«Огонек». Жизнь как праздник

Музей современного искусства Эрарта (Санкт-Петербург) представляет выставку, которая познакомит зрителей с архивными фотографиями журнала «Огонек» 1930–70-х годов

m4lr2ae3yoc14bnixsyd1ou6ftjxbz72

©Дмитрий Бальтерманц. Юные ленинцы Алеша Пиляев и Игорь Усаков. Москва. 1961. Из архива журнала «Огонек»

С момента создания в 1899 году «Огонек» заявил о себе как об издании иллюстрированном: он был телевизором дотелевизионной эпохи, вокруг которого собирались всей семьей. Временно прервав свое существование в революционные годы и возродившись в 1923-м, уже к 1925 году «Огонек» выходит тиражом в полмиллиона экземпляров.

В эти годы страна переживает настоящий фотографический бум: фотография становится мощным визуальным оружием новой власти. Для «Огонька» работали лучшие советские фотомастера. На его страницах публиковались Аркадий Шайхет, Евгений Лангман, Эммануил Евзерихин, Всеволод Тарасевич, Исаак Тункель, Михаил Савин, Эдуард Эттингер, Галина Санько, Дмитрий Дебабов, Семен Фридлянд, Лев Бородулин, Лев Шерстенников и, конечно, Дмитрий Бальтерманц. Он начал работать в издании в 1946-м, а потом четверть века, с 1965 по 1990 год, возглавлял фотоотдел «Огонька». Работы этой блестящей фотографической плеяды составляют основу проекта «Жизнь как праздник», который был приурочен еще к 115-летию журнала.

30rhmmlsrwiq51no8u8fisqtypiwnrmw

©Яков Рюмкин. Летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин дома с женой Валентиной. 1962. Из архива журнала «Огонек»

Традиция огоньковской фотографии во многом сформирована историей и идеологией страны. Фотография — это зеркало времени, причем амальгама этого зеркала определяется временем и меняется вместе с ним. Начиная с 1930-х годов фотография, как и другие виды искусства в СССР, обязана следовать принципам соцреализма. Перед фотографом не стоит задача снять «как есть» — гораздо важнее показать «как должно быть». В учебниках по фотографии тех лет основное внимание уделяется именно правилам постановки, режиссуры, казалось бы, объективного репортажа. Каждый постановочный снимок становится политическим высказыванием, будучи одновременно и продуктом, и инструментом идеологической работы. Используя всю мощь своего таланта, фотографы конструируют образ самого счастливого человека в самой счастливой стране. Подвиги коллективного труда в полях, на заводах и стройках, картины нового быта, сцены беззаботного детства и заслуженного отдыха — в огоньковских фотографиях все дышит атмосферой праздника или его предвкушения. Вместе они образуют мифологический узор коллективного счастья.

kog_000915_00004_1h_obr_1

Михаил Савин. Смотр молодых исполнителей в Белорусском драматическом театре им. Янки Купалы. Минск, 1953 Из архива журнала «Огонек»

Окончательно визуальный канон журнала оформляется к середине 1950-х — ко времени расцвета «Огонька» как фотоиллюстрированного издания. В эти годы фотографии с огоньковских обложек и разворотов украшают стены городских квартир, рабочих бытовок, солдатских казарм, поликлиник и домов культуры. Именно эта эпоха и является «главным героем» выставки. В оттепельные 1960-е сквозь пелену коллективного праздника начинает прорываться индивидуализированное счастье — меняется выражение лиц, пластика, сюжеты и тональность снимков. В 1970-е, с наступлением эпохи застоя, праздник постепенно перестает быть главной темой советского фотоискусства. Поэтому фотографии этих двух десятилетий не занимают на выставке главенствующего места, а скорее подводят черту и оттеняют эстетику и идеологическую направленность предшествующей эпохи.

Работы советских фотографов, вошедшие в экспозицию, одновременно и завораживают, и — по прошествии лет — заставляют задуматься о нашем прошлом, настоящем и будущем. Сегодня «Огонек» — часть нового медийного пространства: с его страниц на нас смотрит реальность, а в ней есть место не только празднику. Но одно остается неизменным — место «Огонька» в жизни огромной страны и в истории российской фотожурналистики.

Проект предоставлен Мультимедиа Арт Музеем, Москва

Подробнее на сайте музея современного искусства "Эрарта" >>

Николай Рахманов. Цвет московской фотографии

Выставки1 год назад
С 28 июля по 6 ноября 2023 года в Музее Москвы при поддержке Департамента культуры города Москвы про...

Али Алишир. В движении.

Выставки2 мес. назад
Музей современного искусства Эрарта (Санкт-Петербург) представляет выставку турецкого фотографа Али ...

Алмонд Чу. «Парад / В будущее»

Выставки1 мес. назад
ЦВК «Béton» (Москва) представляет персональную выставку китайского фотохудожника Алмонда Чу «Парад/ ...

Выставка «Фотоальбом князей Юсуповых»

Выставки5 лет назад
Мультимедиа Арт музей, Москва и Государственный музей-усадьба «Архангельское» впервые представляют в...

Природа Боба Колбренера

Выставки1 год назад
В Галереи классической фотографии проходит выставка современного мастера пейзажной фотографии Боба К...
Пятнадцать минут до центра

Пятнадцать минут до центра

Выставки1 год назад
до 20 августа 2023 года в музейно-выставочном центре «Росфото» (Санкт-Петербург) проходит выставка «...
В России создают самую большую фотоработу в мире

В России создают самую большую фотоработу в мире

Выставки3 года назад
В России создается самая большая фоторабота в мире, соавтором которой может стать любой желающий! Ра...

Фотографы студии Джона Хайнда «Здесь цель одна — доставить развлеченье»

Выставки3 года назад
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Здесь цель одна — доставить развлеченье». Звезд...

Выстовочный проект "Хорошее воспитание"

Выставки12 дн. назад
Московский музей современного искусства и Фонд Still Art (Москва) представляют выставочный проект «Х...

Выставка-признание в любви откроется в Москве

Выставки6 лет назад
20 сентября в пространстве Торгового Центра «Неглинная Галерея» откроется фотовыставка финалистов ко...
Фотограф Арсений Семенов: талант не зависит ни от времени, ни от возраста

Фотограф Арсений Семенов: талант не зависит ни от времени, ни от возраста

Выставки8 лет назад
Никак не ожидал увидеть в альбоме Арсения Семенова фотографию с обложки нашего журнала - «Потребител...
Фотофорум 2017 – что, где, когда

Фотофорум 2017 – что, где, когда

Выставки7 лет назад
Московский Фотофорум – имя давно нарицательное. Это ежегодное событие вот уже 17 лет собирает вместе...
Розыгрыш билетов на выставку «Клайд Батчер. Эффект присутствия»

Розыгрыш билетов на выставку «Клайд Батчер. Эффект присутствия»

Выставки7 лет назад
Галерея Классической Фотографии в социальной сети Facebook разыгрывает десять билетов на выставку «К...

Легенда. Леонид Богданов

Выставки12 дн. назад
Романтика белых ночей, уникальные образы исторического Петербурга и особенная аура Северной Пальмиры...
В Галерее Классической Фотографии пройдёт презентация книги Валерия Фаминского «V.1945»

В Галерее Классической Фотографии пройдёт презентация книги Валерия Фаминского «...

Выставки7 лет назад
В ближайшее воскресенье, 17 сентября в 15.00 в Галерее Классической Фотографии пройдёт презентация к...
«Огонек». Жизнь как праздник
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить