Новая выставка в МАММ: классик советской фотографии Борис Игнатович

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Бориса Игнатовича — классика российской фотографии, одного из пионеров советского авангарда 1920—30-х годов и участника легендарной группы «Октябрь» — Всероссийского объединения работников новых видов художественного труда, в которое входили Александр Родченко, Александр Дейнека, Сергей Эйзенштейн, Александр Веснин и др. Выставка в МАММ демонстрирует более 70 работ Игнатовича, относящихся к самому яркому, авангардному периоду его творчества.

ermitazh-ignatovich03

Борис Игнатович. У входа в Эрмитаж.
Ленинград, 1931. Собрание
Мультимедиа Арт Музея, Москва

 Борис Игнатович родился 4 апреля 1899 года в Слуцке. До начала Первой мировой войны учился в гимназии в городе Лодзь, а затем в гимназии Луганска. В марте 1917 года, за два месяца до получения аттестата зрелости, Игнатович был исключен из Луганской гимназии за издание рукописного журнала «Шантрапа» и участие в революционных беспорядках. Игнатович уехал в Петроград, где в то время в Морском инженерном училище проходил обучение его брат. В 1918 году закончил Выборгскую гимназию с серебряной медалью и вернулся в Луганск, устроившись редактором-стажером в газету «Северо-Донецкий коммунист». Во время Гражданской войны Игнатович делал очерки и репортажи для харьковской газеты «Красная звезда», а после ее окончания был редактором московской газеты «Горняк», откуда был уволен за публикацию якобы непроверенных «рабкоровских писем» читателей из провинции.

 Переехав в Ленинград, Борис Игнатович стал заведующим редакций юмористических журналов «Дрезина», «Смехач» и «Бузотер», где в то время работали Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Михаил Зощенко и др. Там же Игнатович познакомился с известным художником-иллюстратором Владимиром Лебедевым, благодаря которому всерьез увлекся фотографией. Весной 1923 года ему подарили складной карманный фотоаппарат «Кодак», и Борис Игнатович попросил пришедшего в редакцию друга, Михаила Зощенко, немного попозировать ему на улице. Так появился первый репортажный снимок фотографа, на котором писатель-сатирик покупал яблоки около редакции «Смехача».

kp_429_32

Борис Игнатович. Шахматисты.
1935. Собрание Мультимедиа Арт
Музея, Москва

 В 1925 году Игнатович перебрался в Москву, где был назначен заведующим редакцией журнала «Рабочая неделя» — иллюстрированного приложения газеты «Труд». Все свободное время Борис Игнатович посвящал занятиям фотографией, изучая технику съемки, свойства оптики и способы обработки снимков. Он экспериментировал с разными типами оптики, часто используя широкоугольный объектив для портретной съемки, а длиннофокусный — во время съемки пейзажей. Для работ Игнатовича этого периода были характерны острый ракурс, непривычный угол съемки и «косой» горизонт, появившиеся под влиянием конструктивистских идей Александра.

 В 1926 году Игнатович принял участие в своей первой выставке фотографического репортажа, организованной Ассоциацией московских фоторепортеров при Доме печати в Москве, а в 1927 году поступил на должность бильдредактора в известной в те годы московской газете «Беднота». Затем начал делать фоторепортажи по заказу журналов «Современная архитектура», «Советское фото» и легендарного литературно-художественного и политического журнала для рабочих «Даешь!», с которым сотрудничали известнейшие художники и писатели-авангардисты того времени.

067

Борис Игнатович. Духовой оркестр
общества «Динамо» на Красной
площади. Москва, 1926. Собрание
Мультимедиа Арт Музея, Москва

 В 1929 году Борис Игнатович принял участие в фотовыставке Общества друзей советского кино (ОДСК) в Москве, на которой во время развески экспозиции познакомился с Александром Родченко. В 1930 году Игнатович присоединился к группе «Октябрь», объединявшей, согласно уставу, «передовых художников, производственников в области архитектуры, индустриальных искусств, кинематографии, фотографии, живописи, графики и скульптуры», в которую входили Александр Родченко, Сергей Эйзенштейн, Дмитрий Дебабов, Александр Дейнека и др. Вместе с Александром Родченко Борис Игнатович руководил фотосекцией «Октября».

 «Известно, что Игнатович прославился своими ракурсами, „упаковкой кадра“ и, естественно, крупными планами, — вспоминала Клавдия Игнатович, жена художника. — Его кредо: ничего лишнего в кадре и интересная точка съемки. Свои снимки он тщательно кадрировал уже во время съемки и очень редко — при печати… Он говорил: „Мы строим новую жизнь и должны снимать по-новому!“ Ученики Игнатовича крепко усвоили его науку: „упаковать и покосить“, то есть выполнить в кадре диагональную композицию».

091

Борис Игнатович. Молодость.
1937. Собрание Мультимедиа Арт
Музея, Москва

 В это же время Борис Игнатович пробует себя в кинематографе в качестве оператора. В 1930 году по сценарию Эсфири Шуб на киностудии «Союзкинохроника» он снял киноочерк «Сегодня», а также участвовал в создании одного из первых звуковых фильмов «Олимпиада искусств». В 1931 году начал сотрудничать с журналом «СССР на стройке», для специального выпуска которого выполнил уникальную аэрофотосъемку Ленинграда с самолета-разведчика Р-5.

 В 1931 году в московском Доме печати была организована самая представительная выставка группы «Октябрь», ставшая мишенью для разгромной критики на страницах главного фотографического журнала страны «Пролетарское фото». Группу обвинили в формализме, а ее участники были названы «отступниками от пролетарского метода в фотоискусстве». Травля, достигшая своего апогея в 1932 году, привела к роспуску группы «Октябрь» и вынудила Бориса Игнатовича отойти от идей авангарда.

kp_429_53

Борис Игнатович. Новый гараж.
1931. Собрание Мультимедиа Арт
Музея, Москва

 В середине 30-х Игнатович работал кинооператором «Союзкинохроники», сняв документальный очерк «Как работают Кукрыниксы», делал фоторепортажи для «Правды», «Рабочей газеты», «Комсомольской правды», «Огонька», «Смены» и «Советского фото». В конце 1930-х годов большую известность приобрела созданная фотографом «Бригада Игнатовича», в которую входили Елеазар Лангман, Лидия Бать, Ольга Игнатович, Елизавета Игнатович (сестры художника) и др.

 В начале Великой Отечественной войны Борис Игнатович работал фотокорреспондентом «Боевого знамени» и Студии военных художников имени М. Б. Грекова. В 1944 году снимал «второй визит» Уинстона Черчилля к Иосифу Сталину в Москве, а в 1945 году — фотографировал маршала Жукова при подписании Потсдамской декларации.

 В послевоенные годы Борис Игнатович был фотокорреспондентом издательства «Правда» и журнала «Огонек», работал фотохудожником в производственно-технических мастерских Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), где организовал лабораторию цветной фотографии. Руководил фотостудией на заводе «Серп и молот», а также вел секцию фоторепортажа в легендарном московском фотоклубе «Новатор». Борис Игнатович ушел из жизни 4 апреля 1976 года. Был похоронен на Рогожском кладбище в Москве.

kp_429-74

Москва, 1934. Собрание Мультимедиа
Арт Музея, Москва

 В 1999 году МАММ показывал масштабную ретроспективу Бориса Игнатовича, приуроченную к 100-летию со для его рождения. Произведения Игнатовича неоднократно демонстрировались в рамках групповых выставок, организованных нашим музеем в России и за рубежом: «История Москвы глазами русских и зарубежных фотографов» (Москва, 1997); «Новый взгляд на российскую фотографию. 1910—1940. Между пикториализмом и конструктивизмом» (Москва, 2000); «Сезоны русской фотографии» (Милан, 2003); «Фотоэстафета. От Родченко до наших дней» (Москва, 2004); «Советская фотография 1920—1930-х годов. От пикториализма и модернизма до социалистического реализма» (Винтертур, 2004); «Советский фотомонтаж — 1917—1953» (Париж, 2006—2007); «Россия. XX век в фотографиях. 1918—1940» (Москва, 2012); «Военным фотографам посвящается. Территория Победы» (Москва, 2015); «Круг Родченко. Стильные люди» (Москва, 2015); «Отоваренная мечта» (Москва, 2016) и др.

