Борис Назаренко «Поток»

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Бориса Назаренко — одного из самых ярких представителей современной стрит-фотографии, известного своими эмоциональными и ироничными снимками повседневной городской жизни.

image_6

©Борис Назаренко. Москва. 2018. Цифровая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Борис Назаренко родился в 1950 году в Омске в семье инженеров. Интерес к фотографии унаследовал от родителей: все началось с узкопленочной камеры с раздвижным объективом, которую его отец привез из Европы после окончания Второй мировой войны, а первые свои снимки Назаренко сделал на мамин фотоаппарат «Любитель». «Любителем», а также чехословацкой камерой Flexaret, рассчитанными на квадратный кадр 6×6 сантиметров, он продолжал снимать вплоть до 1980—1990-х годов — по словам фотографа, именно с этим связано его пристрастие к квадратному формату, благодаря которому он органично вошел в эпоху Инстаграма. В третьем классе Назаренко получил в подарок личную камеру — один из самых популярных советских малоформатных фотоаппаратов «Смена-2». В это время юного фотографа интересовали в основном формальные эксперименты с различными техниками, фотоэффектами и способами печати.

В 1963—1965 годах Назаренко посещал вечерние курсы Омского художественного училища. Занятия живописью и рисунком оказали сильное влияние на его фотографический язык, способ работы с композицией кадра и пластической формой.

image_9

©Борис Назаренко. Мюнхен. 2015(слева), Одесса. 2017(справа). Цифровая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Увлечение Назаренко фотоискусством развивалось параллельно с научной деятельностью. В 1967 году после обучения в физико-математической школе он поступил на математический факультет Новосибирского государственного университета. В 1971 году переехал в Москву и продолжил обучение в Московском инженерно-экономическом институте имени С. Орджоникидзе на факультете экономической кибернетики, где занимался вопросами искусственного интеллекта. Научно-исследовательская практика выработала у Назаренко особую внимательность к деталям, умение видеть новое в привычном.

В начале 1990-х годов на фоне экономического кризиса и напряженной обстановки в стране Назаренко потерял интерес к фотографии, но в 2005 году вновь увлекся фотоискусством и, перепробовав съемку в различных жанрах, остановился на уличной фотографии.

image_14

©Борис Назаренко. Кисловодск. 2014 (слева), Лазаревское. 2016(справа). Цифровая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

В экспозиции представлены работы Назаренко двух последних десятилетий его творчества. Классик стрит-фотографии Эллиотт Эрвитт, которого Назаренко называет одним из наиболее близких по духу мастеров, считал, что «фотография — это искусство наблюдательности. Не важно, что мы видим — важно, как мы видим». Этот принцип лежит в основе фотографического метода Назаренко. Его снимки — результат остроумной игры воображения и наблюдения. Ему блестяще удается предвосхитить зарождение и развитие истории, почувствовать «решающий момент» и за долю секунды запечатлеть его в одном кадре.

Это редкое умение делает Назаренко превосходным мастером спонтанной, непостановочной фотографии. Сам он называет свои работы «импровизациями». «Я не мыслю сериями, — рассказывает автор, — для этого есть кинематограф, я мыслю одним кадром, с которого все начинается и на нем же заканчивается». Назаренко предпочитает работать с черно-белой фотографией, полагая, что цвет отвлекает от главного — сюжета и непосредственных эмоций. В фокусе его внимания колоритные места и персонажи, взаимоотношения героев и их переживания, случайные композиционные рифмы и сочетания форм, рождающие новые визуальные и смысловые связи. Из потока повседневности он выхватывает то анекдотические, то драматические мизансцены, из которых состоит будничная жизнь любого города любой страны.

image_11

©Борис Назаренко. Омск. 2018 (слева), Никосия. 2018 (справа). Цифровая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

По признанию фотографа, ему интереснее всего снимать своих героев в обыденных обстоятельствах, когда каждый из них может проявить свою индивидуальность. «Меня интересует реальная жизнь: никакой постановки, никакого лукавства, — говорит Назаренко, — ведь она во много раз интереснее и фантастичнее, чем любая выдумка».

Борис Назаренко — участник многочисленных выставок в музеях и галереях Италии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, России. Его фотографии находятся в собраниях Государственного Русского музея, Мультимедиа Арт Музея, Москва, галереях Праги и Будапешта. Живет в Москве, часто путешествует, снимая по всему миру.

***

Дата проведения 27.04— 20.06.2021

Адрес: Мультмедиа Арт Музей, Москва, ул. Остоженка, д. 16

Время работы с 12:00–21:00 ежедневно,  кроме понедельника

Источник: МАММ

«Фотоработы Стаса Намина приобщают нас к чему-то грандиозному»

Выставки2 года назад
В Галерее классической фотографии на Саввинской набережной в Москве открылась персональная выставка ...

Открытие выставки "По ту сторону реальности" Эрика Йоханссона

Выставки5 лет назад
Центр фотографии имени братьев Люмьер впервые представляет российской публике выставку молодого швед...
Nikon представляет нового амбассадора

Nikon представляет нового амбассадора

Выставки6 лет назад
Амбассадоры Nikon – одни из самых талантливых, известных и уважаемых фотографов современной фотоинду...
Мгновения пейзажа Максима Бедова

Мгновения пейзажа Максима Бедова

Выставки2 года назад
В канун открытия выставки Максима Бедова Portfolio #2 на YouTube-канале PhotarTV состоялась премьера...
Россия. 1917 год

Россия. 1917 год

Выставки6 лет назад
Выставка «Россия. 1917» посвящена самому важному году в истории России ХХ века. В переломный 1917 го...

Выставка «Фотоальбом Анри Картье-Брессона. 1932–1946»

Выставки6 лет назад
Мультимедиа Арт Музей, Москва продолжает знакомить с творчеством великого французского фотографа, од...

Мария Тимофеева. Память заменяет мне вид из окна

Выставки2 мес. назад
Московский музей современного искусства и Школа современного искусства «Свободные мастерские» предст...
Уральских авторов представят на Московской биеннале современного искусства

Уральских авторов представят на Московской биеннале современного искусства

Выставки6 лет назад
С 29 сентября Екатеринбургская галерея современного искусства презентует кураторский проект «Женщина...

Открывается выставка лучших фотографий 2018 года по версии Nikon

Выставки5 лет назад
С 28 сентября по 28 октября в Галерее Классической Фотографии (Москва, Саввинская наб., 23, стр. 1) ...
Фотофорум 2017 – что, где, когда

Фотофорум 2017 – что, где, когда

Выставки7 лет назад
Московский Фотофорум – имя давно нарицательное. Это ежегодное событие вот уже 17 лет собирает вместе...

Экскурсия по выставке «Ледяной поход»

Выставки6 лет назад
12 мая в 13.00 в Галерее Классической Фотографии пройдёт экскурсия по выставке «Ледяной поход». Груп...
Выставка пейзажей Кристофера Беркетта

Выставка пейзажей Кристофера Беркетта

Выставки7 лет назад
С 21 июня по 30 июля в Галерее Классической Фотографии пройдёт выставка работ признанного мэтра амер...
События июня в Центре фотографии имени братьев Люмьер

События июня в Центре фотографии имени братьев Люмьер

Выставки6 лет назад
Мы рады поделиться с вами ближайшими событиями в Центре фотографии имени братьев Люмьер. Выставка «G...

Выставка Жерара Юфера «Один день в музее».

Выставки5 лет назад
В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей...

Выставка «NOOR. Иди и смотри» открылась в Москве

Выставки6 лет назад
Экспозиция включила 160 работ четырнадцати серий, среди которых «Остров дальтоников» Санне де Вильде...
Борис Назаренко «Поток»
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить