снимками мы распознаем индивидуальный стиль и язык их авторов. Всех авторов выставки объединяет с нами в конечном счете то, что они бродили по центру города и наблюдали за тихой размеренной жизнью на фоне завораживающей архитектуры и по-разному разворачивающихся исторических обстоятельств.
Выставка посвящена юбилею Санкт-Петербурга, который совсем недавно отметил свое 320-летие.
Комментарии