Борис Назаренко «Поток»
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Бориса Назаренко — одного из самых ярких представителей современной стрит-фотографии, известного своими эмоциональными и ироничными снимками повседневной городской жизни.
©Борис Назаренко. Москва. 2018. Цифровая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Борис Назаренко родился в 1950 году в Омске в семье инженеров. Интерес к фотографии унаследовал от родителей: все началось с узкопленочной камеры с раздвижным объективом, которую его отец привез из Европы после окончания Второй мировой войны, а первые свои снимки Назаренко сделал на мамин фотоаппарат «Любитель». «Любителем», а также чехословацкой камерой Flexaret, рассчитанными на квадратный кадр 6×6 сантиметров, он продолжал снимать вплоть до 1980—1990-х годов — по словам фотографа, именно с этим связано его пристрастие к квадратному формату, благодаря которому он органично вошел в эпоху Инстаграма. В третьем классе Назаренко получил в подарок личную камеру — один из самых популярных советских малоформатных фотоаппаратов «Смена-2». В это время юного фотографа интересовали в основном формальные эксперименты с различными техниками, фотоэффектами и способами печати.
В 1963—1965 годах Назаренко посещал вечерние курсы Омского художественного училища. Занятия живописью и рисунком оказали сильное влияние на его фотографический язык, способ работы с композицией кадра и пластической формой.
©Борис Назаренко. Мюнхен. 2015(слева), Одесса. 2017(справа). Цифровая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Увлечение Назаренко фотоискусством развивалось параллельно с научной деятельностью. В 1967 году после обучения в физико-математической школе он поступил на математический факультет Новосибирского государственного университета. В 1971 году переехал в Москву и продолжил обучение в Московском инженерно-экономическом институте имени С. Орджоникидзе на факультете экономической кибернетики, где занимался вопросами искусственного интеллекта. Научно-исследовательская практика выработала у Назаренко особую внимательность к деталям, умение видеть новое в привычном.
В начале 1990-х годов на фоне экономического кризиса и напряженной обстановки в стране Назаренко потерял интерес к фотографии, но в 2005 году вновь увлекся фотоискусством и, перепробовав съемку в различных жанрах, остановился на уличной фотографии.
©Борис Назаренко. Кисловодск. 2014 (слева), Лазаревское. 2016(справа). Цифровая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
В экспозиции представлены работы Назаренко двух последних десятилетий его творчества. Классик стрит-фотографии Эллиотт Эрвитт, которого Назаренко называет одним из наиболее близких по духу мастеров, считал, что «фотография — это искусство наблюдательности. Не важно, что мы видим — важно, как мы видим». Этот принцип лежит в основе фотографического метода Назаренко. Его снимки — результат остроумной игры воображения и наблюдения. Ему блестяще удается предвосхитить зарождение и развитие истории, почувствовать «решающий момент» и за долю секунды запечатлеть его в одном кадре.
Это редкое умение делает Назаренко превосходным мастером спонтанной, непостановочной фотографии. Сам он называет свои работы «импровизациями». «Я не мыслю сериями, — рассказывает автор, — для этого есть кинематограф, я мыслю одним кадром, с которого все начинается и на нем же заканчивается». Назаренко предпочитает работать с черно-белой фотографией, полагая, что цвет отвлекает от главного — сюжета и непосредственных эмоций. В фокусе его внимания колоритные места и персонажи, взаимоотношения героев и их переживания, случайные композиционные рифмы и сочетания форм, рождающие новые визуальные и смысловые связи. Из потока повседневности он выхватывает то анекдотические, то драматические мизансцены, из которых состоит будничная жизнь любого города любой страны.
©Борис Назаренко. Омск. 2018 (слева), Никосия. 2018 (справа). Цифровая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
По признанию фотографа, ему интереснее всего снимать своих героев в обыденных обстоятельствах, когда каждый из них может проявить свою индивидуальность. «Меня интересует реальная жизнь: никакой постановки, никакого лукавства, — говорит Назаренко, — ведь она во много раз интереснее и фантастичнее, чем любая выдумка».
Борис Назаренко — участник многочисленных выставок в музеях и галереях Италии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, России. Его фотографии находятся в собраниях Государственного Русского музея, Мультимедиа Арт Музея, Москва, галереях Праги и Будапешта. Живет в Москве, часто путешествует, снимая по всему миру.
***
Дата проведения 27.04— 20.06.2021
Адрес: Мультмедиа Арт Музей, Москва, ул. Остоженка, д. 16
Время работы с 12:00–21:00 ежедневно, кроме понедельника
Комментарии