Борис Назаренко «Поток»

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Бориса Назаренко — одного из самых ярких представителей современной стрит-фотографии, известного своими эмоциональными и ироничными снимками повседневной городской жизни.

image_6

©Борис Назаренко. Москва. 2018. Цифровая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Борис Назаренко родился в 1950 году в Омске в семье инженеров. Интерес к фотографии унаследовал от родителей: все началось с узкопленочной камеры с раздвижным объективом, которую его отец привез из Европы после окончания Второй мировой войны, а первые свои снимки Назаренко сделал на мамин фотоаппарат «Любитель». «Любителем», а также чехословацкой камерой Flexaret, рассчитанными на квадратный кадр 6×6 сантиметров, он продолжал снимать вплоть до 1980—1990-х годов — по словам фотографа, именно с этим связано его пристрастие к квадратному формату, благодаря которому он органично вошел в эпоху Инстаграма. В третьем классе Назаренко получил в подарок личную камеру — один из самых популярных советских малоформатных фотоаппаратов «Смена-2». В это время юного фотографа интересовали в основном формальные эксперименты с различными техниками, фотоэффектами и способами печати.

В 1963—1965 годах Назаренко посещал вечерние курсы Омского художественного училища. Занятия живописью и рисунком оказали сильное влияние на его фотографический язык, способ работы с композицией кадра и пластической формой.

image_9

©Борис Назаренко. Мюнхен. 2015(слева), Одесса. 2017(справа). Цифровая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Увлечение Назаренко фотоискусством развивалось параллельно с научной деятельностью. В 1967 году после обучения в физико-математической школе он поступил на математический факультет Новосибирского государственного университета. В 1971 году переехал в Москву и продолжил обучение в Московском инженерно-экономическом институте имени С. Орджоникидзе на факультете экономической кибернетики, где занимался вопросами искусственного интеллекта. Научно-исследовательская практика выработала у Назаренко особую внимательность к деталям, умение видеть новое в привычном.

В начале 1990-х годов на фоне экономического кризиса и напряженной обстановки в стране Назаренко потерял интерес к фотографии, но в 2005 году вновь увлекся фотоискусством и, перепробовав съемку в различных жанрах, остановился на уличной фотографии.

image_14

©Борис Назаренко. Кисловодск. 2014 (слева), Лазаревское. 2016(справа). Цифровая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

В экспозиции представлены работы Назаренко двух последних десятилетий его творчества. Классик стрит-фотографии Эллиотт Эрвитт, которого Назаренко называет одним из наиболее близких по духу мастеров, считал, что «фотография — это искусство наблюдательности. Не важно, что мы видим — важно, как мы видим». Этот принцип лежит в основе фотографического метода Назаренко. Его снимки — результат остроумной игры воображения и наблюдения. Ему блестяще удается предвосхитить зарождение и развитие истории, почувствовать «решающий момент» и за долю секунды запечатлеть его в одном кадре.

Это редкое умение делает Назаренко превосходным мастером спонтанной, непостановочной фотографии. Сам он называет свои работы «импровизациями». «Я не мыслю сериями, — рассказывает автор, — для этого есть кинематограф, я мыслю одним кадром, с которого все начинается и на нем же заканчивается». Назаренко предпочитает работать с черно-белой фотографией, полагая, что цвет отвлекает от главного — сюжета и непосредственных эмоций. В фокусе его внимания колоритные места и персонажи, взаимоотношения героев и их переживания, случайные композиционные рифмы и сочетания форм, рождающие новые визуальные и смысловые связи. Из потока повседневности он выхватывает то анекдотические, то драматические мизансцены, из которых состоит будничная жизнь любого города любой страны.

image_11

©Борис Назаренко. Омск. 2018 (слева), Никосия. 2018 (справа). Цифровая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

По признанию фотографа, ему интереснее всего снимать своих героев в обыденных обстоятельствах, когда каждый из них может проявить свою индивидуальность. «Меня интересует реальная жизнь: никакой постановки, никакого лукавства, — говорит Назаренко, — ведь она во много раз интереснее и фантастичнее, чем любая выдумка».

Борис Назаренко — участник многочисленных выставок в музеях и галереях Италии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, России. Его фотографии находятся в собраниях Государственного Русского музея, Мультимедиа Арт Музея, Москва, галереях Праги и Будапешта. Живет в Москве, часто путешествует, снимая по всему миру.

***

Дата проведения 27.04— 20.06.2021

Адрес: Мультмедиа Арт Музей, Москва, ул. Остоженка, д. 16

Время работы с 12:00–21:00 ежедневно,  кроме понедельника

Источник: МАММ

Николай Рахманов. Цвет московской фотографии

Выставки1 год назад
С 28 июля по 6 ноября 2023 года в Музее Москвы при поддержке Департамента культуры города Москвы про...

Владимир Куприянов. Возвращение времени.

Выставки1 мес. назад
Московский музей современного искусства совместно с галереей pop/off/art представляет выставку «Влад...

Cosmoscow 2024

Выставки2 мес. назад
12-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow пройдет в ЦВК «Экспоцентр» (Павильон «Ф...

Йонас Лериш. Трансгуманизм

Выставки1 год назад
Музей современного искусства Эрарта (Санкт-Петербург) представляет выставку бельгийского художника ...
Без смущения 2.0. Выставка американского фотографа Джока Стёржеса снова открылась в Москве

Без смущения 2.0. Выставка американского фотографа Джока Стёржеса снова открылас...

Выставки7 лет назад
Центр фотографии имени братьев Люмьер возвращает на свои стены выставку «Без cмущения» американского...
Беззеркальное будущее.

Беззеркальное будущее.

Выставки8 лет назад
С 20 по 23 апреля в Крокус Экспо пройдет Фотофорум, который является единственной в России выставкой...

Выставка фотографий природы NATURE PHOTO TEAM

Выставки1 год назад
С 22 марта по 21 апреля 2024 г. в Галереи классической фотографии (Москва) пройдёт выставка "NATURE ...
Новинки рынка электроники и фото 2017 года представили в Москве

Новинки рынка электроники и фото 2017 года представили в Москве

Выставки8 лет назад
26 апреля 2017 г. В прошедшее воскресенье в Москве завершились выставки Фотофорум, Mobile & Digital ...

Дмитрий Булин «Сodex rescriptus»

Выставки2 года назад
В рамках XIV международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале-2022» Мультимедия Арт Музей пре...
В Галерее Классической Фотографии пройдёт презентация книги Валерия Фаминского «V.1945»

В Галерее Классической Фотографии пройдёт презентация книги Валерия Фаминского «...

Выставки7 лет назад
В ближайшее воскресенье, 17 сентября в 15.00 в Галерее Классической Фотографии пройдёт презентация к...

Выставка-байопик «Виктор Цой. Легенда»

Выставки1 мес. назад
2 октября бюро Planet9 в пространстве «Севкабель Порт» представит новую версию проекта, посвященного...

Выставка «Фотоальбом князей Юсуповых»

Выставки6 лет назад
Мультимедиа Арт музей, Москва и Государственный музей-усадьба «Архангельское» впервые представляют в...
Фотограф Арсений Семенов: талант не зависит ни от времени, ни от возраста

Фотограф Арсений Семенов: талант не зависит ни от времени, ни от возраста

Выставки8 лет назад
Никак не ожидал увидеть в альбоме Арсения Семенова фотографию с обложки нашего журнала - «Потребител...

Протоархив. Связи. Нежность. Сидур 1924 | 2024

Выставки11 дн. назад
Музей Вадима Сидура и Московский музей современного искусства представляют выставку «ПРОТОАРХИВ. СВЯ...

Музыкальная жизнь Таллина 1970-х глазами эстонского фотографа Тыну Таливеэ

Выставки7 лет назад
28 июня в Галерее Классической Фотографии открывается персональная выставка эстонского фотографа Тын...
Борис Назаренко «Поток»
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить