Борис Назаренко «Поток»

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Бориса Назаренко — одного из самых ярких представителей современной стрит-фотографии, известного своими эмоциональными и ироничными снимками повседневной городской жизни.

image_6

©Борис Назаренко. Москва. 2018. Цифровая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Борис Назаренко родился в 1950 году в Омске в семье инженеров. Интерес к фотографии унаследовал от родителей: все началось с узкопленочной камеры с раздвижным объективом, которую его отец привез из Европы после окончания Второй мировой войны, а первые свои снимки Назаренко сделал на мамин фотоаппарат «Любитель». «Любителем», а также чехословацкой камерой Flexaret, рассчитанными на квадратный кадр 6×6 сантиметров, он продолжал снимать вплоть до 1980—1990-х годов — по словам фотографа, именно с этим связано его пристрастие к квадратному формату, благодаря которому он органично вошел в эпоху Инстаграма. В третьем классе Назаренко получил в подарок личную камеру — один из самых популярных советских малоформатных фотоаппаратов «Смена-2». В это время юного фотографа интересовали в основном формальные эксперименты с различными техниками, фотоэффектами и способами печати.

В 1963—1965 годах Назаренко посещал вечерние курсы Омского художественного училища. Занятия живописью и рисунком оказали сильное влияние на его фотографический язык, способ работы с композицией кадра и пластической формой.

image_9

©Борис Назаренко. Мюнхен. 2015(слева), Одесса. 2017(справа). Цифровая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Увлечение Назаренко фотоискусством развивалось параллельно с научной деятельностью. В 1967 году после обучения в физико-математической школе он поступил на математический факультет Новосибирского государственного университета. В 1971 году переехал в Москву и продолжил обучение в Московском инженерно-экономическом институте имени С. Орджоникидзе на факультете экономической кибернетики, где занимался вопросами искусственного интеллекта. Научно-исследовательская практика выработала у Назаренко особую внимательность к деталям, умение видеть новое в привычном.

В начале 1990-х годов на фоне экономического кризиса и напряженной обстановки в стране Назаренко потерял интерес к фотографии, но в 2005 году вновь увлекся фотоискусством и, перепробовав съемку в различных жанрах, остановился на уличной фотографии.

image_14

©Борис Назаренко. Кисловодск. 2014 (слева), Лазаревское. 2016(справа). Цифровая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

В экспозиции представлены работы Назаренко двух последних десятилетий его творчества. Классик стрит-фотографии Эллиотт Эрвитт, которого Назаренко называет одним из наиболее близких по духу мастеров, считал, что «фотография — это искусство наблюдательности. Не важно, что мы видим — важно, как мы видим». Этот принцип лежит в основе фотографического метода Назаренко. Его снимки — результат остроумной игры воображения и наблюдения. Ему блестяще удается предвосхитить зарождение и развитие истории, почувствовать «решающий момент» и за долю секунды запечатлеть его в одном кадре.

Это редкое умение делает Назаренко превосходным мастером спонтанной, непостановочной фотографии. Сам он называет свои работы «импровизациями». «Я не мыслю сериями, — рассказывает автор, — для этого есть кинематограф, я мыслю одним кадром, с которого все начинается и на нем же заканчивается». Назаренко предпочитает работать с черно-белой фотографией, полагая, что цвет отвлекает от главного — сюжета и непосредственных эмоций. В фокусе его внимания колоритные места и персонажи, взаимоотношения героев и их переживания, случайные композиционные рифмы и сочетания форм, рождающие новые визуальные и смысловые связи. Из потока повседневности он выхватывает то анекдотические, то драматические мизансцены, из которых состоит будничная жизнь любого города любой страны.

image_11

©Борис Назаренко. Омск. 2018 (слева), Никосия. 2018 (справа). Цифровая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

По признанию фотографа, ему интереснее всего снимать своих героев в обыденных обстоятельствах, когда каждый из них может проявить свою индивидуальность. «Меня интересует реальная жизнь: никакой постановки, никакого лукавства, — говорит Назаренко, — ведь она во много раз интереснее и фантастичнее, чем любая выдумка».

Борис Назаренко — участник многочисленных выставок в музеях и галереях Италии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, России. Его фотографии находятся в собраниях Государственного Русского музея, Мультимедиа Арт Музея, Москва, галереях Праги и Будапешта. Живет в Москве, часто путешествует, снимая по всему миру.

***

Дата проведения 27.04— 20.06.2021

Адрес: Мультмедиа Арт Музей, Москва, ул. Остоженка, д. 16

Время работы с 12:00–21:00 ежедневно,  кроме понедельника

Источник: МАММ

Юлия Майорова «Режим тишины»

Выставки1 мес. назад
В рамках XII Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии – 2021» Мультимедиа Арт Му...

Выставка современной российской фотографии «ФотоТоп»

Выставки1 мес. назад
10 июня в Галерее Классической Фотографии откроется самая масштабная за последнее время выставка сов...

Паскаль Мэтр. Репортажи.

Выставки4 мес. назад
В рамках «Фотобиенале-2020» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку знаменитого французс...

Эрвин Олаф «Шанхай – Палм-Спрингс»

Выставки1 мес. назад
В рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии-2021» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выста...

Кока Рамишвили «Световые машины»

Выставки1 мес. назад
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Коки Рамишвили — современного швейцарско-грузинс...

Эмми Америка «CRAZY ЭТО СРАЗУ»

Выставки1 мес. назад
В рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии-2021» и программы «ШР в МАММ» Мультимедиа Арт Музей, М...

Выставка Марио Джакомелли «Поэтика ландшафтов»

Выставки4 года назад
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет персональную выставку выдающегося итальянского фотографа ...

Лорен Гринфилд «Одержимые успехом»

Выставки1 мес. назад
В рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии — 2021» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет про...
Выставки «Фотобиеннале – 2020», которые МАММ покажет в октябре, и #КультурныйTikTok

Выставки «Фотобиеннале – 2020», которые МАММ покажет в октябре, и #КультурныйTik...

Выставки1 год назад
Маски и перчатки не мешают нам наслаждаться искусством, но спасают нас от заражения. Искусство спаса...

Билл Каннингем «Мода на подиумах и тротуарах»

Выставки1 мес. назад
В рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии-2021» Мультимедиа Арт Музей, Москва впервые представля...

Выставка Александра Гринберга «Движение. 1920-е годы»

Выставки2 года назад
В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей...
Без смущения 2.0. Выставка американского фотографа Джока Стёржеса снова открылась в Москве

Без смущения 2.0. Выставка американского фотографа Джока Стёржеса снова открылас...

Выставки4 года назад
Центр фотографии имени братьев Люмьер возвращает на свои стены выставку «Без cмущения» американского...

Новая выставка в МАММ: классик советской фотографии Борис Игнатович

Выставки2 года назад
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Бориса Игнатовича — классика российской фотограф...

Экспозиция Кристофера Беркетта. Фотография, наполненная светом

Выставки4 мес. назад
На втором этаже Галереи Классической Фотографии представлено порядка двух десятков избранных работ п...
Камеры Nikon для космоса на выставке CP+ 2018

Камеры Nikon для космоса на выставке CP+ 2018

Выставки3 года назад
Nikon имеет долгую историю создания камер для использования на борту космических станций и в условия...
Борис Назаренко «Поток»
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить