Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Натюрморт

Известно, что, в отличие от пейзажной или репортажной съемки, где нужно вовремя успеть сделать снимок, натюрморт статичен. И на создание одной фотографии у вас может уйти столько времени, сколько вы сами захотите. Именно поэтому следует уделять внимание мелочам и основательно готовиться к кадру, думая о композиции, освещении и объектах съемки.

Что же такое съемка натюрморта? Разбираемся в новой обучающей Магистратуре Nikon вместе с экспертами Анастасией СоловьёвойАнатолием ТимофеевымЕвгенией Горенковой, Ольгой Синегубовой и Анной Черняковой!

И традиционный конкурс: ждем ваши лучшие фото в комментариях здесь до 10 октября! Напоминаем, что фото должны быть сделаны на Nikon! Подписывайте, на что сделаны кадры, и загружайте фото размером не более 900 рх :) Всем удачи!

Автор: Анатолий Тимофеев




Евгения Горенкова:

“Натюрморт в фотографии — дело тонкое. Бытует мнение, что работать с неодушевленным предметом гораздо проще, чем с реальным человеком, и это заблуждение. Для того чтобы создать воодушевляющий натюрморт, нужно прочувствовать эмоцию предмета, его характер и его предназначение. Даже если натюрморт статичен, он обязан нести в себе сильный заряд, который раскрывает саму суть предмета на фотографии и эмоцию автора.

1. Вдыхаем творчество

Творчество в натюрморте — это основа. Прежде чем вы приступите к фотосъемке, прокрутите у себя в голове все картинки предметов, участвующих в этом процессе. Представьте, в каком освещении вы видите уже готовый результат, какие детали будут рядом и какого цвета.

Например, если вы решили снимать апельсины, купите разных сортов и размеров. Не жалейте времени на создание съемочной площадки. Посвятите вашей идее целый день, начиная с похода в магазин и заканчивая обработкой вашего шедевра. Поверьте, во время прогулки по рынку в поисках нужных вам фруктов ваша фантазия дорисует полноценный образ готового натюрморта, и в итоге вы получите сногсшибательный результат.


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S Micro-NIKKOR 60mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/160
ISO: 50
Фокусное расстояние: 60 мм


2. Забудьте про перфекционизм

Натюрморт изначально подразумевает создание чего-то эстетически привлекательного, но не переусердствуйте. В создании натюрморта от вас требуется показать уже существующую красоту того или иного продукта, но не придать ему искусственную привлекательность. Поэтому в процессе подготовки не бойтесь придать картинке натурализм, например, разбросав немного крошек кекса вокруг, неровно отрезав кусок от пирога. Это придаст характер и аппетитность натюрморту.

Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S Micro-NIKKOR 60mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/3
Выдержка: 1/100
ISO: 50
Фокусное расстояние: 60 мм


3. Свет и тень

Жёсткие тени придают объекту и самой фотографии важный объем. Нужно только научиться использовать их в нужный момент. Экспериментируйте с тенями — это научит вас глубже понимать предметную фотосъемку. Если вы предпочитаете снимать в тёмном ключе, то жёсткие тени выступят серьёзным помощником и придадут фотографии концептуальный характер.

Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S Micro-NIKKOR 60mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/250
ISO: 400
Фокусное расстояние: 60 мм


4. Глубина резкости

Большинство зрителей воспринимает картинку как более творческую, если глубина резкости маленькая. Это значит, что основной объект съемки находится в фокусе, а детали заднего плана размыты. Если перед вами стоит творческая задача создать натюрморт со вкусной и красивой клубникой, то смело используйте приём малой глубины резкости. Только не нужно прятать весь задний план фотографии, иначе зачем вы вообще создавали натюрморт? Устройте клубнику в центре натюрморта, а по бокам и сзади расположите ягоды и фрукты, чтобы создать эмоциональную связь, но не переборщите с красным, во всём нужна мера.

Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S Micro-NIKKOR 60mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/ 3.2
Выдержка: 1/80
ISO: 200
Фокусное расстояние: 60 мм


5. Оптика

Вот вы научились создавать красивые натюрморты на столе, но качество картинки вашего фотоаппарата почему-то вас расстраивает. Знакомо? Всё дело в объективе. Для создания ярких и качественных картинок, несомненно, нужен светосильный объектив. Я предпочитаю в такого рода фотосъемке фиксы, хотя существует ряд ситуаций, когда и зум может пригодиться. Например, если вы снимаете подвижный натюрморт с брызгами воды, лучше использовать зум, установив фотоаппарат на штатив на достаточном расстоянии от воды”.


Камера: Nikon D90
Объектив: AF-S DX NIKKOR 35mm f/1.8G
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/125
ISO: 320
Фокусное расстояние: 35 мм



Анастасия Соловьёва:

“1. Реквизит

Большинство моих натюрмортов составлено из предметов, которые встречаются нам ежедневно: еда, цветы, предметы быта. От поздней весны и до ранней осени недостатка в "моделях" не возникает, наоборот: хочется запечатлеть всё и сразу. Нужно уметь отсеивать лишнее и подчеркивать главное, чтобы не превратить свой натюрморт в "солянку".



Камера: Nikon D7000
Объектив: AF-S NIKKOR 35mm f/1.8G ED
Диафрагма: f/11
Выдержка: 2.5
ISO: 100
Фокусное расстояние: 35 мм


2. Динамика

Чтобы придать натюрморту динамичности, я люблю ставить предметы под разными углами, создавая тем самым направляющие линии. Такой приём вносит в кадр эффект мимолётности, и усиливает ощущение присутствия человека.


Камера: Nikon D7000
Объектив: AF-S NIKKOR 35mm f/1.8G ED
Диафрагма: f/16
Выдержка: 6
ISO: 100
Фокусное расстояние: 35 мм


3. Техника

Для натюрморта подойдет любая камера, даже самый бюджетный вариант. Объективы лучше выбирать от 35 mm на кропе и от 50 mm на полнокадровом фотоаппарате, более широкий угол может дать геометрические искажения. Съемка производится на таймере, со штатива. Диафрагму закрываем как можно больше для максимальной глубины резкости.


Камера: Nikon D7000
Объектив: AF-S NIKKOR 35mm f/1.8G ED
Диафрагма: f/14
Выдержка: 2.5
ISO: 100
Фокусное расстояние: 35 мм


4. Свет от окна

Пожалуй, самый распространенный способ освещения в натюрмортах. Чтобы добиться более интересного эффекта, нужно использовать плотные шторы или большие куски картона. Так мы сможем управлять светом: затемнять фон и создавать больший контраст на переднем плане.


Камера: Nikon D7000
Объектив: AF-S NIKKOR 35mm f/1.8G ED
Диафрагма: f/16
Выдержка: 2
ISO: 100
Фокусное расстояние: 35 мм


5. Световая кисть

Этот приём может выручить, когда нет возможности снимать со светом от окна, возможно, кому-то он понравится даже больше. Суть такова: в тёмном помещении на длинной выдержке (5—7 секунд) фонариком мы прорисовываем наш натюрморт. Этим приёмом можно добиться наибольшей контрастности, главное — не переборщить со светлыми участками и немного подсвечивать тени, чтобы избежать провалов в чёрном.


Камера: Nikon D7000
Объектив: AF-S NIKKOR 35mm f/1.8G ED
Диафрагма: f/14
Выдержка: 10
ISO: 100
Фокусное расстояние: 35 мм


6. Обработка

У меня она достаточно простая: исправление каких-либо недостатков, легкая цветокоррекция, усиление резкости, возможно наложение текстуры на задний план”.


Камера: Nikon D7000
Объектив: AF-S NIKKOR 35mm f/1.8G ED
Диафрагма: f/13
Выдержка: 1.6
ISO: 100
Фокусное расстояние: 35 мм


Анатолий Тимофеев:

“1. Методика фотосъемки

При проведении фотосъемки натюрморта советую управлять фотокамерой дистанционно с помощью программного обеспечения от Nikon — Camera Control Pro 2 с включенной функцией сохранения файлов на жестком диске и автоматическим просмотром с помощью программного обеспечения от Nikon — ViewNX. Это позволит внимательно рассмотреть снимок и внести необходимые корректировки в композицию и схему освещения.

Бэкстэйдж

Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G IF-ED
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/200
ISO: 200
Фокусное расстояние: 18 мм


2. Оборудование

Рекомендую использование поляризационного фильтра с целью управления бликами и отражениями. Схемы освещения и используемое осветительное оборудование могут быть самыми разнообразными: естественный свет из окна, доступный свет, источники постоянного и (или) импульсного света. Использование постоянного света с «горячими» галогеновыми лампами создает определенные трудности при съемке продуктов питания, связанные с высокой температурой в студии.


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S VR Micro-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED
Диафрагма: f/16
Выдержка: 1/200
ISO: 100
Фокусное расстояние: 105 мм


3. Композиция

Грамотная композиция является главным залогом успеха по созданию натюрморта. Можно перед съемкой нарисовать желаемую схему натюрморта на бумаге. Очень желательно использовать сетку золотого сечения и (или) спираль Фибоначчи, «накидывая» их на готовый кадр с целью последующей корректировки положения и освещенности предметов в кадре. Необходимо добиваться идеальной композиции, не обделяя вниманием ни одной мелочи. Также очень важно тренировать свой глаз на лучших образцах живописи с изображениями натюрмортов. Одним словом, нужно вырабатывать художественный вкус.


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S VR Micro-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED
Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/125
ISO: 100
Фокусное расстояние: 105 мм


4. Колористика

Наряду с композицией колористика является мощным инструментом воздействия на зрителя. Наиболее яркий пример на эту тему — сочетание теплых и холодных тонов. Здесь будет уместно сказать и об одежде фотографа. Для работы надевайте одежду нейтрально-серого, черного или белого цветов, в зависимости от задачи. Избегайте цветной одежды. Баланс белого должен быть безупречным.


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S VR Micro-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED
Диафрагма: f/16
Выдержка: 1/2
ISO: 100
Фокусное расстояние: 105 мм


5. Свет

Несколько слов о направлении света. Самый неудачный вариант — освещение от зрителя. Намного лучше — контровый свет, направленный на зрителя, прямо или под углом. Главная задача — имитировать понятный и знакомый зрителю свет. Например, свет в кладовке или утренний свет на кухне. В то же время можно использовать разнонаправленный свет карманного фонарика на длинной выдержке.


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S VR Micro-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED
Диафрагма: f/16
Выдержка: 1/125
ISO: 100
Фокусное расстояние: 105 мм


6. Терпение и настойчивость

Как известно, побеждает тот, кто идет до конца. Съемка натюрморта — работа творческая, утомительная и физически, и эмоционально. Если что-то пошло не так, сделайте перерыв. Но не бросайте, не достигнув результата, будьте терпеливы — удача редко лежит на поверхности, чаще она является наградой за тяжелый труд и преодоление преград на пути к успеху”.


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S VR Micro-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED
Диафрагма: f/14
Выдержка: 1/200
ISO: 100
Фокусное расстояние: 105 мм



Ольга Синегубова:

“1. Идея

Натюрморт начинается именно с идеи. Идея должна вызреть, а уж потом под нее подбираются предметы и составляется композиция. Кстати говоря, поиск предметов — увлекательнейшее занятие.


Камера: Nikon D5100
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.8G
Диафрагма: f/9
Выдержка: 2.5
ISO: 100
Фокусное расстояние: 50 мм


2. Композиция

Когда у вас уже собраны все предметы и есть представление о натюрморте, начинаем составлять композицию.Зачастую на расстановку композиции уходит много времени. Это кропотливая работа. В итоге должна получиться история, которую вы хотите донести до зрителя.

Камера: Nikon D5100
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.8G
Диафрагма: f/10
Выдержка: 3
ISO: 100
Фокусное расстояние: 50 мм


3.Фон

Обычно я использую крашеные ватманы или ткань. Фон не должен отвлекать от композиции, не должен бросаться в глаза. Он задает настроение всему натюрморту.

Камера: Nikon D5100
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.8G
Диафрагма: f/10
Выдержка: 3
ISO: 100
Фокусное расстояние: 50 мм


4. Свет

При съемке я использую только естественное освещение. Им можно немного поиграть, выделить отдельные предметы или, наоборот, затемнить, используя заслонки. Лучше всего расположить композицию так, чтобы свет был сбоку или сверху. Светотеневой рисунок создаёт объём натюрморта.

Камера: Nikon D5100
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.8G
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/10
ISO: 100
Фокусное расстояние: 50 мм


5. Штатив и настройки камеры

При съемке натюрморта обязательно наличие штатива. Все предметы должны быть в фокусе. Значение диафрагмы от 5.6 до 11 позволит создавать более красивые, глубокие кадры. Соответственно, увеличивается выдержка, и без штатива тут не обойтись. ISO всегда 100. Важно выбрать точку съемки: расположение камеры должно быть чуть сверху, наклон — вниз”.

Камера: Nikon D5100
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.8G
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1
ISO: 100
Фокусное расстояние: 50 мм


Анна Чернякова:

“Съемка натюрморта — одновременно и простая, и сложная задача. Сложность кроется в том, что любая деталь, не замеченная фотографом, может испортить все впечатление о снимке. У каждого фотографа, снимающего в этом жанре, свои приемы. Я хочу рассказать о своих.

1. Выбор объекта съемки

Натюрморт — это не всегда классические цветы и фрукты. Можно использовать и другие предметы: часы, ювелирные украшения, свечи. Нестандартность мышления в выборе только приветствуется. Если я не уверена, хорошо ли будет смотреться мой объект в кадре, я делаю тестовые снимки с разных ракурсов. И под самый выигрышный я подстраиваю остальную композицию.

Камера: Nikon D7000
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.8G
Диафрагма: f/2.2
Выдержка: 1/800
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 50 мм


2. Освещение

Можно снять студийное помещение, а можно фотографировать дома, имея свет из окна и простой отражатель. Или, занавесив окно, попробовать выставить нужный свет. Сама я снимаю с естественным светом, с ним кадры кажутся натуральней.


Камера: Nikon D3200
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.8G
Диафрагма: f/2.2
Выдержка: 1/800
ISO: 200
Фокусное расстояние: 50 мм


3. Выбор фона

Я не совсем согласна с тем, что идеальный фон для натюрморта — однотонный. Для классического натюрморта он, бесспорно, подходит, но если вы хотите создать кадр в стилистике «лайфстайл», то такая строгость в выборе вовсе не обязательна. Например, красивое боке может только подчеркнуть легкость и воздушность букета полевых цветов, снятых на веранде. Самое главное, что нужно учитывать при выборе фона — его уместность в данной съемке.


Камера: Nikon D3200
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.8G
Диафрагма: f/2.2
Выдержка: 1/400
ISO: 400
Фокусное расстояние: 35 мм


4. Атмосфера

Для меня это один из самых важных аспектов при создании кадра. Хорошо переданная атмосфера — это залог успеха всего кадра. Поэтому, создавая атмосферу на вашем снимке, постарайтесь учесть все мелочи на 100%. Хорошо осмотрите задний план — ничего не должно резонировать с вашей композицией.


Камера: Nikon D7000
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.8G
Диафрагма: f/2
Выдержка: 1/2500
ISO: 250
Фокусное расстояние: 50 мм


5. Композиция

Без знания основ вы вряд ли снимете хороший кадр. Я в своей работе сначала делаю набросок предполагаемого кадра, а затем уже воссоздаю его в реальной жизни. Таким образом, я уже имею четкий план того, что хочу получить на выходе.


Камера: Nikon D7000
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.8G
Диафрагма: f/2
Выдержка: 1/2500
ISO: 250
Фокусное расстояние: 50 мм


6. Вдохновение

Каждый ищет его в своих «проверенных» местах: кто-то — в картинах известных художников, кто-то — в фильмах, а кто-то — в простой прогулке в парке. Главное — найти свой источник творческой энергии, который будет подпитывать вас, позволяя творить и радовать своими фотографиями окружающих!”



Камера: Nikon D7000
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.8G
Диафрагма: f/2.2
Выдержка: 1/2500
ISO: 250
Фокусное расстояние: 50 мм

Визуальные этюды в низком ключе. Темная тональность в фотографии.

Визуальные этюды в низком ключе. Темная тональность в фотографии.

Техника съемки3 года назад
Предлагаю поговорить о тональности фотографического изображения. Это как в музыке, где одни композиц...
Панорамная съёмка

Панорамная съёмка

Техника съемки8 лет назад
Съёмка панорам — один из наиболее часто используемых в пейзажной фотографии приёмов. Если не ограни...
Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка репортажа.

Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка репортажа.

Техника съемки5 лет назад
Репортаж — сложный жанр. При съемке репортажа необходимо передать атмосферу мероприятия, сфотографир...
Семь масок гобо, которые можно найти у себя дома.

Семь масок гобо, которые можно найти у себя дома.

Техника съемки6 лет назад
Маски гобо - это модификаторы света, которые выполнены в виде трафарета с определённым рисунком. Они...
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка вылетает не туда?

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка выл...

Техника съемки10 лет назад
Вся фотографическая премудрость по Сахарову укладывается в несколько афористичных фраз и рассчитана,...
Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Техника съемки6 лет назад
Большую часть своих последних опубликованных снимков я сделал в «панорамной» технике, т.е. сшивал вм...
Спортивная съемка

Спортивная съемка

Техника съемки5 лет назад
Сегодня мы поговорим об одном из интереснейших видов репортажа — спортивной съемке. Мы разберём, как...
Лучшие объективы Canon для пейзажной съемки

Лучшие объективы Canon для пейзажной съемки

Техника съемки5 лет назад
В этой статье опытный фотограф-пейзажист и амбассадор Canon Дэвид Нотон поделился своими мыслями в о...
Смотрите шире. Снимаем и склеиваем панораму

Смотрите шире. Снимаем и склеиваем панораму

Техника съемки8 лет назад
Вам когда-нибудь казалось, что фотографии со стандартным для зеркалок соотношением сторон 2:3 какие-...
Уроки Розова: смотреть и видеть. Часть 2

Уроки Розова: смотреть и видеть. Часть 2

Техника съемки10 лет назад
В предыдущем номере нашего журнала была опубликована первая часть статьи Георгия Розова, посвященная...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Техника съемки6 лет назад
Известно, что панорамная съемка применяется в том случае, когда угол обзора объектива недостаточен д...
Мобильная фотография: 19 советов для успеха

Мобильная фотография: 19 советов для успеха

Техника съемки5 лет назад
Лоукостеры и хостелы подарили людям возможность экономно путешествовать на любые расстояния, а Insta...
Использование галогенного прожектора в качестве источника студийного света

Использование галогенного прожектора в качестве источника студийного света

Техника съемки6 лет назад
Фотограф Джессика Кобеисси решила провести эксперимент, применив в качестве основного источника свет...
Выбор оборудования для предметной фотосъемки, для начинающих.

Выбор оборудования для предметной фотосъемки, для начинающих.

Техника съемки5 лет назад
Какое оборудование необходимо для создания небольшой предметной фотостудии? В этой статье я расскажу...
МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка портрета на улице

МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка портрета на улице

Техника съемки5 лет назад
Лето — сезон съемок под открытым небом. Но при планировании фотопрогулки многие задаются вопросами: ...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Натюрморт
Nikon

Комментарии

Отправить