***

Дата проведения выставки:  25 октября 2019 — 26 января 2020

Адрес: Мультмедиа Арт Музей, Москва, ул. Остоженка, д. 16

Время работы: с 12:00–21:00 ежедневно,  кроме понедельника

Корпоративный попечитель музея: Норникель

Куратор: Анна Зайцева

Кока Рамишвили «Световые машины»

Выставки2 мес. назад
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Коки Рамишвили — современного швейцарско-грузинс...
Виртуальный тур по выставке Петера Корниша

Виртуальный тур по выставке Петера Корниша

Выставки1 год назад
Галерея Классической Фотографии запустила виртуальный тур по выставке венгерского фотографа Петера К...

Сэнди Скогланд. Между воображением и реальностью.

Выставки1 год назад
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку легендарной американской художницы Сэнди Скоглан...
Без смущения 2.0. Выставка американского фотографа Джока Стёржеса снова открылась в Москве

Без смущения 2.0. Выставка американского фотографа Джока Стёржеса снова открылас...

Выставки4 года назад
Центр фотографии имени братьев Люмьер возвращает на свои стены выставку «Без cмущения» американского...

Эрвин Олаф «Шанхай – Палм-Спрингс»

Выставки2 мес. назад
В рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии-2021» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выста...

Выставка «In Between the Ends of a Rainbow».

Выставки2 года назад
С 28 ноября по 15 декабря 2019 года в Центре фотографии им. братьев Люмьер пройдет выставка фотограф...

Фотографы студии Джона Хайнда «Здесь цель одна — доставить развлеченье»

Выставки2 мес. назад
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Здесь цель одна — доставить развлеченье». Звезд...
Выставка «Большой балет by Sasha Gusov»

Выставка «Большой балет by Sasha Gusov»

Выставки3 года назад
Центр фотографии имени Братьев Люмьер представляет выставку фотографа Саши Гусова, на которой будет ...

МАММ открывает 5 новых выставок в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии-202...

Выставки1 мес. назад
XII Московская Международная Биеннале «Мода и стиль в фотографии – 2021» в разгаре! 14 июля в 19:00 ...
Уральских авторов представят на Московской биеннале современного искусства

Уральских авторов представят на Московской биеннале современного искусства

Выставки4 года назад
С 29 сентября Екатеринбургская галерея современного искусства презентует кураторский проект «Женщина...
Фотограф Арсений Семенов: талант не зависит ни от времени, ни от возраста

Фотограф Арсений Семенов: талант не зависит ни от времени, ни от возраста

Выставки5 лет назад
Никак не ожидал увидеть в альбоме Арсения Семенова фотографию с обложки нашего журнала - «Потребител...
Фотофорум 2017 – что, где, когда

Фотофорум 2017 – что, где, когда

Выставки4 года назад
Московский Фотофорум – имя давно нарицательное. Это ежегодное событие вот уже 17 лет собирает вместе...
Розыгрыш билетов на выставку «Клайд Батчер. Эффект присутствия»

Розыгрыш билетов на выставку «Клайд Батчер. Эффект присутствия»

Выставки4 года назад
Галерея Классической Фотографии в социальной сети Facebook разыгрывает десять билетов на выставку «К...

Музыкальная жизнь Таллина 1970-х глазами эстонского фотографа Тыну Таливеэ

Выставки4 года назад
28 июня в Галерее Классической Фотографии открывается персональная выставка эстонского фотографа Тын...
В Галерее Классической Фотографии пройдёт презентация книги Валерия Фаминского «V.1945»

В Галерее Классической Фотографии пройдёт презентация книги Валерия Фаминского «...

Выставки4 года назад
В ближайшее воскресенье, 17 сентября в 15.00 в Галерее Классической Фотографии пройдёт презентация к...
Новая выставка в МАММ: классик советской фотографии Борис Игнатович
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить