Лекция Владимира Левашова "Сфотографированный мир.Версии"
28 октября в ФТВЦ "Зенит" (Москва) состоится лекция Владимира Левашова «Сфотографированный мир. Версии». Известный историк фотографии, куратор выставок современного искусства и автор многочисленных публикаций планирует рассказать о четырех типах съемки, которые использовались фотографами во второй половине XX века. На основе этих стратегий возникли принципы современной документальной и уличной фотографии. Начало лекции в 16:00. Количество мест ограничено, требуется регистрация.
©Анри Картье-Брессон
Выражение «сфотографированный мир» принадлежит одному из героев лекции, американскому стрит-фотографу Гарри Виногранду. Оно означает, что реальный мир и его отпечаток – разные вещи, и что в кадре всегда возникает что-то новое. Виногранд известен фотографиями повседневной жизни: он снимал, казалось бы, малоинтересные события и не очень следовал правилам формальной композиции – но именно это придавало его работам живость и динамику.
Однако «отцом фоторепортажа и фотожурналистики» считается француз Анри Картье-Брессон. Он был известен стремлением оставаться «невидимым» для людей, которых снимал, и старался поймать любую сцену в момент наивысшего эмоционального напряжения, связывая его со своим ощущением изобразительной формы - он называл это «решающим моментом».
©Ли Фридлендер
Еще один классик американской фотографии, Ли Фридлендер (к слову, с Гарри Винограндом они были друзьями), разработал влиятельный и часто имитируемый визуальный язык городского «социального ландшафта»: многие его фотографии включают отражения витрин, плакатов, уличных указателей. Он заслуженно считается «мастером случайного кадра», допуская в него элементы, которые кажутся «ненужными» с точки зрения искусства. Тем не менее, они помогают передать атмосферу времени. Ли Фридлендер умел находить необычные ракурсы и играл с отражениями, тенями и пространством, что позволяло зрителю взглянуть на привычные вещи с новой точки зрения. Кроме того, Фридлендер уделял много времени созданию фотоальбомов.
Немецкие фотографы Бернд и Хилла Бехеры, ставшие основателями Дюссельдорфской школы фотографии, всю свою творческую жизнь снимали только объекты промышленной архитектуры: их завораживали формы водонапорных башен, доменных печей, газгольдеров и элеваторов. Возможно, они были первыми фотографами-концептуалистами: вырывали постройки из окружающей среды и вносили в снимок что-то от вечности. Все смыслы созданных Берндом и Хиллой Бехер изображений лежали где-то за пределами кадров, а стиль вводил в ступор теоретиков. Бехеры, таким образом, стали первыми, кто проложил мостик между фотографией и современным искусством.
©Джефф Уолл
Цветные работы канадца Джеффа Уолла - «лайтбоксы» или «фотокартины» - напоминают снимки очень высокого качества с кажущимися на первый взгляд совершенно банальными сюжетами. Но творчество Уолла во многом определило облик новейшего искусства. Его работы детально продуманы, формально выстроены и наделены огромным объёмом явных и скрытых референций. С 1996 года он работал и с чёрно-белой фотографией, паралелльно с лайтбоксами прибегая к печати на фотобумаге. Таким образом, все менее очевидной становилась разница между цифровой, постановочной и традиционной аналоговой документальной фотографией.
Комментарии